Яаков и Израиль: два имени и две миссии
2014-12-02 22:56:24
Автор: M. Bruk
02.12.2014 14:11
Тора в нашей недельной главе «Ваишлах» дает нам ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
02.12.2014 14:11
Тора в нашей недельной главе «Ваишлах» дает нам возможность понять сложную природу еврейства. Праотец Яаков получает второе имя — Израиль — после взаимодействия с персонажем, называемым «ангелом Эсава». Каждое имя выражает миссию человека. Два имени — это две миссии.
Рассмотрим одно из важных объяснений этого феномена.
Яаков — это выражение внутриеврейского взгляда, евреи как замкнутая на своих интересах община, «бейт Яаков» — «дом Яакова», внутриеврейское пространство.
Израиль — это динамичное проявление евреев в их взаимодействии с другими народами. Это евреи как «закваска мировой революции», как «двигатель прогресса», как приобщение мира к идеям монотеизма, как деятели мировой культуры.
Подробнее...
Тэги:
брук,
ваишлах,
меир,
рав
Еще один маленький
2014-11-28 17:22:33
... />
автор текста:
рав Пятигорский, Иерусалим
+ развернуть текст сохранённая копия
ворт для тех, у кого в субботу гости и им надо за столом сказать слова Торы. Недельный раздел Вайеце. Тема: умение делать замечания мягко.
В городе Радин был один бахур, который нарочно ходил по улицам в субботу и курил у всех на виду. Ему сказали, что пожалуются на него раввину – Хафец-Хаиму. Он нагло ответил: пожалуйста. Его спросили: он не боится? Ответил, что нисколько. – А если раввин позовет его к себе, он не испугается к нему пойти? Сказал: пойду, потому что не боюсь я вашего раввина.
И вот его позвали к Хафец-Хаиму. Все видели, как он вошел к нему в дом. Через несколько секунд вышел задумчиво и ушел. С тех пор стал буквально другим человеком. И никто не знает, что ему сказал Хафец-Хаим. А был мудрец тогда очень старый. И скоро он умер – так никто и не узнал, каким образом он перевоспитал строптивого бахура.
Так рассказал на одной из своих бесед в американской синагоге один известный даршан-раввин. И добавил, что дорого бы дал за то, чтобы узнать, что ему сказал Хафец-Хаим.
После этой беседы подошел к нему один очень пожилой человек и сказал, что он – тот бахур.
Раввин схватил его за руку: так что он тебе сказал??
Старик ответил: ты не поверишь, буквально несколько слов, вернее даже одно.
Какое слово? – спросил тот. – Не томи!
– Хафец-Хаим взял мои руки в свои, посмотрел мне в глаза и вдруг заплакал. И сказал только: суббота, суббота. А его слезы капали мне на руку. И с тех пор я постоянно чувствую, как те слезы жгут мою руку.
(С урока "Мягкое замечание".)
**
Берешит 29:4-5. Сцена, когда пришел Яаков (после сулам-Яаков, где Всевышний много ему обещал) и увидел, что пастухи с тремя стадами собрались рядом с колодцем, чтобы отвалить от него огромный камень.
Сказал им Яаков: "Мои братья!. День еще большой, не пришло время собирать стадо (на ночлег)".
Раши: он так поступил, потому что увидел, что они собирают стада, и решил, что они собирают их, чтобы отвести домой. И поскольку они наемные работники, то сказал им, что они еще не отработали свою плату и надо пасти дальше. Отсюда видим, что если человек (особенно, если он уважаемый в Торе) видит непорядок, он обязан об этом предостеречь людей, чтобы на них не было вины. Поэтому начал свою речь: мои братья!
Если мы кого-то хотим остановить от плохого дела – то только любовью. Если человек нам не брат – то не учим его и не отсчитываем. Это и называется: "Полюби своего ближнего, как самого себя". Многие перефразируют: полюби своего брата, как себя. Потому что любой еврей – твой брат.
Хорошей вам субботы!
автор текста: рав Пятигорский, Иерусалим
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Обычная работа
2014-11-27 01:33:25
... br />Поскольку
рав Шах очень ... директор к
раву Шаху. Оказалось ... />автор текста:
рав Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
Несколько слов об отношении Торы к обычной человеческой работе – физическим трудом или умственным, квалифицированная или сезонная по найму, все равно. Читал как-то в детстве, что технический и экономический прогресс в Европу пришел из-за того, что протестанты и пуритане (немцы, англичане и пр. северяне) считают работу важной религиозной заповедью – в отличие от католиков и православных, у которых, кто богат, тот и злодей. В то время как у немцев – кто богат, то и праведен, а вот бедняку надо исправиться. Не вдаваясь в дебри социальной философии, задумался я, а как обстоят дела у евреев. С одной стороны, бедняк у нас праведен, почти, а вот богач, если судить по сказкам, не очень. С другой стороны, весь еврейский мир держится на цдаке, а цдака, известно, кем дается и кому.
Вот об этом и пишу пару слов. Тема: "Человек на работе", заповедь: "Человек, нанятый на работу, обязан делать ее со всем старанием".
**
Один руководитель ешивы для детей пришел к раву Элиэзеру Ману Шаху посоветоваться, можно ли взять на работу одного его авреха, и назвал имя. Рав Шах сказал, что этот аврех – замечательный человек и настоящий мудрец Торы, но на работу в ешиве он не годится.
Поскольку рав Шах очень похвалил того авреха, того все-таки взяли на работу. Ибо рав Шах не запретил категорическим образом.
Через некоторое время выяснилось, что молодой человек действительно не подходит к такой работе. Очень он медленно и слишком вдумчиво обучал детей Торе и Талмуду. Дети не выполняли с ним программу.
Пришел тот директор снова к раву Шаху и спросил, что делать. Рав Шах ответил, что теперь его нельзя увольнять. Но надо найти при той же ешиве другую должность, где он проявит себя должным образом. – Так и сделали. А на его место взяли другого человека.
И снова пришел директор к раву Шаху. Оказалось, что второй человек тоже не соответствует месту – постоянно опаздывает, уроки дает неряшливо, нетребователен и пр.
Рав Шах сказал, что его надо уволить.
Спросили: почему одного надо уволить, а второму надо найти другую должность, но не увольнять?
Ответил: оба не годятся на роль учителя. Но один делает все, что может, и старается. А второй не старается. Первого надо поощрить. Второй ворует зарплату.
**
Сказано в трактате Бава-Батра (165-1): "Большинство воруют, но мало кто прелюбодействует". Но разве можно сказать, что большинство людей воруют, т.е. берут чужое?
Вот как объяснил это высказывание раби Бенцион Аба-Шауль в книге Ор-леЦион (стр. 113):
Иногда человек совершил грех – но считает, что выполнил заповедь. Ибо поступил так под влиянием своего плохого начала. Особенно часто это бывает с работниками. Рассуждает человек так: пусть я иногда ошибаюсь в работе и не работаю с полной выкладкой, но получаю я маленькие деньги – а хозяин получает большую выгоду. Мои деньги против его денег – ничто! (В России говорили: "они делают вид, что платят нам, а мы делаем вид, что работаем".) Но это воровство. И им страдают многие.
Пример Рамхаля (Месилат Йешарим, ч. 11): наемный работник, нанятый на время, не может оставить работу ни на минуту – ибо каждая минута оплачена. И он не может отвлечься даже для исполнения заповеди. Почему? Потому что цель исполнения заповеди – выполнение желания Всевышнего. А Он не хочет, чтобы Его желание исполнялось за счет воровства у другого человека. Такой человек вместо заслуги получит гнев Всевышнего в свой адрес (нонбс).
**
Вот и весь ответ тем, кто ставит евреям в пример пуритан и протестантов, укоряя народ Торы в том, что они-де не работники, а только работодатели. Работодатель у нас Один, а все мы у Него работники!
автор текста: рав Пятигорский
Тэги:
видеоурок,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
На молитву становись! Недельная глава Торы «Толдот»
2014-11-20 23:38:01
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:28
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:28
После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность — это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов — Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери, вслед за ним, держась за пятку брата, — Яаков. С возрастом разница между братьями становится все заметнее. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продает свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо — чечевичную похлебку.
Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак призывает к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав грозит
убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану в Падан-Арам, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.
***
«И молился Ицхак Б-гу за свою жену (ленохах ишто)…» (25:21).
«Ленохах ишто» может означать также «напротив своей жены». Раши объясняет, что Ривка тоже молилась — в том же помещении, но у другой стены.
Анализируя эту лексическую особенность приведенного стиха, мудрецы Талмуда (трактат «Иевамот», 64) приходят к выводу, что они оба, Ривка и Ицхак, были бесплодны. Кстати, вспомним, что бесплодием страдали и две другие наши праматери — Сара и Рахель.
Мудрецы спрашивают: «Почему нашим праматерям и праотцам было трудно зачать детей?» И сами отвечают: «Потому что Б-г хочет, чтобы праведники молились ему».
В Книге псалмов («Теилим») сказано: «Желание боящихся Его исполняет Он, и вопль их слышит, и помогает им» (145:19). На первый взгляд, вторая часть этой фразы излишняя. Ведь если Б-г выполняет желания боящихся Его, то это значит также, что он наверняка услышит их призывы и поможет им. Первое включает в себя второе. Так зачем это уточнение?
Ответ такой. Истинно богобоязненный человек не испытывает никаких желаний и устремлений помимо того, что уже имеет. Для него все хорошо, чем наградил его Б-г, и он ничего у него не просит.
Однако, желая услышать молитвы праведников, Б-г сам пробуждает в них желания и стремления к чему-либо. Именно об этом говорится в приведенном стихе из «Теилим». Его первую часть можно интерпретировать и так: «Он создает желания у боящихся Его», и в результате они чувствуют необходимость молить Его об исполнении этих желаний. И уж затем: «Вопль их Он услышит и спасет их».
Плохой сосед по «общежитию»
«И толкались сыновья в утробе ее…» (25:22).
Характер, как известно, закладывается с детства — еврейская традиция утверждает, что еще в утробе матери. У Ривки, будущей матери близнецов Эсава и Яакова, была тяжелая беременность: «Толкались сыновья в утробе ее».
Раши объясняет, что еще не родившиеся младенцы проявляли разные склонности. Когда Ривка проходила мимо иешивы Шема и Эвера, старожилов из рода Авраама, на свет рвался Яаков, а когда приближалась к языческому капищу — беспокойно вел себя Эсав.
Мотив Эсава ясен. Близнецов вынашивала великая праведница Ривка, поэтому материнская утроба была для него, идолопоклонника от рождения, точнее от зачатия, не самым уютным местом. Но почему Яаков хотел побыстрее выйти на свет? Ведь Талмуд в трактате «Нида» сообщает, что во время беременности еврейской матери ангел учит ее ребенка всей Торе, которую он при родах забывает. (Поэтому мудрецы говорят, что при жизни мы не учим Тору и святой язык, а «вспоминаем» их.) Так неужели Яаков спешил расстаться со своим учителем-ангелом?
Ответ прост и поучителен: даже если у вас самый лучший в мире наставник, плохой сосед по «общежитию» может все испортить, сбить вас с пути истинного, и вам лучше немедленно покинуть «учебное заведение».
В нужное русло
Комментарий Раши на стих о толкающихся сыновьях вызывает еще один вопрос. Если характер закладывается в материнской утробе и дети рождаются с определенными чертами характера и личными склонностями, то как быть с принципом свободы выбора, краеугольным камнем еврейского мировоззрения? Выходит, что все совершенные Эсавом преступления можно оправдать: ведь он был так «запрограммирован». И почему праведник вознаграждается за те качества, которые он всосал не то что с молоком матери, а еще раньше — из плаценты? Ведь таким ему было суждено, предначертано быть. И в этом нет никакой его личной заслуги.
На самом деле те черты, с которыми родился Эсав, не вели его прямо на путь зла, равно как и Яакову не было суждено быть суперправедником. Они таковыми стали, что называется, по ходу жизни.
Каждый из нас рождается с определенным складом характера и склонностью к определенному типу поведения, но при этом свободно выбирает направление своего развития — в сторону добра или зла. Мы не созданы одинаковыми. Каждый сам решает, что ему делать с теми качествами, которыми наделил его Б-г.
У Эсава были некоторые врожденные черты, которые создавали предрасположенность к плохому поведению. Стоявшая перед ним задача — стать хорошим человеком, достойным своего великого отца Ицхака, — была трудна, и он с ней не справился. Человек, с детства испытывающий тягу к кровопролитию, может стать разбойником или даже убийцей. Но эту склонность можно направить и в позитивное русло — выбрать себе профессию резника, или моэля (специалиста по обрезанию), или хирурга. И тогда он будет приносить людям пользу, а не зло.
Музей слепых
«И он (Ицхак) подошел, и поцеловал его (Яакова), и почувствовал (Ицхак) запах одежды его, и благословил его, и сказал: «Смотри, запах сына моего — как запах поля, которое благословил Господь» (27:27).
В Израиле есть Музей слепых. Это уникальный музей. Тебя ведут через его залы в полной темноте. Ничего не видя вокруг себя, ты вынужден полагаться на свои другие чувства: слух, осязание и обоняние. Именно здесь начинаешь понимать, что такое быть слепым. И тогда благословение: «Благословен Ты, Господь Б-г наш, дарующий зрение слепым», которое произносят по утрам верующие евреи, приобретает особый смысл.
Слепота занимает центральное место в этом недельном разделе. Ослепший Ицхак не видит, что он благословляет Яакова вместо Эсава. Однако в глубине души он безошибочно «разглядел», кому должны быть предназначены его благословения. В специфическом запахе козьих шкурок, которыми Яаков покрыл свои руки, Ицхак уловил аромат райского сада, который сопровождал Яакова, когда он вошел в комнату отца.
Гиды, которые ведут тебя через Музей слепых, сами лишены зрения. Но они сумели предельно развить свои другие чувства и ведут тебя через залы музея легко и непринужденно, как будто действительно видят их.
Наш мир похож на этот музей. Живя в нем, мы думаем, что видим его полностью, не подозревая, что в нем больше того, что скрыто от наших глазах, нежели того, что открыто.
Если бы мы действительно видели все, то наглядно убедились бы, что в пятницу на заходе солнца мир преображается, что на землю спускается иная, субботняя атмосфера. И тогда мы испытали бы ни с чем не сравнимый восторг и одновременно страх нарушить шаббат. Потому что мы увидели бы, что, например, зажечь свет в этот святой день никак нельзя — такое действие может стоить тебе жизни. Обычным зрением этого, конечно, не увидишь.
Хотя большинство людей не обладают таким духовным зрением, есть все же немногие, кто сумел развить в себе способность четко видеть ту запредельную реальность. Это выдающие знатоки и подвижники Торы. Они всегда были среди нас, во всех поколениях. Именно они уверенно и безошибочно ведут нас уже многие столетия через лабиринт «Музея слепых», которым можно назвать наш мир.
автор текста: Меир Брук - http://meirbruk.net
Тэги:
брук,
меир,
рав,
толдот
Дни свободы и достоинства
2014-11-18 20:18:25
... />Кстати, мой коллега
рав Тамир Зальцман недавно ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
18.11.2014 10:24
У нас появилось несколько поводов снова обратиться к теме еврейско-украинских параллелей.
Тема в Интернете
В эти дни в Интернете открывается очень ценный сайт: www.jewishnews.com.ua, посвященный этой теме, который будет как освещать новостные события, так и давать аналитические обзоры.
Я получил приглашение вести на этом сайте религиозно-духовно-аналитическую страницу.
Скажу несколько слов о редакторе нового сайта. Это Юлия Эйдель — бывший главный редактор одного из моих самых любимых сайтов «Частный корреспондент» — www.chaskor.ru, который собирает очень интересные и глубокие статьи по темам из различных областей жизни и с которым сотрудничают очень хорошие авторы.
Сайт jewishnews.com.ua будет освещать не только украинский контент, но и различные еврейские реалии в разных частях мира.
Новый праздникНесколько дней назад президент Украины Петр Порошенко подписал указ об учреждении нового праздника для Украины, который будет отмечаться 21 ноября. Праздник этот — День достоинства и свободы.
Дата связана с началом майданных событий, когда первый раз украинцы вышли на Майдан, чтобы поддержать процесс движения Украины в Европу.
Как сообщил президент Украины, этот праздник посвящен двум Майданам — 2004 года (Оранжевая революция) и 2013–2014 годов, который привел к новым реалиям в стране.
Когда я услышал о новом празднике, у меня возникла в сознании интересная параллель. Так как этот день включает концепцию свободы, то мне вспомнился еврейский праздник свободы — Песах, а также ближайший по календарю еврейский праздник достоинства — Ханука.
У нас появилась ценная возможность провести параллели и пролить свет из одного контекста в другой.
В дни Хануки евреи боролись за свободу и независимость, а их главным врагом были греко-сирийцы под руководством Антиоха Эпифана.
Имя Эпифан означает «сумасшедший». Интересно, что эпитет, которым наградили греко-сирийцы своего царя, очень подходит к нынешнему российскому лидеру, который ведет себя не весьма адекватно с точки зрения мировой политики.
Когда, празднуя Хануку, мы говорим, что Всевышний дал победу малому народу над большим народом и т. д. — это очень напоминает также противостояние Украины и России и пожелание победы Украине в этой странной войне.
С другой стороны, наш праздник выхода на свободу — это Песах.
Сравнивая два праздника свободы — еврейский и украинский, я лучше понял суть праздника — это день, который помогает нам как народу сформировать свою идентичность.
Рассмотрим Песах. Евреи вышли на свободу из египетского рабства и стали независимым народом. В Песах у нас есть два важных и связанных ритуала: застолье — пасхальный седер и текст, который мы читаем во время седера, — Пасхальная агада.
Смысл ритуала седера и текста агады — помочь евреям в формировании идентичности через ритуал и через текст.
В тексте агады не упоминается имя Моше, но подчеркивается, что евреев из Египта вывел Б-г. Рождение народа в агаде связывается с Б-жественным Провидением вне упоминания личностей.
Украинцы могут создать свой «седер» и свою «агаду».
Уйти от прошлогоНам легко ругать украинцев, вспоминая их прегрешения прошлого. И поэтому нам тяжело искренне желать им светлого будущего, когда темное прошлое цепляет нас.
А теперь сравним ситуацию с описанием в Торе евреев перед Исходом из Египта.
Единственный (!) эпизод, который Тора выбрала (Шмот, 2:13–15) для описания «подвигов» евреев, — это сюжет, в котором два нечестивых еврея ссорятся и предают Моше, сообщая фараону о том, что Моше убил египтянина (спасая одного из них). То есть все «заслуги» евреев в Египте, найденные Торой, — это внутринародные разборки и предательство евреями будущего вождя. И несмотря на это, Всевышний выделяет евреев и строит для них «светлое будущее», невзирая на «темное прошлое».
Так же и мы не должны зацикливаться на прегрешениях украинцев в прошлом и можем искренне пожелать им построения достойной страны.
Кстати, мой коллега рав Тамир Зальцман недавно написал на украинском языке новый «Гимн Майдана», взяв музыку песни «Переведи меня через Майдан» и придумав очень позитивные, светлые и одухотворенные слова.
Вы можете найти исполнение этой песни через мою фейсбук-страницу.
Пожелаем лучшим представителям евреев и украинцев получить достойную страну (Израиль и Украину) и достойную жизнь.
Тэги:
брук,
еврейско-украинские,
меир,
параллели,
рав