2016-10-25 19:04:15
И сказал Г-сподь: Пусть вырастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовое, дающее плод, по ...
+ развернуть текстсохранённая копия
И сказал Г-сподь: Пусть вырастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовое, дающее плод, по его виду, в котором семя, на земле. И стало так (1:11).
Раши комментирует этот стих так. «Дерево плодовое – то есть у самого дерева должен быть такой же вкус, как у плода. А земля так не сделала! Наоборот, она вырастила «дерево, дающее плод»[1], которое само плодом не будет. Поэтому, когда Адам за свой грех заслужил проклятие, Б-г припомнил земле ее преступление и проклял ее тоже».
Тут возникает вопрос: а почему же земля не сделала того, что ей было велено? Для того, чтобы нарушить волю Б-га, необходимо дурное побуждение – а разве у земли оно есть?
[Вот что говорит Раши в конце главы Ницавим[2]: «Призываю Я в свидетели для вас сегодня Небеса и землю. Вс-вышний сказал Израилю так: «Взгляните на небеса, которые Я создал, чтобы служить вам, – изменяют ли они свои свойства?.. Взгляните на землю, которую Я сотворил, чтобы служить вам, — изменяет ли она свои свойства? Бывало ли так, чтобы вы засеяли ее, а она не вырастила урожая? Бывало ли, чтобы вы посеяли пшеницу, а она вырастила ячмень? А ведь Небеса и земля сотворены не для того, чтобы исполнять или нарушать заповеди и получать награду или наказание! Если они исполняют волю Б-га, награды им нет, а если нарушают, нет наказания! И все-таки они своих свойств не изменяют. А вы ведь можете заслужить награду и обрести ее, а если согрешите, будете наказаны. Так тем более вы не должны преступать Моей воли!»»][3].
Так что приходится признать, что земля не нарушила и не могла нарушить приказа Б-га сознательно, Б-же упаси. Она неправильно поняла его, допустила ошибку. Как раз такую ошибку, о которой сказано[4]: «Ошибка при изучении Торы, то есть воли Б-га, приравнивается к сознательному ее нарушению».
Итак, земля была наказана вместе с человеком и тоже получила проклятие. Какое же? Раши ниже[5] объясняет, что она должна будет теперь порождать создания, несущие на себе проклятие – например, мух, пауков и муравьев. И стоит прочесть продолжение его комментария. Но если объяснение таково, то выходит, что с самой землей ничего плохого не случилось, — так что же это за проклятие?! Ответ таков. Земля больше не может употребить все свои силы на то, что хорошо и полезно для мироздания – а это и есть проклятие. Ведь если человек обладает огромными возможностями, но не способен их реализовать – он воспринимает это именно как проклятие!
[1] Стих 12.
[2] Дварим, 30:19.
[3] Этот комментарий основан на Сифри, глава Аазину.
Кто такие «падшие ангелы»? Как они могли возжелать «дочерей земель», у ангелов же нет людских желаний? И ещё, ангелы вступают в сексуальный контакт?
Кто такие падшие ангелы?
В комментарии к главе Шлах (Бемидбар, 13:33) Раши пишет, что «падшие ангелы» – это ангелы, спустившиеся с Небес во времена поколения Эноша. Источник для слов Раши находится в мидраше «Дварим Раба» (Вэ-зот а-браха 11), где сказано, что два ангела с именами Аза и Азаэль спустились на землю и возжелали «дочерей земли». Как они могли возжелать «дочерей земель»? Ангелы вступают в сексуальный контакт?
Чтобы ответить на поставленные вопросы, обратимся к книге Зоар, где приводится история их падения. Зоар сообщает нам, что, когда захотел Всевышний сотворить человека, сказали ему два ангела, Аза и Азаэль: «“Что (есть) человек, что Ты помнишь его…” (Теилим, 8:5), ведь он будет грешить пред Тобой». Ответил им Всевышний: «Если бы вы находились внизу, как он, вы грешили бы больше, чем он». Всевышний создал им тело и удалил их от святости, и стали они как люди. Добавляет Зоар: «И среди всех ангелов никто так не уподобился людям… как бней эло-им (“сыны сильных”)». И, когда увидели они дочерей человеческих, не смогли совладать с собой и согрешили с ними, как сказано в Торе: «…сыны сильных стали жениться на дочерях человеческих» (Берешит, 6:4).Они всё больше опускались духовно и дошли до того, что начали обучать людей различным видам колдовства. [ Эти слова Зоара являются источником известных слов нашего учителя рава Ицхака Зильбера: «Я уверен, что если бы взяли чистых ангелов, и спустили их в этот мир в семнадцатом году, и дали им пережить революцию, Петлюру и Деникина, Махно и Колчака, гражданскую войну… и коллективизацию… и первые действия новой власти… и репрессии тридцать седьмого года, а потом еще гитлеровскую оккупацию… голод в Лениграде, а после войны – процесс врачей, — так я уверен, что от этих ангелов ничего бы не осталось. А в России, несмотря ни на что, все таки нашлись евреи…».]
Из Зоара ясно, что речь здесь идёт о совершенно особом событии: эти ангелы действительно стали как люди, и то, что произошло именно с этими ангелами, никогда не происходило с другими и не произойдёт впредь. Что мы из этого учим для себя?
То, что произошло с Азой и Азаэлем, показывает нам, насколько велика сила дурного начала: даже тот, кому истина открыта полностью, может сойти с истинного пути. Поэтому нам всегда следует рассчитывать свой путь в этом мире, чтобы спастись от дурного начала, как говорит Талмуд (Моэд Катан, 5а): «Каждый, кто обдумывает свои пути – удостоится увидеть спасение, посланное Всевышним». Тот, кто сумел обуздать своё дурное стремление, получает великую награду от Всевышнего, как победитель в великой войне.
2016-10-25 00:28:32
Согласно Торе, запрещено еврею кушать трапезу до тех пор, пока он не накормит своего животного. + развернуть текстсохранённая копия
Согласно Торе, запрещено еврею кушать трапезу до тех пор, пока он не накормит своего животного.
Подробней об этом законе Будь милосерден
Тора повелевает нам, евреям, ходить по путям Творца, как сказано (Дварим, 28: 9): «И ходи по Его путям». Объясняют наши мудрецы, что этим стих повелевает уподобляться Всевышнему во всех Его качествах: «Его называют милостивым – и ты будь милостив; Его называют милосердным – и ты будь милосерден; Его называют святым – и ты будь свят».
О Творце сказано (Теилим, 145: 9): «И милость Его – ко всем Его созданиям». Поэтому и человек должен стараться проявлять милосердие ко всем созданиям Творца, в том числе, и к животному миру. Рамбам пишет, что по этой причине человеку следует накормить своих животных, прежде чем он приступит к трапезе. Источник слов Рамбама – в Талмуде. Трактат Брахот (40а) утверждает, что намек на этот закон содержится в главе Экев (Дварим, 11:15): «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и будешь есть и насытишься»; как мы видим, вначале упоминается корм для скота и только потом – для самого человека. Каких животных необходимо накормить до трапезы?
Пишет Ябец, что если придерживаться буквы закона, то только тех животных, которые не могут добыть себе пищу сами и полностью зависят от человека, как например рыбы в аквариуме или птицы в клетке. Тех же животных, которые могут найти для себя пищу сами, как например собака или кошка, нет обязанности кормить до трапезы.
Несомненно, что необходимо накормить животное до трапезы только в том случае, если пришло время для очередного кормления животного; нет необходимости кормить животное, которое было покормлено ранее и не пришел срок кормить его вновь. Также, разумеется, нет никакой обязанности давать пищу до трапезы, если в клетке или аквариуме есть достаточно пищи.
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦИТАТЫ: Мудрый человек ценит свою речь и пользуется ей только когда есть польза в его словах. Такой человек будет говорить свои слова только в подходящее время. Ценность речи приведет человека также к тому, что он будет взвешивать каждое свое слово и выразить любую вещь как можно меньшим количеством слов. Трепетное отношение к своим словам поможет человеку сохранить мудрость, которую он приобрел. Если же человек будет пренебрегать своими словами, он растеряет свою мудрость. По этой причине сказали наши мудрецы, что молчание является "оградой мудрости". Подробное объяснение цитаты читайте тут: http://goo.gl/P1tNAX
Вчера мы писали об обычае делать обряд «таших» в Рош аШана. В какой из двух дней Рош аШана его делают? Если первый день Рош аШана выпал на будний день, то в первый, а если первый день Рош аШана выпал на субботу, то его делают во второй день. [20/09 21:01] Рав: ТАШЛИХ В ШАББАТ
Как я писал, если первый день Рош аШана выпадает на субботу, ташлих делают во второй день Рош аШана. Почему в субботу не делают Ташлих? Пишет При Мегадим, что причина этого связана с тем, что многие не знают текст Ташлиха на память и есть опасение, что люди возьмут с собой сидур в место, где запрещено носить вещи в субботу.-