И куда следует, чтобы обратил он свой взгляд и свое направление во всем, над чем он трудится все дни его жизни.
Прояснение для человека своей обязанности в этом мире приведет к тому, что он обратит свой взгляд к желаемой цели, что, в свою очередь, приведет к тому, что он повернется в ее сторону и начнет шагать по направлению к ней.
Дорогие читатели!
Хочу предложить вам следующий вопрос:
Представьте себе, что черепаха и бегун соревнуются в беге. Кто, по вашему мнению, быстрей достигнет финиша?
На первый взгляд ответ очевиден: «Конечно же, бегун, ведь он бежит гораздо быстрее черепахи».
Однако в действительности ответ на этот вопрос далеко не так неоднозначен – он во многом зависит от того, знают ли участники забега, где находится финиш.
Если они оба знают, где финиш, либо бегун знает, а черепаха нет, бегун, несомненно, достигнет желаемой цели гораздо быстрей, нежели черепаха.
Однако если черепаха будет знать, где финиш, а бегун нет, то, даже двигаясь маленькими шажками с малой скоростью, черепаха в конце концов достигнет финиша, тогда как бегун, с какой бы скоростью он не бежал, будет все время убегать от цели и вероятность того, что он придет когда-нибудь к финишной черте чрезвычайно мала.
Для того чтобы достичь финиша, самое важное знать, где он, постоянно смотреть в его сторону и продвигаться в его направлении.
Поэтому фундаментом и корнем для служения Творцу является знание цели, взгляд, постоянно обращенный к цели, и продвижение в ее направлении.
Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу заключается в том, чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в его мире
Это утверждение Рамхаля бесспорно для каждого трезво мыслящего человека.
Возьмем, к примеру, работника на заводе. Несомненно, что прежде всего ему следует выяснить, в чем заключается его работа, какая миссия возложена на него.
Если работник приступит к работе, совершенно не зная, что от него требуется, он не только не принесет пользы, но и, вполне вероятно, причинит немало разрушений и убытка, как бы прилежно и расторопно он ни работал. Залог успеха работника заключается в его четком знании, что от него требуется.
Подобно этому залог успеха еврея в его служении Творцу, в его духовном продвижении является четкое прояснение для себя, с какой целью Господь привел его душу в этот мир, какая задача возложена на него Создателем.
Рамхаль начинает свою книгу «Месилат Йешарим» («Путь праведных») следующими словами: «Основа праведности и корень беспорочного служения Творцу…».
Как мы видим, Рамхаль использует два понятия «основа» и «корень». Рав Деслер в книге «Михтав ме-Элияу» пишет: каждый дом нуждается в фундаменте. Фундамент дает дому возможность быть крепким и прочным, и, чем выше дом, тем важнее, чтобы фундамент был более крепким.
Подобная функция есть и у корней деревьев: они держат дерево и дают ему возможность быть прочным и непоколебимым. Наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (3, 17) говорят, что дерево с крепкими корнями не смогут повалить никакие ветры, а дерево со слабыми корнями сможет повалить даже слабый ветер.
Однако у корней есть дополнительная функция: они дают дереву возможность расти и развиваться ввысь и вширь.
«Месилат Ешарим» обучает еврея, как, продвигаясь шаг за шагом, достичь высочайших духовных вершин, построить духовный небоскреб. Как мы видим из аналогии с деревьями, важно, чтобы у этого духовного небоскреба был прочный фундамент. Кроме того, мы видим, что корни дают возможность постоянно расти и развиваться.
Так что же является духовными корнями и духовным фундаментом?
Этим фундаментом и этими корнями является необходимость для человека прояснить для себя, в чем заключается его обязанность в этом мире: «Чтобы прояснилось и несомненно выяснилось у человека, каков его долг в этом мире».
Эти слова проясним с Б-жьей помощью в следующей статье.
Адир Ба-Маром -один из мощнейших медитативных отрывков РАМХАЛя. Последнее время израильские музыканты все чаще пренебрегают галутным обычаем не петь священные изречения и молитвы и пишут музыку на библейские,средневековые и тому подобные религиозные тексты.
Обычай повторять очень долго одно изречение из молитвы существовал в основном во времена первого храма, после вавилонского изгнания от него стали отходить и теперь он с огромной силой возвращается.