"Пусть увеличатся наши заслуги,
2014-09-24 17:57:10
... доказательство своего тезиса
рав Шмулевиц приводит из ...
+ развернуть текст сохранённая копия
как (зерна) граната". Так мы говорим на Новый год. И еще произносим: "Запиши нас в Книгу заслуг".
И это очень странно.
Судите сами. Если у нас есть заслуги – они будут записаны и учтены. А если нет – ничто не поможет, никакая просьба. Поскольку то, чего нет, Судом учтено не будет ни при каких обстоятельствах. И не поможет даже то, что на небесах у нас есть надежная протекция ("избранный народ").
Тогда зачем мы просим? В какую книгу хотим попасть? Ведь единственный способ – пойти и заслужить, пойти и сделать хорошие дела, выполнить заповеди и пр.
Очень странный обычай: сидит все семейство за столом, отец разрезает гранатовый плод и проникновенно говорит: да будет у нас столько заслуг (на Суде), сколько зерен в этом гранате.
Что значит "будет"? Они или уже есть, или их нет – и ничем не вымолишь.
**
[Это текст пишу раз пятый. Вы его помните? (Подсказка: недельный раздел Аазину.) Если да, то читайте дальше, пжлст. Если нет – то даже не знаю, что посоветовать, если он из раза в раз забывается.]
Пост короток, начну издалека.
Раби Хаим Шмулевиц указывает, что, если человек – даже без злого умысла – толкнул другого к нарушению, толкнувший будет судиться по самой строгой мерке.
И приводит доказательство из Торы, вернее из Мидраша, который спрашивает: почему не сказано про Второй день Творения ки-тов, что это хороший день? Ответ: день, когда была создана вода, не назван хорошим из-за того, что в будущем Моше должен был быть наказан водой (мей-мерива).
Можно спросить: при чем тут вода? Она, будучи жизненной необходимостью для всего сущего, в случае с Моше никак не виновата!
Но в силу того, что вода стала пусть формальной, но причиной для наказания Моше, ей было отказано в положительной оценке уже при появлении на свет.
Второе доказательство своего тезиса рав Шмулевиц приводит из жизни Яакова, нашего праотца. Как известно, он попросил сыновей, чтобы его не хоронили в Египте (см. Берешит 47:25), – дабы египтяне не сделали из его останков идола для поклонения. Ибо, как взыскивают с идолопоклонника, так взыскивают с его идола. (Сказано в Шмот 12:12: "Над всеми идолами Египта проведу суд".)
Спрашивается, в чем вина Яакова, если другие сделают его своим идолом? (Т.е. почему надо взыскивать с идола, если виноваты люди?) Ответ: любой, кто создает причину для чужого нарушения или сам становится такой причиной – даже невольным образом, – тоже наказывается.
Поэтому Яаков строго предостерег сыновей, чтобы не сделали с его телом такого злого дела.
И еще доказательство. На этот раз из Гемары (Шабат 149-2): "Любой, из-за кого наказывается другой человек, не попадет на небо". (Из каких стихов Торы это выводится, см. прямо в Гемаре.)
** **
А теперь новость-бомба! Любому из нас надо простить другого человека, который поступил с нами плохо. И не надо ждать от него никаких извинений. Ибо, если мы его не простим, он – из-за нас! – будет наказан. (Поскольку известно правило: вина за прегрешение против другого человека снимается только после примирения с ним – когда тот его простил.)
А тем более, надо его простить, если он пришел к нам с извинением (причем наш отказ будет считаться необоснованной жестокостью).
Теперь осталось сказать несколько важных слов. Внимание! Если некто отзывается плохо о ближнем (лашон-ара) – все заслуги говорящего переходят к тому, о ком он говорит. Отсюда следует, что, если тот, о ком он говорит, его простит, то не только с говорящего будет снято наказание – ко всему прочему его заслуги снова к нему вернутся.
Это мы и имеем в виду, когда говорим над гранатом: "пусть увеличатся наши заслуги", а также просим: "запиши нас в Книгу заслуг". Пусть Всевышний – так мы Ему говорим – внушит сердцу того, о ком мы сказали плохие слова, желание нас простить.
Мы не помним этот случай – но Всевышний помнит. Человек не знает, что мы наговорили о нем, – но Творец знает.
И теперь тот человек нас простит. И наши заслуги снова к нам возвратятся. О чем и требовалось попросить над красным и сладким гранатом в первую ночь Рош-Ашана.
** **
Итак, не забудем перед Новым годом простить всех, кто сделал нам плохо. Даже если мы об этом не знаем. И даже тех, кто сам об этом не знает.
Поступить так – наша жизненная необходимость.
С новым Годом, дорогие евреи!
Тэги:
пятигорский,
рав,
рош-ашана
Шли, шли и снизошли
2014-09-19 17:54:33
... , большие деньги.
Рав дал ему. Прошел ... новый долг у
рава. И обещал ... срок оба долга.
Рав сказал, что ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Снисходительность. (От текстов в жанре конспект еще не устали?)
В городе Бялосток жил раби Шрага Файвель Франк, известный ученый и праведник.
Однажды богатый торговец попросил у него ссуду, большие деньги. Рав дал ему. Прошел срок выплаты – тот долг не вернул. Рав ничего ему не сказал.
Потом наступили тяжелые времена для раввина – и его жена пошла к тому богачу просить вернуть долг. Ибо его дела пошли в гору. Но тот грубо отказался – и еще нахамил.
Прошло еще два года. Торговец опять потерял много денег – и пришел взять новый долг у рава. И обещал вернуть в новый срок оба долга. Рав сказал, что они с женой подумают.
Тот ушел, а жена закричала: как можно доверять такому человеку? Он снова не вернет! Да еще нахамил ей!
Рав сказал: но так происходит с нами каждый раз перед Рош-Ашана, Новым годом: мы стоим перед Судом и просим милосердия. Хотим, чтобы нас простили за прегрешения, обещаем исправиться, серьезно уверенны, что постараемся.
Нам прощают. Но весь год мы снова ведем себя не лучшим образом. – И снова просим прощения перед очередным Новым годом.
Так и этот человек – он уверен, что исправился, ждет нашего прощения, надеется на нас.
Если мы так ведем себя с Всевышним – то так должны вести себя и с другими людьми.
И они решили дать ему новый долг.
**
Недельный раздел Ницавим. Дварим 29:9: "Атэм ницавим айом кульхэм лифнэ Ашем Элокэхэм, Вы все предстоите сегодня перед Всевышним, вашим Богом".
Раши: почему этот стих идет сразу за проклятиями? – Потому что евреи расстроились: кто с этим выстоит?
Моше успокоил их: вот, вы стоите перед Всевышним. Много против Него выступали, – но Он вас не уничтожил – ведь вы вот, стоите перед Ним!
Вывод: Он к вам снисходителен и прощает. Значит, и вы будьте к другим снисходительны и прощайте. Или: будь снисходителен к другим людям – как Всевышний снисходителен к еврейскому народу.
**
Таковы свойства Всевышнего! (Его проявления, атрибуты. Они проявляются, чтобы мы поступали так же.) Поэтому мы изучаем книги Танаха: вся история – это качества Всевышнего, которые Он проявил в наш адрес.
Мы бунтовали – он нас прощал. Мы Ему и Моше не верили – Он нас не наказывал. (Только в самые критические моменты – и далеко не всех.)
Он вел Себя с нами, как отец со своими любимыми детьми.
Так и мы должны себя вести, проявляя качества: милосердия, прощения, долготерпения, сдержанности и взаимопонимания. Не быть мстительным, подозрительным. Надо уметь делать добро даже тому, кто этого не заслужил.
Надо уметь прощать другим их ошибки – но не себе! Т.е., подходим к другим не с позиций строгого суда – но с позиции милосердия и прощения.
(И тут ничего нет от христианства, где надо любить врага. У нас из врага делают друга, а если он не делается другом, то от него удаляются: от злодея удались. Но ему не мстят и не радуются его падению.)
Это мера за меру: если мы прощаем других – небо нас простит за наши дела.
**
Это с видеоурока "Будь снисходителен".
А вот выводы того урока (можете проверить на слух)):
1. Лучше быть обиженным, чем обижать.
2. Если нас обидели – не отвечаем тем же – это зачтется нам в заслугу. Да и люди станут лучше к нам относиться – даже те, которые только что нас обидели.
3. Более того, если нас обидели – попытаемся воздать этим людям добром – и они станут нам друзьями. Или другие станут нам друзьями, потому что эта черта нравится людям. Да и на небе постановят воздать нам добром!
4. Любую обиду в свой адрес принимаем с мыслью, что это – капара, искупление наших ошибок.
**
А уж если совсем коротко:
Ни на кого не обижаемся.
Никого не обижаем – даже в ответ.
Мы всегда снисходительны к другим.
И тогда Всевышний будет снисходителен к нам.
Тэги:
видеоурок,
мусар,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Скромная граница нашей скромности
2014-09-17 11:28:57
...
рава, мой диалог с
равом Поллаком ... моим другом
равом Гади Поллаком ... все!).
Рав Поллак написал ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Содержание: нескромность великого рава, мой диалог с равом Поллаком, гордыня как она есть, чего нам ждать от жизни такой?
Раби Рафаэль из Баршада говорил, что у него есть отговорка (тируц) о каждом его грехе – кроме одного.
"Если меня спросят, почему не учил все время Тору – отвечу: был невеждой, мало знал.
Если спросят, почему не молился, как надо, и сделал так мало хороших дел другим людям – отвечу, что не было времени, потому что занимался семьей.
Если спросят, почему не постился, как подобает, – отвечу: был слаб физически, простите.
После чего скажут мне: если ты такой, как сказал, то у тебя вообще нет заслуг. Тогда почему ты проявлял гордыню? – И нечего мне будет ответить!
**
Написано про Тору (Дварим 30:12): "Не на небе она… и не по ту сторону моря, – ло башамайим и вело меэвэр леям и".
Мудрецы сказали (Ирувин 55-2): но разве Тора не на небе? Ответ: эти слова означают, что она не с тем, кто так высок, что выше неба. И не с тем, кто так широк, что шире моря. Раби Йоханан объяснил: не с тем, кто высок в своей гордыни.
**
Заповедь: еврей обязан быть скромным с людьми – и никогда ни в коем случае не проявлять спесь, высокомерие, гордыню, надменность и заносчивость.
Это программа-минимум. Скромная программа?
**
Диалог с учениками по поводу только что названного качества.
– А мы и не проявляем.
– Никогда-никогда?
– Никогда-никогда!
– И ни разу вы, интеллигенты, воспитанные и культурные люди, не посмотрели сверху вниз на человека, оставшегося вне культуры, ведущего себя плохо?
– Если он ведет себя плохо – мы и относимся к нему соответствующе.
– Понятно. Но неужели никогда не скажите про себя: а мы так себя не ведем?
– Так мы на самом деле так себя не ведем!
– И в этом нет скрытого чувства самовосхваления?
– Самовосхваления нет!
– Тогда что такое надменность?
– Это когда я говорю, что я выше его.
– Так разве вы не говорите себе, что вы выше того, кто низко пал, ведет себя невоспитанно, некультурно, кто проявляет свои плохие качества (потому что его никто не воспитал)? Разве не чувствуете себя выше его?
– Так мы и на самом деле выше его?
– Во, об этом у нас сегодня и речь: о чувстве, когда один говорит про себя: я выше его. Это и называется на иврите гаава, гордыня. А противоположное чувство – т.е. умение никогда не ставить себя выше других, даже если они на самом деле низко пали – это качество называется анава, скромность поведения.
**
История, приведенная в комментариях на свою статью моим другом равом Гади Поллаком (нет времени искать где, он сам вам скажет, потому что помнит абсолютно все!).
Рав Поллак написал о том, что надо бомбить! И все подумали, что иранские атомные объекты. А он скромно заметил – свой ецер, плохое начало, которое ведет по отношению к нам, как самые ярые антисемиты.
Помню, я заметил ему, что призыв к войне против ецера, судя по миллиону откликов на его пост, подписали многие – все прогрессивное человечество и большинство здравомыслящих евреев. А среди подписей можно увидеть четкую подпись и самого ецера.
На это он привел мне историю.
Как-то раз раввину рассказали о последних минутах жизни одного праведника. К постели умирающего подошел самый близкий его друг, и между ними состоялся такой диалог:
Друг: что, даже сейчас?
Праведник: да.
Д: и что конкретно?
П: громким голосом.
Когда потом этого друга спросили, о чем был разговор, он объяснил: "Дело в том, что в книгах написано, что ецер не оставляет человека до последних минут жизни. У меня с этим праведником был спор: я говорил, что слова "до последних минут" означают – последние минуты не в счет, ецеру уже нечего предложить человеку, когда тот одной ногой в могиле. Мой оппонент же считал, что последние минуты тоже входят в счет и, пока человек жив – ецер что-то от него хочет. В тот скорбный момент я спросил его: неужели даже сейчас, на смертном одре, ецер тебя еще не оставил? Он ответил, что да, не оставил. Я поинтересовался, чего же он хочет сейчас. Он ответил, что ецер требует, чтобы он сказал Шма громким голосом – тогда все присутствующие восхитятся его силой воли и расскажут потомкам, каким он был великим праведником".
На это раввин спросил: "И каким же голосом он сказал Шма?"
"Тихим", – ответил очевидец.
Улыбнулся раввин и ответил: "Ецер все-таки его победил. А иначе, зачем он все это рассказал? Только для того, чтобы вы сейчас рассказали это мне".
**
Помню, я возразил, что нескромность проявил как раз раввин, но это сейчас неважно. Согласитесь, история все-таки хороша.
Ецер не оставляет человека до самой последней секунды его жизни. И даже когда человеку ничего больше не надо, у него остается гаава – желание выглядеть лучше в глазах людей. Мол, вот какой я!
Если ребенок начинает с чувства эгоизма, говоря на все "мое", то со временем эгоизм может отступить. Но однажды возникшее чувство самолюбви через глаза людей – может закрепиться и вырасти.
Первое плохое качество человека – эгоизм, и он оправдан, хотя посторонним терпеть его иногда не просто. Последнее плохое качество – гордыня, и она никогда не оправдана. Ибо нет в гордыне ничего положительного, полезного и приятного для других.
Почему тогда она приятна для самого человека? Потому что он с детства хочет быть лучше, хочет расти, самореализоваться. Он хочет быть значимым – не хочет быть нулем.
И с годами понимает, что есть два пути. (1) Можно расти на самом деле. (2) А можно расти только в глазах людей. Быть крытым!
Быть крутым – это так круто! А главное, просто и легко достижимо.
В конце концов, бороться за свое реноме, свой образ в чужих глазах (или за свой рейтинг) будет человек, который не уверен в своих силах и качествах. Потому что, внушив в себе, что другие его ценят, лишь тогда он начинает себя ценить.
И если вы скажете, что нет ничего плохого в стремлении человека понравиться другим людям, отвечу – возможно, вы правы. Но Тора запрещает!
Вывод, к которому я хочу прийти (и пришел на видеоуроке): цените других – но не себя, превозносите и хвалите других – но не себя, отмечайте плюсы и достижения у других – но не у себя.
Это и называется анава, еврейская скромность.
Ничего я сегодня выступил?
Тэги:
еврейская,
мусар,
пятигорский,
рав,
этика
Взятка плохому началу
2014-09-14 09:07:53
... . Ответил, по книге
рава Шалома Швадрон. Проверил ... />
автор текста:
рав Пятигорский
+ развернуть текст сохранённая копия
О том, что иногда мы даем как бы взятку плохому началу (ецеру) – чтобы его утихомирить – уступая в малом, но ведя свою линию в большом, об этом все знают.
На сегодняшней утренней сихе узнали в моем районе, что бывает и наоборот. Причем активной стороной является именно ецер. Он дает взятку, а мы ее берем.
Дело происходит так. В начале ецер, который, как известно, никогда не устает и никогда не отказывается от своих планов, говорит еврею: хорошо, я вижу ты утомится в битве со мной, даю тебе передышку – делай что
хочешь, начиная с элуля, труби себе в шофар, готовься к суду, молись и кайся. Потом проведешь оба судебных дня – вымолишь себе прощение – отпразднуешь праздники с лулавом. Но затем все! Я возвращаюсь – и о прощении можешь забыть. Короче, даю тебе перемирие, но не мир.
Хотя пару гуманитарных конвоев все же зашлю к тебе, чтобы не расслаблялся.
Зачем он это делает? – Так он же только что сказал: чтобы мы выпросили себе прощение. Иначе с кем ему воевать дальше?
И вот, утомленные удачными, как всегда, осенними сладкими праздниками, мы, решившие, что, оказывается, умеем одерживать победы над собственным ецером – вдруг получаем его обратно. И не в том дело, что он отдохнул, а в том, что мы привыкли к перемирию, разучились воевать с ним. И многое забыли! В то время как ничего забывать нельзя. Иначе, ндБ, придут те беды, что описаны в разделе "Ки-таво" (на ночь не читайте).
После сихи спросил у раввина, откуда такой подход. Ответил, по книге рава Шалома Швадрон. Проверил дома – так оно и есть. По мне, так огромная новость.
автор текста: рав Пятигорский
Тэги:
книга,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Спасти от смерти
2014-09-01 01:53:47
Понятно, что, если кому угрожает смертельная опасность, и ты можешь помочь – обязан помочь. Правда, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Понятно, что, если кому угрожает смертельная опасность, и ты можешь помочь – обязан помочь. Правда, что делать в случае, когда ты сам попадаешь в эту смертельную опасность и именно из-за того, что бросился спасать? Часто приходится решать самому, потому что времени на обращение к раввину нет. Особенно когда самого раввина и надо спасать.
История. Случилось это во время полной победы большевизма над царизмом. Рассказывают, что пришли большевики в одно местечко и объявили, что они освобождают еврейский пролетариат от засилья еврейских капиталистов.
Вы о такой теории не слышали в школе? Дескать, богачи, фабриканты, торговцы, все владельцы средств производства вместе с банкирами являются врагами рабочего класса и прочих "трудящих". Нет, не слышали? А я море часов убил, сидя на уроках с этой гнилой тематикой – в школе да и в институте. Короче, пришли комуняки освобождать евреев от еврейских капиталистов.
А кто такие капиталисты у евреев? Почти вся община – мелкие собственники, лавочники, предприниматели. Т.е. были среди них и ремесленники – но поскольку и они имели свои частные лавочки, то тоже угодили в разряд буржуев.
Пришла новая власть и объявила, что всем лавочникам надо собраться на площади. Редкий случай, но против ЧК не выступишь. А на площади уже установили пулеметы.
Понятно, что на площадь никто из евреев не пришел. Пошли бандиты по домам и погнали евреев на казнь, крича: смерть буржуям-кровопийцам! По-русски кричали, так что евреи слабо понимали, под каким лозунгом их будут убивать. (Немцы, в отличие от русских, работали почти без лозунгов.)
А неевреев согнали на ту же площадь посмотреть и прочувствовать момент.
И вот стоят две толпы. Одна Шма кричит – вторая насупилась и полна печали. И вдруг из среды неевреев выходит один человек и заявляет, что он тоже еврей. Это был местный аптекарь. Ему свои давай кричать: "Дядя Сережа, да ты что, грибов объелся? Да какой же ты еврей!"
Оказывается, он давно жил не в еврейском квартале, и вообще приехал из другого города, правда, давно, да и в синагогу не ходит. Так что за его еврейство только жена знает. Вернее, догадывается. А других аптекарей в городе нет. Весь городок его годами принимал за нееврея.
А тут он заявил, что если евреев убивают – то он будет с ними.
Палачи не протестовали. Становись, говорят, под расстрел. У нас пулеметных лент на всех врагов революции хватит.
Но тут заволновалась уже толпа горожан. Это кто же им будет помогать, готовить лекарства, лечить? Дядя Сергей, вернись к нам, не бросай!
А он – ни в какую. Говорит: своих братьев не брошу.
Обратились тогда старшины нееврейской общины к большевикам с просьбой отпустить евреев. А они за кровопийцами присмотрят. Те так и сделали. У самих были раненые в отряде, им тоже нужен эскулап, пусть хоть и еврей. Так один человек целый город спас.
По книге "Шеаль авиха и ягидха". (На Дварим 32:7, прочтите-прочтите, очень интересный стих.)
В финале хотел было вопрос задать: а вы по какую сторону пулеметов стояли? – но не буду. Как-никак месяц элуль.
С видеоурока "Спасти от опасности", цикл "Еврейские качества", недельный раздел Ки-тице.
Тэги:
видеоурок,
недельный,
пятигорский,
рав,
раздел
Страницы:
... 61 62 63 64 65 66 67 68 69