Автор: M. Bruk
Начиная с праздника Симхат Тора, мы снова входим в ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Автор: M. Bruk
14.10.2014 12:01
Начиная с праздника Симхат Тора, мы снова входим в очередной цикл изучения Торы. Тора — это особый текст, и к нему нужен особый подход.В древности еврейские мудрецы разработали четырехуровневую систему толкования- комментирования — интерпретации текстов, сюжетов и смыслов Торы. Благодаря этой системе удалось развернуть Тору в необъятное пространство идей.
Тора и другие народыОтметим, что, когда возникло христианство, оно взяло в свою систему (под названием Ветхий Завет) текст Торы и Танаха, но не захотело принять еврейскую систему толкований.
Мотивация христиан следующая: они верят, что текст Торы и Танаха дан Всевышним (или по крайней мере является вдохновленным Б-гом), а комментарии написаны людьми. И поэтому христиане доверяют Б-гу и как бы не доверяют людям (особенно с учетом того антагонизма, который был многие века между иудеями и христианами).
В современном мире возникла более продуктивная интерпретация христианского подхода. Мы говорим, что древний мир был менее развитым, и было решено, что неевреи получат доступ к собственно текстам Торы и Танаха, а систему комментариев им пока не дадут, так как они до нее «не доросли».
Сегодня наступило время, когда человечество должно подняться на более высокую ступень, и поэтому система еврейских комментариев начинает выходить на «большую арену», становясь доступной не только евреям, но и другим народам.
Тора и Украина сегодняОдин из шагов этого процесса стартует в Украине. Пинхас Полонский издает книги комментариев к Торе на русском языке (уже изданы комментарии к «Берешит» и «Шмот»). Вскоре эти книги будут изданы в Киеве для распространения среди заинтересованной части украинской нееврейской интеллигенции (включая группы православных верующих), которая с большим энтузиазмом заинтересовалась этими материалами.
Система ПаРДеСПаРДеС — это четырехуровневая система смыслов, но как цельное слово «пардес» означает «райский сад», и от него пошло слово paradise (рай).
Аббревиатура ПаРДеС расшифровывается как «пшат, ремез, драш, сод».
Подход ПаРДеС можно применить не только к Торе, но и к другим «одухотворенным» текстам.
Пшат — очевидные, заметные «невооруженным глазом» ресурсы, ситуации, вызовы, описание событий.
Ремез — намеки, например, подсказки из названий, совпадений, ассоциаций.
Пшат и ремез противоположны. Пшат не нужно доказывать из-за его очевидности. Ремез невозможно доказывать из-за его неформальности.
Драш — логические выводы, получаемые с помощью применения правил понятной логики к имеющимся посылам.
Драш отличается от пшата тем, что применяются логические цепочки, построение которых требует умения логического и аналитического мышления. В построениях возможны цепочки в несколько шагов, цепочки, опирающиеся на несколько исходных посылок. Это можно назвать многоходовым мышлением. Не каждый может свести несколько факторов в одну систему или провести более одного шага в мышлении.
Сод стартует из метафизических моделей, которые не вытекают из здравого смысла. Он напрямую связан со схемами каббалы.
Драш и сод также выглядят в определенном смысле противоположными.
Драш стартует из очевидной реальности и развивает идеи с помощью нетривиальных многоходовых логических построений. Сод стартует из метафизических реалий.
Можно образно сказать, что драш вырастает из земли, сод — из неба.
Драш можно доказать, предъявив применяемую цепочку рассуждений. Драш гораздо легче понять, следя за выстроенными цепочками. Еврейские мудрецы строили драшные цепочки, а ученики изучали готовые цепочки.
Сод невозможно доказать, но у сода есть уникальная особенность: он как бы позволяет дать «право голоса» душе, которая «резонирует» с уровнем сода. Когда утверждается что-то из жанра сода, у человека возникает внутреннее согласие с высказанной формулой, и это согласие отражает голос души.
Вместе с тем на сод может реагировать (бунтовать) земное сознание, которое не столько возражает выкладкам, сколько начинает вбрасывать земные (очевидные) факторы. Идет не столько спор, сколько попытка заглушить душу, уведя дискуссию от изучения сода в пространство пшата.
Для изучения сода ценно использовать жанр «голоса тонкой тишины», когда замолкает спорящий голос и наслаждается наша душа.
Тэги: брук, еврейские, комментирование, меир, мудрецы, рав, торы, украина
Суд постановил: езжай на свадьбу!
2014-10-14 12:15:13
... ) в раввинском суде рава Хаима Озера Гроджинского ... учеников.
Пожилой рав ответил, что каникулы ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой сделаны эти спички, по субботам не работает". Или: "на строительстве этого дома экономически не пострадал ни один наемный рабочий". А еще я видел в нашем парке табличку на чистом русском языке, но коряво: "в этам лису нету ниаднаво иожыка" (уже сняли, я не успел сфотографировать).))
Так и я. Предупреждаю: этот пост написан не в холь-моэд, а заранее. Ибо запрещено!
А теперь сам пост.
Вы или ваш муж, или ваш сын, внук, ну или все мужчины, которым выпало счастье быть вашими близкими родственниками, – все они живут в сукке. Нет, стойте, там будет тесно. Поэтому скажем так: все они живут каждый в своей сукке.
Ну, раз они там, а вы здесь, или наоборот, то вот вам одна история. Чисто для морали.
Теперь серьезно. Рав Йисроэль Зеев Гусман (глава ешивы в Брней-Браке "Нецах-Исраэль"), который в молодости был судьей (даяном) в раввинском суде рава Хаима Озера Гроджинского, – история о нем.
В конце учебы – перед летними каникулами (не на Сукот) – его пригласил на свою свадьбу один из учеников.
Пожилой рав ответил, что каникулы он проводит в Цфате, в горах с видом на море (!). Это далеко от Бней-Брака. Но главное, в те же примерно дни, когда устраивает свадьбу его ученик, проводят свадьбы для своих сыновей два его ближайших друга, тоже раввины. Если он приедет из Цфата в Бней-Брак, тогда ему придется приехать еще пару раз – иначе люди обидятся. А он стар трижды ездить в город издалека. Очень стар!
На это ученик (все происходило в частной беседе, хотя скрывать было нечего), ученик сказал, что у него есть преимущество перед двумя друзьями-раввинами: он ученик рава, а между учителем и учеником в Торе есть особая связь, равная связи между отцом и сыном.
Рав сказал, что подумает. Думал-думал – ничего не придумал. Нет, он не может обижать друзей, те ндБ обидятся.
И вот настал последний урок. Рав вошел в класс задумчивый и очень серьезный. Все удивились – ибо он всегда заходил с приветливым лицом.
В чем дело? Рав обратился к ученикам и сказал, что у него серьезная проблема – и рассказал об этой проблеме. Что делать? Если ехать, то ко всем троим – а у него нет сил. А если не ехать – то не ехать ко всем.
Все принялись обсуждать. И тут вдруг рав Гусман сказал, что он просит учеников провести суд, раввинский суд по всем правилам.
Так и сделали. Он выбрал одного судью из среды учеников. А тот ученик (у которого свадьба) – еще двух.
И устроили суд по закону! (Только он попросил у них разрешения сидеть во время заседания, потому что стоять сил у него нет, хотя есть такое правило – когда суд выносит решение, все стоят.)
Судьи обсудили проблему со всех сторон и постановили, что он обязан поехать на свадьбу к ученику – ибо между ними особая связь. И свободен от поездки на две другие свадьбы, поскольку поездка на них – не больше, чем уважительный поступок.
Услышав решение суда, он очень обрадовался. И никто не видел его таким веселым, как на той свадьбе.
(С того же видеоурока, что и предыдущий пост.)
Тэги: видеоурок, мусар, недельный, пятигорский, рав, раздел
"Ты меня уважашь?"
2014-10-13 00:43:14
Сейчас неделя праздников Сукот. Сразу объявляю: этот пост написан мной до праздника Сукот! Не сейчас ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Сейчас неделя праздников Сукот. Сразу объявляю: этот пост написан мной до праздника Сукот! Не сейчас. Просто написал до праздника и поставил на ожидание с указанием числа и часа.
Дело в том, что в наших общинах соблюдается правило: старайся не работать в холь-амоэд. Это время сукки! Мы в ней живем – едим и пьем, встречаем гостей, учимся и спим. И не пишем! Не как в субботу, но все-таки.))
Это раз.
А вот два. Сейчас холь-амоэд (если автомат в Толдот сработал сБп), а суббота – уже после-праздничная – принадлежит недельному разделу Берешит. Причем, не с первого дня после последнего праздника (это и будет суббота), а прямо сейчас. Раздел Берешит и книга Берешит. А там про хэсед! Потому что Творец создал нас, людей, – и повелел уважать друг друга.
**
История про нашу семью. Позволите? (Сукот ведь семейный праздник.))
Много лет наш самый младший сын был маленьким. Он и сейчас маленький – а тогда совсем крошка. Учился очень хорошо (сБ), но вот пошел как-то период, когда стал чуть более резким, чем обычно, в отношении к другим ученикам. Сзади него в хэйдере сидел мальчик и что-то ему сделал, какую-то мелкую неприятность, – наш сын взорвался и начал на того кричать.
Примерно через месяц, его ребе позвонил нам – и попросил разрешения за день до Рош-Ашана погулять с мальчиком. Они много ходили, посетили какое-то кафе, ребе купил ему всяких сладостей. И ничего не сказал ни ему, ни нам про тот случай в классе. (Мы узнали об этом только через несколько лет, когда наш сын закончил хэйдер. Теперь он степенный юноша 15 лет, учится в ешиве в Байт-Ваган, это Иерусалим, столица Эрец Исраэль, между прочим.)
Почему ребе ничего ему не сказал (нам-то понятно)? Сделал он так для того, чтобы, когда в следующий раз мальчик решит, что пришло время взорваться и покричать на других мальчиков, ребе мог просто посмотреть на него и тихо сказать, чтобы тот успокоился.
Если ребенок любит учителя – он его услышит и поступит, как его просят. А этого ребе нельзя не любить.
Это самый лучший способ.
Так вот, это я к тому, что наш ребе, оказывается, начинал свою ребскую карьеру, по его признанию, очень трудно. Дети его не слушались, было жутно трудно, дисциплины в классе никакой.
Но потом все наладилось – через уважение к ученикам. Самый действенный способ. И наверное, единственный.
(С конспекта к видеоуроку "Уважать людей")
Тэги: видеоурок, личное, мусар, недельный, пятигорский, рав, раздел
Сукот: третий знак
2014-10-06 23:46:57
Первые Сукот мы устроили в местечке Сукот недалеко от границы Египта, из которого вышли под ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Первые Сукот мы устроили в местечке Сукот недалеко от границы Египта, из которого вышли под руководством пророка Моше. Там и прозвучал впервые этот драш (рассказ) о трех знаках.
Буквально на днях до этого – ну если не на днях, то на месяцах – Моше появился у евреев с заявлением, что пора выходить на свободу: нас ждет Песах, Синай и Эрец Исраэль. Понятно, что никто не поверил, потому что кто его послал? Он рассказал свою историю с несгораемым кустом. И надо бы было посмеяться (потому что Всевышний открывается всему народу, а не как в случае с мусульманами или христианами, одному), но никто не посмеялся. Потому что Моше сообщил знаки!
Подробнее об этом – в короткой, но захватывающей статье "Почему Моше побежал от змеи, в которую превратился его посох?"
Евреи изначально знали, что выйдут. Но лишь когда придет время. А время придет, когда накопится вина кенаанских народов и настанет им срок из живых переходить в посмертную легенду.
А узнать об этом сроке можно по трем знакам. Они же – прямая инструкция на тему: что делать, чтобы не накопилась вина еврейского народа?
Ответ мы знаем от Моше. Дабы не накапливалась наша вина – надо:
1. чтобы мы умели не ошибаться (боялись греха)
2. чтобы мы умели делать тшуву,
3. были готовы к трудностям и болям.
Практически это означает:
1. Первый знак – умение предвидеть последствия поступков и боязнь греха (Моше убежал от змеи и схватил ее за хвост).
2. Второй знак – умение делать тшуву (мертвая рука Моше снова стала живой).
3. Третий знак – кровь, символ смерти.
Итак, Моше пришел к евреям, они спросили: что сказал тебе Всевышний? Он ответил, что Всевышний сказал так: передай евреям, что пришло время Исхода, вы начинаете быть народом, о котором Аврааму сказал Всевышний: все три ваших свойства вступают в силу:
1. Первый знак – это Песах (мы знаем, что нас ждет после Исхода, т.е., куда мы идет и зачем).
2. Второй знак – это Шавуот (мы знаем, как не свернуть с пути, сделать тшуву).
3. Третий знак – это Сукот (мы знаем, что смерти у нашего народа не будет, пока мы сидим под сенью Всевышнего).
**
С видеоурока, который (сБп) сначала пройдет в прямом эфире 6 октября с сайта Толдот. Называется "Сукот и еврейская этика". А потом будет вывешен вживую там же.электрические лебедки Гарантия. Доставка. Звоните
Тэги: праздники, пятигорский, рав
Хатиматов
2014-10-01 01:18:29
... ничего ему про рава Зонненфельда рассказать не ... против "черной руки" рава Зонненефельда, вопреки ему ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Помню, в школе у нас учился мальчик с фамилией Хаджиматов. Только через много лет до меня дошло, что это переделанное Хатиматов. А его маму, несомненно, звали Гмар.
Гмар Хатима-Това.
Чего и вам желаю!
**
На этом, честно признаюсь, я собирался закончить свой пост. Но вдруг подумал, что дирекция сайта Толдот меня не поймет. Ей нужны серьезные работы – статьи, посты, уроки. А не шутки. Тем более, перед Йом-Кипуром.
Поэтому пришлось немного дописать. Специально для дирекции. Но и вы можете читать, буду только рад. Если хотите.
**
На днях, в день поста Гедальи, читалась в Минху афтара, отрывок из Пророков. На этот раз из Йешаяу (55:6): "Ищите Всевышнего, пока Его можно найти; взывайте к Нему, пока Он близок. Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный человек – свои помыслы, и вернется к Всевышнему, чтобы Тот его помиловал, – к нашему Всевышнему, Который полон прощения".
Рабейну Йона в "Шаарей-Тшува" пишет (в шаар 2, 14), что это сказано о Десяти страшных днях, которые идут от Рош-Ашана до Йом-Кипура. Именно тогда Всевышний к нам близок. Вот в эти дни нам и надо к Нему взывать.
Как взывать? О чем взывать?
Так ведь сказано открытым тестом: "Пусть оставит злодей свой путь, а неправедный свои помыслы". И не сказано: пусть оставит человек свое легкомысленное отношение к чтению Шма "на постели".
Т.е. читать самым серьезным образом Шма на ночь тоже надо, более того – необходимо. Но главная работа человека в эти дни – над своим отношением к людям.
Это и есть "взывание" к Творцу. Это и есть та работа, которую надо сделать перед Йом-Кипуром. А иначе никакого Йом-Кипура может и не быть.
Причем дальше в афтаре написано еще откровенней: "Так сказал Всевышний: стремитесь к правосудию и оказывайте милость… Счастлив человек, который так поступает, и сын человека, который этого придерживается: хранит субботу, не нарушая ее, и хранит свою руку, не совершая никакого проступка".
Суббота приравнивается к "несовершению" проступка! Счастлив тот, кто стремится к правосудию и оказывает милость.
** **
Повторяю, другой работы у нас нет.
Человек может соблюдать всю Тору (как ему кажется), серьезно учиться, повязывать по утрам тфилин с полной самоотдачей, но если он при этом не любит людей – то он полный злодей.
Это важный момент.
Разве нет у него заслуги, когда он исполняет другие заповеди (учеба, тфилин, молитва и пр.)? Есть, конечно! Но это заслуги, отнюдь не переводящие его из класса злодеев, про которых сказано: "злодей – и хорошо ему".
Кто такой "злодей – и хорошо ему"? Это тот злодей, которому Всевышний дает награду при этой жизни, чтобы с ним расплатиться, но не впустить его в мир грядущий. За что Он расплачивается с ним? За то хорошее (тфилин и пр.), что тот совершил при жизни.
И если мы думаем, что это про других, то рискуем здорово разочароваться. Это о тех из нас, кто не любит людей, а все остальное он очень даже хорошо исполняет.
Вернулся человек домой из синагоги – и нагрубил своей матери. (Пусть даже есть за что. Мать, допустим, действительно вела себя не самым примерным образом). Вот он и злодей.
Мир стоит на любви, терпимости, на хэседе.
Это то, что внес в него наш праотец Авраам. И с тех пор самая простая заповедь любить своего ближнего, как самого себя, является в этом мире его главной основой.
Недаром великий Илель сказал, что обычное правило верного поведения в быту ("Не делай другому того, что противно тебе самому") является всей Торой. А раз так, то все, что противоречит этому правилу, – самое неприкрытое, извините, злодейство.
И если кому-то не нравится это слово – злодейство – то так написал сам пророк: "Ищите Всевышнего... Пусть оставит злодей свой путь..."
Обращается он ко всем: ищите Всевышнего. И тут же указывает, как искать Всевышнего. А именно: пусть злодей оставит свой злодейский путь.
Выходит, он нас всех называет злодеями. Ибо, вроде бы, ни к кому другому не обращается.
А значит, пророк называет злодейским любой поступок любого человека, если этот поступок противоречит тому, чего Всевышний от нас хочет.
А хочет Он от нас вполне определенного и конкретного действия: "стремитесь к правосудию и оказывайте милость".
Милость это и есть любовь. Вот нам и указан единственный не-злодейский путь – милость, любовь, хэсед. Все остальные пути – злодейство (нонбс).
** **
Конспект истории, взятой из книги Иш-Лераэу, т. 1, стр. 8-10.
Один человек в начале 20 века оставил ортодоксальную общину и принялся воевать с ней. Тут он серьезно заболел. И распорядился, чтобы его поместили в больницу миссионеров. Но там ему стало еще хуже. Врачи сказали, что он скоро умрет.
Тогда его родня решила перевести его в еврейскую больницу – в Шаарей-Цэдек. Но там раввин-доктор Валах отказался его принимать. Ибо он боролся против людей Торы и даже пошел лечиться к христианам.
Тогда один его родственник привез его в больницу сам. Но и тогда доктор Валах отказался поднять его в палату. Тогда тот родственник бросился к раввину Йосефу Хаиму Зонненфельду. Ибо знал, что только его послушает доктор Валах.
Был сильнейший ливень. Пришлось ехать через весь город. Приехал – рав учил Талмуд – и рассказал ему, в чем дело. Ничего не скрыл. Тут же раввин собрался ему помочь и стал одеваться.
Родственник сказал, что достаточно одного письма. Но рав заявил: когда в опасности хотя бы одна душа из еврейского народа, надо не письма писать – а бежать спасать ее самому. И побежал. Тот еле успевал за ним.
А раву Зонненфельду в ту пору было 95 лет.
Прибежали к Яфским воротам. Взяли повозку – и поехали в больницу. Там рав спрыгнул первым и тут же побежал в частную пристройку рава Валаха. И когда родственник тоже вошел – дело было уже решено…
Через две недели было выздоровел. Родственник ничего ему про рава Зонненфельда рассказать не успел – как тот уехал на север Страны.
Через полгода закладывали новый поселок в Галиле (Галилея). Там оказался и наш родственник, который привез раввина к больному. И что он видит? Поднимается на трибуну наш выздоровевший больной и начинает говорить: мы тут закладываем новый йишув (поселок) – где не будет религиозных. И сделали мы это против "черной руки" рава Зонненефельда, вопреки ему. Ура!
Родственник это услышал – и возмущенный выбежал на помост, где стояли ораторы: как ты смеешь! Ведь этой черной рукой он спас тебе жизнь несколько месяцев назад!
Тот удивился и прямо рядом с микрофоном попросил дать объяснение. Родственник все и рассказал, ничего не утаил. Оратор опустил голову – при всех извинился и спустился вниз.
Понятно, что к религии он не вернулся. Но больше никогда ничего плохого не говорил про раввинов.
**
Весь материла по видеоуроку "Самоисправление" четырехлетней давности, посвященному Йом-Кипуру.
Возвращаемся к нашей теме. Итак, главное перед Йом-Кипур не быть злодеем. Любить людей не меньше Торы, потому что в этом и есть Тора (по раби Акиве).
**
Еще раз:
Гмар Хатима-Това!
Тэги: видеоурок, мусар, недельный, праздники, пятигорский, рав, раздел