Просто в России потихоньку начало формироваться гражданское общество.
Гражданское, а не ...
Разрыв был и до 1861 года. Но бесы, настоящие бесы появились именно после.
А ранее были разве ...
Разрыв был и до 1861 года. Но бесы, настоящие бесы появились именно после.
А ранее были разве декабристы, которые разбудили Герцена, и сам Герцен, до того времени никого не разбудивший....
Кроме жены Огарева
Все-таки, что бы там ни говорилось, основная причина смуты - громадный разрыв между образованной ...
Кураев тут взялся защищать интеллигенцию от Церкви.
Речь идёт об этом высказывании ...
Кураев тут взялся защищать интеллигенцию от Церкви.
Речь идёт об этом высказывании Патриарха Кирилла:
"
Все, что произошло в ХХ веке, эта мясорубка, которая перемолола всю интеллигенцию, не является ли органическим следствием страшных преступлений, которые интеллигенция совершила против веры, против Бога, против своего народа, против своей страны? Ведь интеллигенция в первую очередь несла ответственность за страшные события 100-летней давности».
http://www.patriarchia.ru/db/text/4844375.html
Наилучшим ответом Кураеву, ИМХО, является слово о белой эмиграции и интеллигенции, написанное белоэмигрантом, русским интеллигентом, сыном уездного предводителя дворянства, святителем Иоанном Шанхайским:
Оригинал взят у
fluffyduck2 в Святитель Иоанн Шанхайский о белой эмиграции
Значительная часть выехавших русских заграницу принадлежит к тому интеллигентному классу, который в последнее время жил идеями Запада. Принадлежа к числу чад Православной Церкви, исповедуя себя православными, люди того круга в своем миросозерцании значительно уклонились от Православия. Главным грехом людей того класса было, что они не свои убеждения и уклад жизни строили на учении Православной веры, а старались правила и учение Православной Церкви согласовать с своими привычками и желаниями.
<...>
В области общественной класс тот также жил идеями Запада. Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам. Посему в последнее время велась особенно ожесточенная борьба с государственною властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделались как бы новой верой, не исповедывать которую значило быть отсталыми.
Использовав для борьбы с монархией клевету на Царскую Семью, широко распространенную по всей России, а также охваченная жаждой власти, интеллигенция довела до крушения Императорскую Россию и подготовила путь для коммунистической власти.<...>
Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершавшееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним.
<...>
Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам апостола Павла, особенно грешны те, которые знают "что делающие нечто достойны смерти; однако не только делают их, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 32). Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь к спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса в значительной части безсознательно является проповедницей Православия. Везде, где только живут русские, строятся ими маленькие, беженские, или даже величественные храмы, а часто служится и в приспособленных для того помещениях...
Читать полностью: Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский "ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ"
Точно и ёмко. Ни убавить, ни прибавить.