«И сказал Яаков отцу своему: Я – Эйсав, первенец твой…» (Берешит 27:19)
Честность
Честность — одно из самых ценных человеческих качеств. Сказали мудрецы (Талмуд, Шабат 55 а): «Печать Всевышнего — истина». Мудрецы прилагали огромные усилия, чтобы не отступить ни на миллиметр от истины. Если так, нам следует понять, почему же праведники иногда прибегали к обману, понять поведение праотца Яакова, которому не раз приходилось лгать.
«Наш» вопрос о лжи задала Яакову его жена, Рахель. Приводится в Талмуде (Мегила 13 б): Яаков спросил Рахель: «Ты хочешь выйти за меня?». Ответила ему: «Да, но отец мой мошенник, и тебе не удастся добиться своего». Сказал ей Яаков: «Брат я его в мошенничестве». Спросила его Рахель: «Разве праведники могут лгать?».Ответил Яков: «Да, как сказано (Шмуэль II 22, 27): “С чистым поступаешь Ты чисто, а со строптивым — строптиво”». Т. е. с честным и чистым человеком следует вести себя честно, а с хитрецом — по-хитрому. Здесь имеется в виду, что с обманщиком запрещено вести себя доверчиво, говорить ему всю правду: ведь кривое не выпрямится, если не перегнуть его в другую сторону, — так и обман останется обманом, если вести себя с обманщиком доверчиво и открыто.
Но даже тогда, когда человеку необходимо сказать неправду, следует приложить усилия, чтобы ложь была минимальной. Это мы видим из комментария Раши на недельную главу. Раши поясняет, что Яаков, отвечая отцу, выбрал именно такие слова(«Я – твой первенец Эйсав»), которые возможно было также понять и следующим образом: «Я (- Яаков), (а) Эйсав — твой первенец», и они не были полной ложью.
Это предписание мы видим в словах великого еврейского мудреца рабби Йеуды а-Хасида. Он пишет в своей знаменитой книге «Сефер а-Хасидим», что для того, чтобы не обидеть ближнего, разрешается при необходимости сказать и неправду. Однако, пишет рабби Йеуда, даже в этом случае следует стараться сказать таким образом, чтобы его слова был двусмысленными и была возможность вложить в них дополнительное понимание, которое не шло бы в разрез с истиной. Таким образом, человек связан с истиной и никогда с ней не расстаётся.
Этот материал был опубликован на сайте»Беерот Ицхак».
Почему научное мировоззрение, опирающееся на материалистическое учение, приводит к положительным результатам и убедительно объясняет мир, не обращаясь к религии? Если учёные-атеисты ошибаются, то откуда у них такие успехи?
А., Москва
Ответ равина:
Успехи учёных основываются на том, что они правильно понимают и используют законы природы. Относительно самих законов разногласий между религией и наукой не существует. Спор между религией и отдельными учёными идёт о первоисточнике законов. Подсознательно все учёные согласны, что есть Высшая Сила, которая установила эти законы, ведь само слово «закон» свидетельствует об этом. Нет закона без законодателя. Откуда у учёных может быть уверенность, что процессы, которые они наблюдают, постоянны, если нет единого Властителя, который устанавливает законы и следит за их соблюдением. Более того, тенденция такова: большие учёные стремятся сформулировать теорию, которая бы обобщила многочисленные законы. Если не верить в единого Творца, то нет никакого основания предполагать, что между различными законами природы существует что-то общее.
Давайте также не забывать, что именно глубокое изучение законов, по которым «работает» мир, наблюдение изумительной полноценности и гармонии, царящих в нём, привело крупнейших учёных к твёрдой безоговорочной вере в Творца.
%d0%bd%d1%8c%d1%8e%d1%82%d0%be%d0%bd
Как известно, Ньютон, «ключевая фигура научной революции 17-го века» (Британская Энциклопедия), был глубоко религиозным человеком.
Ньютон написал о вопросах религии больше, чем о проблемах естественных наук. При изучении трудов Ньютона после его смерти было подсчитано, что он написал более 1,400,400 слов на религиозные темы, – больше, чем об алхимии и математике, и даже больше, чем о физике и астрономии.
Вот что писал один из величайших учёных всех времён – Эйнштейн:
«Мне достаточно чувствовать тайну вечности жизни, узнавать и догадываться об удивительном устройстве всего сущего, решительно сражаться, чтобы ухватить зерно, пусть самое малое, мудрости, открывающейся в природе».
В другом месте он пишет: «Мудрость, открывающаяся в природе, настолько возвышенна, что всё значение, которое люди приписывают собственным мыслям, является по сравнению с ней абсолютно ничтожным. Это ощущение – то, что руководит жизнью учёного и его усилиями… в той мере, в какой он способен подняться над своими эгоистическими стремлениями. Без сомнения, это ощущение очень близко к тому, что переживали основатели религий во все времена».
Эйнштейн признавал также центральное место религии в различных плоскостях жизни: «Жизнь казалась бы мне абсолютно пустой без стремления достичь цели, которая недостижима в областях искусства и научного исследования».
Привожу выдержку из статьи, опубликованной в журнале «Эт Лахшов» (3 апреля 2002):
В США прибыли студенты, чтобы посетить профессора Альберта Эйнштейна, отца теории относительности и лауреата Нобелевской премии по физике, и составить себе впечатление о его мудрости и гениальности. Встреча была организована в престижном Принстонском университете. Слои атмосферы Слои атмосферы
«А что находится над стратосферой?» – спросил студент.
«Ионосфера», – ответил профессор.
«А что над ионосферой?»
Ответил Эйнштейн: «Именно там. Там начинается дорога в синагогу…» (из американского журнала «Тикун а-нэфеш», посвящённого вопросам мысли и духа).
Из книги «Эмунот» Г. Эрига, лектора по психологии в одном из израильских университетов; выдержка из интервью с ним рава Исраэля Эса в книге:
«Я родился в Бельгии и был воспитан на культуре просвещённой Франции. Когда я повзрослел, мы переехали в Америку, там я впитал англо-саксонскую культуру и упивался свободой, равенством и уважением к личности, которые пробуждают патриотическую гордость в сердце каждого американца. Вообще-то, я знал, что родился евреем, но в свободной Америке это не имеет никакого значения. Еврей, итальянец, ирландец и поляк – все мы равноправные американцы. Меня призвали в армию и отправили в Корею.
В один из «воскресных» отпусков мы – группа американских солдат – зашли в кабак «оттянуться». Ребята напились и начали буянить, били тарелки и бутылки и швыряли их прямо в зеркало. Они убеждали меня тоже выпить. Я выпил немного, но не напился, не начал буянить и не особенно сквернословил. Они разозлились и закричали: «Дёрти джу!» (грязный еврей!).
Первый раз в жизни я услышал такое ругательство, это было первое потрясение. Благодаря естественным психическим защитным механизмам я немедленно решил, что скверна – в них, в гоях. А не в моей еврейской душе. Когда я закончил службу, моё сердце было уже полно еврейской гордостью, и я вступил в организацию «А-Шомер а-Цаир» в Америке, чтобы укрепить свою еврейскую гордость и самосознание. В Америке была тогда мода на крайнюю левизну, которая заразила и меня, поэтому я выбрал «А-Шомер а-Цаир». Там предоставлялись возможность общения и идеологическое воспитание. Это восполняло то, чего мне недоставало, когда я изучал культуру Франции и Англии в университете.
Одним из мероприятий ячейки было посещение профессора Эйнштейна. Он был уже глубоким стариком. Мы пришли рассказать ему, что наша группа уезжает в Израиль. Нам хотелось составить себе впечатление о его личности «напрямую», насладиться его обществом и пожелать ему добра, потому что его незаурядная личность и гениальность в науке укрепляли нашу еврейскую гордость. Он показал нам свою лабораторию, сказал добрые слова о государстве Израиль и побеседовал с нами.
Один из студентов начал свой вопрос словами:
«Г-н профессор, перед вами давно открыты все тайны Вселенной…»
Здесь Эйнштейн, который был чрезвычайно вежлив и любезен в течение всей беседы, прервал его и сказал:
«Только Б-г на небесах знает все тайны вселенной».
Мы были потрясены. Ведь в «Шомере Цаире» мы были воспитаны на неверии, атеизме и марксизме, и вдруг самый великий и маститый учёный в мире говорит подобные вещи, несмотря на наше неприятие. Он добавил:
«Вся удивительная законосообразность природы свидетельствует о существовании Б-га, Творца всех миров. А вы что думали, законы Творения – это игра в кубики?»
В своей книге «Моя вера» Альберт Эйнштейн пишет: А. Эйнштейн А. Эйнштейн
«Самое сильное впечатление, которое мы можем испытать, – это ощущение тайны; это – источник истинной веры и науки. Человек, которому чуждо это ощущение, который не способен восторгаться, взирать с воодушевлением и трепетом, подобен мёртвому. Его глаза закрыты для знания: то, что нельзя потрогать руками, действительно существует и проявляет себя в самой высшей мудрости и самой сияющей красоте, которые мы с нашими убогими возможностями способны постичь только в самых примитивных формах. Это знание, это чувство – в центре настоящей религиозности».
И он заключает:
«Моя вера вытекает из чувства кротости и восхищения перед Высшей Силой, Бесконечностью, Открывающей Себя в малых деталях, которые мы только и можем постичь своим мягким и слабым мозгом».
Недельная глава Хаей Сара «И стало поле Эфрона… Аврааму приобретением». (Берешит, 23:17)
В книге «Путь Творца» (1:2) Рамхаль сообщает нам, что целью создания человека было – воздать ему от Блага Творца, и это возможно только тогда, когда приближается человек к Всевышнему путём выполнения заповедей и добрых поступков. Также сообщает нам Рамхаль (там же, 3 глава), что «для того, чтобы это дело устроить наилучшим образом, постановила Высшая Мудрость, чтобы человек был составлен из двух противоположностей, а именно: из разумной и чистой души и земного и темного тела, причем каждое из них по природе склоняется в свою сторону. Тело склоняется к материальности, а душа — к духовности… Если одолеет душа, она возвысится сама и возвысит с собой тело, и такой человек достигнет предназначенного совершенства; а если он допустит, чтобы в нем победила материальность, опустится тело, и опустится душа вместе с ним, и такой человек будет недостоин совершенства и отторгнут от него, не дай Б-г».
Однако в книге Месилат Ешарим (1-ая глава) сообщает нам Рамхаль дополнительные сведения: если человек тянется к этому миру и удаляется от Создателя, не только опускается его душа и тело, но он опускает также и мир, окружающий его, вместе с собой. «Если же человек властвует над собой, прилепляется к своему Создателю и пользуется миром только как средством для служения Ему, то он возвышается сам и мир возвышается вместе с ним», — пишет Рамхаль.
Этот принцип мы можем выучить из сказанного в нашей недельной главе относительно поля, приобретённого Авраамом у Эфрона (Берешит, 23:17): «И стало поле Эфрона… Аврааму приобретением». Слово «стало» тут обозначается ивритским словом «ваяком», что в буквальном переводе значит: «поднялось». Из этого учат наши мудрецы (мидраш Берешит раба, 58:8), что переход в собственность Авраама являлся для поля большим подъемом, ведь с этих пор оно стало служить человеку, который «прилепляется к своему Создателю».
Запрещено обижать ближнего, как сказано (Ваикра, 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б). bear-hugs-1024x683Люди, в отношении которых следует быть особенно осторожным
Запрет обижать относится ко всем евреям, однако особенно выделяется несколько групп, в отношении которых надо быть предельно острожными: это гер, жена, вдова и сирота. Гер
В отношении гера (прозелита) надо быть особенно осторожным, поскольку Тора несколько раз предостерегает не обижать геров (Талмуд, Бава Мециа 59б; Шульхан Арух, 228:2).
Тот, кто обижает гера, нарушает три запрета Торы: общий запрет «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б), а также: «…гера не обижай» (Шмот, 22:20) и «…когда будет жить с тобой пришелец (гер), не обижай его» (Ваикра, 19:33). (Талмуд, там же; Рамбам, Законы продажи, 14:15). Жена
Необходимо быть особенно осторожным, чтобы не обижать жену (Шульхан Арух, 228:3).
Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева. (Рамбам, Законы супружества, 15:19). Вдовы и сироты
Очень грустный ребенокЕсть особый запрет притеснять и обижать сирот и вдов, как сказано: «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:21) (Рамбам, Книга Заповедей, 256). С ними необходимо говорить крайне мягко и деликатно, вести дела предельно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства. (Рамбам, там же; Законы Мнений, 6:10). Кто считается вдовой или сиротой?
Запрет обижать сирот относится как к сиротам по отцу, так и к сиротам по матери. (Рамбам, там же)
До какого возраста сирота считается сиротой с точки зрения этого запрета? До тех пор, пока сирота зависит в чём-то от взрослого человека и не может вести самостоятельный образ жизни. (Рамбам, там же)
Вдова считается вдовой всё время, пока не выйдет вновь замуж.
В запрет обижать сирот и вдову входят всякие виду обиды – запрещено дразнить и раздражать их, причинять им всяческую боль или наносить им материальный убыток. (Рамбам, там же)
Этот запрет действителен даже в случае, если вдова или сироты весьма богаты и занимают высокое социальное положение, ведь Тора подчёркивает: «никакой вдовы и сироты не обижайте». (Рамбам, Законы Мнений, 6:10). Суровое наказание за притеснение вдов и сирот
Тора предусматривает тяжёлое наказание тому, кто притесняет вдову или сирот, как сказано (Шмот, 22:21-23): «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их..! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». В каком случае не запрещено обижать вдов и сирот?
Запрещено притеснять или обижать вдову и сирот только в случае, если это делается для собственной выгоды. Если же человек обижает их, чтобы обучить их Торе, либо какой-то профессии, либо направить их по правильной дороге, в этом нет запрета. (Рамбам, там же)
Несмотря на это, да не будет человек вести себя с ними как с каждым другим, но пусть сделает различие между тем, как он относится к ним и к другим людям. Важно стараться всегда разговаривать с ними спокойно и проявлять к ним большое милосердие и почёт. (Рамбам, там же) Что включает в себя запрет обижать?
Запрет обижать ближнего включает в себя запрет обижать, огорчать и причинять страдание другому как словами, так и действиями. (Хаей Адам, 143)
Запрещено показывать другим или публиковать чьи-либо фотографии, если это причинит этому еврею боль. Если само фотографирование причиняет ему боль, то запрещено и фотографировать его.
Пишет Хазон Иш в послании (Сборник Посланий, 1:33): «Я чувствую для себя большую обязанность остерегаться, чтобы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду». И стоит каждому приучить себя такому поведению. Запрет упоминать дурные поступки
Если еврей делал в прошлом дурные поступки, но позже раскаялся, запрещено говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки», поскольку это причиняет ему боль. (Талмуд, Бава Мециа, 58б; Рамбам, Законы Продажи, 14:13; Шульхан Арух, Хошен Мишпат, 228:4).
Также запрещено напоминать ближнему дурные дела его отцов либо родственников, если это причиняет ему боль.
Если еврея постигли какие-либо несчастья, запрещено ему сказать: «Это тебе наказание за твои грехи». (Талмуд, Рамбам и Шульхан Аурх, там же)
Однако, если еврей говорит, что его постигли беды несправедливо, можно упомянуть ему о его грехах. (Хошен Мишпат, там же) Всё же важно постараться сделать это деликатно, чтобы не обидеть еврея.
Если намекают еврею, что несчастья постигли его из-за его грехов, с тем чтобы пробудить того раскаяться и оставить грехи, это не запрещено. (Талмуд, Брахот, 5б; 25 רב הונא תקיפו ליה», -ое письмо рава Хаима Каневского, приведено в конце книги «Лереаха Камоха», 3 часть, «Мишпетей Шалом», 7, 14-ое примечание). Однако следует хорошо обдумать свои слова, как сказать это таким образом, чтобы не обидеть ближнего. (Торат Коаним, Кдошим, 2$ Рамбам, Законы нравов, 6:8) Запрет спрашивать цену товара
ценаЗапрещено спрашивать у продавца цену товара, если спрашивающий не намеревается его купить. (Талмуд, Рамбам и Шульхан Арух, там же)
Причина этого запрета в том, что продавец надеялся продать вещь, но был разочарован. (Меири, там же, Хафец Хаим Ховат а-Шмира, 14-ая часть). Поэтому, если человек уже купил какую-то вещь и видит её в другом магазине, нужно остерегаться, чтобы не спросить продавца, по какой цене он её продаёт.
Можно выяснять цену, когда у человека есть какая-то вероятность, что он её купит, либо он желает найти наиболее низкую цену в нескольких магазинах. (Мишпетей Шалом, 7, 9-ое примечание) Если человек сообщает продавцу, что не желает купить вещь, а просто выясняет цену, нет запрета это делать. (Мишпетей Шалом, там же). Проверьте свои знания
Хотите проверить, насколько хорошо Вы усвоили эти законы?
Мы подготовили для Вас тест. Проверьте свои знания и поделитесь результатами с друзьями и знакомым!
2016-11-15 12:37:28
Ответ раввина: + развернуть текст сохранённая копия
Ответ раввина: На первый взгляд, отношение Торы к этому вопросу противоречиво. В одном стихе сказано, что снам доверять нельзя: «…и сновидения ложное рассказывают» (Зхарья 10, 2). Из другого стиха следует, что сны открывают человеку истину и им надо верить — ведь сам Всевышний говорит, что открывается пророкам во сне: «…если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бэмидбар 12, 6). nightmaresКроме того, в нескольких местах в Танахе рассказывается о вещих снах, например, о снах Йосефа, снах фараона и Невухаднецара.
Два вида снов: В Талмуде (Брахот 55 б), а также в Зоаре (Рэайа Мээймана б) объяснено, что это противоречие — кажущееся. Сказано в Талмуде, что, действительно, существует два «противоположных» вида снов.Одни «вкладывает человеку в голову» ангел. Эти сны открывают человеку будущее, чтобы он подготовил себя к тому, что его ожидает. Другие сны приходят через «беса», т.е. от различных сил нечистоты. Но есть и третий вид — сны, которые вызваны дневными раздумьями человека, как сказано в трактате Брахот (там же): «Показывают человеку (сны) только из того, о чём он думает».
Плохой сон
Но и истинные сны сбываются не полностью, как сказано в Талмуде (Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: “Сон, хотя и исполняется часть его, целиком не исполняется”». Причина этого заключается в том, что к каждому сну примешаны также и те мысли, о которых человек мыслил до сна. Трудно отличить истинный сон от неистинного, но обычно истинный сон человек видит очень ясно. И ещё сказано в Талмуде (Брахот 55 б): «Три (вида) снов сбываются: утренний сон; и сон, который человек видел о другом человеке; и сон, разъяснившийся во сне (т.е., во время сна человек слышит толкование сна). А некоторые говорят: и повторяющийся сон».
Волнение из-за снов Не стоит волноваться из-за снов, которые, по видимости, предвещают дурное, потому что человек не знает истинного смысла снов. Приведу пример из Талмуда (Брахот 56 б): «Бен-Дама, сын сестры рабби Ишмаэля, спросил у рабби Ишмаэля: “Я видел, что две мои щеки отвалились”. Ответил тот: “Два римских легиона подали о тебе дурной совет и умерли”. (Рот — орган речи — “связывает” щёки между собой, поэтому два римских легиона, которые дали дурной совет, уподобились во сне). Бен Дама, который не был мудрецом Торы, считал, что видел плохой сон. Однако рабби Йишаэль знал истинный смысл его снов, и поэтому показал, что это хорошие сны.