Совсем скоро, 28 июля в России отмечается День Крещения Руси. Это день памяти равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси, со дня смерти которого в этом году исполняется 1000 лет. Установка памятника своевременна - ведь не ждать до следующего крупного юбилея 40-50 лет же.
Многие, наверно, слышали, что на Воробьёвых горах поставят памятник Крестителю Руси святому князю Владимиру. Это будет огромный монумент, величественно возвышающийся над рекой Москвой и всем городом в целом. Окончательный вид памятник приобретёт позже, когда утрясутся все бумажные дела, но это должна быть фигура Владимира с крестом, которая станет одной из главных узнаваемых достопримечательностей России и столицы. Я думаю, что за исключением кучки вечно недовольных людей, которые не упускают случая, чтобы выступить против чего бы то ни было, лишь бы напомнить миру о своём существовании, все понимают, что это полезная и вообще грандиозная затея.
Но помимо культурной, эстетической и, конечно, туристической составляющей, в установке памятнику Крестителю Руси есть ещё и ничуть не менее важный исторический момент. А, может быть, этот момент вообще нужно считать самым важным. Ведь в России есть только три памятника Владимиру. Один, собственно, во Владимире, второй в Белгороде и третий – в Севастополе. Но при всём при том главный памятник князю это, конечно, монумент, возвышающийся над Днепром в Киеве. Исторически это было справедливо, ибо киевский князь Владимир объединил под своей властью разрозненные племена восточных славян и обратил их в православие.
Но так уж получилось, что постепенно на территории, где изначально жили славяне, образовались отдельные государства. И самым сильным из них, лидером и носителем духа оказалась Россия. Именно она стала представлять в мире православие, славянскую культуру. Это выражалось во всех сферах – политической, военной, культурной. Но как символ, как некая память о том, что когда-то именно в Киеве Владимир принимал послов и выбирал веру для своего народа, и что именно в водах Днепра приняли крещение жители Руси, памятник Крестителю Владимиру занимал своё законное место в столице Украины.
Но сейчас наступил момент, когда жители Украины отреклись, по сути, от своей истории, от своего прошлого. Они отрекаются от исторического славянского братства, от своей самостоятельности и мечтают лишь о том, чтобы стать мигрантами в Европе. И даже хуже. У мигранта есть своя родина, о которой он помнит, свои корни. А Украина хочет забыть свои корни, отрезать их. И, в сущности, князь Владимир уже лишний в этой новой Украине. Ведь он – напоминание о Руси, о славянских православных корнях, он и есть эти корни. Но новой Украине корни не нужны, им нужны «европейские ценности», это совершенно пустое понятие. И значит, Украина просто утратила право даже символически напоминать о том, где произошло самое важное событие в истории восточнославянских народов – Крещение, обретение собственной государственности, самостоятельности, культурной идентичности. Потому что она отрекается и от этих вещей – государственности, самостоятельности и культурной идентичности. Фигура князя Владимира над Днепром стала простой формальностью, но не она в этом виновата, а люди, которые там живут.
И теперь пришла пора поставить памятник Крестителю Руси, князю Владимиру там, где он должен стоять не формально, по географическому признаку, а в силу духовной и культурной необходимости – в Москве. Так как именно тут, в России, люди не отреклись от своего прошлого, они живут в том же самом государстве, которое когда-то создал и крестил Владимир, и, что самое важное, они помнят об этом и чтут эту память. Собственно, установка памятника и есть прямое доказательство этого. Ведь «памятник» происходит от слова «память». И установить этот памятник нужно именно сейчас, в год тысячелетней годовщины с момента смерти Владимира.