Четвертый раз за октябрь. Входит в привычку? Хотя здорово, на самом деле. Почему-то в каждом году ...
... ; выделяют пять уровней
: физическая, любовь, ... переход от
давания ...
- каждый день новые прикольные игры для девочек онлайн, играйте на сайте в игры онлайн.Вот и наступает Суккот. В этом празднике есть одна очень глубокая для современного человека идея.
Суккот назван в нашей традиции «Зман Симхатейну», что переводится с иврита как «Время радости нашей». Это означает, что в эти дни у нас есть обязанность радоваться.
Казалось бы, что же тут такого сложного, каждый человек умеет радоваться.
Секрет еврейской мудрости в том, что самые очевидные понятия могут раскрыть нам неожиданные глубины.
Сегодня мы поговорим об умении радоваться и об еврейских аспектах этого понятия.
Сначала посмотрим на начальные уровни.
Самое базовое чувство радости человек получил в наследство от животного. Это чувство «словленной добычи». Особенно известно оно было нам и нашим соотечественникам в Союзе, в эпоху тотального дефицита, очередей и авосек.
Эта радость – простая и понятная, но к сожалению быстро улетучивающаяся, вместе со «съеденной» добычей.
Второе чувство радости - от обладания тем, что ценится в окружающем обществе. Иногда какая-то вещь человеку не нужна, но все вокруг ее имеют и человек начинает чувствовать комплекс неполноценности, пока не купит себе «так как у всех».
Этот процесс «давления среды» успешно освоило западное общество потребления. Рынок развивается с помощью умело «вбрасываемых» в него «приманок».
Человек, купив вещь, не столько радуется сколько успокаивается. Его искусственно простимулированный «комплекс неполноценности» (у всех есть, а у меня нет) временно затихает, до следующей рекламной кампании.
Есть радость азарта и риска, когда человек смог избежать потери или опасности – в борьбе с вызовами – как в альпинизме или в игровых видах спорта.
Есть эстетическая радость – от восприятия красоты и искусства.
Наши мудрецы – выделяют пять уровней радости: физическая, любовь, смысл, творчество, духовная.
Уровень любви подразумевает переход от радости обладания, к радости давания другому.
Это принципиальная точка выхода – за рамки ограничений эгоизма.
Особенно ярко эта форма проявляется в ситуации «идише мамэ».
Интересно, что в семейной жизни – такая дающая любовь приходит далеко не сразу. Сначала идет влюбленность (я получаю радость от другого) и только со временем человек начинает уметь и ценить возможность радоваться даванию.
Именно поэтому, Тора называет полноценным человеком только человека женатого. И поэтому обет безбрачия – это не наш идеал.
Смысл – это выход за ограничения времени.
Человек чувствует что то, что он делает – оставит след в жизнях других.
Творчество – это выход за ограничения материального мира. Происходит чудо рождения нового, того что не было до тебя.
Интересно, что рождение детей – это тоже своего рода творчество. В мир приходит новая жизнь, человек не похожий ни на кого другого.
Здесь важно разделить два процесса. То что человек родился с набором уникальных черт – в этом нет сознательного творчества родителей. Мы на это не умеем влиять.
Но с момента рождения на родителей ложится задача и ответственность распознания и развития этих уникальных качеств характера и талантов.
К сожалению в обществе нет системы образования, готовящей родителей к этой творческой задаче. Мы ее пытаемся максимально переложить на школу. А жаль, ведь этим мы лишаемся уникального удовольствия от творчества воспитания.
И, наконец, самый высший вид удовольствия – духовный. Его очень тяжело описать, его надо чувствовать. Важным его качеством является связь со Вс-вышним, бесконечным источником ( в том числе всех поводов радости) в нашем мире.
Одним из ключевых моментов в этой радости – является выход из-под влияния страхов (кроме страха расстроить Вс-вышнего). Человек обрастает страхами в результате влияний окружающего мира. Идея битахона – доверия Вс-вышнему – создает уникальный внутренний настрой уверенной радости.
Суккот – это переход от суетного мира с центром в нашем доме – к загадочному острову под названием сука (шалаш) – с «дырявой» крышей, которая пропускает к нам бесконечный ресурс Вс-вышнего.
Это вызов известному лозунгу «Мой дом – моя крепость», который строится на идеях страхов, от которых надо прятаться в крепости.
В идеале мы не отказываемся от более низших уровней радости, мы просто добавляем более высшие уровни и эти высшие уровни вливают новый свет в более знакомые нам формы, делая их и нас более достойными нашей высокой миссии в этом мире – радоваться вместе с нашим Творцом.
автор текста: рав Меир Брук из Бруклина
Сегодня утром меня спросили: "Любимый - это одно из имен Бога?"
"Любимый - это лучшее имя Бога" - ответила я )))
А еще вчера вечером, всего одна фраза из разговора так тронула меня... фраза о том, что если заглянуть в глаза саддху, то можно увидеть там такое блаженство, такое счастье.... это все равно, что чувствовать себя бесконечно любимой и любящей каждую секунду своей жизни - подумала я... Как же хочется чувствовать себя вот так... вот именно так. Бесконечно любимой и бесконечно любящей, каждое мгновение своей жизни... бесконечно влюбленной...
P.S. Сегодня особенный день - день рождения человека, который учит меня Любить. Мой провайдер Бога в этом мире ))
... бы жить без
? Для этого не ...