... >
После смерти душа остается живой, и чувства ее более обострены, чем при земной жизни. Это и понятно. Все болезни, склеротические бляшки на сосудах, высокое артериальное давление, боли, сводившие с ума, — все это осталось в мертвом теле, от которого душа освободилась. Душа оставляет тело, подобно тому, как мы сбрасываем старую негодную одежду, и ожидает облачения в новую плоть после всеобщего воскресения из мертвых. Итак, тело — это только храм души, дом, где она обитает. Дух человека скорее и легче отрешается от условий временной жизни. И в то же время, когда у тела еще длится борьба со смертью, дух освобождается прежде решительной смерти тела — он уже витает как будто вне тела. Вот чем объясняются нередкие случаи, что в час кончины, еще не совершившейся, человек или, правильнее, дух его в земном образе является в отдалении от тела близким по сердцу людям.
Смертью человек как бы рассекается на две части, его составляющие. По смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его. Причем душа ощущает себя вначале целостным человеком. Она может видеть, в частности, свое мертвое тело, передвигаться, она даже пытается общаться с окружающими, но, поняв, что ее никто из живых не видит и не слышит, душа остро чувствует свое одиночество и страх перед тем, что будет дальше.
Благодаря успехам современной науки врачи до определенного времени могут с помощью реанимационных мер вернуть душу обратно в мертвое тело. Но это бывает очень редко и не без воли Божьей. Ведь и до развития науки были известны случаи, когда недавно умершие люди оживали. Это может означать только одно: Господь по милости Своей дает человеку шанс покаяться в грехах своих и улучшить свою загробную участь. Ведь покаяние возможно только на земле. Именно об этой стадии перехода в загробную жизнь имеется больше всего свидетельств. Многие люди пережили клиническую смерть (а это и есть отделение души от тела) и имеют посмертный опыт.
В момент разлучения души с телом (а иногда уже и до него) человеку являются духи, как злые — демоны, так и добрые — Ангелы. Если явление Ангелов вселяет надежду в умирающего, то видение демонов наводят ужас и отчаяние в спасении души от злейшей для нее участи.
С бесовскими испытаниями в час смерти приходится сталкиваться всем: и христианским подвижникам, и праведникам, и грешникам. Жития православных святых полны рассказов о бесовских искушениях и страшных зрелищах в момент смерти. Их цель — запугать умирающего и заставить отчаяться в собственном спасении. Например, святитель Григорий Двоеслов в своих «Собеседованиях» рассказывает об одном богаче, который незадолго до смерти увидел стоящих перед ним гнусных духов, свирепо грозящих унести его в глубины ада. В смертельном страхе перед этими ужасными видениями он метался на постели из стороны в сторону. Почти обессиленный и отчаявшийся в каком-либо облегчении, он кричал: «Дайте мне время до утра! Потерпите хоть до утра!» И на этом его жизнь прервалась.
Бесы предлагают такие искушения, которые согласуются с ожиданиями искушаемых. Тем, кто боится ада, бесы могут явиться в ужасном виде, чтобы человек умер в состоянии отчаяния. Христианскому же подвижнику бесы могут явиться в таком виде, чтобы соблазнить его, а не запугать. Час смерти — это время последних бесовских искушений. Духи, которые могут встретиться в это время, должны быть подвергнуты всесторонней проверке, которую апостол Иоанн выражает следующим образом: «...испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1).
«Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые через всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если найдены будут неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом. Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: «Спаси мя от гонящих» (Пс. 7, 2), а там во время испытания: «Избави мя, да не когда похитит, яко лев, душу мою» (Пс. 7, 3). И сие можешь узнать от Самого Господа, Который перед страданием говорит: «Ныне князь мира сего грядет, и во Мне не имать нечесоже» (Ин. 14, 30)» (свят. Василий Великий). Если же вы оказались в такой момент рядом с умирающим, необходимо поддержать его насколько возможно, укрепляя молитвой и словами надежды ведущего последнюю брань с темными силами.
Но для укрепления человека и сопровождения его души в загробную жизнь являются ему посланники Божии — Ангелы, чтобы защитить его душу от посягательств демонов, которые схватили бы душу и увлекли в ад, если бы не охранение Ангелов. Об этом свидетельствует Сам Господь в притче о богаче и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 26, 22). Святая Феодора, чей путь после смерти через воздушные мытарства описан в житии святого Василия Нового (X век, 26 марта), рассказывает: «Когда я совершенно изнемогла, то увидела подходивших ко мне в образе красивых юношей двух Ангелов Божиих; лица их были светлые, глаза смотрели с любовью, волосы на голове были белые, как снег, и блестели, как золото; одежды были похожи на свет молнии, и на груди они были крестообразно подпоясаны золотыми поясами».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что Ангелы всегда являются в виде людей. И это отличает Ангелов от бесов, которые могут принимать самые различные формы. И душа человека имеет вид человека в его теле и вне тела и подобна прочим сотворенным духам.
«Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, а также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все сопоставимое с Богом, Который Один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно... Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и, посылаемые Богом на землю, они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они неограниченны. Неограниченными их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, — не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Источник: http://vsemolitva.ru
comments
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Это значит, что на пути к Царствию Божию человеку приходится много пережить. Источники земных скорбей многообразны, но главные из них три. Первая скорбь — от тех внутренних борений, противоречий и сомнений, которые испытывает каждый умирающий. Ни одна человеческая страсть не сдается без боя, невидимая внутренняя борьба — процесс мучительный. Второй источник скорби — мирская жизнь, которая никогда не дает человеку беспрепятственно уйти в мир иной. Мирская жизнь постоянно напоминает умирающему о незаконченных земных делах, может быть, о детях, которые останутся сиротами, и т. д., и это повергает человека во многие скорби. И, наконец, это скорби, которые прямо посылаются нам Господом, как некие испытания, например, нужда или болезни. Часто люди перед смертью изнемогают под тяжестью скорбей и жаждут утешения, поддержки, сочувствия, любви.
Но смерть всякий встречает по-разному — или в кругу любящих близких, или в полном одиночестве. Не говоря уже о внезапной смерти, когда человек не испытывает предсмертного состояния, поскольку понимает, что умер, лишь когда душа его отделяется от тела. Большое значение для тех, кто еще остается на земле, имеют предсмертные слова умирающих, потому что они тоже дают некоторое представление о жизни по ту сторону.
Чаще всего, когда человек осознает, что умирает, он перестает ощущать боль, которую он чувствовал непосредственно перед этим. Господь перед смертью не отвлекает человека физическими страданиями от главного — перехода в вечность. Главным признаком приближающейся смерти (не внезапной) является то, что умирающий начинает видеть и слышать то, чего не видят и не слышат окружающие его люди.
Воздух, все окружающее нас пространство заполнено духами. Но Господь милостиво охраняет нас от их видения, чтобы мы могли идти по своей жизненной дороге. Между тем, воздух наполнен врагами Христа — демонами. Нередко перед смертью защита от видения духов снимается. Представьте себе ужас неверующего, неподготовленного человека, увидевшего этих омерзительных и безобразных существ! Если у такого умирающего еще есть силы, он начинает кричать, лицо его искажено ужасом. И защитить его некому, ведь по грехам своим он всю жизнь и служил этим существам, сам того не ведая. Но это также испытание и для верующих людей. Многих же святых Господь избавлял от этих страшных видений, и они умирали с блаженной улыбкой на устах. Момент смерти — это последняя возможность для сатаны напасть на верующего, но Бог послал Своих Ангелов, чтобы охранять нас в это время.
«Единственный правильный вход в мир духов — христианское подвижничество. Единственный правильный вход к чувственному видению духов — христианское преуспеяние и совершенство» (свят. Игнатий (Брянчанинов)).
Источник: http://vsemolitva.ru
comments