Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «ребят»
К ИСТОРИИ РАСКОЛА 2016-10-25 19:26:50
... с учителем моего ребе, — сказал рав Йосеф ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В последнее время нередко приходится слышать, что в расколе нашего народа, который так страшен для всякого народа, и несравненно более для нас, созданных для примера всем народам и поэтому несущих несравненную ответственность, виноваты обе стороны. Это как бы справедливое, равновесное суждение. А некоторые просто говорят: «Во всем виноваты религиозные»! Или так: почему же религиозные люди не обратились к народу, не объяснили, не научили, не пошли навстречу? Чтобы понимать происходящее, следует знать некие факты, и видеть настоящее на историческом фоне. Это и дают почувствовать следующие подлинные истории, взятые из замечательной книги рава Ноаха Орловека о том, как достичь дисциплины любовью: «МОЙ СЫН – МОЙ УЧЕНИК». В период, когда враждебные чувства сионистов к религиозной общине Иерусалима (ее возглавлял тогда рав Йосеф Хаим Зонненфельд) особенно обострились, юноши с пистолетами в руках ворвались в дом рава и стали угрожать ему, кричать и обвинять в “измене” сионизму. Рав Йосеф Хаим невозмутимо обнажил грудь и предложил стрелять в него, если они хотят, потому что никакое давление не заставит общину отказаться жить согласно своим идеалам. И тут, когда юноши, казалось, уже собирались его убить, они вдруг убежали. Когда традиционную общину обвиняют в том, что она не посылает подростков в армию, ожидая, когда они созреют, вспомните этот случай. Верные Сиону, религиозные люди приезжали на эту землю и сохраняли ее тысячи лет, не боясь ни римлян, ни крестоносцев, ни мусульман, ни мамлюков, хотя кто их только не убивал, кто не угрожал за то, что они не принимают их веры, не меняют своих убеждений? Так кто же герой? Этот рав или недавно прибывший сюда юнец, человек ружьем? Этот наносной сионизм, который не был вечной Любовью к Циону, продиктованной любовью к Б-гу и Народу Израиля, прошел. Мы живем уже в эпоху постсионизма. А они продолжают хранить ее, как и всегда. Рав Зонненфельд объяснил их внезапное исчезновение случаем, свидетелем которого много лет назад был его замечательный учитель рав Нохум Шадикер: В юности рав Нохум учился у рава из Шадика. В этом городе один предатель-еврей терроризировал других евреев, донося на них властям. У этого человека было еще одно качество. Он любил, чтобы в субботу его вызывали к Торе на шестую алию, что считается особым почетом. Боясь его, горожане почитали его каждую субботу этой алией. Но все изменилось в первую же субботу, когда равом города Шадик стал учитель рава Нохума. Как только доносчик заносчиво вышел к биме (возвышению, на котором читают Тору), чтобы подняться, как обычно, к Торе, рав стал публично позорить его за предательское поведение и приказал покинуть синагогу. Доносчик погрозил раву кулаком и поклялся отомстить. Через несколько месяцев, когда рав и два его ученика, одним из которых был Нохум, поехали на повозке за город, где устраивали обрезание, этот доносчик стал гнаться за ними на коне, крича, чтобы они остановились. Ученики ужасно испугались, но рав оставался спокойным. И когда этот еврей поравнялся с их повозкой, он спрыгнул на землю и... вдруг начал монотонно и многократно просить у рава прощения. А потом снова вскочил на коня и умчался. Своим изумленным ученикам рав объяснил причины чуда. В то время, когда мосеру (доносчику) давали его почетное место, рав увидел решение этой проблемы в словах Мишлей (27:19): “Как в воде отражается лицо, так и в сердце человека отражается (сердце близкого)”. Имея это в виду, рав стал обличать этого еврея. Возможно, его не нужно было проклинать, но он должен был получить соответствующий отпор. А потом рав больше не выражал этому человеку никакого возмущения. И постепенно мосер понял чувства рава и осознал, что тот сделал ему выговор не по злобе, а потому что должен был так поступить, как духовный лидер общины. Таковы были и его мысли, заключил рав Йосеф Хаим, когда эти юноши ворвались к нему со своими пистолетами. «И как это подействовало с учителем моего ребе, — сказал рав Йосеф Хаим, — так и теперь». Рав Йосеф Хаим добавил: мы должны судить ближних благосклонно, не испытывая к ним ненависти. Только тогда они увидят ошибочность своих путей и правильность пути Торы. Рав Гирш Палей, машгиах ешивы Хеврон в Иерусалиме, недавно дал мне яркий пример, как без слов выразить любовь и заботу: В особенно неспокойное время в Слободке, когда в атмосфере буквально витал призрак революции, убили несколько раввинов. И однажды ученик иешивы, который стал бундовцем (членом антирелигиозной еврейской компартии), ворвался в бейт мидраш (дом учения) с пистолетом в руке. Его глаза горели ненавистью. “Алтер”, рав Носон Цви Финкель, посмотрел на него и с болью воскликнул: “Он пал так глубоко и так быстро”! Потрясенный состраданием “Алтера”, бундовец побелел, как полотно, и выскочил из бейт-мидраша. В этих трех эпизодах перед нами прошли три эпохи раскола. Мы можем увидеть их прообраз в событиях Хануки. Евреи, которые ищут благ и близости нееврейского мира, воспринимают чужие, чуждые евреям идеи, и становятся рабами очередной доктрины, идеологии. Тогда они превращаются во врагов своих братьев и традиции, и от них исходит агрессия, непонимание и желание уничтожить, как это делала, например, Евсекция с раввинами и религиозными людьми во время коммунистов. Они ищут всяких способов покончить с верой и соблюдением, и готовы срубить сук, на котором сидят. Но сердце раввинов, сердце истинно религиозных людей открыто им навстречу, и они ждут их возвращения.
Тэги: gedalia, spinadel, гедалья, реб
Начало Берешит из вышедшей книги Маамаким (Из глубин) Глава 1 2016-10-23 18:39:37
Все сотворил во славу Свою - 1 «Потому что все в ней» Как глубоки мысли Б-га, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Все сотворил во славу Свою - 1 «Потому что все в ней» Как глубоки мысли Б-га, который дал нам Тору Истины! В ней заключены все сокровища мудрости: «потому что все в ней». Рамбан разъяснил это (Предисловие к Берешит): «Все, что было передано Моше Рабейну во вратах понимания, все записано в Торе прямо, либо намеком – в словах, гематриях или форме букв... или в вершинах букв и их венцах... И у царя Шломо, мир ему, которому Всесильный дал мудрость и знание, все это было из Торы. Он учил это из нее, пока в итоге не познал тайну всего порожденного вплоть до сил и чудесных свойства трав, и даже написал о них «Книгу Исцеления». Об этом написано: "И говорил он о деревьях от кедра, что в Ливане, до эзова, растущего из стены"». Гаон из Вильно (Сифра де-Цниута 5) открывает всеобъемлющее значение этих слов: «Суть в том, что все, что было, есть и будет до конца времен, заключено в Торе от первых ее слов "В начале" и до последних слов "На глазах всего Израиля". И не только общие принципы, но и мельчайшие детали о каждом виде и каждом человеке; все, что произошло с ним со дня рождения и до конца, и все его перевоплощения, и все частности, и детали деталей. И то же самое – с каждым из видов скота и зверей и всякого животного в мире, с каждой травинкой и растением и с неживой природой, со всеми их деталями и мелкими подробностями каждого вида и отдельных особей вида до конца времен, с их корнями и всем, что с ними происходит. И также все, что написано о праотцах, Моше и Израиле, – все это есть в каждом поколении, поскольку, как известно, искры всех их перевоплощаются в каждом поколении. И все их поступки, начиная с первого человека и до конца Торы, представлены в каждом поколении, как известно тем, кто понимает. И так в каждом человеке, что начал объяснять намеками "Мидраш а-неэлам"...» Более того, Гаон писал, что уже в первой фразе Берешит содержится все, что было и будет (комментарий к Тикуней Зоар, порядок 70 тикуним): «Во всей Торе заключено все, что было и будет... и все это заключено и в описании семи первых дней творения, и в семи словах первой фразы, и также в первом слове – в шести его буквах и точке, которая как седьмая буква». Постараемся вникнуть, в меру наших сил, в первую фразу раздела Берешит, чтобы почерпнуть хоть каплю из бескрайнего океана мудрости и знания . ВНАЧАЛЕ СОТВОРИЛ «Вначале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1:1) Раши останавливается на противоречии, которое, на первый взгляд, существует между этой фразой (из которой видно, что небо и земля были сотворены вначале) и дальнейшими фразами раздела (откуда видно, что небо было сотворено во второй день, а земля – в третий). И разрешает это противоречие так (Берешит 1:14): «Все порождения неба и земли сотворены в первый день, но каждый утвержден в день, когда ему установлено. Как написано: эт а-шамаим – чтобы добавить производные неба, ве-эт а-арец – чтобы добавить производные земли». Рамбан (Берешит 1:1) поясняет слова мудрецов, приведенные Раши: «Всесильный все создания сотворил (бара) из абсолютного «ничто». И нет у нас в святом языке иного слова для извлечения сущего (йеш) из ничего (айн), кроме слова бара (сотворил)... Но Он извлек из абсолютного «ничто» тончайшую основу, лишенную плотности (эйн бо мамаш), и она стала производящей силой, готовой обретать форму и перейти из потенциала в активное состояние. Это праматерия, греки называют ее аюли. И после аюли Он не творил ничего, но лишь формировал и завершал. Из нее Он извлек все, облек формами и утвердил их. И знай, что небо и все, что в нем, – это одна материя, а земля и все, что на ней, – другая. Всевышний сотворил их из ничего. Только они две сотворены, а все остальное сделано из них». Это объяснение (Раши и Рамбана) разрешает противоречие между фразами в Писании: первая описывает сотворение потенциала мира, а дальнейшие фразы описывают реализацию, переход творения в активное состояние. Каждый объект, сотворенный в принципе в первый день, «устанавливается на своем месте». И все же задумаемся, почему мир был создан именно так – сначала в общем виде, а потом детально? И еще, почему Тора разделила весь мир надвое – «небо» и «землю»? В чем причина того, что мир разделен именно на эти группы? Небо и Земля Чтобы пояснить цель такого разделения, задумаемся о корнях слов-понятий «небо» и «земля». Как объясняет Радак, корень слова «небо» (шамаим – שמים) – «там» (шам – שם). А корень слова «земля» (эрец – ארץ) – «бежать» (рац – רץ) и «желание» (рацон – רצון). Слово «небо» указывает на достижение цели «там» – в конечном пункте, месте совершенства. А «земля» указывает на недостаток и жажду совершенства. Желание, на которое намекает слово «земля», побуждает бежать, чтобы достичь цели, находящейся «там». Слово шамаим имеет форму множественного числа (его окончание им), указывая место, где соединяются все места назначения, находящиеся «там» – все совершенство и все цели. А «земля» – общее название для всех желаний, стремящихся добраться «туда» (шам) . Б-г разделил мир на «небо» и «землю», чтобы каждая частица творения была связана и объединена со своим предназначением: стала частью небес – самой цели или частью земли, стремящейся к цели «там» – за пределы своего существования. Возникает вопрос: кто или что способно привести к достижению этой цели – привести того, кто обладает желанием, к его цели и совершенству? Что за сила движет к соединению категории «земли» с категорией «небес»?
Тэги: гедалья, реб
ПОРЯДКИ БЛАГОСЛОВЕНИЙ ЯКОВА И МОШЕ 2016-10-22 23:17:09
Не раскрыть до конца пророчества Якова и Моше в благословениях детям и родам еврейского народа. Но ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Не раскрыть до конца пророчества Якова и Моше в благословениях детям и родам еврейского народа. Но для общего понимания их намерений сопоставим, в каком порядке они их дают. А о важности очередности свидетельствует браха Якова Эфраиму и Менаше (названными Йосефом в память не только об отце, как он сам говорит, но и матери – א מ, мать, кстати, при другом порядке благословений этого бы не было заметно), как и браха Ицхака сыновьям. Но начнем с порядка рождения сыновей Якова. 1. Порядок рождения сыновей Якова: (Лея) Рувен (1), Шимон (2), Леви (3), Йеуда (4); ר ש ל י (Бильга) Дан (5), Нафтали (6); ד נ (Зильпа) Гад (7), Ашер (8); ג א (Лея) Исахар (9), Звулун (10); י ז (Рахель) Йосеф (11), Биньямин (12). י ב Сумма первых букв: союз Имени Й-а ר ש ל י ד נ ג א י ז י ב – 627 = ברית י-ה или "кетер (корона) семи" 2. Порядок благословений Якова: близок к порядку рождения (Эфраим и Менаше) (Лея) Рувен, Шимон, Леви, Йеуда и Звулун, Исахар (обратный порядок) - по принципу эйн кемах, эйн Тора – нет муки (парнасы Звулуна), нет Торы (Исахара) (Бильга) Дан; (Зильпа) Гад, Ашер; (Бильга) Нафтали; Связано ли изменение порядка с их личными качествами? Вряд ли. Скорее, это «выяснение отношений» с женами и детьми от них. Начинается с Бильги – по хронологии и симпатии. Потом прерывается детьми Зильпы (давление братьев или иная причина?). И в конце Нафтали (м/б и потому еще, что ахарон ахарон хавив – последний самый любимый). (Рахель) Йосеф, Биньямин. 3. Порядок благословений Моше: порядок ценностный для строения народа, необходимого для успеха его жизни Рувен (1) первенец Йеуда (4), царь и судья, Машиах Леви (3) – служители Храма (Пропущен Шимон, растворенный в Йеуде – зачинщик кровной мести за Дину, попытки убийства Йосефа, разврата и идопоклонства с мидьянитянками.) Биньямин (12), место Храма Йосеф (11) – праведник, основа, Машиах Звулун (10) - парнас Исахар (9) - хахам Гад (7) (первый от Зильпы) (рабыня старшей или еще живой жены?) И, в отличие от порядка Якова, вторгаются дети Бильи Дан (5), (первый от Бильи) Нафтали (6) (последний от Бильи) Ашер (8) (последний от Зильпы – чтобы завершение тоже от Леи, и имя – счастья, богатства для всех) Весь Израиль
Тэги: гедалья, реб
СУККОТ 2016-10-17 23:20:52
Три стены три листа В этом карточном мире И иных сокровищ не надо Лишь зеленые ветви< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Три стены три листа В этом карточном мире И иных сокровищ не надо Лишь зеленые ветви Небо над головой Песня бесконечного сада
Тэги: gedalia, spinadel, гедалья, реб
Без заголовка 2016-10-17 07:54:38
Нави (пророк) = бни (Мой сын) + алеф; (гора, где Моше ушел в другой мир) Нево = бно (Его сын)
+ развернуть текст сохранённая копия
Нави (пророк) = бни (Мой сын) + алеф; (гора, где Моше ушел в другой мир) Нево = бно (Его сын)
Тэги: gedalia, spinadel, гедалья, реб
Главная / Главные темы / Тэг «ребят»
|
|