2017-02-03 23:52:41
Если бы защищать Амону от 3000 полицейских приехали бы загодя 60 или хотя бы 30 тысяч религиозных ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Если бы защищать Амону от 3000 полицейских приехали бы загодя 60 или хотя бы 30 тысяч религиозных сионистов - не только она бы не была разрушена, но и многое могло бы измениться. Но не набралось от общего числа и десятины. И это не в первый раз. Осло и Аза. И всегда еврейский воин в истории побеждал не числом, а умением. Пытаться разжалобить надо не насильника при исполнении, а влиять заранее на правительство через влиятельных. А если бы они вывели перед президентским дворцом 300 000, пригласив всех международных репортеров, с требованием пересмотреть способ назначения Багаца и принять решение судьи Леви о территориях и, серьезно пригрозив, что не будут голосовать ни за Ликуд, ни за Беннета, если они этого не сделают, тогда бы уже они "закрутились как пропеллеры" и начались другие времена. впрочем, это не поздно сделать и сейчас.
2017-02-01 16:06:06
Написано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Поэтому ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Написано: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Поэтому исключительной выглядит сила Якова, который в возрасте 84 года отвалил с колодца камень, неподъемный для пастухов трех стад. И Моше под восемьдесят отогнал пастухов, не дававших воду дочерям Итро. Кажется, такое могло быть только с исключительными людьми или в те далекие времена, когда люди жили долше 120 лет. То есть к семидесяти обычно истощаются все силы. Но евреи – необычные люди, особенно те, кто всю жизнь учат Тору. И источник их сил, как правило, духовный. Приведу несколько примеров.
МОЭЛЬ В середине девяностых я преподавал в ешиве и школе в Тбилиси. К нам приехал из Америки моэль, маленький старик лет семидесяти, кажется, вижницкий хасид, чтобы сделать обрезание взрослым и одному младенцу. Он прилетел ночью, и положили его спать в мою комнату, мансарду под крышей. Он прилетел с пересадкой и почти не спал, но спать лег не сразу. Выпил стакан чая, почти ничего не поел, прочел дневную порцию Хок леИсраэль, без которой не ложился спать, и только тогда лег. Я с удивлением на него смотрел. И как только голова его коснулась подушки, он уснул, а я еще долго ворочался. Скажете, понятно, он же так устал. Но вот что было назавтра. Он встал на утреннюю молитву, так что он спал часа 3-4 после предыдущей бессонной ночи. После молитвы я собрался позавтракать и позвал его. Но он отказался: сказал, что уже рассвело, и нужно успеть, чтобы всех обрезать, пока светло. Он опять выпил стакан чая и пошел резать. Ему ассистировал грузинский крепкий парень лет 35-40. Моэль работал без перерыва, не присев, но грузин сказал, что больше не в силах стоять на ногах через 4-5 часов. А старик продолжал работать уже с другим помощником, пока не село солнце, и к этому времени, часов за 10, он обрезал 11 человек. И только тогда он помолился, немного поел, поговорил со мной, рассказав, что прошел концлагерь и потом встретил свою суженую, которая тоже вышла оттуда, и первое обрезание, как полагается, он сделал своему сыну, потом они ухали в Штаты, а несколько лет назад он перенес клиническую смерть. Он снова почитал Хок и часов в 9-10 лег спать. А в час ночи его опять разбудили, у мальчика кровило это место, и родители испугались. И тут я увидел, как он просыпается, так же как утром – моментально, обретая полную бодрость. И потом, позаботившись о мальчике, он также заснул. Я понял, что делил комнату с ангелом. Кстати, обрезание он всегда делал бесплатно, а зарабатывал, как школьный учитель. И я понял, что он замечательный учитель и традиционный новатор, по нескольким советам, которые он мне дал. Потом он обучил делать обрезание одного моего ученика в Нью-Йорке. И еще одна деталь: у него были очень большие и сильные пальцы рук, способные проливать кровь, но все свои силы он направил на святость.
2017-01-31 16:28:34
Среди десяти египетских казней, которые перечисляет Пасхальная Агада, есть казнь «мор» – девер, דבר. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Среди десяти египетских казней, которые перечисляет Пасхальная Агада, есть казнь «мор» – девер, דבר. Это те же буквы, что в слове давар, слово и вещь. Почему же так называется мор? Это название из фразы: «И вот рука Б-га на скоте, который в поле: на конях, ослах, верблюдах, крупном и мелком рогатом скоте, девер очень сильный» (Шмот, 9:3). В этой фразе есть еще странность¬: имя Б-г здесь Авая (йуд хей вав хей), а следом за ним слово из тех же букв, только в ином порядке (хей вав йуд хей). Раши поясняет, что это второе слово значит «была», היה. Но почему это так написано? Ведь это один из двенадцати вариантов Имени Авая, образованных перестановками его букв, то есть фактически это Имя в двух вариантах. В следующем предложении мы снова видим буквы слова девер, но с обычной огласовкой давар в значении «вещь»: «И разделил Авая между скотом Израиля и скотом Египта, и не умер из всех сынов Израиля давар (или не умер никто у сынов Израиля)» (9:4). И еще одно употребление этого корня в связи с этой казнью в предыдущем предложении: «И Авая сказал Моше: пойди к фараону и говори (ודברת) ему: так сказал Авая Г-сподь евреев – пошли народ мой, и будут служить Мне» (Шмот, 9:1). Это замечательно тем, что из десяти казней больше нигде Б-г не говорит Моше обртиться к фараону в такой жесткой форме, как поясняет Раши различие между корнями амар, которое употребляется в других случаях, и дибер. Почему же Б-г повелел в этом случае говорить с фараоном так? Мне кажется это связано с первой в этой серии казнью, которая заканчивается смертью, как было сказано (мор) и подчеркнуто выше (9:4 – не умер), и будет сказано дальше (9:7): «И послал фараон, и вот, не умер из скота Израиля ни один…». Причем фраза 9:4 построена странно «и не умер из всех сынов Израиля давар» – ни один, но не сказано прямо о скоте – в отличие от фразы 9:7. Итак, здесь второй раз после угрозы о поражении первенцев в самом начале речь идет о силе слова Б-га, которое может убить, как это произошло со скотом. Его падеж происходит не в результате каких-то действий Моше и Аарона с посохом или без, но просто по слову Творца. И это жесточайшее и ясное предупреждение. Может быть, если казни параллельны Десятисловию, то это соответствует пятой заповеди – почитанию отца и матери, которое, как сказано, продляет жизнь. Фараон отказывается почтить Б-га, который действует здесь в разных аспектах, разными Именами, значит, его жизнь может быть укорочена. автор текста: Gedalia Spinadel
2017-01-31 14:50:02
Написано в "Мидраш Коѓэлет" (1:7): "Некая госпожа спросила рабби Йоси бар Халафту: ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Написано в "Мидраш Коѓэлет" (1:7): "Некая госпожа спросила рабби Йоси бар Халафту: что означают слова в книге Даниэля - 'Дает мудрость мудрым'? Не правильнее было бы сказать - 'Дает мудрость глупым, и понимание - тем, кто не понимает'? Он ответил: представь себе, что к тебе пришли два человека одолжить денег - богатый и бедный. Кому ты дашь? Она ответила: дам богатому. Он спросил: почему? Она ответила: если богатый потеряет мои деньги, то сможет отдать мне долг из своего имущества, а если бедный потеряет мои деньги, ему неоткуда будет вернуть. Он сказал: да услышат твои уши то, что произносят твои уста! Если бы Всевышний давал мудрость глупцам, они сидели бы и мудрствовали в туалете, на ристалищах и в банях; но Он дает мудрость мудрым, и они пользуются ею в домах собрания и домах учения. Это и есть: 'Дает мудрость мудрым, и понимание - понимающим' ".
Непонятно, как приведенный здесь пример относится к вопросу. И еще: если бы глупцы пользовались мудростью "в туалете", это, конечно, унижало бы мудрость; но почему из-за этого Всевышний дает мудрость мудрым? Из этого можно сделать важный вывод: если Тора учится в месте, которое ее унижает, или унизительным образом, то такое знание не сохранится, человек его забудет. И еще уточняет мидраш, что не только место, где есть нечистоты ("туалет"), считается неподходящим для изучения Торы, но и "ристалища", то есть места легкомысленного и пустого времяпровождения. И см. в "Мидраш Шир а-ширим" (1:2): "Если у тебя в руках стакан, полный масла, и в него упала капля воды, то из-за нее вытечет капля масла. Так, если слово Торы проникло в сердце, то из него 'вытечет' слово глупости; а если проникло в сердце слово глупости, то из него 'вытечет' слово Торы". Здесь также объясняется, что если Тору учат в неподходящем месте, или неподобающим образом, то это знание не устоит, а забудется.
Этим можно объяснить сказанное в трактате "Ѓорайот" (13:2): "Учили мудрецы: пять вещей способствуют забыванию изученного - если человек ест из того, что ела мышь, и из того, что ела кошка; если человек съедает сердце домашнего скота; если часто ест маслины; если пьет воду, которая осталась после мытья; если моет ноги одну над другой. И некоторые добавляют - если кладет свою одежду под подушку". Разумеется, все это выглядит как народные приметы, но кое-что из перечисленного можно объяснить на основании приведенного выше мидраша: если человек учит Тору в месте или в ситуации, вызывающей брезгливость, то он забывает изученное. Из перечисленных ситуаций - человек, доедающий за мышью или за кошкой, или пьющий остатки воды после мытья, несомненно, находится в ситуации, вызывающей брезгливость, и это способствует тому, что он забывает Тору. И наоборот, как сказано в "Шульхан арухе", тот, кто учится в доме собрания (синагоге) - обещано ему, что он не забудет изученное вскорости. И уточняет "Сифтей коэн", что то же относится и к дому учения (ешиве).
Таким образом, смысл мидраша становится понятен: если мудрость дадут глупцам, то они будут учить ее в неподобающих местах, и это приведет к тому, что они все забудут. Так же как бедняк, растративший чужие деньги, не имеет чем платить, и получается, кто ссудил ему выбросил деньги зря - так и здесь, если Всевышний даст мудрость глупцам, она будет потрачена впустую и забыта, и никто ею не воспользуется. Но мудрецы будут учить мудрость в доме учения и не забудут изученное, и "вернут ссуду" Всевышнему в виде своих открытий. Теперь понятно, почему Всевышний дает мудрость мудрым - "богачам": Он уверен, что они "вернут ссуду".