... заняли среди других
скромное место: ... магометане. Представителей других
было меньше, ...
При обсуждениях в последнее время часто стал возникать вопрос о том, были ли верующие в России (СССР-РСФСР) после революции. Многие пытаются обосновать необходимость закрытия храмов и расстрелы священников их ненужностью. Мол «не было уже верующих, вот за ненадобностью и пришлось закрыть и расстрелять.» Ну что же, обратимся к статистике. Надеемся ни у кого не возникнет желания сказать что в переписи 1937 года была попытка завысить количество верующих?…
В истории христианства особая незабываемая страница принадлежит «опальной» переписи населения 1937 г. Чудом сохранились и дошли до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики, такого рода вопрос считался некорректным, поскольку задевал глубоко жизненные интересы людей, а потому таил в себе возможность ложного ответа.
В первой переписи России 1897 г. ставился вопрос о вероисповедании, которое определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В переписи же 1937 г. респонденты должны были сначала определить свое отношение к религии, а затем верующие — назвать сами свое вероисповедание. Вопрос о религии был введен в переписной лист лично Сталиным, который редактировал последний вариант анкеты в канун переписи. Никто из статистиков не рискнул ему возразить. Опрашивалось население в возрасте 16 лет и старше. Какими соображениями руководствовался Сталин, когда ставил этот вопрос, мы знать не можем, но в массовой широкой печати был заведомо разрекламирован тезис о «сплошном атеизме населения», который должна была подтвердить перепись. Однако такого рода ожидания не оправдались.
Перепись состоялась в ночь с 5 на 6 января и была доброжелательно встречена населением, люди охотно отвечали на все вопросы. Исключением был вопрос о религии. Во многих районах, особенно в сельской местности, он вызвал переполох. Нетрудно понять причины этого, если вспомнить обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных, нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение к религиозным убеждениям как «пережитку прошлого в сознании отсталых людей». Респонденты были поставлены в сложное положение. С одной стороны, они боялись за себя и за своих родных и близких, а с другой — «кары Божией» за отречение от Веры.
Во многих районах начали распространяться всякого рода тревожные слухи, а с мест понеслись донесения особой секретности из местных органов учета и статистики в ЦК ВКП(б) и правительство. До нас дошли такого рода донесения из Свердловской области, Белоруссии, а также, что особенно важно, обобщающая записка начальника Центрального управления народнохозяйственного учета СССР И.А.Краваля в ЦК ВКП(б) по донесениям из всех районов страны в целом.
Судя по этим материалам, распространявшиеся тогда слухи были типичными для того времени. Например, самым массовым было опасение, что верующих «будут ссылать, а их детей выгонят из школы» (Красноярский край), что на верующих «будут смотреть как на кулаков» (Московская область), верующих «будут лишать продовольствия и вышлют» (БССР, Орша, Богушевск) и т.д. Боялись, что с верующих будут брать «особые налоги» (Московская область), «выбросят из колхоза», «снимут со снабжения в кооперации» (Киевская обл. Украины). Распространился даже зловещий слух о предстоящей с 5 на 6 января «варфоломеевской ночи» (Свердловская область). В связи с этим появились и «агитаторы» из верующих, которые ходили из села в село и советовали ответов на этот вопрос не давать. Такие агитаторы были замечены в Татарии, Сталинградской области, Узбекской ССР, Западно-Сибирском крае и в других районах страны.
Сектанты (евангелисты и баптисты) давали обет на вопрос о религии не отвечать. Одни из них демонстративно закладывали платок в рот и молчали, другие — скрылись в лесу (Свердловская область, Западно-Сибирский край и т. д.). Некоторых из них переписчикам удалось вернуть из лесов и уговорить ответить на вопросы.
Но были и другого рода слухи. В связи с принятием Конституции СССР в 1936 г., по которой священники получили право голоса, верующие надеялись, что если они не будут скрывать своих убеждений, то правительство вынуждено будет открыть закрытые церкви и вернуть сосланных священников. «Пишитесь верующими, тогда откроют церкви», — передавали из уст в уста крестьяне в Сталинградской области. Некоторые из них отстаивали свое право на совершение религиозных обрядов, «приходили к председателю РИК и спрашивали, когда освободят церковь от клуба». Надеялись в этом случае даже на помощь международных организаций: «Перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у т. Литвинова, почему мы закрыли церкви, когда у нас много верующих» (Милославицкий сельсовет, Климовический район БССР).
Как сказано в документах, многие священники с церковного амвона призывали верующих ответить откровенно на вопрос о религии, так как тоже надеялись на открытие церквей. Их призывы были расценены местными органами власти как «провокационные», «направленные на срыв переписи». В тех случаях, когда священники занимались такой «агитацией» не в церкви, а ходили по домам, с ними разбирались «соответствующие органы».
Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения: лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров дадут; или надо записываться верующими, так как в случае войны и победы гитлеровской Германии неверующих расстреляют (западные области УССР, БССР).
Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному. Однако большая часть их не стала скрывать своих убеждений. Счетчики приводят типичные ответы в Пермском районе: «Сколько нас не спрашивай о религии, нас не убедишь, пиши верующий», или: «Хоть и говорят, что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими». Замечен случай, когда все семь женщин, проживавших в одной комнате общежития фабрики «Промодежда» (г. Пермь), записались верующими. Такой же случай отмечен и в общежитии УВС, где двенадцать женщин в возрасте от 17 до 29 лет заявили о том, что они верующие. В отдельных районах в верующие записывались целыми колхозами. Под влиянием слухов и страхов в некоторых случаях люди «переписывали» себя верующими или неверующими по нескольку раз. Однако таких случаев было замечено мало. Больше было людей, которые столкнулись с необходимостью определиться впервые. Типичен, например, следующий ответ: «Кто его знает, верую я или нет — не знаю, но в душе что-то есть, что свыше нас, чего-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, а все же пиши верующий». Другие решали этот вопрос совсем иначе: «…Раз работаю на стройке, то, значит, неверующий».
При анализе данных переписи необходимо учитывать, что принцип самоопределения не всегда срабатывал. В донесениях отмечалось, что «члены семьи, безусловно, оказывали влияние на колеблющиеся, нестойкие элементы в вопросе о религии». Этот вопрос часто вызывал серьезные семейные конфликты. В одном случае жена заявила, что уйдет от мужа, если он запишется неверующим, в другом — дочь ругала отца за то, что он записался верующим, в третьем — мать заявила, что проклянет сына, если тот запишется неверующим. Не обошлось без семейных драк и побоев. В этой ситуации не все настаивали на своих убеждениях, некоторые предпочли ответа не давать.
Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что «ответственны только перед Богом» или что «Богу известно, верующий я или нет». Значительную часть отказавшихся от ответа составляли раскольники-старообрядцы и сектанты.
По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.
Перепись сохранила для нас ценные сведения о половом и возрастном составе верующих разных вероисповеданий. Женщин, признавших себя верующими, было больше, чем мужчин: 64 % против 36 % (от всех верующих).
Рассмотрим возрастной состав верующих. Самыми большими возрастными группами среди верующих грамотных и неграмотных были группы мужчин и женщин в возрасте 20-29 и 30-39 лет. На группы лиц старше 50 лет приходился незначительный процент верующих среди грамотных и незначительно больший среди неграмотных. Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего возраста и более 44 % — 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста, старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается, безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения. Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что верующие — это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало действительности.
Другим распространенным стереотипом в пропагандистской литературе тех лет было представление о том, что основную массу верующих составляли женщины пожилого возраста, причем неграмотные. Данные переписи свидетельствовали о другом. Среди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49 лет было более 75 %, а женщин этого возраста — 88 %. Следовательно, среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте.
В 30-е гг. бытовало и еще одно мнение о том, что ликвидация неграмотности населения автоматически решает проблему перехода его на позиции атеизма. Из данных, приведенных выше, видно, что и оно оказалось ложным, хотя совсем отрицать влияние приобщения к грамоте на людей с неустойчивым, формально-традиционным отношением к религии было бы неверно.
Среди грамотных верующих мужчин в возрасте до 30 лет было 32,6 %, а среди грамотных женщин этого возраста — 48,4 %. Это были в основном обучавшиеся в школах или закончившие ее. В то время преобладало начальное образование. Но было немало и обучавшихся в техникумах и вузах, особенно в возрасте 19-25 лет. Иными словами, среди лиц такого молодого возраста было мало «читавших по слогам и умевших написать свою фамилию», т.е. прошедших лишь школу ликбеза. Естественно, неграмотными верующими были в основном пожилые и гораздо меньше молодые. Хотя «сплошной» грамотности не показали ни перепись 1937 г., ни состоявшаяся сразу после нее перепись 1939 г., но охват населения, в первую очередь молодежи, всеобучем был весьма широким.
Данные переписи 1937 г. свидетельствуют о том, что с возрастом усиливается и религиозность. Среди грамотных мужчин удельный вес верующих резко увеличивается при переходе от 20-29 лет к 30-39 годам. У грамотных женщин этот переход наблюдается в более молодом возрасте: от 16-19 лет к 20-29 годам. Это объясняется более ранней зрелостью женщин в связи с замужеством и материнством и сопряженными с этим ответственностью и тревогой за жизнь и судьбы детей, за сохранение домашнего очага и т.д.
Среди неграмотных мужчин и женщин удельный вес верующих увеличивается равномерно от одной возрастной группы к другой. Возможно, это связано с тем, что в молодежных группах несколько больше верующих, чем у грамотных. Интерес представляет анализ данных табл. 1.
Таблица 1
Соотношение верующих и неверующих среди возрастных групп обоего пола
Из данных табл. 1 можно сделать следующий вывод. Во-первых, неграмотные, не имеющие образования, меньше испытывали на себе влияние атеистического воспитания, и среди них было больше верующих; во-вторых, тем не менее нет ни одной возрастной группы, в которой не было бы верующих; их число значительно даже среди молодежи грамотной и получившей образование.
Верующие назвали 9 крупных вероисповеданий, распространенных на территории Союза. Самым распространенным было христианство разнообразных направлений: Православие, католичество, лютеранство и армяно-григорианство.
Христианами назвали себя почти 80 % всех верующих. Три четверти населения были привержены Православию. Католическое и лютеранское вероисповедания с отходом от России территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии, а также Прибалтики заняли среди других религий скромное место: представители этих вероисповеданий составляли по 0,8 % от всех верующих.
Кроме христиан довольно значительной группой были магометане. Представителей других религий было меньше, но все же они были не так уж и малочисленны. Буддисты и шаманисты, например, исчислялись десятками тысяч.
Рассмотрим демографический состав представителей разных направлений христианства (см. табл. 2). Наиболее высокая доля женщин у христиан: у православных — 66,2 %, у католиков — 62,3 %, у лютеран — 61,6 %, у армяно-григориан — 61,2 % и т.д. Такие показатели объясняются, во-первых, большей продолжительностью жизни женщин по сравнению с мужчинами у народов, исповедующих христианство, а во-вторых, более высокой религиозностью женщин, особенно в молодом и среднем возрасте.
Таблица 2
Состав верующих различных вероисповеданий по полу и возрасту (в %)
Верующих женщин у народов, исповедующих ислам, буддизм, ламаизм (т.е. религии, типичные для Востока), несколько меньше по сравнению с христианами: у магометан — 53,3 %, у буддистов — 56,7 % и т.д. Продолжительность жизни женщин у восточных народов почти такая же, как мужчин: сказывается высокая смертность женщин в детородном возрасте.
В возрастной структуре православных значительна доля лиц в возрасте от 20 до 39 лет. У мужчин она составляет более 40 %. Следующей значительной по удельному весу группой является группа лиц в возрасте 50 лет и старше. На нее приходится более 30 % всех православных. Необходимо отметить, что несмотря на значительный удельный вес этих возрастных групп, составляющих основную массу православных, довольно высока доля лиц в возрасте от 40 до 49 лет. Что касается самых молодых лиц в возрасте от 16 до 19 лет, то на их долю приходится немногим более 6 %. Среди них много учащихся, еще не вступивших на самостоятельный жизненный путь и пока не определивших своего отношения к религии (см. табл. 2).
Женщины, исповедующие Православие, несколько моложе православных мужчин. Женщин в возрасте 20-29 лет было больше, чем мужчин этого возраста, а женщин 50 лет и старше — меньше, чем мужчин того же возраста.
Возрастная структура католиков очень близка к православным. Как и у православных, самый большой удельный вес имеют возрастные группы от 20 до 39 лет и от 50 лет и старше. Несколько больший процент, чем у православных, приходится на долю самых молодых — от 16 до 19 лет, причем мужчин было 6,6 %, а женщин — 6,2 %, зато женщин-католичек было больше в возрастной группе 20-29 лет.
Самые большие конгломерации молодых возрастов в демографической структуре верующих наблюдаются у протестантов. На возрастную группу мужчин 16-19 лет приходится 8 %, а на группу женщин того же возраста — 6,7 %. Еще более представительны по сравнению с православными и католиками группы от 20 до 39 лет: мужчин 20-29 лет было 26,3 %, а женщин — 25,6 %, соответственно 30-39-летних — 23,3 и 22,9 %. Спецификой возрастной структуры протестантов является довольно низкий удельный вес пожилых лиц: у мужчин он составляет 13,4 %, а у женщин — 26,3 %. Видимо, на возрастном составе протестантов отразился демографический состав этнических групп, исповедующих данное направление христианства. Среди них доля лиц пожилого возраста довольно мала, особенно мужчин.
Напротив, армяно-григориане имеют по сравнению с другими направлениями христианства более пожилой состав. Мужчин в возрасте 50 лет и старше было почти 57 %, а женщин того же возраста — около половины. Меньший удельный вес у мужчин имеет и группа 20-39 лет — всего 23,8 %, причем на группу 20-29 лет приходится менее 10 %. Представительнее эти возрастные группы у армяно-григорианок — соответственно 33 и 15,3 %. И у мужчин, и у женщин доля самых молодых (16-19 лет) невелика из-за большого удельного веса пожилых: у мужчин — 1,2 %, а у женщин — 2,7 %.
У христиан прочих направлений группы 20-39 лет имеют больший удельный вес, чем у армяно-григориан: мужчины составляют менее 40 %, женщины — более 40 %. Удельный вес группы пожилых людей (мужчин и женщин) старше 50 лет составляет более 30 %. Довольно представительны и группы молодежи от 16 до 19 лет: 5,2 и 5,7 %.
По сравнению с верующими христианами магометане имели более молодой состав, а буддисты, шаманисты и иудеи — более пожилой.
Интерес представляет характеристика верующих по состоянию грамотности. Данные переписи показали, что среди мужчин христианского вероисповедания грамотные составляют большинство: православные — 78,9 %, католики — 77,3, христиане прочих направлений — 78,7 %. Несколько меньше грамотных среди мужчин армяно-григориан, но и их больше половины. Самый высокий показатель грамотности имеют мужчины-протестанты — 90,6 %. Грамотных женщин среди христианок гораздо меньше: православных — 48,5 %, католичек — 61,6, армяно-григорианок — 27,0, христианок прочих направлений — 61,6 %. Исключение составляют женщины-протестантки, среди них грамотных было 86,7 %.
Показатели грамотности среди магометан, буддистов, шаманистов ниже, чем у христиан; у представителей иудейской религии они довольно высокие.
Приведенные данные о грамотности представителей разных вероисповеданий еще раз опровергают тезис о том, что распространение грамотности автоматически ведет людей к отрешению от религии.
Следует отметить, что несмотря на неполноту сведений переписи о верующих, они все же обладают высокой степенью достоверности, поскольку большая часть населения нашла в себе мужество в той тяжелой и сложной ситуации откровенно заявить о своих убеждениях.
Данные переписи не устроили правительство по многим параметрам. Но главным было то, что они обнаруживали большие потери населения, связанные прежде всего с голодом начала 30-х гг. Перепись безо всяких на то оснований была объявлена «дефектной» и запрещена. Не последнюю роль среди причин «опалы» сыграли и данные о религиозности населения. Организаторы переписи были подвергнуты репрессиям.
© Жиромская В.Б., доктор исторических наук, Институт российской истории РАН, ведущий научный сотрудник
«Исторический вестник», №5 (1, 2000 г.)
отсюда