Когда умолкнут все песни, Которых я не знаю В терпком воздухе крикнет Последний мой бумажный пароход ...
«И услышал Бог звук речей ваших, когда вы говорили со мной, и сказал мне ...
Второзаконие 5:28-29:
«И услышал Бог звук речей ваших, когда вы говорили со мной, и сказал мне Бог: «Слышал Я звук речей народа этого, который говорил с тобой. Хорошо все, что говорили они. О, если бы это сердце их склонно было бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовеки.»
Краткая предыстория
Ситуация, описанная в этих двух стихах, происходила 40 лет назад. И о
ней также говорится в книге Исход 20:18-20: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.»
Возникает некое недопонимание или противоречие. Вначале Моисей говорит: «Не бойтесь!» А после этих слов: «Чтобы страх Его (т.е. Божий) был перед лицом вашим.»
Раньше, читая это место, я задавал себе вопрос: «Почему многие люди из нашего народа так противились Богу? Ведь в этих отрывках из книги Исход видно, что народ боялся Бога. Почему же, читая о дальнейших событиях, мы видим обратное?»
Достаточно было всего 40 дней, чтобы народ сделал себе золотого истукана. Тот же самый народ, который совсем недавно находился в состоянии страха перед Всевышним, проявил бесстрашие и вообще игнорирование Его. Ситуацию проясняют слова Бога, которые описаны в сегодняшнем отрывке: «О, если бы это сердце их склонно было бояться Меня.»
Т.е. «Они хорошо говорят и вроде бы проявляют страх передо Мной. Внешне все очень хорошо. Но если бы и сердце их было таковым.» Одними словами сердце идет в совершенно другом направлении. И вот ключевое слово в стихе 20 книги Исход - «Страх Его», т.е. страх Божий.
Страх Божий
Несмотря на то, что люди были напуганы тем, что происходило на Синае, Моисей говорит о страхе Божьем. Значит, тот страх, который испытывали люди, не до конца был таким, каким хотел его видеть Господь, называемый в Писании «Страх Мой» или «Страх Божий». Для нас, как для народа Божьего, важно понимать, что такое «страх Господень», потому что мы призваны говорить о Боге людям и учить их, какой страх нужно иметь перед Ним. Также у многих из нас есть дети, и наша ответственность – учить их страху Божьему и наблюдать за собой, чтобы мы своими действиями или словами не передавали им другой страх, который не имеет ничего общего со страхом Господним.
Думаю, что страх не Божий пришел к человеку, когда он согрешил перед Ним. Потому что после греха мы видим, что люди начали убивать друг друга, пришли болезни, смерть, все то, что доводит человека до состояния страха. И из поколения в поколение эти страхи передавались, люди в них воспитывались, жили, как и мы с вами. Даже само слово «страх» в человеческом понимании приобрело некий негативный характер. И когда мы с вами слышим слово «страх», то в большинстве случаев ассоциация с этим словом негативная. Мы начинаем вспоминать жизненные ситуации, в которых его испытывали, как к нам неправильно относились. Т.е. мы ассоциируем это слово через призму негативности, которую пережили в своей жизни, и нам не хочется больше этого испытывать, потому что мы мучились, чувствуя этот страх.
(Пахад) – бояться, испытывать страх
(Дааг) – бояться, тревожиться
(Низхар) – бояться, остерегаться
Интересно, что ни одно из этих слов не употреблено в стихе из сегодняшнего отрывка Торы.
Здесь написано слово:
(Йиръа) – боязнь, страх, почтение
(Йиръа Хашем) – богобоязнь, ревностное соблюдение заповедей
(Йиръа Кавод) – благоговение, почитание
(ерэ шамаим) – богобоязненный
(ерэ хок) – законопослушный
Притчи 1:7: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.»
В оригинале написано так: «Страх перед Господом – начало познания.»
И опять присутствует слово «йиръат Адонай». Т.е., если дословно разбирать этот стих, будет звучать приблизительно так: «Страх, трепет, почтение и благоговение, соблюдение заповедей Божьих – это начало познания мудрости.»
Теперь становится понятно, почему многие из Израиля сделали себе так быстро идола. Присутствовал просто страх перед тем, что они видели, но радикального изменения в сердце не происходило. Люди оставались такими же.
Для нас важно, друзья, это осознать, потому что если нет библейского понимания, что такое страх Божий, то тогда приходит естественно небиблейское понимание. Одни начинают говорить, как все страшно, и вся жизнь таких людей – сплошной страх. Такие люди видят Бога только страшного и никакого другого. Когда говоришь с таким человеком, то создается впечатление, что нужно только бояться и трястись.
Некоторые впадают в другую крайность: либерализм. Они говорят: «Бог очень хороший, Он очень добрый, Он совсем не страшен.» Тем самым смазывая истинный характер Божий. Потому что слово «Йиръа» не исключает страх перед Богом.
Иер. 32:37-40: «Вот, Я соберу их из всех стран, в которые изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие и дам им безопасное житие.
Они будут Моим народом, а Я буду им Богом.
И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них.
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня.»
Мы видим цель вложения этого страха: «чтоб они не отступали от Меня». Т.е., когда человек наполнен этим библейским Божьим страхом, то это становится благом его и благом детей наших.
Свидетельство о воспитании
Еф. 5:14-6:4:
«Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
повинуясь друг другу в страхе Божием.
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.»
Перед тем, как апостол Шауль говорит, как нам нужно относиться друг ко другу, он призывает познавать, что есть воля Божья, и относиться друг ко другу в страхе Божьем.
Подводя черту сегодняшнего размышления, хотелось бы еще раз сказать, что страх Божий – это хождение перед Господом в почтении и любви к Нему, это трепетное и богобоязненное состояние, основанное на Его величии и могуществе, на Его любви к нам и на Его справедливости. Страх перед Ним – это жизнь человека, наполненная Божьими плодами и мудростью, которая созидает взаимоотношения с Богом и людьми.
Пусть Господь нас хранит в этом и даст нам еще больше познавать страх Божий.
...
רְאֵה נָתַתִּי לְפָנֶיךָ ...
כִּי קָרוֹב אֵלֶיךָ הַדָּבָר מְאֹד בְּפִיךָ וּבִלְבָבְךָ לַעֲשׂתוֹ
רְאֵה נָתַתִּי לְפָנֶיךָ הַיּוֹם אֶת הַחַיִּים וְאֶת הַטּוֹב וְאֶת הַמָּוֶת וְאֶת הָרָע
אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוְּךָ הַיּוֹם לְאַהֲבָה אֶת יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ לָלֶכֶת בִּדְרָכָיו וְלִשְׁמֹר מִצְוֹתָיו וְחֻקֹּתָיו וּמִשְׁפָּטָיו וְחָיִיתָ וְרָבִיתָ וּבֵרַכְךָ יְדֹוָד אֱלֹקֶיךָ בָּאָרֶץ אֲשֶׁר אַתָּה בָא שָׁמָּה לְרִשְׁתָּהּ
Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его.
Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло,
Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Б-га твоего, ходить путями Его и соблюдать Его заповеди и Его законы и Его правопорядки; и ты будешь жить и умножаться, и благословит тебя Господь, Б-
г твой, на земле, на которую ты вступаешь для овладения ею.
Писания Нового Завета часто называют мидрашем Торы в изложении Иешуа и учеников Мессии. Сегодняшний отрывок Торы имеет толкование в послании рав. Шауля, которое было направлено к римской общине. Чтобы понять то, что стремится донести апостол Павел, важно увидеть контекст первоисточника, на который он ссылается. Ранее мы зачитывали отрывок Торы, толкование которого далее приводит Павел.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
Во что веруешь, то и делаешь.
В этом стихе почти дословно дается цитата из Торы. Еще раз внимательно рассмотрим этот стих из книги Дварим: "Близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его". Сверяя эти оба стиха, можно сделать вывод, что "слово веры" — это то слово, которое ты исполняешь. Проще можно сказать так: во что человек верит, так он и живет. Если человек верит в себя, то он становится самонадеянным, любящим желания своего сердца. Если человек верит в Бога, то он становится смиренным, ищущим Божьей правды стремясь, жить по Торе.
Итак, слово веры, о котором говорит рав. Шауль (апостол Павел), — это заповеди царства Божьего (Тора), которые провозглашал Павел.
Продолжим далее рассматривать послание Павла.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иешуа Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
Живой Законодатель — живой закон.
Рав Шауль показывает, что значит исповедовать устами и верить сердцем. Речь идет об отношении человека к Господу и Законодателю Иешуа, через Которого сотворены веки. Ведь в лице Иешуа Тора стала плотью и обитала с нами, полная благодати и истины. Иешуа олицетворяет и воплощает Собой закон, данный Израилю и всем народам. Поэтому важно принять господство Законодателя и верить, что Бог воскресил Его из мертвых, поскольку Тора Божья жива и действенна и острее всякого меча обоюдоострого, как и говорит рав Шауль (апостол Павел):
12 Ибо слово Божие (Тора) живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евр.4:12,13)
Важно осознать, что наш Законодатель жив. Многие люди, когда с ними поступают несправедливо, говорят: "Господь все видит." Этими размышлениями утешаются многие души. Осознание того, что Мессия Иешуа воскрес, и смерть не имеет над Ним власти, дает нам основание верить, что все законы, данные Им, также действенны. Когда жив царь, тогда и действенны Его законы, и это утешает искренно верующих людей, поскольку они стремятся к праведности и идут ко свету, потому что дела их в Боге соделаны. Когда мы искренно верим в Мессию, тогда и живем, как Он. Верующий в Него будет жить так, что ему не будет стыдно за свою жизнь перед Всевышним, когда будут раскрыты книги и каждый будет судим по делам, которые совершал, живя в земном теле. Будем помнить, что Бог говорит нам через Мессию.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, (Евр.1:1-3)
Здесь Павел стремится вдохновить верующих прийти к Мессии как к Господу своих жизней. Вся Тора и Пророки свидетельствовали о Нем. Через Иешуа все сотворено, и все содержится Его законами (словом силы Его). Его слово будет судить нас в последний день.
Продолжим дальше разбирать комментарий Павла для сегодняшней части Торы.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Торы). (Рим.10:8-17)
Отличие верующего от неверующего.
Верующий человек отличается от неверующего тем, что действует по слышанному Божьему слову, т.е по Торе. Неверующий не поверил слову Божьему (Торе) и, поэтому, не действует по нему. Он не может проявить свое доверие Богу на практике. Это уже не вера, а философия. Верующий должен доверять Богу настолько, чтобы жить по Его воле.
Иешуа учит нас, что оценка жизни производится по плодам, т.е конкретным действиям человека. Действие — это плод внутренней жизни человека. О чем он думал? Какие мысли укоренял в своем сердце? От этого происходят слова и дела.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Матф.7:15-23)
Иешуа вдохновляет смотреть не на внешность человека и его манеры, а на конкретные действия в различных ситуациях. Поступает ли твой ближний по духу, или по плоти; по заповеди, или по своей прихоти. В этой связи Иешуа приводит удивительное сравнение со сбором винограда с терновника или смокв с репейника. Дело в том, что репейник и терн тоже производят плоды, но некоторые умудряются выдать плод терна за плод винограда, а плод репейника за плод смоковницы. Как это выглядит в жизни? Аборт стал обыденным средством для того, чтобы ребенок не мешал устраивать карьеру родителей или когда он не вписывается в их планы. Однополые браки становятся нормой, и детей учат с детских садов, что это нормально. Эвтаназия становится нормой жизни, а святость и неприкосновенность жизни человека становится мусором, от которого желают по-быстрей избавиться. Примеров можно приводить множество.
Рождение веры через осознание Торы.
Рассмотрим искреннюю реакцию человека, который узнал о законе Божьем. В 4-ой книге Царств 22, 23 главы описывают историю жизни царя Иосии. Когда в доме Господнем отыскали книгу закона и начали читать перед царем. Царь, слыша проклятие завета и осознавая, что Израиль живет жизнью, которую ненавидит Господь, разодрал одежды и послал вопросить Господа. Господь, видя стремление Иосии покаяться, дал слово милости в адрес Иосии. Далее мы видим, как Иосия очищал Израиль от идолов и стремился научить Изариль Торе. Вера в сердце Иосии родилась тогда, когда он слушал Тору и осознал Божьи условия завета. Обличение закона произвело в душе Иосии достаточную веру, чтобы поступать по закону Божьему, а не вымыслам человеческим, служа Богу, а не идолам.
У римского прокуратора Феликса была другая реакция на обличение Торы. Желая привести душу в царство Божье, Павел напоминал Феликсу важнейшие истины из Торы. Прочтем из книги Деяния 24.
24 Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Мессию Иешуа.
25 И как он говорил о правде (праведность, справедливость, законность,
правда), о воздержании (самообладании) и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. (Деян.24:24,25)
Павел говорил о вере в Мессию Иешуа, но то, как он это делал, уж очень напоминает Тору, в которой излагаются заповеди Божьи, а далее провозглашаются благословения и проклятия завета. Павел говорил о правде Божьей, которая описывается в Торе, о воздержании, которое показывает образ жизни, который должен вести человек перед Богом. Будущий суд напоминает о том, что Господь обладает правом судить Свое творение.
Тора — это книга завета, который заключает Бог с человеком на основании жертвы, которую Всевышний принес за нас в лице Мессии Иешуа.
Духовное возрастание.
Для кого Господь — не философия, а жизнь, тот практически стремится исполнить заповеди Божьи. Это ведет к такому роду веры, который описывал Петр. Он буквально говорит, чтобы мы в своей вере показали, т.е проявили на практике, важные качества (плоды), без которых эта вера не может быть верой Божьей. Петр ясно описывает эти качества.
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иешуа Мессии.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иешуа Мессии.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. (2Пет.1:5-12)
Итак, мы уверовали не в абстрактного Иешуа, Который требует от нас непонятно чего. Мы поверили в Мессию, Который на Синае ясно открыл Свои заповеди Израилю, а далее явился во плоти человеческой, чтобы еще раз подтвердить и показать на Своей земной жизни, какие плоды Он требует от всякого человека. Смирим ли мы себя сегодня достаточно, чтобы показывать в нашем доверии Богу реальные поступки, которые направляют и утверждают нас в Царстве Божьем, которое в нас есть и которое грядет.