Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «реувен»
Как приучить детей к благодарности? 2016-10-30 19:12:19
Уважаемый раввин!
Для меня главное в человеке – благодарность. Как бы я хотела, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Уважаемый раввин!
Для меня главное в человеке – благодарность. Как бы я хотела, чтобы мои дети выросли благодарными! Но мне это не удаётся. Постоянно говорю им сказать людям «спасибо». Но это не помогает. Даже наказания не помогают. Что делать? Как приучить детей к благодарности? Может быть, неблагодарность — это проблема всего молодого поколения?Вы правы, благодарность – одно из самых важных качеств в человеке. В Торе мы видим важность благодарности не только относительно людей, но и даже относительно неодушевлённых предметов. Так, в главе Ваэра (Шмот, 7:19) приводится, что Аарон, а не Моше, навёл казнь на Нил — из-за благодарности, поскольку Нил в своё время хранил Моше, как пишет Раши в комментарии на это место. Благодарность лежит в основе одной из самых важных заповедей Торы — почёта к родителям (см. Санедрин, 50 а). И так сказано в книге «Хинух» (33-ая заповедь): «Один из смыслов этой заповеди [почёта к родителям] заключается в том, что подобает человеку, чтобы был благодарным и признательным по отношению к тому, кто сделал ему благо, и не будет неблагодарным, поскольку это наиболее гнусное и отвратительное качество в глазах Г-спода и человечества». Однако важно подчеркнуть: благодарность не заключается в том, что человек будет часто говорить ближнему «спасибо». Возможно встретить немало неблагодарных людей, которые довольно часто используют это слово в своём лексиконе! Чтобы прояснить моё утверждение, приведу следующий пример. Как-то я был на птичьем (точнее – попугаичьем) представлении. Там попугай показывал не только свои речевые способности, но и свою учтивость и вежливость. Попугай был предельно любезен: он не забывал говорить «спасибо», «пожалуйста», кланялся хлопающей ему публике и т.п. Однако я заметил, что после каждого вежливого слова он получал семечку. И тут я понял: попугай вовсе не вежлив — говоря «спасибо» и «пожалуйста», он всего лишь имеет в виду: «дай мне семечку». К сожалению, многие из нас, подобно попугаю, говоря вежливые слова, имеют в виду что-то типа: «дай мне семечку». Они говорят эти слова, намереваясь получить какую-то выгоду от ближнего, а не выражают тем самым свои истинные чувства. Поэтому, если мы желаем обучить детей настоящей благодарности, важно обучить их, прежде всего, чувствовать в сердце благодарность к ближнему. Это чувство в сердце приведет их и к благодарности на словах. Каким образом мы это сделаем? В святом языка корень «hодаа» несёт два различных смысла: благодарность и признание (чего-либо). Осознавая и признавая те благотворения, которые другие сделали с ним, в сердце человека невольно пробудится чувство благодарности. Приучив детей обращать внимание на блага, полученные от ближних, мы сможем вырастить их благодарными людьми. А сделать это возможно, только когда родитель будет каждый раз обращать внимание детей на благо, полученное от ближних, говоря им что-то вроде: «посмотри, насколько он помог нам; чтобы мы делали без его помощи!». При этом важно не забывать, что только спокойные речи могут повлиять на сознание человека и помочь ему исправиться. И так сказал царь Соломон (Коэлет, 9:11): «Слова мудрецов в спокойствии будут услышаны». Мудрецы Талмуда (Шаббат, 34 а) также предписывают разговаривать с домочадцами спокойно, чтобы те прислушались к нашим словам.
Тэги: вопрос, воспитание, дети, куклин, рав, раввину, реувен, родители
Лилит была первой женой Адама? 2016-10-30 13:32:13
Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Уважаемый Рав Реувен Куклин. Понятно, что Хава была создана из ребра Адама, но разве первой женщиной, созданной вместе с ним (я слышала, что из огня), была не Лилит?
С уважением, ДинаЭто распространённое заблуждение. Лилит не была первой женой Адама. Да и невозможно, чтобы Лилит была его женой, ведь она вовсе не является человеком, как это явствует из стиха в книге Йешаяу (34, 14): «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе». Из этого стиха явно видно, что Лилит — это злой дух. А в великой каббалистической книге Зоар сказано, что Лилит является главой всех злых духов (подробно о сущности этих духов Вы сможете прочитать в книге «Путь Творца»). Я думаю, что это заблуждение основывается на ошибочном понимании другого отрывка из книги Зоар. Там (Ваикра 19 а) сказано, что злой дух по имени Лилит пытался искусить Адама совершить грех, когда Творец создал Адама. Видимо, эти слова Зоара были поняты ошибочно: будто Лилит была женой Адама. Но, как сказано, это совсем не так.
Тэги: адам, берешит, глава, зоар, каббала, куклин, лилит, недельная, рав, реувен
Чему нас учит радуга? 2016-10-30 01:03:12
Добрый день, уважаемый рав! У меня вопрос по поводу радуги. Что она символизирует и какой смысл ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Добрый день, уважаемый рав! У меня вопрос по поводу радуги. Что она символизирует и какой смысл имеет именно такое сочетание её цветов? Спасибо за ответ. Аарон, Беер Шева В Торе сказано, что радуга символизирует «мирный» союз между Творцом и все человечеством. После окончания потопа, когда Ноах вышел из ковчега, сказал ему Творец (Берешит 9, 9-16): «А я, вот я устанавливаю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… и не будет истреблена вновь всякая плоть водами потопа, и не будет вновь потопа, чтобы погубить землю… Вот знак завета, который Я даю между Мною и между вами, и между всяким живым существом, которое с вами, для поколений вовеки. Радугу Мою дал я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и между землёй». Почему именно радуга является знаком союза между Творцом и человечеством? Рав Гирш в комментарии на Тору пишет, что со времён потопа Всевышний изменил форму управления миром. С тех пор Творец обещал, что Он не будет впредь уничтожать человечество, в том числе и тех, кто отдалился от Него, а поведёт человечество к Б-жественной цели, к окончательному исправлению. Об этом напоминает радуга: ведь в ней, в действительности, только белый цвет, который преломляется в семь цветов спектра, от красного, самого близкого к свету, до фиолетового, самого далёкого от света. Всевышний будет хранить всех людей и всех их приведёт к желанной цели — от самого «духовного», близкого к Нему (такого человека символизирует красный цвет, находящийся вверху дуги[1]), до самого далёкого (его символизирует фиолетовый цвет, находящийся внизу дуги) — подобно тому, как все цвета спектра соединяются в белый цвет — свет Всевышнего. Их этих слов рава Гирша мы видим, что цвета радуги «символизируют» людей, в разной степени приближенных к Всевышнему, — начиная от самых близких к Нему и кончая самыми далёкими. И по этой причине цвета в радуге распределены именно в этом порядке.
Тэги: глава, куклин, недельная, ноах, рав, реувен
Что подарил Адам царю Давиду? 2016-10-28 22:45:37
И были все дни Адама, который жил девятьсот лет и тридцать лет; и умер (5:5).
+ развернуть текст сохранённая копия
И были все дни Адама, который жил девятьсот лет и тридцать лет; и умер (5:5). Тора говорит нам, сколько жил каждый потомок Адама, но ни разу не пользуется такой двойной конструкцией: «И были все дни такого-то, который жил…». Везде говорится просто: «И были все дни такого-то…», — и все. Значит, нужно разобраться, почему именно стих про Адама двойной. Мне представляется, что для ответа можно использовать слова Ялкут Шимони[1], второе приведенное там объяснение: «Вот книга порождений Адама. Б-г провел перед ним все поколения. Среди них он увидел царя Давида, а жизни ему отведено всего три часа. Тогда Адам поразился: «О Властелин мира! Неужели нельзя это изменить?!». Б-г ответил: «Так было задумано Мной». Тогда Адам спросил Его: «А мне сколько лет отведено?». «Тысяча лет». Тогда Адам спросил: «А подарок в Высшем мире можно сделать?». Б-г ответил, что можно, и тогда Адам сказал: «Пусть семьдесят лет из моей жизни перейдут в судьбу этого человека». И вот как это было сделано: Адам принес пергамент и написал на нем дарственную. А подписали ее Святой, благословен Он, Метатрон и Адам. И тогда Адам сказал: «О Властелин мира! Эта красота царства и эти гимны отданы Давиду в подарок на семьдесят лет, чтобы он жил и воспевал Тебя». И об этом сказано[2]: «Вот, я появился, как в свитке записанном сказано обо мне»». [О том, что такое «красота царства», см. «Заит Раанан»]. Теперь совершенно ясно, почему слова этого стиха удвоены. На самом деле Адаму было отведено больше лет, но тех лет, «которые он прожил», было только девятьсот тридцать. У него было еще семьдесят лет, которых он не прожил, а отдал в подарок Давиду. А потом я нашел это же самое у а-Гра[3]. И он еще добавляет, что и про Авраама сказано так же: «И вот дни лет жизни Авраама, который жил…». И ему тоже было отведено больше лет жизни, и он тоже не прожил их все. Об этом говорится в Мидраш Рабба[4]: у него были отобраны пять лет жизни, чтобы он не увидел, как Эсав, сын его сына, начал вести себя дурно. ________________________________________ [1] 41. [2] Теhилим, 40:8. [3] Пниним ми-Шульхан а-Гра, стр. 29. [4] 63:2.
Тэги: "берешит", адам, глава, давид, куклин, недельная, рав, реувен
Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»? 2016-10-28 22:17:50
«И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию». Как можно понять смысл ...
+ развернуть текст сохранённая копия
«И создал Всевышний человека по Своему образу и подобию». Как можно понять смысл этого текста Торы, если я знаю, что Всевышний вне времени и пространства и что Он бестелесный?
Авраам, ВолгоградЧетыре уровня толкования Торы Как известно, в Торе есть различные уровни. Есть уровень сод («тайна» — каббала), рэмез («намёк»), драш («толкование»), пшат («простой смысл»). Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги «Нэфеш а-Хаим»: на уровне сод «всё, что связано с образом и подобием, необычайно значимо, и в этом заключено большинство тайн Зоара». Далее он разъясняет это выражение на уровне пшата (простого смысла). Приведём его объяснение. Объяснение на простом уровнеРав Хаим пишет: речь не идёт о том, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Ведь у Всевышнего нет тела и Его нельзя постичь с помощью понятий материи и времени. Об этом сказано в книге пророка Йешаягу (40, 18): «И какой образ сопоставите с Ним?». Слова «по образу и подобию» означают, что человек в чём-то подобен Всевышнему. Подобно тому как царь Давид говорит (Тэилим 102, 7): «Уподобился я пеликану пустынному…». Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идёт о том, что Давид скитался, подобно пеликану пустынному — птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда. «Уподобился я пеликану пустынному…» Прежде чем объяснить, в чём же человек подобен Б-гу, рав Хаим обращает наше внимание на другую «проблему» в этом стихе. Сказано в Торе (Бэрешит 1, 27): «И сотворил Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-жию (Элоким) сотворил его…». Мы знаем, что Всевышнего называют различными Именами (см. «Как зовут Б-га?»). Почему в приведённом стихе используется именно имя Элоким? Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим 5) приводится, что имя Элоким указывает на всесилие Б-га (слово элока означает на иврите «сила»). Это имя говорит о том, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б-га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи (см. «Как это “нет ничего, кроме Б-га”?»), и Он управляет этими силами каждое мгновение. В этом, говорит рав Хаим, человек частично подобен Б-гу. Желание Всевышнего было в том, чтобы действия человека имели влияние на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает некоторые высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б-г, наоборот: своими недобрыми делами, словами и мыслями человек разрушает какие-то высшие святые силы и миры — без счёта. ИтогРав Хаим подводит итог: «Потому и сказано (Берешит 1, 27): “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию …”, “…ибо по образу Б-жию создал Он человека” (Берешит 9, 6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять тысячами тысяч сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила». (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего — чтобы различные духовные силы зависели от действий человека). Этический выводВ заключение приведём этический вывод, который делает отсюда рав Хаим (там же, часть 4): «Пусть ни один еврей не скажет, не дай Б-г, в своём сердце: “Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире”. Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет». Рав Хаим продолжает: «И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймёт, на каком уровне его недобрые, не дай Б-г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает [даже] небольшим грехом».
Тэги: вопрос, куклин, рав, раввину, реувен
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «реувен»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|