2012-05-29 23:54:07
... виде религиозные тексты и религиозные конфликты ... ее воровства, Религиозно-националистический характер ...
+ развернуть текстсохранённая копия
библиотека RP )
Религиозная вражда несколько сложнее для исследования, чем национализм, хотя бы в силу того, что для нашей страны это относительно новое явление; в советское время межрелигиозная проблематика в общественном дискурсе практически полностью отсутствовала, как и религия. Кроме того, словесная часть религиозных конфликтов носит преимущественно опосредованный характер: прямой межконфессиональный диалог, вообще говоря, проблематичен, поскольку отсутствует возможность договориться, - все прочие религии, кроме своей, верующие считают ложными и предлагают от них отказаться. Представители разных религий поневоле общаются между собой на площадке светского дискурса, по его правилам и редко выходят за рамки светского когнитивного аппарата. Вражда между церквями чаще всего носит скрытый характер, поскольку ограничивается светской властью и – реализуясь на светской публичной площадке - не опирается на значимую для конфликтующих сторон фактическую аргументацию. Свои претензии к соседним религиям верующие без стеснения заимствуют из атеистической литературы, иногда они просто изображают научность. Например, один из христианских богословов придумал квазинаучную дисциплину под теологическим названием «сектоведение» и публикует книжки, в которых излагает собственные фантазии обо всех прочих конфессиях, кроме той, приверженцем которой является.
Некоторые запреты, которые налагаются на пропаганду, для религиозных текстов не действуют, либо действуют с ограничениями и оговорками. Это объясняется тем, что религиозные тексты по-разному воспринимаются верующими и неверующими. Для неверующих религиозные тексты являются мифами, выдумками, не опирающимися на фактическую и событийную информацию. Для верующих религиозные тексты являются истинными и более значимыми, чем окружающая их реальность, однако доказать их истинность они не могут. Отсюда происходит религиозная агрессия. Поэтому если антисемитизм в его светском понимании носит надуманный характер, то вражда между иудеями и христианами как между материнской религией и отколовшейся от нее сектой вполне реальна и имеет многовековую историю. И применять методические рекомендации НИИ Генпрокуратуры с их «исконной враждебностью» к межконфессиональным отношениям было бы нелепо (противоречило бы историческим фактам), к тому же это было бы вмешательством государства в область вероисповедания, то есть в область мнений.
Вряд ли допустимо применять к религиозным текстам те ограничения, которые накладываются на рекламную продукцию. Например, рекламистам запрещают называть рекламируемый продукт самым лучшим, и они этот запрет выполняют. Запрещать верующим говорить, что их вера самая истинная, было бы неправильно, это не только вмешательство общества в свободу вероисповедания (свободу мнений), но и понуждение говорящих к отказу от условия искренности высказываний. В тоталитарных культурах такие запреты возможны, в демократических - нет. То же самое касается запрета на сравнение своей религии с конкретными другими религиями. Для рекламы товаров это допустимо, для мнений (религиозных воззрений) – нет. Таким запретом общество декларировало бы, что оно является не светским, а атеистическим, что оно считает религиозные представления мифологемами. Более того, исходя из принципа равенства, тогда потребовалось бы запретить атеистам критику религий, то есть наложить запрет уже не на мнения, а на научные знания. Что было бы, согласитесь, смешно.
Может сложиться впечатление, что верующим дают преимущество, что их не преследуют за то, за что преследуют националистов и рекламщиков. Это не совсем так. Межконфессиональные конфликты обычно малопонятны обществу и общество в них не участвует. Из курса истории многие знают, что была Варфоломеевская ночь, когда одни христиане резали других христиан, но мало кто помнит, в чем была причина конфликта. Кое-кто читал житие протопопа Аввакума, но мало кто вспомнит, в чем именно старообрядцы разошлись с реформами Никона. Двоеперстие и троеперстие, признание или непризнание троичности верховного божества, почитание или непочитание икон, точное библейское имя божества, Иисус Христос или Иегова, - все эти вопросы,вызывающие ожесточенные богословские споры, доходившие и доходящие до войн и кровопролития, находятся сегодня вне сферы общественного интереса (политического дискурса) и являются внутренним делом религиозных сообществ. Гарантией сохранения этой изоляции служит юридическое отделение церкви от государства.
Межконфессиональные конфликты от этого не исчезают, они косвенным образом проявляются в светском дискурсе, через банальный национализм, инициированный верующими. Например,известное «Письмо 500» с требованием запретить все еврейские религиозные организации как экстремистские было подписано не религиозными деятелями, а депутатами Госдумы и в основном содержало типичную антисемитскую пропаганду; о том, что евреи Христа распяли, в нем не говорилось. Аналогичным образом верующие подают претензии к текстам иноверческих священных книг. Эти книги были написаны давно, в них отражаются устаревшие культурные нормы, поэтому найти там ксенофобские фрагменты труда не составляет. Именно к этим фрагментам, то есть со светской точки зрения, претензии и пишутся. При этом авторы претензий не забывают попутно напомнить о благостности своей религии. Однако основным показателем принадлежности подобных псевдосветских текстов к религиозной пропаганде является не присутствие комплиментарных высказываний в адрес своей религии, а характерная для рекламы и пропаганды банальная потеря здравого смысла, которая проявляется в прямом несовпадении фактов и их оценок. Например,телепрограмма канала НТВ, посвященная Свидетелям Иеговы, состояла из демонстрации очевидных положительных качеств приверженцев этой разновидности христианства (не пьют, не употребляют наркотиков, усердно трудятся, живут чисто и богато, их книги расходятся миллионными тиражами) и негативных комментариев авторов программы.
Данный пример иллюстрирует типичный случай вербализации религиозного конфликта, когда мнения и оценки доминируют над фактами. Реальные факты, которые можно проверить на истину/ложь, в телепередаче имелись, и если мы начнем их проверять, мы увидим, что они подтверждаются, но являются положительными и ни коим образом не порочат репутацию Свидетелей Иеговы. Так, музыкант Федор Чистяков действительно был наркоманом, жил в грязи, изуродовал свою подружку и попал в психиатрическую клинику. В клинике он стал адептом церкви Свидетелей Иеговы, вылечился от наркомании, теперь ведет добропорядочный образ жизни, работает. Вроде бы надо радоваться, но авторы программы приводят этот случай как негативный пример дурного влияния Свидетелей Иеговы и предлагают зрителям возмутиться вместе с ними. Понятно, что пленум Верховного Суда в своем постановлении № 3 от 24февраля 2005 года, разъясняющем как работать с диффамацией, этот случай нездравой логики не предусмотрел. Верховный Суд предложил проверять факты, а мнения и оценки из-под юридического рассмотрения вывел. Однако эта особенность мышления, доминирование мнений над знаниями, все же не осталась без внимания науки, она относится к предмету психологии.
В психологии существует традиция относить искренне верующих к людям с особым типом мышления, обычно таких типов выделяют два – религиозное и мифологическое.Иногда их рассматривают в ряду патологических разновидностей мышления.Основанием для этого служат проявляющиеся в религиозном дискурсе архаические формы мышления.Пралогическая аргументация в религиозных текстах носит субкультурный характер,а отдельные религиозные тексты неразрывно связаны с общим субкультурным дискурсом, являются его с трудом вычленимыми частями. Попадая в современный публицистический дискурс, эти тексты теряют свой субкультурный контекст и воспринимаются читателем уже по правилам светского дискурса, вызывая подчас резонное удивление. Поэтому в чистом виде религиозные тексты и религиозные конфликты в общественно-политический дискурс обычно не попадают, а попадая, они приобретают там странную форму алогичных пропагандистских текстов.
В логико-лингвистическом смысле высказывания типа «как плохо, что имярек совершил хороший поступок» будут непротиворечивы при условии, что в пресуппозиции к ним находится знание о том, что имярек является врагом говорящего. При этом условии действие, обычно получающее позитивную оценку, может быть оценено негативно. В случае с религиозными текстами такая пресуппозиция является обязательной, но не всегда может быть раскрыта, то есть она является обязательным значимым умолчанием. Обвинения в религиозных грехах светское общество не поймет и вряд ли примет, поэтому вместо этого верующие пытаются обвинять других верующих в светских грехах. Перенос конфликта из одной (запретной) области в другую (открытую)довольно типичное явление, особенно в бытовой сфере. Это хорошо известные психологам коммунальные конфликты, когда враждебность проявляется в спорах о том, кто и когда моет места общего пользования, или семейные конфликты из-за неглаженных рубашек или разбросанных носков.
Поэтому участие психолога в экспертизе текстов, проверяемых на религиозную вражду,является целесообразным. Его роль, конечно, заключается не в разрешении религиозного конфликта,а в определении того, что внешне светский конфликт на самом деле является религиозным. После лингвиста, который определяет характер коммуникативного конфликта, психолог интерпретирует его и определяет скрытый реальный (религиозный)мотив или намерение автора текста.При этом задача психолога имеет строго ограниченный характер. Она касается объяснения имеющихся в спорном тексте логических противоречий в рамках подтверждения или опровержения гипотезы о религиозных мотивах автора.
Сложилась практика по привлечению к экспертизе религиозных текстов религиеведа, то есть историка, специалиста по истории религий. В принципе, иногда и религиевед бывает полезен, он помогает разобраться с «темными» местами спорного текста. Однако чаще всего религиевед занимается довольно странным делом, он доказывает, что религиозная субкультура, в рамках которой написан спорный текст, является сравнительно добропорядочной и не противоречит требованиям светского общества. Его аргументы могут в каком-то отношении удовлетворить светский суд, но совсем не интересны представителям конкурирующих религий, которые обычно бывают инициаторами проверки. Не претендуя на точность социологических наблюдений, могу сказать, что все известные мне случаи экспертной проверки религиозных текстов были инициированы представителями конкурирующих религий, то есть в основе этих проверок лежала скрытая религиозная вражда. Вряд ли иными причинами можно объяснить периодически возникающие претензии к малочисленным в нашей стране кришнаитам, тексты которых вообще не слишком понятны для нашей культуры. Той же религиозной враждой, судя по всему, объясняется судебное преследование уже упоминавшихся Свидетелей Иеговы, в текстах которых заведомо меньше ксенофобии,чем в текстах традиционных для нас религий, поскольку эти тексты написаны в Америке, где требования к толерантности были разработаны и внедрены в общественную практику значительно раньше, чем у нас.
Законодательство,охраняющее свободу совести и мультирелигиозность, поневоле является в чем-то атеистическим.Экспертиза, претендующая на достоверность, поневоле будет научной. Экспертами являются специалисты в области науки, техники, искусства или ремесла, поэтому священники и богословы, основывающие свои знания на вере (мнении), экспертами быть не могут, в том числе и по религиозным текстам. И слава богу, потому что появись такая богословская экспертиза, она в силу очевидной предвзятости послужит угнетению иноверцев и разжиганию религиозной вражды. К сожалению,природа межрелигиозных конфликтов такова, что они не подлежат продуктивному разрешению. Если научное знание тяготеет к движению вперед, развитию и новизне,религиозные представления, напротив, имеют ретроградный характер, наибольшую ценность для верующих имеют самые старые тексты и самые древние установления,они ближе к живому слову божию. Поэтому социальное реформирование религий –крайне болезненный процесс, который происходит под давлением общества и его юридических институтов. В частности, экспертиза спорных текстов,предположительно мотивированных религиозной враждой, является, на мой взгляд,наиболее сложной из экспертиз ксенофобского цикла, хотя бы из-за скрытой формы подачи предосудительной информации.
Религиозно мотивированные конфликты нередко возникают по реальному фактическому поводу. К примеру, поводом к написанию «Письма 500» послужила некорректная публикация одного из старых иудейских текстов. Книга Б. Миронова «Иго иудейское» тоже содержит немало достоверных фактов, касающихся истории перестройки и сопровождавшего ее воровства, Религиозно-националистический характер носит только интерпретация этих фактов, причем подобная оценка, как одна из возможных и не самых основательных интерпретаций, может быть удалена из текста без особого ущерба для его содержания.Однако чаще всего фактическая и оценочная информация в таких случаях настолько переплетены, что отделить одну от другой бывает затруднительно.
Перечень предвзятых (основанных на очевидных предрассудках) социальных конфликтов,подпадающий под антиэкстремистское законодательство, на религиозной вражде, на мой взгляд, заканчивается. Были попытки подвести под экстремизм другие социальные конфликты, например, конфликты между народом и властью, между народом и чиновниками, народом и милицией, народом и правящей партией, между богатыми и бедными, но быстро выяснилось, что это реальные, имеющие фактическую основу, а отнюдь не надуманные конфликты.Социологи объяснили, что если такие социальные группы госслужащих как чиновничество или милиция имеют свои отдельные от общества интересы, то только коррупционные. Юристы объяснили, что для защиты от клеветы, то есть от недостоверной фактической информации, существует гражданское судопроизводство,где честные чиновники и не берущие взятки милиционеры могут по отдельности или коллективно защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию. Экстремизм с его неверифицируемой информацией фактического типа и надуманными конфликтами тут не при чем. Если речь идет о конкретных милиционерах, которых обвиняют в воровстве, это либо правда, либо клевета. Если речь идет о милиционерах вообще,то есть о символах или о профессиях, то символы и прочие абстракции доброго имени не имеют и юридической защите не подлежат.
Автор: Андрей Анатольевич СМИРНОВ - ведущий эксперт АНО «Лаборатория прикладной лингвистики»
* Извлечение из работы "Заметки о лингвистической экспертизе 2. Экстремизм и утрата искренности" – библиотека RP
2012-05-29 22:54:17
... тот был не религиозным деятелем, а бизнесменом ... в эфире на религиозную тему. Как отмечают ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ВИДЕО
Life News удалось пообщаться с раненым журналистом сразу после допроса. По словам Сергея, нападавший был один.
«Мне позвонили на домашний телефон около 23.15, - говорит Асланян. - Я вышел на лестничную клетку и увидел там мужчину. По внешности он был похож на татарина. Когда я подошел к нему, он накинулся на меня с ножом, крича: «Ты - враг Аллаха!».
Асланян пытался удержать фанатика, но тот продолжал наносить удары один за другим, а затем бросился к выходу.
«Я был в сознании и сам себе вызвал скорую помощь, - говорит Сергей. - Все произошло минут за пять, не больше».
Врачи неотложки забрали Сергея из квартиры, куда он вернулся весь в крови, едва передвигаясь. Асланян абсолютно уверен, что ему мстят за неосторожное высказывание в радиоэфире о пророке Мухаммеде.
Напомним, 14 мая в прямом эфире передачи "Центральный комитет" на радио "Маяк" журналист решил в вольной форме пересказать биографию пророка, заявив, что тот был не религиозным деятелем, а бизнесменом, решившим "пролезть наверх" "из грязи в князи". Многие посчитали слова Сергея оскорбительными.
«Я теперь стану вторым Будановым, и это будет продолжаться, пока я жив, - говорит Сергей. - Я очень переживаю за своих близких, ведь убийца звонил не мне на мобильный телефон, а на домашний».
Жена и родственники Сергея считают, что журналисту сразу стоило извиниться за свои слова перед слушателями радиостанции.
Между тем, имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов считает, что нападение на Асланяна не связано с местью за пророка Мухаммеда, но, несомненно, является "божьей карой". Об этом священнослужитель заявил в эфире "Коммерсант FM".
"Безусловно, надо понимать, в адрес кого те или иные слова проговариваются, - заметил служитель культа. - Безусловно, это задевает чувства верующих. Но я бы не связывал это с высказыванием, и я не думаю, что это сделали мусульмане. Я думаю, что просто-напросто всевышний Господь руками каких-то отдельных людей наказал этого человека".
Обозревателя "Эха Москвы", обидевшего мусульман в эфире, неизвестные 20 раз ударили ножом
В Москве совершено нападение на обозревателя радиостанции «Эхо Москвы» и эксперта радиостанции «Маяка» Сергея Асланяна. Журналист получил свыше 20 ножевых ранений и сотрясение мозга.
Инцидент произошел в подъезде дома по Чертановской улице в 23.15 мск понедельника.
Как рассказал "Интерфакса" на Асланяна напали несколько человек. Журналист сам смог позвонить в полицию, после чего в критическом состоянии был госпитализирован в НИИ скорой помощи имени Склифосовского..
«После операции Асланян переведен в реанимацию, у него более 20-ти ножевых ранений, сейчас он находится без сознания», — приводит слова источника в НИИ им. Склифософского LifeNews.
В настоящее время в палате журналиста дежурят полицейские. Там же находятся следователи, выясняющие обстоятельства нападения.
Сергей Асланян работал в ряде автомобильных изданий, вел тематические программы на радио. Последнее время он работал на «Эхе Москвы» и в «Московском комсомольце». В качестве приглашенного эксперта Асланян появлялся на передаче «Центральный комитет» радиостанции «Маяк».
Между тем, как пишут СМИ, возможным мотивом нападения на журналиста стали его провокационные высказывания в эфире на религиозную тему. Как отмечают "Известия", 14 мая в эфире радио "Маяк" во время передачи "Центральный комитет", речь в которой шла о выборе нового автомобиля, Асланян неуважительно высказался в адрес пророка Мухаммеда, в частности употребив в его отношении эпитет «из грязи в князи» и ряд других неполиткорректных выражений. Это вызвало резко негативную реакцию мусульманской общественности.
Имам и прихожане Закабанной мечети имени 1000-летия принятия Ислама Казанского мухтасибата ДУМ РТ, активисты МКПЦ им. Исхака-хазрата и представители общественности Татарстана написали обращение в Генпрокуратуру России, заявив, что оскорблены замечаниями Асланяна.
По факту нападения на ведущего радиостанции «Маяк» Сергея Асланяна возбуждено уголовное дело, сообщает РИА "Новости". Полиция изъяла записи камеры видеонаблюдения в подъезде, по которым надеется установить напавшего на журналиста.
2012-05-28 00:48:33
... в организации религиозного мероприятия государственных ... этике представителей религиозных организаций. ...
+ развернуть текстсохранённая копия
16 объектов, среди которых лютеранские и католические здания, несколько замков Тевтонского ордена. Тогда же РПЦ получила еще 7 объектов — здания Калининградской областной филармонии, Областного театра кукол, коррекционной школы-интерната и др. Именно обжалование и критику этих инициатив издатель газеты«Тридевятый регион» Борис Образцов считает истинной причиной уголовного преследования, в итоге которого он был оштрафован на 110 000 рублей.
В ноябре 2011 года в Москве на протяжении нескольких дней выставлялся пояс Богородицы, причем значительная часть расходов, связанных с проведением этого религиозного, по сути, мероприятия, в сумме около 70 млн рублей была покрыта за счет бюджета. Законность организации этого массового мероприятия в центре Москвы также вызывает сомнения(участие в организации религиозного мероприятия государственных чиновников, нарушение требований закона«О собраниях, митингах...»).
РПЦ активно вмешивается в самые разные сферы общественной жизни. В круг ее интересов в разное время попадали школьное образование(лоббирование курса«Основ православной культуры», который изначально предполагалось включить в перечень обязательных для изучения дисциплин, а также публичная поддержка преподавания в школах в качестве научной теории креационизма) и современное искусство(требование запрета на профессию для организаторов выставки«Запретное искусство-2006»). Среди новейших инициатив РПЦ — предложение включить в состав экспертов совета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций. Такой совет должен быть создан связи с принятием закона«О биомедицинских клеточных технологиях», регламентирующего исследования в области тканевой инженерии.
Все это не представляло бы никакой проблемы, а являлось частью нормальной общественной дискуссии, если бы не чрезвычайно жесткая реакция со стороны представителей РПЦ и государства на любую критику, а также некоторые высказывания, явно провоцирующие вражду и ненависть. Здесь под ударом в первую очередь оказываются атеисты, приверженцы«нетрадиционных» конфессий, представители ЛГБТ-сообщества. А также призывающие уважать права и свободы либералы.
Тема ЛГБТ и либерализма вообще чрезвычайно часто возникает в речах публичных церковных деятелей. В общественном сознании возникает водораздел: есть верующие люди, которые не ходят на митинги протеста, но участвуют в«молитвенных стояниях» в поддержку патриарха, а есть развязавшие информационную войну против церкви и«традиционных ценностей русского народа» п......сы, тоталитарные либералы и атеисты – наследники большевиков, разрушавших храмы. Возможно, активное использование темы гомосексуализма выбрано сознательно для усиления этого противостояния и своими корнями уходит в субкультуру зоны.
Фактически происходит противопоставление части электората, из которой черпает легитимность путинская власть(более консервативного и менее терпимого), той его части, которая больше тяготела к«раннему Медведеву». Тем, кого называют«креативным классом», кто наиболее активно пользуется интернетом, более склонного к толерантности. Ведь, пожалуй, именно у этих людей и вызывает наибольшее раздражение новый тренд усиливающегося сближения власти и РПЦ, которое они активно и нелицеприятно обсуждают в социальных сетях, а следовательно, представители этой группы находятся в условиях повышенного риска административного и уголовного преследования за критику РПЦ.
Такая политика приводит к эскалации социальной вражды, которая неизбежно породит серию конфликтов. Камушком, срывающим лавину, послужило дело Pussy Riot — эмоциональная реакция Путина на увеличение числа явно несогласных с ним людей, готовых для отстаивания своих прав выходить на улицу. После того как выступление в ХХС начали освещать журналисты и блогеры, власть решила использовать это дело в качестве инструмента консолидации лояльной части граждан, демонстрации собственный крутости и в конечном итоге укрепления тающей легитимности(посмотрите все, как мы ревностно защищаем православные святыни). Однако вопиющая непропорциональность уже де-факто назначенного наказания тому, в чем обвиняют участниц группы, скорее привела к обратному эффекту.
Начав уголовное преследование Pussy Riot, власти открыли шлюз общественного недовольства деятельностью РПЦ. Заметим, что после разгрома выставок«Запретное искусство» и«Осторожно, религия!» такого ажиотажа не было, хотя технические возможности интернета уже в то время позволяли находить ляпы в официальных фотографиях патриарха и пересылать друзьям фотожабы.
Позволим себе предположить, что изменение ситуации связано с«феноменом Болотной», наглядно продемонстрировавшим раскол российского общества.
Pussy Riot — только одна из первых реакций. Теперь лавину не остановить, и в условиях открытого информационного пространства в ближайшее время абсолютно все скандалы, связанные с РПЦ, будут провоцировать массовую дискуссию в обществе, любой повод будет использоваться для критики, как это произошло с часами и квартирой патриарха. Такая критика, вероятно, будет вызывать резкую реакцию со стороны правоохранительных органов.
Заметим, что преследования за критику РПЦ не связаны с поиском баланса между свободой религии и свободой слова. Более того, дела«Микки Мауса» и Pussy Riot, а также активность«хоругвеносцев» не свидетельствуют о том, что Россия становится более религиозной страной. Это как раз не представляло бы никакой проблемы, поскольку свобода религии предполагает плюрализм и заключается в том, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В нашем случае речь скорее идет о действиях государства в интересах одной общины. В этом смысле Россия движется по пути Саудовской Аравии и Ирана, демонстрируя сращивание государства и религиозной организации.
Притом, что внешняя критика РПЦ жестко подавляется силами государства, у этой организации практически полностью отсутствуют механизмы самореформирования, замененные аналогичной государственной«вертикалью». А что происходит с институтами, противопоставившими себя разумной части общества, мы уже знаем на примере милиции. Хотите посмотреть, что будет с РПЦ через три года, посмотрите на МВД сегодня.
Единственное отличие в том, что если в МВД так и не появилось«ядра обновления», нацеленного на действительное, а не мнимое реформирование, то в институционально более гибкой РПЦ такое возможно. Именно в этом и заключается надежда на то, что раскол общества по политическим и социальным линиям не усугубится еще и религиозным противостоянием.
Дамир Гайнутдинов – правовой аналитик Межрегиональной правозащитной ассоциации«АГОРА»; Павел Чиков – председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации«АГОРА».
2012-05-06 01:13:22
... страна по уровню религиозности. Это показало исследование ... . Самая высокая религиозность оказалась в т ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Gallup доказывают точность этих цифр – в общей сложности в России не более 35% верующих (чуть выше нас по этому показателю – даже такие страны, как Германия и Швейцария; см. график выше). По логике цивилизованного общества большинство не верующих россиян, наоборот, должны были бы навязывать свою волю РПЦ МП или, в духе уважения традиции, очертить границы ее деятельности в стране.
Между тем, исследования ученых показывают, что есть прямая связь между уровнем религиозности общества и его благосостояния. Вышеупомянутое исследование Gallup было проведено для более чем 100 стран. Однако ряд ученых говорит, что не очень правильно сравнивать страны с различными политическими режимами. К примеру, в ряде отсталых стран признание в атеизме может грозить большими неприятностями респондентам (в Пакистане или Афганистане). Поэтому американский ученый Грегори Пол сузил количество стран для исследования – всего 17 государств, где свобода личности и выбора не оспаривается никем и является одной из главных ценностей в обществе.
На этом графике видна та же закономерность, что была и на графике Gallup – чем ниже религиозность в обществе, тем выше не только благосостояние, но и благополучие (Successful Societies Scale, SSS). В благополучие Пол включил 25 параметров – такие как уровень самоубийств, продолжительность жизни, заболеваемость половыми инфекциями, потребление алкоголя, удовлетворенность жизнью, количество абортов, и т.п.
Промежуточные результаты исследования Пола тоже оказались интересны. Так, выяснилось, что уровень самоубийств не зависит от религиозности населения. Чем религиознее страна, тем выше детская смертность. Заболеваемость сифилисом в более религиозных странах в среднем выше, чем в светских. Число абортов среди несовершеннолетних ниже в светских странах, чем в религиозных. Чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность благосостояния среди населения (а потому и процент бедных людей в религиозных странах существенно выше). При этом еще раз стоит напомнить, что для исследования Грегори Пол отобрал 17 благополучных стран. Если бы в его списке присутствовали какие-нибудь Мали, Йемен или Сальвадор, выводы были бы еще более наглядными.
Единственная страна, выбивающаяся из этой закономерности – США. Однако Грегори Пол находит объяснение этому факту. В США наблюдается очень высокое неравенство (коэффициент Джинни), скорее свойственное неразвитым странам. США по этому показателю находится на 39-м месте, коэффициент Джини – 45. В США большее неравенство доходов, чем в России (№51) и Китае (№52). США занимают гораздо худшее место, чем Португалия (№71), которая является самой неравной страной в Западной Европе. Ближайший сосед США – Уганда (коэффициент 45,7).
Во-вторых, США очень неоднородная страна по уровню религиозности. Это показало исследование американского ученого Джорджа Деломонтаня. Самая высокая религиозность оказалась в т.н. "баптистском поясе" Америки – в южных штатах (Миссисипи, Алабама, Теннеси). Эти же штаты были самыми неблагополучными. Там была ниже продолжительность жизни, выше число убийств, ниже число людей с высшим образованием. Единственные показатели, которыми мог похвастать юг США – меньшее число абортов у несовершеннолетних и уровень алкоголизма. Самым же нерелигиозным оказался северо-восток – штаты Вермонт, Нью-Гемпшир, Мэн. Одновременно по душевому доходу наиболее религиозные штаты в США оказались и наиболее бедными.
Оба ученых – Грегори Пол и Джордж Деламонтень – делают похожие выводы: общественное неблагополучие снижает у людей чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне, что заставляет их искать утешения в религии.
По всей видимости, градус мракобесия в России тоже зависит от уровня неблагополучия в обществе.Однако существенно повысить уровень религиозности в РФ можно только путем скатывания в экономическую дыру и одновременно – потерей чувства защищенности у людей.Если РПЦ МП в силах организовать и то, и другое, то она сможет убыстрить прирост своей паствы, а как программа максимум – заменить монахами все три ветви власти.
докладе Symantec, компании-разработчика ПО для защиты от интернет-угроз.
По степени опасности веб-сайты со "взрослым" контентом не входят даже в первую пятерку, занимая лишь десятое место. В то же время, подчеркнули эксперты, число атак вида drive-by (когда ПК заражается при посещении страниц, содержащих вредоносный код) с религиозных или идеологических сайтов в 2011 году выросло втрое. Какие именно ресурсы относятся к этой категории, в Symantec не уточняют, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на информацию "Вести.Ru".
Такую тенденцию аналитики объясняют тем, что порносайты начали приносить своим владельцам доход, поэтому теперь для них не имеет смысла зарабатывать по-другому, заражая компьютеры посетителей. Всего в 2011 году Symantec обнаружила 403 миллиона разновидностей вредоносного ПО, а число ежедневно блокируемых интернет-атак за прошлый год увеличилось на 36%.
Первое место в списке самых опасных сайтов заняли блоги. Из них, по данным Symantec, заражено 19,8%. На втором месте - личные страницы (15,6%), на третьем - сайты о бизнесе и экономике (10%). В пятерку также вошли интернет-магазины (7,7%), а также онлайн-справочники и сайты об образовании (6,9%). Порносайты заняли десятое место с 2,4%.