זֹאת תִּהְיֶה תּוֹרַת הַמְּצֹרָע בְּיוֹם טָהֳרָתוֹ וְהוּבָא אֶל הַכֹּהֵן
וְיָצָא הַכֹּהֵן אֶל מִחוּץ לַמַּחֲנֶה וְרָאָה הַכֹּהֵן וְהִנֵּה נִרְפָּא נֶגַע הַצָּרַעַת מִן הַצָּרוּעַ
וְצִוָּה הַכֹּהֵן וְלָקַח לַמִּטַּהֵר שְׁתֵּי צִפֳּרִים חַיּוֹת טְהֹרוֹת וְעֵץ אֶרֶז וּשְׁנִי תוֹלַעַת וְאֵזֹב
וְצִוָּה הַכֹּהֵן וְשָׁחַט אֶת הַצִּפּוֹר הָאֶחָת אֶל כְּלִי חֶרֶשׂ עַל מַיִם חַיִּים
אֶת הַצִּפֹּר הַחַיָּה יִקַּח אֹתָהּ וְאֶת עֵץ הָאֶרֶז וְאֶת שְׁנִי הַתּוֹלַעַת וְאֶת הָאֵזֹב וְטָבַל אוֹתָם וְאֵת הַצִּפֹּר הַחַיָּה בְּדַם הַצִּפֹּר הַשְּׁחֻטָה עַל הַמַּיִם הַחַיִּים
וְהִזָּה עַל הַמִּטַּהֵר מִן הַצָּרַעַת שֶׁבַע פְּעָמִים וְטִהֲרוֹ וְשִׁלַּח אֶת הַצִּפֹּר הַחַיָּה עַל פְּנֵי הַשָּׂדֶה
וְכִבֶּס הַמִּטַּהֵר אֶת בְּגָדָיו וְגִלַּח אֶת כָּל שְׂעָרוֹ וְרָחַץ בַּמַּיִם וְטָהֵר וְאַחַר יָבוֹא אֶל הַמַּחֲנֶה וְיָשַׁב מִחוּץ לְאָהֳלוֹ שִׁבְעַת יָמִים
Это будет учением о прокаженном: в день очищения его следует привести его к коэну.
И выйдет коэн за пределы стана, и если увидит коэн, что вот исцелилась язва проказы на прокаженном;
И повелит коэн взять для очищаемого двух живых чистых птиц и дерева кедрового, и червленую нить, и иссоп.
И повелит коэн зарезать одну птицу над глиняным сосудом над проточной водой.
Живую птицу возьмет, ее и кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и вместе с живой птицей в кровь птицы, зарезанной над проточной водой,
И окропит очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и выпустит живую птицу в поле.
И омоет очищаемый свои одежды, и обреет все свои волосы, и омоет себя водой, и станет чист; а затем войдет он в стан и пробудет вне своего шатра семь дней.
Сегодня мы рассмотрим предписание Торы для прокаженного во время очищения. Через проказу Всевышний судил нечестивые мотивы сердца и смирял гордость. Через эту страшную болезнь гордость человеческая понижалась, делая душу способной к смиренному образу жизни. Некоторые люди добровольно уединяются для того, чтобы смириться перед Господом, исследуя свои мотивы сердца, чтобы далее проявлять это смирение в отношениях с людьми. Через проказу не желавший смириться перед Богом человек был вынужден остаться один, чтобы, осознав свою нечистоту, прийти к глубокому покаянию и восстановлению отношений с Всевышним. Каждый человек поражен проказой гордости, и все нуждаются в исцелении сердца.
Проказа гордости.
Проказа гордости происходит из-за возмущения против Господа и потери отношений с Ним. В этом состоит основная трагедия гордеца. Когда потеряны отношения с Всевышним, то страдают также и отношения с людьми. Особенность гордого человека в том, что он не слышит никого, кроме себя. Подобно Адаму и Еве, такие люди ведомы своими желаниями и оправдывают свое поведение желанием познать истину. Подобно Каину, такие люди восстают на брата и готовы убить его лишь бы доказать и утвердить свою правоту. Такой человек зреет в своих мыслях и думает, что видит реальность, хотя живет в искаженном мире своих амбиций. Там, где появляется человек, переполненный собой, там начинаются ссоры, споры, крики, раздражение и другие плотские проявления. Как и говорится в книге Притч:
22 Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.
23 Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь. (Прит.29:22,23)
Исцеление гордости через смирение.
Никто и ничто не может убить нашу гордость навсегда, но можно научиться ее смирять. Смирение — это единственное противоядие от гордости. Многие люди говорят или думают, что они смиренные, но часто это самообман, поскольку без практического смирения в общине Божьей у человека нет реального смирения. Мы смирены перед Богом настолько, насколько умеем смиряться перед ближними. Мужья должны смиряться перед женами, а жены - перед мужьями, дети должны смиряться перед родителями, а родители — перед детьми, все же — друг перед другом. Смиряться в том, чтобы слышать, понимать, помогать, прощать, любить.
Без практики смиренного образа жизни в общине Божьей невозможно научиться смиренномудрию, т. е. возможности любовью Божьей служить ближним. Как пишет об этом Петр:
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
(1Пет.5:5,6)
Без приучения к скромному мышлению о себе невозможно пребывать в благодати Божьей, получая необходимые изменения своего естества, которые происходят благодаря действию силы Господа в нас.
Практически можно смириться только в живом Теле Божьем - общине, которую Господь образовал через Свою жертву, заповеди и Духа Божьего, оживляющего в нас Его истину. Петр показывает, что смириться под крепкую руку Божью возможно, пребывая в правильных взаимоотношениях в общине Божьей. Сам по себе человек очень необъективно оценивает себя. В этой связи Йоханнан говорил:
7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иешуа Мессии, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1Иоан.1:7)
Правильное общение — путь к святости.
Если истинный Божий свет в нас светит, т. е. Дух Божий живет в нас, то это будет проявляться в том, что мы умеем общаться в своей семье и общине. Правильное общение ведет к постоянному процессу очищения, т. е. к святости, без которой никто не увидит Господа.
Процесс смирения.
Для получения чего-либо от Господа прежде необходимо пройти процесс смирения. Господь неоднократно предупреждал наших праотцов, что отношения с Отцом Небесным возможны только через сокрушение и смирение нашего гордого, независимого естества. Всевышний испытывает нас, чтобы помочь нам исцелиться и приучиться к Духу Божьему, через которого мы воспитываем в себе новое сердце:
2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; (Втор.8:2,3)
Всевышний исцелял наших праотцов от рабского мышления, поклонения лжи, страхов и других нереальных чувств и идей, постоянно испытывая их сердца и сокрушая их гордое упорство.
Исцелению предшествует смирение.
Перед любого рода исцелением предшествует смирение. Оно выражается в осознании нужды в Господе и помощи ближних. Вспомним пример исцеления Неемана сирийца. Прежде чем проказа сошла с Неемана, он должен был пройти путем смирения. Уже один факт того, что он обратился за помощью к человеку из побежденного народа, говорит об определенной доле смирения.
Нееман пришел за помощью к пророку Израиля. Это было уже весьма унизительным для него, поскольку в то время Израиль находился под сирийской оккупацией. Когда Елисей, не выходя из дома, а послав слугу, сказал Нееману омыться в Иордане, то гневу Неемана не было конца: "Как он мог так со мной поступить? Неужели он не понимает, кто к нему пришел? Да в Сирии любая река в сотни раз лучше, чем ваш Иордан!" Нееман был вне себя от гнева. Вот теперь вскрылись истинные причины его проказы. Да, Нееман был замечательный воин, но при этом имел гордое, заносчивое сердце. Исцеление Божье всегда подразумевает смиряющий процесс. Вспомним, что начальник синагоги склонился перед Иешуа, сирофиникиянка не обиделась на то, что Иешуа отождествил ее с собакой, а слепой Вартимей смиренно кричал о милости Божьей, не стыдясь толпы. В каждом случае исцеления сначала происходило понижение гордого сердца. Нееман мог получить исцеление не на своих условиях, а на Божьих, которые озвучил Елисей. У Неемана были прекрасные слуги. Они начали утешать и помогать своему господину принять Божий подарок. Через уста этих замечательных людей говорила мудрость, сходящая свыше. Когда приходит мудрость свыше, то гордость умирает. Мудрость Божья всегда учит человека смирению. Итак, Нееман решает смириться и войти в воды Иордана. В этот момент начало происходить его очищение от проказы, поскольку Господь гордым противится, а смиренным дает благодать, т. е. незаслуженную милость. Нееман ничем не был лучше других прокаженных. Единственным его отличием от других было то, что он смирил свою гордость достаточно, чтобы просить о помощи и принимать ее от людей, которых раньше ни во что не ставил. Войдя в Иордан семь раз, Нееман очистился. Его сердце было готово служить Господу Израиля. Из надменного и гордого сирийского военачальника Нееман стал поклонником Бога Израиля, который желал благословить слуг Божьих. Нееман приходит к Елисею и свидетельствует о своем доверии Господу Израиля. История Неемана показывает, что происходит с нами, когда мы смиряем нашу гордость, начиная послушно следовать Божьей правде.
Нееман приобрел нечто большее, чем очищение от проказы. Он приобрел отношения с народом Израиля, с Богом Израиля и новое сердце, которое умело смиряться под руку Божью. Нееман стал поклонником Божьим.
Учимся у Мессии!
Каждый из нас очищается, подобно Нееману, от своей внутренней гордой проказы. Сегодня многие люди болеют и телесно, и душевно, но самое важное повреждение — это гордый и упорный дух, который достался нам по наследству от Адама. Господь верен в том, чтобы смирить наше упорство и приучить нас к мыслям и образу жизни Святого Духа, который мы приобрели, смирившись перед Мессией. Каждому из нас необходимо научиться у Мессии и на практике сделать то, что Он показал нам через Свою земную жизнь.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Матф.11:28-30)
Подобно Нееману, вначале мы приходим к Мессии, а затем окунаемся в воду, обещая служить Богу доброй совестью. Когда мы погружаемся в воду, то обещаем смиренное, искреннее служение перед Ним. Господь приучает нас к смирению, поскольку это проводник к любви Божьей.
Исцеляющий мотив сердца.
Проказа гордости не у всех проявляется через язвы на теле, но она часто видна через язвы сердца человеческого, которые видны во время взаимоотношений с ближними. Реакция на мужей, жен, служителей, наставников — это показатель наших взаимоотношений с Господом. Как пишет об этом Йоханнан:
20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
(1Иоан.4:20,21)
Будем внимательны к Богу через внимание и заботу о наших ближних. Обращайте внимание на то, какой плод производят ваши слова и действия: "Созидают они или разрушают?" Мы много говорим о том, как любим Бога, так давайте будем любить Его по-настоящему!
וַיְדַבֵּר יְדֹוָד אֶל משֶׁה וְאֶל אַהֲרֹן לֵאמֹר
אָדָם כִּי יִהְיֶה בְעוֹר בְּשָׂרוֹ שְׂאֵת אוֹ סַפַּחַת אוֹ בַהֶרֶת וְהָיָה בְעוֹר בְּשָׂרוֹ לְנֶגַע צָרָעַת וְהוּבָא אֶל אַהֲרֹן הַכֹּהֵן אוֹ אֶל אַחַד מִבָּנָיו הַכֹּהֲנִים
וְרָאָה הַכֹּהֵן אֶת הַנֶּגַע בְּעוֹר הַבָּשָׂר וְשֵׂעָר בַּנֶּגַע הָפַךְ לָבָן וּמַרְאֵה הַנֶּגַע עָמֹק מֵעוֹר בְּשָׂרוֹ
נֶגַע צָרַעַת הוּא וְרָאָהוּ הַכֹּהֵן וְטִמֵּא אֹתוֹ
И говорил Господь, обращаясь к Моше и Аарону, так:
Человек, на коже тела которого появится опухоль, или лишай, или пятно, и образуется на их месте язва, похожая на язву проказы, человек этот должен быть приведен к Аарону-коэну или к одному из его сыновей, коэнов.
И осмотрит коэн язву на коже тела, и если волос на язве стал белым, и расположена язва глубже, чем кожа его тела, — то это язва проказы. И осмотрит его коэн, и признает такого человека нечистым.
Коэн! У меня это...
Сегодняшний отрывок Торы содержит детальные инструкции, которые Всевышний давал коэнам для определения чистоты или нечистоты. Когда кто-либо замечал на своем теле воспаление или странное образование, то они знали, куда идти. Коэн мог исследовать и понять причину возникновения странного образования на коже. Задача коэна состояла в том, чтобы помочь людям понять, что с ними происходит, и в случае обнаружения нечистоты провести процесс, ведущий к очищению.
Господь обнаруживает нечистоту.
Нечистота проявлялась видимым образом на теле человека. Видимые признаки нечистоты проявлял Господь, который не желает смерти грешника, но хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины. В нашей жизни тем или иным образом Всевышний показывает признаки нечистоты, на которые Он обращает наше внимание. Если мы не внимательны к Его предупреждениям, то Он начинает видимым образом проявлять нашу нечистоту так, чтобы ближние заметили нашу проблему. Если за кем-либо замечается безбожная реакция, то это признак того, что Господь видимым образом проявляет внутреннюю проблему сердца человека. В книге Иов хорошо сказано об этом:
14 Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
15 во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
16 Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
17 чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
18 чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
19 Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, -
20 и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.
21 Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.
22 И душа его приближается к могиле и жизнь его - к смерти.
23 Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой [путь] его, -
24 [Бог] умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
25 Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей.
26 Будет молиться Богу, и Он - милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его.
27 Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне;
28 Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.
29 Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,
30 чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых. (Иов.33:14-30)
Внутренняя нечистота проявляется внешне.
Наша внутренняя нечистота открыта Господу, а внешние реакции видны людям. Господь делает так, чтобы наше внутреннее состояние открылось перед людьми, чтобы братья и сестры помогли нам очиститься перед Господом. Тора показывает, что, заметив проблему, человек приходил к коэну, исполнявшему функцию Божьего наставника, который показывал человеку прямой путь. Из Писаний (Ефесянам 4:11-13) мы знаем, что Господь поставил в Теле Божьем разных служителей (наставников), но все они исполняют одно общее предназначение: созидать и наставлять верующих в пути Божьем. Мессия — это наш Господь, а также (коэн а гадоль): великий первосвященник. Он наш пастыреначальник. Через каждого из нас в свою меру Он служит ближним. Рассмотрим, на что обращал внимание Иешуа, когда служил для очищения народа Израиля.
Взаимосвязь внешнего и внутреннего.
Мессия показывал зависимость внутренней нечистоты и внешних неправильных реакций.
20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет (делать или почитать нечистым) человека.
21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы (мысли, размышления), прелюбодеяния (супружеская неверность), любодеяния (любые незаконные сексуальные отношения), убийства,
22 кражи, лихоимство (жадность), злоба (лукавство), коварство (лесть, обман), непотребство (распутство), завистливое око, богохульство (поношение, злоречие), гордость (заносчивость, надменность), безумство (безрассудство), -
23 все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:20-23)
Иешуа показывает, что внешним признаком оскверненного внутри сердца, во-первых, являются внешние реакции человека в виде мыслей, слов и действий, которые осуждает закон Божий. Гневные, раздражительные реакции или стремление к определенного рода грехам — это явный показатель оскверненного сердца. Когда подобные реакции становятся заметны окружающим, то это ясный сигнал о необходимости помощи коэна.
Служение коэна.
Основная задача коэна (наставника) состоит в том, чтобы распознать и классифицировать внешние проявления. Необходимо помнить, что к коэну приходили сыны Израиля — люди, которые были в завете с Господом. Увидев на своем теле язвы, они начинали искать ответ. Поиск ответа приводил их к коэну (наставнику). Вспомним один из случаев, когда пророчица Мариамь начала злословить Моше. Ее злословие привело к тому, что Господь поразил ее проказой. Мариамь признала свою неправоту и Моше начал молиться за нее. Господь услышал Моше, но тем не менее Мариамь должна была пробыть семь дней вне стана. Ей необходимо было время для осознания и очищения мотивов ее сердца. Когда мы замечаем за собой неверную реакцию или неправильный образ мыслей или отсутствие мира и радости Божьей, то необходимо искать ответа и помощи Божьей. Определяя характер проявления, коэн помогал человеку в течение определенного времени пройти процесс очищения, в результате которого было заметно, произошло ли настоящее покаяние перед Господом и людьми.
Настоящая Тшува — это возвращение.
Когда происходит настоящая тшува (возвращение) к Отцу Небесному, то человек удаляется от прежнего образа мыслей, слов и жизни, и становится заметна святость Божья. Изменение образа жизни — это свидетельство того, что произошло возвращение человека к своему Отцу Небесному. Сердце такого человека теперь увлекается праведностью, миром и радостью во Святом Духе. Сердце такого человека захвачено отношениями с Господом и тем образом жизни, который приобретается в результате этих отношений. Коэн помогает вернуться обратно к взаимоотношениям с Отцом Небесным. Это сущность еврейского понимания тшувы (покаяния). Тшува — это возвращение к взаимоотношениям со Всевышним. Восстановленные взаимоотношения производят изменение сердца, а это ведет к другим реакциям и плодам жизни. Покаянием не является знание истин Писания или символа веры, или произнесение молитвы грешника. Знание определенных истин — это еще не покаяние. Эти понятия нельзя путать. Вот почему книжникам и фарисеям было тяжело покаяться. Они знали о Господе, но не знали Его характер. Рав Шауль в этой связи говорил: "Я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам". (2Кор.11:6)
Наблюдайте за собой.
Божий народ, который несет служение священников, должен наблюдать за собой и тем самым помогать друг другу. В этой связи стоит вспомнить, что произошло с сынами Аарона, которые были сожжены перед Господом за принесение чуждого огня. Мы царственное священство и должны наблюдать за собой. Рассмотрим ряд мест Писания на этот счет:
3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. (Лук.17:3,4)
Необходимо наблюдать за тем, чтобы мы умели каяться и прощать. Без покаяния нет прощения и восстановления взаимоотношений.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Мессии и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Мессии имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2Иоан.1:8-11)
Необходимо понимать, чему учил Мессия, что Он утверждал, и пребывать в этом. Центральной темой учения Мессии было осознание роли Иешуа как совершенной жертвы, священника и Господа, пришедшего в теле и воскресшего из мертвых. Также центральной темой учения Мессии было возвращение Израилю верного понимания закона и правильного мотива его исполнения. Он показал, что суть исполнения закона — это проявить любовь к Богу и ближнему.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. (Евр.12:15,16)
Необходимо хранить верные мотивы служения Богу и ближнему. Если мы верующие только тогда, когда это выгодно, то это благодатная почва для огорчения и проявления различных грехов, которые свидетельствуют о неверном сердце перед Господом.
Служение духовных.
Каждый духовный человек нуждается в помощи и поддержке. Мессия создал общину (синагогу), посреди которой Он Сам служит ближним в процессе взаимоотношений.
В послании Галатам говорится о том, как мы должны поступать, когда видим неверные реакции, а также как нам поступать, чтобы не обольстить себя и не думать о себе больше, чем мы есть друг для друга.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте (восстанавливать) такового в духе кротости (сдержанность, спокойствие, мягкость), наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Мессии.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает (заводить в заблуждение) сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.(Гал.6:1-5)
Проверка нашей любви к Богу и ближнему происходит во время того, когда мы видим, что наш брат поступает неверно, повторяя все те же грехи, вредя себе и ближним. Реакции нашего ближнего порой могут быть очень болезненны для нас, но нам необходимо спокойствие и сдержанность, чтобы послужить такому человеку через любовь Мессии. Будем радоваться, что каждый день мы имеем честь служить подобно сынам Аарона и помогать всем верным укреплять взаимоотношения со Всевышним. Когда мы действуем любовью Божьей, то имеем похвалу от Самого Мессии.