— лишь один. Он единствен, и ничто в мире не единственно и не едино настолько, чтобы сравниться с ...
И хотя он медлит, всё-таки буду каждый день ждать его прихода», 13 принципов иудаизма
или скривившись, даже если подал тысячу золотых — не исполнил заповеди и нет у него заслуги», « ...
или отменит одну из существующих, или превратно истолкует Тору, или станет толковать те места в ней, ...
... . Во-первых,
трансформировал Талмуд, создав ... .
был суперпрофессионалом и ...
20 тевета, в этом году 1 января, еврейский мир отмечал йорцайт (годовщину ухода) великого деятеля не только еврейского народа, но и всего человечества — Рамбама (он же Маймонид, он же Моше, сын Маймона).23 тевета, в этом году 4 января, прошел йорцайт моей мамы — Белы бат Матус (Матисьяху) Брук/Махлис. В заслугу души моей мамы я посвящаю этот материал жизни Рамбама.
Иудаизм в процессе истории проходил разные этапы. Очень полезно и интересно рассмотреть периоды истории, когда вокруг евреев происходили вызовы больших цивилизаций и в еврейском народе появлялись личности, которые брали на себя смелость совершать революционные прорывы в еврействе, а также для всего мира.
Интересно, что Рамбам жил в гуще арабского мира, который в то время был гораздо более цивилизованный, чем средневековая христианская Европа. Арабы открыли для себя научное наследие греков, включая Платона и Аристотеля. Евреи, жившие среди цивилизованных арабов, чувствовали, что в их иудаизме не хватает той системности и стройности, которые давали греческие подходы. Это привело к «разброду и шатанию» среди евреев.
И тут Всевышний послал евреям Рамбама. Он глубоко и досконально изучил наследие Аристотеля и его научные подходы и смог осветить иудаизм лучшими методами анализа того времени. Во-первых, Рамбам трансформировал Талмуд, создав монументальный труд «Мишне Тора», в котором были систематизированы ключевые законы. И во-вторых, он написал революционную книгу «Морэ невухим» («Путеводитель растерявшихся»), в которой объяснил на современном для той эпохи языке сложные еврейские аспекты.
С одной стороны, многие официальные раввины не были готовы к нововведениям Рамбама. С другой стороны, он был главой общины и личным врачом султана, так что мог себе позволить (в отличие от Рамхаля) идти своим путём.
Рамбам показал путь модернизации иудаизма с помощью включения в него методических подходов, разработанных лучшими умами человечества. Но при этом он, используя методологию Аристотеля, сохранял еврейскую модель мира.
В дальнейшем рав Кук в ХХ веке разработал «теорию искр», объясняющую, как иудаизм может обогащаться с помощью искр, взятых из других культур и систем.
Также Рамбам был суперпрофессионалом и новатором в медицине. Его авторитет и уважение распространялись гораздо шире, чем внутриеврейский мир. Под именем Маймонид он вошел в пантеон великих людей мирового масштаба и авторитета.
Еврейству очень важно изучать опыт и роль подобных революционных еврейских мыслителей. Сейчас мир и еврейство также находятся на перекрестке истории. И нам жизненно нужны фигуры, подобные Рамбаму.
Несколько дней назад я, представляя наш проект «Свет Авраама», познакомился и провел интересную встречу с раби Йегудой Ассафом, директором международного Института Рамбама, имеющего центры в Хайфе, Иерусалиме и Бруклине. Они делают очень важную работу, продвигая в иудаизме наследие Рамбама, издавая его книги, а также книги о нем.
Очень важно, что фонд, помимо прочего. раскрывает и ролевую модель Рамбама как врача, который изучает не только тело, но и душу пациента. Фонд учредил премию, аналогичную Нобелевской — для выдающихся врачей, которые внесли большой вклад и при этом сами являются яркими личностями.
С фондом сотрудничают многие ученые, и кстати, рав Эссас, мой бессменный сосед по этой странице в газете.
Пусть Всевышний посылает в наш мир выдающихся еврейских мудрецов, подобных Рамбаму, которые смогут помочь человечеству и еврейству в преодолении проблем и творческом развитии, неся духовный и творческий свет.
автор текста: Меир Брук (США)