— Системные расстановки относятся к области психологии, а карты Таро — к эзотерике. Прибегать к помощи карт Таро — это нормально для психолога?
Кирилл Светицкий: И психологическая наука, и знания, которые мы сегодня называем эзотерическими, исследуют одну и ту же сферу — внутренний мир человека. Психология как самостоятельная наука, в современном понимании этого слова, существует менее двух веков. Как область философии — чуть более двух тысячелетий. Но до этого человечество прошло значительно более длительный путь развития. И на этом пути использовало целый ряд методик, которые успешно помогали достичь гармонии во внутреннем мире человека, в его отношениях с миром внешним. После появления психологии как науки эти методики не начали отмирать — напротив, они успешно развиваются и находят широкий спрос, потому что в умелых руках вполне эффективно работают. Психология и эзотерика движутся параллельно, и в каждом конкретном случае мы можем использовать опыт обеих этих областей для достижения хорошего результата. Когда мы смотрим на мир шире, становится ясной искусственность многих границ.
Елизавета Левина: При работе с картами Таро есть как эзотерическая, так и психологическая составляющая. В возможности заглянуть в будущее действительно есть что-то «магическое», но это всего лишь информация. А вот для того, чтобы человек правильно «услышал» сообщение карт и воспользовался их советом, я пользуюсь психологическими методами и приемами. Я – практикующий психолог и в интеграции Таро и расстановок вижу возможность использовать Таро как эффективный диагностический инструмент, а расстановку – как способ работы с выявленной темой. Это – прекрасный тандем.
— Что даёт совмещение таких различных областей как психология и эзотерика?
КС: Когда мы преодолеваем границы между психологией и эзотерикой, мы начинаем видеть внутренний мир человека более целостным. Ответы на важные вопросы становятся доступнее, а путь к гармонии с собой, с людьми и с миром в целом становится более ясным и коротким. Поэтому ряд психологов-расстановщиков сейчас активно работает в направлении, которое я назвал «Интегративные расстановки». В него входят астрологические расстановки, расстановки чакр и другие, в том числе — расстановки с картами Таро, которые мы начинаем проводить в тренинговом центре «По-Другому».
ЕЛ: Для меня это новый шаг в эзотерике и психологии: возможность совместить то, что дают разные системы для целостного результата. С одной стороны, человек узнает о своем будущем при помощи карт Таро, с другой стороны, расстановки дают ему возможность смело вступить в это будущее, тут же на месте разобравшись с самыми сложными моментами.
— Расстановки с картами Таро в тренинговом центре «По-Другому» мы начинаем со святочной недели, когда принято составлять прогноз на предстоящий год, об этом типе работы мы и хотим расспросить вас подробнее.
ЕЛ: Годовой расклад полезен тем, что карты Таро указывают на самые ресурсные или самые проблемные сферы, дают совет, на что лучше направить свою энергию в этом году – что именно сейчас сделать важно. Из годового расклада можно узнать о ключевых событиях, которые ждут в течение этого года в разных сферах жизни: деньги, карьера, любовь, творчество, личностный рост, обучение, поездки, т.д. Интересно то, что в ходе расклада вскрываются проблемные, сложные для проработки и проживания темы и расстановка может помочь «прорвать эти блоки» и кардинально изменить ситуацию на месте. Так могут проявиться очень значимые темы, которые по какой-то причине вытесняются из сферы внимания, кажутся наоборот второстепенными, в то время как именно они отдаляют или делают невозможным реализацию какого-то важного жизненного плана или желания.
Иногда выясняется ключевая фигура, играющая роль практически в каждой ситуации, иногда речь о какой-то схеме поведения, в которую человек постоянно попадает, иногда это уникальная возможность, которой необходимо воспользоваться (которую хорошо не упустить). И с точки зрения соединения с расстановками у Таро здесь появляется дополнительная функция: возможность быстро и эффективно провести диагностику, не тратя на это время от психологической консультации и тут же приступать к работе. Это позволяет рассмотреть несколько ключевых тем за одну консультацию/встречу.
КС: С человеком, который хочет составить свой прогноз, работают одновременно два квалифицированных специалиста: психолог-расстановщик и таролог. Работа может проходить как в присутствии группы (что удобнее для клиентов, привыкших участвовать в работе психологических групп), так и без группы. Если работает группа, мы ставим в круг двенадцать человек, замещающих двенадцать аспектов расклада Таро (этих участников группы называют заместителями). Если участие группы не предусмотрено, ставим в круг двенадцать любых одинаковых предметов. С помощью таролога наш клиент раскладывает карты, передавая их в руки заместителей или размещая на предметах — например, на стульях. Данный этап мало отличается от обычной работы с тарологом. Разница лишь в том, что, с точки зрения психолога, отношение человека к двенадцати (в данном случае) аспектам карт Таро — это способ ясно проявить аспекты собственного внутреннего мира клиента.
На втором этапе клиент вместе с тарологом проходят по кругу, открывая карты, и таролог объясняет значение аспектов. Расстановщик внимательно следит за реакциями клиента и, если видит что-то, что может оказаться важным, задаёт вопросы. На третьем этапе, когда все карты открыты, я предлагаю нашему клиенту свои карты собрать и почувствовать отношение к каждому из двенадцати аспектов. Если в расстановке участвуют заместители, кратко опрашиваю их тоже: как они чувствуют себя, что они испытывают по отношению к клиенту? Если принятие аспекта не вызывает трудностей, мы этот аспект не трогаем и идём дальше, следуя совету Курта Воннегута: «Не сломано — не починяй!». Однако на этом этапе обычно проявляются и проблемные аспекты. Проявляются они в том, что клиент испытывает трудности с принятием той или иной карты, её символического значения. Если таких аспектов несколько, я предлагаю клиенту почувствовать, какой из них важнее. Поскольку значение аспекта известно, расстановщику и клиенту значительно проще почувствовать и увидеть причину трудностей. И в таком случае я предлагаю клиенту поработать с этим аспектом прямо сейчас — для того, чтобы получить возможность интегрировать те свои внутренние части (образы, представления, убеждения, отношения с кем-то из близких и т.д.), которые по каким-либо причинам оказываются в его внутреннем мире исключёнными. Этот этап мало отличается от обычной расстановки. В идеале работа бывает завершена тогда, когда наш клиент свободно собирает все свои аспекты и чувствует себя при этом целостно и комфортно. На практике, если тяжёлых для принятия аспектов несколько, у клиента может не хватить энергии или внимания на работу с ними всеми за один раз. Но в этом случае он точно знает, с чем ему предстоит работать в ближайшем будущем. И ему остаётся только выбрать время для этой работы.
ЕЛ: Так как работа занимает час и дается много информации, консультация записывается на диктофон и клиент получает с собой запись, что дает возможность повторно прослушать и осмыслить услышанное, сделать необходимые заметки.
— Как можно описать эффект, который получает человек от интегративной расстановки с картами Таро?
КС: В результате работы, которую я кратко описал, человек не просто видит умозрительную схему символически представленных аспектов, которые будут актуальны для него в течение ближайшего года. Он также получает ясную чувственную картину того, в каких отношениях с этими аспектами он находится, что за ними стоит в его реальной жизни, как с этими аспектами лучше всего обойтись, какие конкретные важные для себя задачи и каким образом нужно решить, отношения с какими значимыми людьми и как поправить для того, чтобы чувствовать себя целостным, сильным и свободным. В том случае, когда в ходе одной работы удалось себя полностью собрать, это ощущение целостности, силы и свободы становится абсолютно реальным и естественным. Человек в таком состоянии завершает свою работу, выходит из неё в мир и часто начинает видеть этот мир совсем другими глазами. Если даже с каким-то из аспектов что-то остаётся незавершённым — человек ясно видит и чувствует путь к успешному завершению. По сути, он уже идёт по этому пути.
ЕЛ: Мне бы хотелось привести такой пример: человек устает от рутины жизни, изматывает себя, и с точки зрения Таро я могу обратить внимание на эту проблему, дать совет, как с ней справиться и клиент сможет с этим работать. Но так получается, что некоторые проблемы решаются легко, а некоторые закономерности, стили поведения, т.д. изменить самостоятельно очень сложно. Т.е. через какое-то время эта проблема опять «всплывет» в раскладе просто потому, что человек склонен создавать такую ситуацию вокруг себя и еще не нашел способа глубинно в ней разобраться. Тут на помощь приходит психология, помогающая человеку психологическими методами разобраться с проблемой. И в данном примере именно при помощи расстановки может выясниться, например, что человек «загоняет» себя по какой-то семейной традиции, а фактически «несет на своих плечах» груз давно умершего предка, приняв его как свой. Расстановка помогает изменить эту глубинную картину мира и тогда у человека появляется больше ресурса для проработки задач и движения в направлении, хорошо видном из расклада на картах Таро.
— В ходе интегративной расстановки Вы работаете в паре. Как вы находите общий язык?
КС: Конечно, любая работа в команде сильно зависит от совместимости участников этой команды. Нам с тарологом Елизаветой Левиной повезло — у нас как-то сразу, с первой встречи, безо всякой разминки и «притирки», получилось понимать друг друга в работе с полуслова, двигаться в едином ритме. Помогает и то, что мы оба психологи, благоприятно сказываются предыдущий опыт Елизаветы в работе ассистентом в расстановках и мой опыт различных эзотерических практик. Важно также понимать, что к тарологам чаще обращаются люди достаточно закрытые, не склонные к групповой работе — а к расстановщикам, напротив, чаще приходят те, кто уже знает силу групповой работы и готов использовать её для своей пользы. Мне без опыта Елизаветы, в частности, сложнее было бы взаимодействовать с первыми, труднее было бы уточнять формат конкретных действий. По счастью, получилось так, что мы теперь в пространстве работы дополняем друг друга так же, как техника Таро дополняет расстановку.