Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «реувен»
Что на уме, то и на языке. Правльно или нет? 2016-11-13 11:55:32
И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца. (Берешит 23:16) Что на уме, то и на языке Эфрон вначале предлагает Аврааму взять бесплатно землю для захоронения Сары, а, в конце концов, берёт за неё баснословную сумму денег: «четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца». Из этого поведения Эфрона учат мудрецы Талмуда (Бава Мециа 87 а), что грешники обещают много, но даже малую часть из своих обещаний не выполняют. Праведники же, утверждают наши мудрецы, наоборот: обещают мало, а делают много. И это учат мудрецы из поведения Авраама по отношению к его гостям, как повествуется в главе Ваера: вначале пообещал им Авраам ломоть хлеба (Берешит 18:5), а потом сказано, что Авраам взял для них «тельца, нежного и хорошего» (Берешит 18:7). Праведники неразрывно связаны с истиной во всех своих словах и поступках, поэтому они не разбрасываются обещаниями, опасаясь, что не смогут их выполнить. Грешники же пренебрегают истиной, поэтому они не боятся разбрасывать обещания направо и налево – в их глазах не случится ничего страшного, если они не смогут их выполнить. Более того, уже в то время, когда они дают обещания, они вовсе не намереваются их выполнить. Природа грешника – говорить одно, а думать другое. Мудрецы в трактате Бава Мециа (49 а) учат из слов Торы, что необходимо, чтобы во время торговли человек не кривил душой, а, говоря «да», подразумевал «да», и, говоря нет, подразумевал «нет». И так описывает Рамбам образ переговоров, которые ведёт мудрец Торы (Законы Нравов, 2:16): «Переговоры мудреца Торы (наполнены) истины и веры; он говорит на «да» — «да», а на «нет»- «нет»». И ещё пишет Рамбам (Законы Нравов 5:13): «Запрещено человеку вести льстивые речи и обольщающие разговоры, и не должно быть на словах одно, а на уме другое. Но должен быть человек снаружи таким же, как и внутри, то есть, что на уме – то и на словах».
Тэги: авраам, вайера, глава, куклин, недельная, рав, реувен
День смерти праматери Рахель 2016-11-11 11:46:25
Скоро день смерти нашей праматери Рахель — 11 хешвана. Не могли бы Вы рассказать про этот день ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Скоро день смерти нашей праматери Рахель — 11 хешвана. Не могли бы Вы рассказать про этот день? Могила Рахель В главе Ваишлах приводится, что когда Яаков со всей его семьей был по дороге в Бейт Эль, в месте, близком к городу Бейт Эль, умерла его жена Рахель во время родов. Родившегося сына отец назвал Биньямин. Тора рассказывает (Берешит, 35:20): «И поставил Яаков постамент над ее могилой, это могильный постамент Рахели до сего дня». И действительно, вплоть до наших дней, благодаря непрерывной традиции, известно место захоронения праматери Рахель – недалеко от нынешнего Бейт-Лехема, на юге Иерусалима. Подтверждение этой традиции мы находим в мидраше «Ялкут Шимони» (162), который сообщает нам, что Биньямин родился 11-го Мархешвана. А поскольку в Торе приводится, что Рахель умерла при родах Биньямина, выходит, что в день рождения Биньямина умерла Рахель. В комментарии на главу Ваехи (Берешит, 48:7) Раши приводит причину, по которой Яаков похоронил Рахель в дороге, а не в Маарат а-Махпела, где были захоронены все праотцы. Великий комментатор пишет, объясняя слова Яакова «А я.., когда я шел из Падана, умерла у меня Рахель…, и похоронил я ее там»: «Я похоронил ее там по слову Г-спода, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан подвергнет их изгнанию. Когда будут проходить там, Рахель выйдет (встанет) у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия, как сказано: “Голос в Раме слышен…” (Ирмияу, 31:14). А Святой, благословен Он, отвечает ей: “есть воздаяние за твой труд – говорит Г-сподь, …и возвратятся сыны к пределам своим” (там же 16, 17)». Почему же была воля Всевышнего, чтобы именно Рахель была захоронена по дороге в изгнание? В чем особая сила ее молитвы? Ответ на этот вопрос мы находим в мидраше «Эйха Раба» («Птихот»). Там рассказывается, что во время изгнания обратился пророк Ирмияу к праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову с просьбой, чтобы они умоляли Творца смилостивиться над Его народом. Но на их молитву не было ответа. Он обратился к Моше с этой просьбой. Но и его молитва так же осталась без ответа. Тогда Рахель обратилась к Творцу с молитвой: «Владыка мира, известно Тебе, что Яаков, раб Твой, любил меня неизмеримой любовью и работал за меня у моего отца семь лет. А когда пришло время свадьбы, мой отец решил подменить меня моей сестрой. И мне от этого стало больно, когда узнала я замыслы моего отца. Я сообщила об этом моему мужу и передала ему знак, по которому он сможет различить между мной и моей сестрой, чтобы отец мой не смог подменить. Но после этого я передумала и решила перебороть мою любовь, поскольку мне было жалко сестру, она могла быть опозорена. Я открыла ей знак, который передала моему мужу. Более того, я забралась под кровать, на которой лежали мой муж и моя сестра, и я отвечала ему, чтобы он не распознал голос моей сестры. Он говорил с ней, а она молчала, я же отвечала на его слова». Рахель продолжила: «И если я, кровь и плоть, прах и пепел, не ревновала к моей сестре и не опозорила ее, почему Ты, Царь Вечный, гневаешься из-за идолов, в которых нет ничего истинного? И Ты послал в изгнание народ Твой, и много бед они терпели». Рассказывает мидраш: «Сразу же пробудилось милосердие Творца, и сказал Он: “Из-за твоей заслуги, Рахель, Я возвращаю евреев на их землю”. И так говорит пророк (Ирмияу, 31:14-16): “Так сказал Г-сподь: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание – Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их. Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущности твоей, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои”». В мишне (Сота, 8б) приводится, что Творец поступает с человеком по принципу «мера за меру». Поскольку Рахель смогла погасить в себе ту боль, которую причинила ей ее сестра, и сделать все, чтобы ее сестра не пострадала, Всевышний также простит детям Рахель их грехи, погасит пламя Своего гнева и вернет их на их землю. Испокон веков наш народ обращается ко Всевышнему на могилах праведников. Калев бен Йефуне молился в Хевроне на могилах праотцев, чтобы Всевышний уберег его от замысла разведчиков. Однако нельзя забывать, что в молитве запрещено обращаться к праведнику. Нужно обращаться только ко Всевышнему (ради заслуг праведника)! Особое место молитвы – это именно могила Рахели в силу того, что ее молитва о возвращении из изгнания была принята. Наиболее благоприятное время для молитв на могилах праведников это день их смерти – йорцайт. Многие тысячи евреев посещают могилу Рахели в день ее смерти: просить у Всевышнего в заслугу праматери о горестях и нуждах. Сказал Всевышний Рахели: «удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез». Великий глава ешивы Мир рав Хаим Шмулевич говорил: «Плачь, мама Рахель, плачь».
Тэги: вопросы, куклин, рав, раввину, рахель, реувен
Если у мужчин есть проблемы, пусть наденут намордник! 2016-11-10 10:55:31
+ развернуть текст сохранённая копия
Внимательно изучаю Ваш сайт и не могу не отметить, что вопросу именно ЖЕНСКОЙ скромности здесь уделяется особое внимание. Такое чувство, что у женщин все мысли и действия (разве у нас нет других забот?) направлены только на то, чтобы понравиться мужчинам, причём всем одновременно.
Когда-то на интервью я спросила одного крупного казахстанского религиозного деятеля: «Вы согласны, что красивая женщина — венец творения? И что её совершенство — самое простое, ясное и зримое доказательство могущества Всевышнего? Так зачем же надевать на неё все эти тряпки?». Он тогда ответил: «Несомненно, однако красота вызывает у женщин зависть, а у мужчин… другие неподобающие эмоции». Тогда я не нашлась, что ответить, но с тех пор прошло 10 лет. И сегодня я пытаюсь понять: не достойнее ли людям учиться надевать намордник на своего внутреннего зверя, чем прятать за «7-ю печатями» самое большое сокровище из тех, что даровал нам Всевышний, заодно наказывая тех, кто действительно не виноват, потому что не испытывает ни зависти, ни… других неподобающих эмоций? Тех, кто воспринимает женскую красоту, как красоту закатов и рассветов?
Очень прошу меня простить, возможно, я несколько категорична в своих суждениях, но я еще только начинаю знакомиться с традициями и культурой моего народа, поэтому чувствую себя крайне растерянной. Я просто пытаюсь найти точки опоры в новом для меня мире, чтобы, соединив их со своими ценностями, попытаться проложить свой путь домой.
С уважением, Дина. Заранее благодарю за ответ.Если у мужчин есть пробемы, пусть наденут намордник… Вы задаёте правомерный вопрос. Разумеется, нет возможности раскрыть полностью этот фундаментальную тему в рамках письма, но постараюсь, всё же, немного приоткрыть эту тему. И, даст Б-г, будет как сказал царь Шломо (Мишлей 9, 9): «Преподай (начальные знания) мудрому, и он станет еще мудрее». Если останется что-то не до конца понятное, пишите, постараюсь объяснить. Начну с того, что полностью не согласен с религиозным деятелем, которого Вы упоминаете. Еврейская женщина вовсе не обязана одевать тряпки. Более того, важно, чтобы еврейская женщина одевалась красиво, как это видно из Мишны в трактате Нэдарим (9, 10), и тем самым подчеркнула ту красоту, которой одарил её Творец. Важно, чтобы еврейская женщина одевалась красиво и тем самым подчеркнула ту красоту, которой одарил её Творец. Также не согласен с тем, что необходимость скромности для еврейской женщины определяется «неподобающими эмоциями мужчин». Скромность на иврите — цниут. В большинстве случаев в Устной и Письменной Торе употребление слова цниут никак не связано с одеждой или телом человека. Возьмите, например, Миха 6, 8: «Сказано тебе, человек, что добро и что Г-сподь требует от тебя: … и скромно ходить[1] пред Б-гом твоим», или Мишлей 11, 2 (см. там комментарий Виленского Гаона), см. также трактат Мегила (13 б). Из высказываний мудрецов во многих местах видно, что слово цниут, прежде всего, обозначает духовное качество человека, основанное на качестве анава (слово, которое на русский язык также переводится как «скромность» и является антонимом «гордыни»). Это качество присуще духовно богатым и полноценным людям, которые стараются не демонстрировать себя, не выделяться. Интересно, что Ункелоспочти всегда переводит слово «спрятать» словом, однокоренным с цниут. Скромность выражается в делах человека, в его поведении, в его манере разговаривать, а также и в одежде. Несомненно, это качество важно как для мужчин, так и для женщин. Однако оно более важно именно для женщин, ведь женщина — более совершенное создание, чем мужчина, а, как сказано выше, это качество тесно связано с духовным совершенством человека. Бесспорно, скромность в одежде женщины необходима и для того, чтобы красота её не стала для других духовным препятствием. Ведь каждый человек должен предельно остерегаться, чтобы не создать ближнему какого-либо духовного препятствия. Сказали мудрецы (Мидраш Танхума, глава Пинхас 3): «Тот, кто привёл ближнего к греху, хуже, чем убийца». Однако само качество скромности не определяется влиянием на других людей, как сказано выше. [1] «Скромно ходить» на иврите – «ацнеа лехет». Слова ацнеа и цниут – однокоренные.
Тэги: вопрос, куклин, мировоз, рав, раввину, реувен, скромность
Что делать тому, кто постоянно грешит? Есть ли возможность выбраться из бездны? 2016-11-10 10:22:05
+ развернуть текст сохранённая копия
Как-то ко мне обратилась подруга жены, школьная учительница, с просьбой помочь в подготовке материала для урока. Она читала когда-то мидраш, который желала бы рассказать ученицам в классе, но совершенно не помнила его источник и попросила меня его разыскать. Она знала, что у меня есть компьютерная программа, которая находит авторов высказываний – достаточно ввести в поиск содержание высказывания или цитату, и компьютер сообщает точный адрес цитаты: книгу и ее автора. Вот содержание мидраша, который ее интересовал: Иногда случается, что за оленем гонится волк. Хитрый хищник гонит оленя в густую лесную чащу, зная, что олень запутается своими роскошными рогами в ветвях деревьев и станет легкой добычей волка. Что же делает олень в таких случаях? Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, он сбрасывает их. Олень теряет прекрасные рога, которые выращивал несколько лет, но спасает жизнь. Так и еврей, говорит мидраш, если он видит, что запутался в обстоятельствах, он всегда может «сбросить» их и начать все заново, с чистого листа. Видя, что его чудесные рога стали для него ловушкой, олень сбрасывает их Как я ни бился, я не смог с помощью программы найти этот мидраш. В конце концов я оставил это занятие, попросил жену сообщить подруге, что я не смогу ей помочь, и отправился в бейт-мидраш, учиться. Когда я пришел в бейт-мидраш, там было пустынно, только два молодых человека вели какую-то беседу. Проходя мимо, я услышал окончание фразы: – …это подобно оленю, который скидывает рога, чтобы спастись от преследователя. – Что это за мидраш?! Где источник этих слов?! – спросил я. – Это не мидраш. Это пишет рав Йосеф-Юзл Горовиц, Саба из Новардока, в своей книге «Мадрегат Адам» («Уровень человека»), – с этими словами молодой человек подошел к полке, взял книгу, раскрыл ее в нужном месте и показал мне. Я немедленно позвонил жене, сообщил ей источник этого изречения, а также рассказал о чудесном способе, с помощью которого мне стал он известен. Жена, в свою очередь, сразу же позвонила подруге и сообщила ей источник этого изречения, а также рассказала ей о чуде, благодаря которому я узнал этот источник. Подруга жены на следующий день начала свой урок с того, что рассказала девочкам всю эту чудесную историю. Я часто думаю: «Не просто так Всевышний послал мне ответ через этого юношу. Эти слова должны мне запасть в сердце, и я должен постоянно помнить важное правило, которое сообщает нам Саба из Новардока: У любого еврея, даже самого грешного, всегда есть возможность раскаяться и выбраться из той духовной бездны, куда он упал, и выйти из того тупика, в который он зашел». Интересно, что Всевышний показал мне не раз, насколько это правило верно: я встретил различных людей, которые были настолько далеко от Г-спода, что не было никакой возможности поверить, что они смогут когда-то порвать со своим грешным прошлым и начать новую, праведную жизнь, наполненную страхом перед Небесами. Откуда у них эти силы? Ответ на этот вопрос дает рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «И проясняется (в Торе), что поможет Г-сподь возвращающимся к Нему в то время, когда их природа им это не позволяет». Выходит, что это сила у них от Творца.
Тэги: а-ра, грешники, йецер, куклин, мировоззрение, мировозрение, олень, реувен, статья
Авраам пытался подработать торговлей собственной жены? 2016-11-10 00:37:02
+ развернуть текст сохранённая копия
Недельная глава"Лех Леха". Вопросы и ответы1. Глава Берешит 12: И был голод в той стране, и сошёл Аврам в Египет пожить там… И было, когда близко подошел он к Египту, сказал он Сарай, жене своей: «Я ведь знаю, что ты женщина красивая. Скажи же, что ты мне сестра, чтобы мне хорошо было ради тебя и чтобы душа моя жива была благодаря тебе».
Главный смысл очевиден — Муж пытается подработать торговлей собственной жены, чтобы ему «было хорошо».
2. …взята была эта женщина в дом фараона. А Авраму оказал он добро ради нее, и достались ему овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды.
Обратите внимание на очередность перечисления. Ведь в святых книгах — всё имеет глубокий смысл. Итак — «овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды». Меня смущает, что это все было принято, включая рабов. Но прежде следует СКОТ, а потом живые люди… от большего к меньшему…
Далее читаем: И поразил Б-г фараона и дом его большими язвами по поводу Сарай, жены Аврама. И призвал фараон Аврама, и сказал: «Что это ты сделал мне? Почему ты не сказал мне, что она жена твоя? Почему сказал ты она моя сестра, так что я взял было ее себе в жены? Теперь же вот жена твоя, возьми и уходи!».Обман Аврамом египтян — поступок явно безнравственный. Однако ни тени сожаления и раскаяния тут нет.
3. Берешит 16: А Сарай, жена Аврама, не рожала ему, а у нее рабыня египтянка, по имени Гагар. И сказала Сарай Авраму: «Меня вот Б-г лишил плодородия, войди же к рабыне моей, может быть будет у меня потомство благодаря ей». И согласился Аврам с Сарай. И взяла Сарай, жена Аврама, служанку свою, египтянку Гагар… и дала ее Авраму, мужу своему, в жены.
Теперь ситуация меняется, уже жена «кладёт» мужа с чужой женщиной.
Я не буду далее цитировать эти примеры, ибо их много. Для меня важен ваш ответ и оценка моим выводам.
Если же выводы мои ошибочны, и интерпретировать все стоит по-другому, то возникает вопрос «Зачем же в священной Торе написано именно так, что на ум приходят только эти однозначные выводы, которые сделал я?».
МатвейВо всех поколениях, начиная с мудрецов Талмуда, они задают тяжёлые вопросы о книгах Танаха и высказываниях мудрецов. Лех Леха Во всех поколениях задают тяжёлые вопросы о книгах Танаха и высказываниях мудрецов. Вы задаёте правильные вопросы, которые должны возникать у каждого. И, конечно, из этих вопросов нельзя сделать вывод, что Вы антисемит. Если обвинять в антисемитизме тех, кто задаёт такие вопросы, то, прежде всего, следует обвинить в этом еврейских мудрецов. Во всех поколениях, начиная с мудрецов Талмуда, они задают тяжёлые вопросы о книгах Танаха и высказываниях мудрецов. И не на каждый тяжёлый вопрос они находят ответ. Интересно, что один из величайших еврейских мудрецов всех поколений, рабби Акива Игер написал книгу под названием «Кушиёт Ацумот» («Тяжелейшие вопросы»), в которой приводит такие вопросы к словам Талмуда, на которые он не нашёл ответа. Эти их вопросы не имеют никакого отношения не только к антисемитизму, но и к сомнению в истинности Торы. Наоборот, они свидетельствует об уверенности мудрецов в том, что Тора истинна, ведь вопросы страшны только тому, кто лжёт, потому что могут сделать ложь очевидной. Тот, кто говорит правду, радуется вопросам, потому что они помогают ему самому лучше разобраться в сообщаемой информации, точнее определить её содержание. Прежде, чем пытаться ответить на Ваши вопросы, необходимо подчеркнуть: слова Торы — это не просто рассказ, а слова Всевышнего, поэтому глубина их бесконечна, как бесконечна мудрость Б-га. Поэтому слова Торы могут быть «поняты» только после углублённого и точного изучения. Что касается рассказа о том, как Сара была взята в дом фараона. Из стихов, в которых это описано, ясно: Авраам опасался — если узнают, что Сара его жена, его убьют, а Сару заберут насильно: «Скажи, прошу (тебя), что моя сестра ты, чтобы благо мне было ради тебя, и жива будет душа моя благодаря тебе» (Берешит 12, 13). Т.е., он просил, чтобы Сара назвалась его сестрой для того чтобы ему остаться в живых, как следует из конца стиха. Конечно, когда человек говорит неправду, чтобы остаться в живых, его нельзя обвинить во лжи (подробнее читайте вопрос «Получается, вся жизнь — это ложь во благо?» Услышав, что Сара — сестра Авраама, фараон пытается склонить Авраама отдать за него сестру с помощью различных подарков. Авраам получил в подарок стадо ослиц. Рав Гирш пишет, что подарки перечислены в странном порядке (как Вы справедливо замечаете), потому что фараон посылал свои дары «в несколько приёмов»: когда-то рабов, когда-то ослиц, когда-то верблюдов. Дары перечислены в хронологическом порядке. И ещё один момент отмечает рав Гирш. Фараон сказал Аврааму: «Почему ты не сказал мне, что она жена твоя?» (12, 18). Его не удивляет, что Авраам не сказал этого всем остальным: понятно, что тогда его убили бы. Но «почему ты не сказал мне»? Из этих слов ясно, что фараон считает себя порядочным человеком. Поэтому Авраам молчит, не отвечает ему ни слова: в глазах Авраама фараон был не лучше всех прочих, но по понятным причинам сказать этого фараону он не мог. В том, что Сара дала Аврааму в жёны Агар, нет ничего дурного. Она не была, как Вы пишете, «чужой женщиной», чужой женой, и Аврааму было разрешено жениться на ней — в те времена многожёнство разрешалось. Наоборот, в этом проявилась великая праведность Сары: она была согласна, чтобы её муж взял ещё одну жену — лишь бы у него были дети. Как уже упоминалось, невозможно понять слова Торы при поверхностном, «обычном» чтении, поскольку это слова Всевышнего. Всем ясно, что, например, книгу Эйнштейна «Теория относительности» следует читать — даже учёному-физику, обладающему необходимой для этого подготовкой, — «с углублением», обращая внимание на каждую «единицу» информации. Иначе понять её невозможно. Тем более — слова Всевышнего в Его книге… Их необходимо изучать со всей возможной углублённостью и вниманием, не пропуская ни единой детали. Иначе в этой Книге нельзя понять вообще ничего.
Тэги: авраам, глава, куклин, лех, леха, недельная, рав, реувен, сара
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «реувен»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|