Проблемами с памятью спикер польского сейма и бывший глава польского МИД Радослав Сикорский объяснил свои высказывания о предложении разделить Украину, которое якобы сделал Владимир Путин Дональду Туску в 2008 году. Политик заверил журналистов, что отныне будет говорить лишь о том, что слышал собственными ушами. Дело, связанное с высказываниями Радослава Сикорского – бывшего главы МИД Польши […]
Знаете, иногда на израильской продукции можно найти странные надписи, типа: "фабрика, на которой сделаны эти спички, по субботам не работает". Или: "на строительстве этого дома экономически не пострадал ни один наемный рабочий". А еще я видел в нашем парке табличку на чистом русском языке, но коряво: "в этам лису нету ниаднаво иожыка" (уже сняли, я не успел сфотографировать).))
Так и я. Предупреждаю: этот пост написан не в холь-моэд, а заранее. Ибо запрещено!
А теперь сам пост.
Вы или ваш муж, или ваш сын, внук, ну или все мужчины, которым выпало счастье быть вашими близкими родственниками, – все они живут в сукке. Нет, стойте, там будет тесно. Поэтому скажем так: все они живут каждый в своей сукке.
Ну, раз они там, а вы здесь, или наоборот, то вот вам одна история. Чисто для морали.
Теперь серьезно. Рав Йисроэль Зеев Гусман (глава ешивы в Брней-Браке "Нецах-Исраэль"), который в молодости был судьей (даяном) в раввинском суде рава Хаима Озера Гроджинского, – история о нем.
В конце учебы – перед летними каникулами (не на Сукот) – его пригласил на свою свадьбу один из учеников.
Пожилой рав ответил, что каникулы он проводит в Цфате, в горах с видом на море (!). Это далеко от Бней-Брака. Но главное, в те же примерно дни, когда устраивает свадьбу его ученик, проводят свадьбы для своих сыновей два его ближайших друга, тоже раввины. Если он приедет из Цфата в Бней-Брак, тогда ему придется приехать еще пару раз – иначе люди обидятся. А он стар трижды ездить в город издалека. Очень стар!
На это ученик (все происходило в частной беседе, хотя скрывать было нечего), ученик сказал, что у него есть преимущество перед двумя друзьями-раввинами: он ученик рава, а между учителем и учеником в Торе есть особая связь, равная связи между отцом и сыном.
Рав сказал, что подумает. Думал-думал – ничего не придумал. Нет, он не может обижать друзей, те ндБ обидятся.
И вот настал последний урок. Рав вошел в класс задумчивый и очень серьезный. Все удивились – ибо он всегда заходил с приветливым лицом.
В чем дело? Рав обратился к ученикам и сказал, что у него серьезная проблема – и рассказал об этой проблеме. Что делать? Если ехать, то ко всем троим – а у него нет сил. А если не ехать – то не ехать ко всем.
Все принялись обсуждать. И тут вдруг рав Гусман сказал, что он просит учеников провести суд, раввинский суд по всем правилам.
Так и сделали. Он выбрал одного судью из среды учеников. А тот ученик (у которого свадьба) – еще двух.
И устроили суд по закону! (Только он попросил у них разрешения сидеть во время заседания, потому что стоять сил у него нет, хотя есть такое правило – когда суд выносит решение, все стоят.)
Судьи обсудили проблему со всех сторон и постановили, что он обязан поехать на свадьбу к ученику – ибо между ними особая связь. И свободен от поездки на две другие свадьбы, поскольку поездка на них – не больше, чем уважительный поступок.
Услышав решение суда, он очень обрадовался. И никто не видел его таким веселым, как на той свадьбе.
(С того же видеоурока, что и предыдущий пост.)
Сейчас неделя праздников Сукот. Сразу объявляю: этот пост написан мной до праздника Сукот! Не сейчас. Просто написал до праздника и поставил на ожидание с указанием числа и часа.
Дело в том, что в наших общинах соблюдается правило: старайся не работать в холь-амоэд. Это время сукки! Мы в ней живем – едим и пьем, встречаем гостей, учимся и спим. И не пишем! Не как в субботу, но все-таки.))
Это раз.
А вот два. Сейчас холь-амоэд (если автомат в Толдот сработал сБп), а суббота – уже после-праздничная – принадлежит недельному разделу Берешит. Причем, не с первого дня после последнего праздника (это и будет суббота), а прямо сейчас. Раздел Берешит и книга Берешит. А там про хэсед! Потому что Творец создал нас, людей, – и повелел уважать друг друга.
**
История про нашу семью. Позволите? (Сукот ведь семейный праздник.))
Много лет наш самый младший сын был маленьким. Он и сейчас маленький – а тогда совсем крошка. Учился очень хорошо (сБ), но вот пошел как-то период, когда стал чуть более резким, чем обычно, в отношении к другим ученикам. Сзади него в хэйдере сидел мальчик и что-то ему сделал, какую-то мелкую неприятность, – наш сын взорвался и начал на того кричать.
Примерно через месяц, его ребе позвонил нам – и попросил разрешения за день до Рош-Ашана погулять с мальчиком. Они много ходили, посетили какое-то кафе, ребе купил ему всяких сладостей. И ничего не сказал ни ему, ни нам про тот случай в классе. (Мы узнали об этом только через несколько лет, когда наш сын закончил хэйдер. Теперь он степенный юноша 15 лет, учится в ешиве в Байт-Ваган, это Иерусалим, столица Эрец Исраэль, между прочим.)
Почему ребе ничего ему не сказал (нам-то понятно)? Сделал он так для того, чтобы, когда в следующий раз мальчик решит, что пришло время взорваться и покричать на других мальчиков, ребе мог просто посмотреть на него и тихо сказать, чтобы тот успокоился.
Если ребенок любит учителя – он его услышит и поступит, как его просят. А этого ребе нельзя не любить.
Это самый лучший способ.
Так вот, это я к тому, что наш ребе, оказывается, начинал свою ребскую карьеру, по его признанию, очень трудно. Дети его не слушались, было жутно трудно, дисциплины в классе никакой.
Но потом все наладилось – через уважение к ученикам. Самый действенный способ. И наверное, единственный.
(С конспекта к видеоуроку "Уважать людей")