אֵלֶּה מַסְעֵי בְנֵי יִשְׂרָאֵל אֲשֶׁר יָצְאוּ מֵאֶרֶץ מִצְרַיִם לְצִבְאֹתָם בְּיַד משֶׁה וְאַהֲרֹן
וַיִּכְתֹּב משֶׁה אֶת מוֹצָאֵיהֶם לְמַסְעֵיהֶם עַל פִּי יְדֹוָד וְאֵלֶּה מַסְעֵיהֶם לְמוֹצָאֵיהֶם
Вот странстия сынов Исраэля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям их, под руководством Моше и Аарона.
А Моше записал места их выходов в походы их по повелению Господа, и вот их походы по местам выхода их.
Внимание к вечному.
Перед вхождением в землю обетованную Всевышний напоминает Израилю путь странствий, который они прошли после выхода из Египта. За сорок лет жизнь народа Божьего была насыщена событиями. Название каждой стоянки напоминало определенные этапы научения жизни в Царстве Божьем. Через все события Всевышний показывает временность и непостоянство всех желаний, возникающих во время короткой земной жизни. Господь учит нас обращать внимание на вечное, чтобы правильно относиться к временному. Рав Шауль учил верующих правильному отношению к временному и к вечному. Глядя на старение наших тел, изменение условий жизни, несправедливости, обычный человек начинает унывать, роптать и жаловаться. Но у верующего, который начал осознавать, что он странник, совершенно другая реакция:
16 Поэтому мы не отчаиваемся. Хотя внешнее наше увядает, внутреннее ежедневно обновляется.
17 Ибо наши временные небольшие беды ведут нас в вечную славу, величие которой неописуемо.
18 Мы обращаем внимание не на видимое, но на невидимое, поскольку видимое временно, а невидимое вечно. (2Кор.4:16-18 НЗ. Д.Штерн)
Каждый из живущих окружен непостоянным видимым, которое сопровождает нас от рождения. Если движущей силой для жизни человека являются видимые вещи, то душа захватывается в различные желания, воспитанные на видимых примерах похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Противостоять лживым желаниям плоти может только тот, для кого невидимое Божье Царство стало реальной жизнью. В таком случае к земным вещам и желаниям он относится, как странник и пришелец, т. е. как человек, который не захвачен тем, чем захвачен весь мир, отвергнувший Господа.
Жизнь странника.
Странник и пришелец — это человек иного Духа. Он не от мира сего и его желаний. С какими желаниями ты себя отождествляешь? К какому царству принадлежишь? Примеряя на себя одежды плотского ума, неизбежно попадаешь в зависимость от желаний, восстающих на душу. Петр вдохновлял верующих людей своего времени жить подобно странникам и пришельцам.
11 Дорогие друзья, я призываю вас, как странников и временных жителей, не поддаваться желаниям вашего старого естества, которое продолжает противоборствовать вам;
12 но вести среди язычников такую добродетельную жизнь, чтобы они, даже если сейчас говорят о вас как о злодеях, увидев ваши добрые дела, воздали славу Богу в день Его пришествия. (1Пет.2:11,12 НЗ. Д.Штерн)
В чем особенность жизни странника? Странники не привязываются к временному и тленному. Божий странник не проводит бесцельную жизнь, пытаясь угодить желаниям своей плоти. Сколько не корми свои желания, они никогда не насытятся. Это голодные волки, у которых нет насыщения, пока ты еще жив. Только со смертью умирают их жажда и голод. Рожденный от Духа Божьего перестает бегать за суетой и ложью, пытаясь удовлетворить свои желания и помыслы, поскольку Господь, открыв ему смысл жизни, приучает его правильно относиться к временным жизненным обстоятельствам. Ведь странник Божий знает, что видимое временно, а невидимое вечно.
Зачем странствовать?
Мы странствуем для того, чтобы научиться пребывать в вечном и не гоняться за временным. У нас есть привилегия странствовать налегке, без тяжелых, мучающих бремен. Ради этого верующий смиряет свои аппетиты и желания так, чтобы они не превозносились над познанием Мессии. Ради того, чтобы научиться жить жизнью Мессии, верующий готов отложить все временное и не прилепляться к нему сердцем. Об этом молился царь Давид, вдохновляя Соломона посвятить себя не временному, а вечному. Все богатства и достижения Давид считал ничем, по сравнению с возможностью прославить Всевышнего и быть Его поклонником в Духе и истине. Жертвуя колоссальные материальные средства на строительство Иерусалимского храма, Давид говорил:
13 И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое.
14 Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей [полученное] мы отдали Тебе,
15 потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного.
16 Господи Боже наш! все это множество, которое приготовили мы для построения дома Тебе, святому имени Твоему, от руки Твоей оно, и все Твое.
17 Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие; я от чистого сердца моего пожертвовал все сие, и ныне вижу, что и народ Твой, здесь находящийся, с радостью жертвует Тебе.
18 Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, [сие] расположение мыслей сердца народа Твоего, и направь сердце их к Тебе.
(1Пар.29:13-18)
Земля — идеальное место для странников.
Мы оказались на временной земле, у нас временные тела. В этом мире все изнашивается и разрушается. Все живущие видят, как уходят их родители, родные и близкие. Ни одна душа, которая хоть немного осознает реальность, не может найти на этой земле что-то стабильное, вечное, нетленное. Рав Шауль напоминал:
50 Позвольте, братья, сказать вам следующее: плоть и кровь не имеют доли в Божьем Царстве, а то, что подвержено тлению, не может иметь доли в том, что нетленно.
51 Открою вам тайну - не все из нас умрут! Но все мы изменимся!
52 Это произойдёт очень быстро, в одно мгновение, во время последнего шофара. Ибо протрубит шофар, и мёртвые воскреснут для вечной жизни, и мы также изменимся.
53 Ибо материя, подверженная тлению, должна облечься в нетленность, а смертная материя должна облечься в бессмертие.
54 Когда тленное облечётся в нетление, а смертное — в бессмертие, тогда исполнится отрывок Танаха: Смерть будет покорена навеки. (1Кор.15:50-54 НЗ. Д.Штерн)
Грех Адама создал условия для осознания нашей временности, дыбы все взыскивали Вечного Господа. Что вечного мы имеем на этой земле? Через Добрую Новость о Мессии Изриля Иешуа нам подарена нетленная жизнь в Духе Святом. Теперь у нас есть возможность странствовать не в безысходности и страхе, в ожидании болезней и смерти, напротив, каждый эпизод жизни помогает возрастать в познании Мессии и силе Духа Святого. Теперь мы странствуем не как обреченные и отчаявшиеся, а с радостью, вдохновением исполняясь познания Того, кто призвал нас в Свою жизнь и воскресение.
Временное ради вечного.
Господь употреблял воду, пищу, пустыню, море, египтян, перепелов, скинию, столп огненный и облачный, Моисея и Аарона, работу, конфликты и многое другое ради того, чтобы Израиль обрел вечные ценности: Тору, Мессию, Дух Божий, живые отношения с Отцом Небесным. Всевышний, как добрый Отец, употребляет все для того, чтобы все спаслись и достигли познания истины. Каждое событие в жизни Израиля до и после выхода из Египта Господь употребил для приобретения Себе народа, который будет жить вечным невидимым Божьим Царством. Он дал нам откровение о жизни, смерти и воскресении Мессии, чтобы мы могли увидеть невидимое Божье Царство в Сыне Божьем и не стыдились быть Его свидетелями. Святая жизнь показывает, что в верующем открылась любовь к вечному Господу и жажда пребывать вечно в Его Царстве.
8 Потому не стыдись нести свидетельство о нашем Господе или обо мне, его узнике. Напротив, перенося бесчестие наряду с остальными, прими это как должное ради Доброй Вести. Бог даст тебе необходимые силы,
9 поскольку Он избавил нас и призвал к святой жизни как Свой народ. Это произошло не благодаря нашим поступкам, но в соответствии с Его Собственным замыслом и благоволением, которое Он проявил к нам, единым с Мессией Йешуа. Он совершил это до начала времён,
10 но сделал очевидным для всех только сейчас, посредством явления нашего Избавителя, Мессии Йешуа, который упразднил смерть и, посредством Доброй Вести, открыл жизнь и бессмертие. (2Тим.1:8-10 НЗ. Д.Штерн)
Через Добрую Весть о Мессии мы смогли ожить для Божьего Царства и жизни вечной. Он показал, что для верующих в Него нет смерти, а приготовлена жизнь в вечном Царстве Мессии.