Поскольку Рош а-Шана – это день, когда Творец судит весь мир, наши мудрецы постановили в молитве «мусаф» упоминать кроме обычного благословения три дополнительных благословения: 1) упоминающее о царстве Творца (так называемые «малхуйот» - царства), 2) упоминающие что Творец помнит дела Его созданий и приводит все их на суд (так называемые «зихронот» - памяти), 3) упоминающее об открытии Творца Его созданиям, сопровождающееся голосом шофара (так называемые «шофарот» - шофары). [18/09 13:18] Рав: ТЕСТ НА ЗАКОНЫ ШОФАРА
Дорогие друзья! Мы подготовили для вас тест на законы шофара, которые мы изучали на прошлой неделе (надеюсь, что вы хорошо их повторили за субботним столом). Вот ссылка на него https://goo.gl/jhv05g
А ТЕПЕРЬ О НОВИНКЕ…
В новом тесте есть приятная новинка: правильный ответ идет с объяснением, почему он правильный. [18/09 19:08] Рав: ЗАКОНЫ МОЛИТВЫ В РОШ АШАНА
Как я писал сегодня утром, мудрецы постановили в молитве мусаф упоминать стихи их Танаха, которые говорят о трех вещах: 1) «малхуйот» - царства, 2) «зихронот» - памяти, 3) «шофарот» - шофары. «Малхуйот» не говорят отдельно, а сочетают вместе с благословением о святости дня. Зихронот и шофарот говорятся отдельно и заканчивают каждый из них соответствующим благословением. Выходит, что в общей сумме в мусаф в Рош аШана говорят 9 благословений (это в отличие от субботнего мусафа или мусафа, который говорят в другие праздники, в котором говорят 7 благословений). [19/09 08:12] Рав: ЗАКОНЫ МОЛИТВЫ В РОШ АШАНА
Как я писал вчера, мудрецы постановили в молитве Мусаф в Рош аШана добавить три дополнительные части «Малхует», «Шафарот» и «Зихронот». Согласно постановлению наших мудрецов, следует в каждой из этих добавочных частей упоминать 10 псуким из Танаха, которые связанные с ней: три стиха из Хумаша (Пятикнижие), три из Ктувим (Писания), три из Невиим (Пророки) и заканчивают еще одним стихом из Хумаша. ТАШЛИХ
Во многих общинах принято делать обряд «ташлих» в Рош аШана, который символизирует очищение от греха.
КАКИМ ОБРАЗОМ ЕГО ДЕЛАЮТ?
После молитвы Минха идут на реку. Предпочтительно, чтобы в реке были рыбы. Однако, если поблизости нет реки, идут к любому водоёму или колодцу, и произносят следующие стихи: «Кто Бог как Ты…», как они приведены в сидурах, в разделе «Ташлих». При этом встряхивают полы одежды — и это делается как знак, помогающий нам задуматься о том, что необходимо выбросить все грехи и исследовать все свои пути, начиная с того дня и далее, чтобы наша душа была бела и чисты от всякого греха. Дорогие друзья! Приближается Рош аШана, день, в который решается судьба каждого человека. Каким образом возможно увеличить наши заслуги к этому Дню Суда? Есть простой совет: повлиять на других евреев выполнять больше заповедей и умножить добрые дела. Таким образом, заслуги тех, на кого вы повлияете, будут вашими заслугами. Представьте себе, сколько заслуг может быть у вас! Мое предложение: расскажите другим о нашей рассылке и предложите им подписаться на нее. Изучая законы Торы, они будут больше знать о них и больше их выполнять, и тем самым их и ваши заслуги увеличатся. Предлагаю вам послать вашим знакомым и друзьям мой номер как контакт, так, чтобы им было легче присоединиться к рассылке. С уважением, Реувен Куклин
в двух томах. Издательство "Книжники", город Москва.
На эту тему есть ворт. Услышал его от одного близкого мне рава. И хоть тот ворт был сказан в мой адрес как благословение на издание перевода – мне кажется, тут есть нечто новое и нужное, что полезно знать всем.
В нескольких местах Хумаша говорится о Большом Судном дне, который настанет в будущем.
פעמים רבות מוזכר בתורה 'יום הדין הגדול' שעתיד להתקיים לעתיד לבוא.
Об этом дне написано у пророка (Малахи 3:23): "Вот, Я посылаю вам пророка Элияу, который придет перед большим и страшным днем Всевышнего".
על יום זה נאמר (מלאכי ג ,כג): הנה אנוכי שולח לכם את אליה הנביא לפני בוא יום ה' הגדול והנורא.
Рамбан поясняет: есть три срока для суда:
הרמב"ן (בשער הגמול) מבאר, שיש שלושה מועדים כלליים של דין ומשפט.
1) В этом мире – в виде суда на Рош-Ашана, когда каждому человеку выносится приговор на будущий год.
א. בעולם הזה, כמו המשפט שיש בכל ראש-השנה, שבו נידונים חיי האדם בעולם הזה.
2) В грядущем мире – в виде суда, когда выносится приговор душе, покинувшей тело.
ב. בעולם הבא, שזהו הדין שנידונה בו הנשמה לאחר צאתה מהגוף.
3) В будущем. И это есть Большой Судный день.
ג. לעתיד לבוא, והוא 'יום הדין הגדול.
Речь идет о Суде, которым будут судиться люди на исходе человеческой истории.
Об этом сказано у того же пророка (Малахи 3:19): "Вот приходит день, пылающий, как печь. И станут все злоумышленники и все преступники соломой – и сожжет их этот грядущий день".
על יום זה נאמר גם-כן (מלאכי ג,יט): הנה היום בא בוער כתנור, והיו כל זדים וכל עושי רשעה קש ולהט אותם היום הבא.
И сказано в следующем стихе: "А для вас, боящихся Всевышнего, засияет солнце спасения, исцеление от Его крыл".
וזרחה לכם יראי שמי שמש צדקה ומרפא בכנפיה.
Мудрецы Талмуда (в трактате Недарим 8б) дают толкование: "Всевышний достанет Солнце из футляра; праведники излечатся им, злодеи будут судимы им".
פירשו זאת, שלעתיד לבוא הקב"ה מוציא חמה מנרתיקה – צדקים מתרפאין בה ורשעים נידונין בה.
Сказано в Мехильте: если будете соблюдать субботу, спасетесь от трех бед: ужаса войны Гога, несчастий дней Машиаха и Большого Судного дна.
כך גם נאמר במכילתא (בשלח ויסע פרשה ד): אם תזכו לשמור את השבת, תינצלו משלוש פורענויות מיומו של גוג, ומחבלו של משיח, ומיום דין הגדול.
[Это ничего, что я привожу тексты на святом языке?]
Когда наступит этот Судный день? Все сходятся на том, что он придет не в дни Машиаха, а в начале эпохи "оживления мертвых".
מתי יהיה יום הדין הזה? מדברי כל המפרשים עולה, שזמנו של יום הדין אינו בימות המשיח אלא בתחילת תקופת תחיית המתים.
Слова Рамбана: "Наступят дни Машиаха… а в конце будет Суд и "оживление мертвых".
כך אומר הרמב"ן: אחרי כן יבואו ימי המשיח... ובסופן יהיה הדין ותחיית המתים.
Согласно этому мнению, в день Суда будет решаться вопрос, готовы ли тело и душа данного человека к оживлению.
לדבריו, בדין זה יישפט האדם אם ראוי לתחיית המתים ולנועם הגוף והנפש באותו זמן.
Об этом написано у пророка (Даниэль 12:2): "И поднимутся многие из спящих в земле, одни для вечной жизни, другие для вечного позора".
על כך נאמר בדניאל (יב ,ב): ורבים מישני אדמת עפר יקיצו, אלה לחיי עולם, ואלה לחרפות לדראון עולם.
Вот и все, что нам надо знать, чтобы приступить к обещанному ворту.
Хотя, если кто хочет знать больше о дне того Суда, прочтите на святом языке:
מי יהיה נידון בדין הזה? לדעת הרמב"ן, הדין יחול על הכול. כל אדם יישפט מחדש על-פי מעשיו, כדי לקבוע באיזו מידה הוא ראוי לשכר הגדול של ימי התחייה. עם זה, מאחר שזה יהיה לאחר ימות המשיח, שיתקן את העולם כולו, ולאחר ביאת אליהו הנביא (שמופיע "לפני בוא יום ה' הגדול והנורא"), שישיב "לב אבות על בנים", הרי אז כבר ישובו הכול בתשובה ויתקיים מה שהבטיח הקב"ה "לא יידח ממנו נידח", וכל ישראל יהיו בחזקת צדיקים וראויים לתחיית המתים. כך נאמר במדרש שמואל (תחילת מס' אבות): "בהכרח יהיו כולם צדיקים, לפי שהוא יתברך חשב מחשבות לבלתי יידח ממנו נידח."
Итак, возникает вопрос: зачем нужен один большой день Суда, если для каждого человека есть личный суд в конце его жизни?
Существует множество ответов. Некоторые мудрецы (Аризаль, Абарбанэль и др.) указывают, что судится будут все евреи как народ, а также другие племена и народы.
Но вот есть очень интересное мнение. Да, каждого из нас после смерти ждет его личный суд. Но он не окончательный, потому что у дел, совершенных данном человеком, еще не окончен "срок действия". Своими делами мы влияем на других. Если влияем в положительную сторону – это зачтется нам в заслугу. Если – в сторону отрицательную, то такое влияние приведет к дополнительному наказанию.
Т.е. смерть человека – еще не итог жизни. Внук совершает хороший поступок, потому что помнит, что так поступал его дед-праведник, – деду за это полагается награда. Другой призывал людей к плохим делам, например, к отступлению от веры, – наказание злодея не будет исчерпано рамками его земного существования, оно будет нарастать по мере того, как зловредный призыв тянется за ним шлейфом в поступках других людей.
Это и есть то, о чем сказал мой раввин. Написав полезную для евреев книгу – вы обеспечены наградой все время, пока ее читают и по ней учатся.
Научив людей правильному поведению по Торе, вы обеспечили себя наградой за каждый их правильный поступок, который они совершат, благодаря вашим наставлениям и примеру.
Вывод. Мы не только ведем себя согласно Торе или (ндБ) вопреки ей. Мы еще и влияем на окружение, близких и иногда далеких. Итог нашей жизни будет известен лишь в конце человеческой истории – в Большой Судный день.
Это надо учесть каждому, кто живет не на необитаемом острове. Успехов вам!
JFB ART STUDIO: школа вокала для взрослых и детей Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не разобравшись в ситуации, а потом окажется, что он был невиноват. Попросишь прощения, скажешь: "я не знал", а у самого кошки на сердце скребут, совесть мучает: надо же, как ошибся, некрасиво, в следующий раз буду осторожней.
Один мой знакомый резко переживал, когда кто-то лез перед ним в очередь. Всегда устраивал "общественный контроль у кассы", отгонял всякого, кто, по его мнению, хочет проскочить "на незаконных основаниях". Наорал на пенсионера, а потом выяснилось, что тот вышел из очереди на минутку в туалет и вернулся. Мой знакомый после инцидента, узнав, в чем дело, извинился, но у старика случился приступ. Некрасивая история. Знакомый
переживал, да теперь ничем не поможешь.
Еще была история, когда один жилец дома устроил громкий скандал, "наехав" на семью, которая его якобы "затопила". После жуткой ругани оказалось, что виноваты были вовсе не соседи с верхнего этажа, а голуби, которые устроили гнездо в водосточной трубе, и с первыми дождями она засорилась, так что вода пошла сквозь стену, залив крикуна. Пришлось извиняться. Потом долго мирились. Теперь все хорошо, но, как говорят, горечь осталась.
Учитель выгнал с урока мальчика, который, вместо того чтобы слушать урок, играл часами, нагло при этом улыбаясь. На замечание не реагировал, продолжая демонстрировать часики. Учитель выставил наглеца за дверь, а потом выяснилось, что часы были учительские. Он их потерял на перемене, мальчик нашел, теперь сидел и всем своим видом показывал, что часы не пропали, он их нашел и готов вернуть под общую радость класса. Ребе потом при всех попросил прощения за невоздержанность – но мальчик горько плакал! И как теперь починить ситуацию?
Мы иногда делаем ошибки. Потом выясняется, что были неправы. Признаем свою вину – и делаем тшуву, пытаясь исправиться и не повторить ошибку.
"Я не знал" – очень распространенный мотив наших исправлений. Как будто этот аргумент будет принять на Суде. Хотя чем не аргумент?
Давайте подумаем, как человек делает тшуву в таких случаях. Если он скажет, что в следующий раз не будет обижать невиновных людей, это вряд ли поможет. Ибо как узнать, кто виновен, а кто не виновен? Совет не торопиться, быть сдержанным – годится не для каждого темперамента. Вряд ли кому помогут мои слова: не спеши и не горячись, сначала узнай, виноват ли данный персонаж, а потом вмешивайся и наводи порядок. Если я разрешил себе вмешиваться, то ошибок не избежать!
Ведь как происходит тшува? Я извинился у того, кого незаслуженно задел. Объявил себе и Небесам, что так больше поступать не буду. Не стану обижать людей не по делу. А только по делу! – И снова нарвусь на ту же ошибку, снова мне под горячую руку подвернется случайный прохожий и мне придется просить прощение.
Нет, придется объявить себе, что вообще не надо кричать – даже по делу! Только это может гарантировать неповторение неприятных моментов.
Если сейчас мне скажут, что это очевидный вывод – кричать ни на кого не надо, у меня есть простое возражение: а я не о крике! У вас что, ни разу не было такого, когда вы сделали замечание, очень мягкое замечание человеку и при этом ошиблись, но он успел обидеться? Ни разу?
Вот и не будем говорить другим неприятных слов, даже когда стопроцентно уверены в вине того, кто нам попался на пути борцов за правду и справедливость.
И еще один важный момент. Как только я пообещал себе стараться впредь вести себя сдержанно во всех подобных ситуациях, не обижая никого – ни правого, ни виноватого, – все случаи моих будущих замечаний, когда я накричу и буду прав, получат статус нарушения и греха, так что тшува будет не засчитана. Вы слышите? Я буду прав – а окажусь преступником!
Ехал автобус. Вдруг резко остановился и несколько пассажиров, стоящих в проходе, почти упали. Кто-то на водителя закричал, обвинив его в том, что ему хорошо дрова возить, а не людей. Но сидевшие на передних сидениях видели, что резкая остановка была вынужденной: ребенок выбежал на дорогу, и только реакция шофера сохранила ему жизнь. Теперь идите и извиняйтесь перед водителем за свои дрова!
В любых обстоятельствах, когда мы видим как бы нерадивое поведение человека, возможно объяснение, согласно которому его поведение вовсе не нерадивое, а вполне объяснимое и вынужденное. Так что не будем торопиться во всех случаях. А если поторопились и сделали кому-то больно словами (или делами) – и оказалось, что мы таки были правы и он получил наш резкий укор по делу – расцениваем этот случай именно как свою ошибку.
Иначе наша тшува по поводу всего, о чем мы говорим "я не знал", не будет принята Небесами[1].
"Я не знал" – пустая отговорка. Даже если знал и был уверен в том, что прав, – все равно веди себя так, чтобы не было потом мучительно больно. Ни тебе, ни людям.
Не обижаем даже нарушителей.
А если кому не терпится воспитывать других, то пусть учится делать это профессионально, без обид. Или молчит в тряпочку.
[1] Здесь есть еще один интересный момент. Если я сделал тшуву ради любви к Творцу, то мое плохое дело оценивается как добрый поступок, это известно. Минус переворачивается в плюс. И как только я объявил свои крики в адрес других людей – даже по делу – ошибками, в которых я искренне раскаиваюсь, то все такие дела "переворачиваются". Чего не было бы, если я б раскаивался лишь в том, когда "обидел не по делу". Я понятно написал? Времени нет, скоро суббота.
2016-03-04 14:56:01
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Иногда случается, обидишь человека не по делу – сделаешь ему резкое замечание, накричишь, не разобравшись в ситуации, а потом окажется, что он был невиноват. Попросишь прощения, скажешь: "я не знал", а у самого кошки на сердце скребут, совесть мучает: надо же, как ошибся, некрасиво, в следующий раз буду осторожней.
Один мой знакомый резко переживал, когда кто-то лез перед ним в очередь. Всегда устраивал "общественный контроль у кассы", отгонял всякого, кто, по его мнению, хочет проскочить "на незаконных основаниях". Наорал на пенсионера, а потом выяснилось, что тот вышел из очереди на минутку в туалет и вернулся. Мой знакомый после инцидента, узнав, в чем дело, извинился, но у старика случился приступ. Некрасивая история. Знакомый переживал, да теперь ничем не поможешь.
Еще была история, когда один жилец дома устроил громкий скандал, "наехав" на семью, которая его якобы "затопила". После жуткой ругани оказалось, что виноваты были вовсе не соседи с верхнего этажа, а голуби, которые устроили гнездо в водосточной трубе, и с первыми дождями она засорилась, так что вода пошла сквозь стену, залив крикуна. Пришлось извиняться. Потом долго мирились. Теперь все хорошо, но, как говорят, горечь осталась.
Учитель выгнал с урока мальчика, который, вместо того чтобы слушать урок, играл часами, нагло при этом улыбаясь. На замечание не реагировал, продолжая демонстрировать часики. Учитель выставил наглеца за дверь, а потом выяснилось, что часы были учительские. Он их потерял на перемене, мальчик нашел, теперь сидел и всем своим видом показывал, что часы не пропали, он их нашел и готов вернуть под общую радость класса. Ребе потом при всех попросил прощения за невоздержанность – но мальчик горько плакал! И как теперь починить ситуацию?
Мы иногда делаем ошибки. Потом выясняется, что были неправы. Признаем свою вину – и делаем тшуву, пытаясь исправиться и не повторить ошибку.
"Я не знал" – очень распространенный мотив наших исправлений. Как будто этот аргумент будет принять на Суде. Хотя чем не аргумент?
Давайте подумаем, как человек делает тшуву в таких случаях. Если он скажет, что в следующий раз не будет обижать невиновных людей, это вряд ли поможет. Ибо как узнать, кто виновен, а кто не виновен? Совет не торопиться, быть сдержанным – годится не для каждого темперамента. Вряд ли кому помогут мои слова: не спеши и не горячись, сначала узнай, виноват ли данный персонаж, а потом вмешивайся и наводи порядок. Если я разрешил себе вмешиваться, то ошибок не избежать!
Ведь как происходит тшува? Я извинился у того, кого незаслуженно задел. Объявил себе и Небесам, что так больше поступать не буду. Не стану обижать людей не по делу. А только по делу! – И снова нарвусь на ту же ошибку, снова мне под горячую руку подвернется случайный прохожий и мне придется просить прощение.
Нет, придется объявить себе, что вообще не надо кричать – даже по делу! Только это может гарантировать неповторение неприятных моментов.
Если сейчас мне скажут, что это очевидный вывод – кричать ни на кого не надо, у меня есть простое возражение: а я не о крике! У вас что, ни разу не было такого, когда вы сделали замечание, очень мягкое замечание человеку и при этом ошиблись, но он успел обидеться? Ни разу?
Вот и не будем говорить другим неприятных слов, даже когда стопроцентно уверены в вине того, кто нам попался на пути борцов за правду и справедливость.
И еще один важный момент. Как только я пообещал себе стараться впредь вести себя сдержанно во всех подобных ситуациях, не обижая никого – ни правого, ни виноватого, – все случаи моих будущих замечаний, когда я накричу и буду прав, получат статус нарушения и греха, так что тшува будет не засчитана. Вы слышите? Я буду прав – а окажусь преступником!
Ехал автобус. Вдруг резко остановился и несколько пассажиров, стоящих в проходе, почти упали. Кто-то на водителя закричал, обвинив его в том, что ему хорошо дрова возить, а не людей. Но сидевшие на передних сидениях видели, что резкая остановка была вынужденной: ребенок выбежал на дорогу, и только реакция шофера сохранила ему жизнь. Теперь идите и извиняйтесь перед водителем за свои дрова!
В любых обстоятельствах, когда мы видим как бы нерадивое поведение человека, возможно объяснение, согласно которому его поведение вовсе не нерадивое, а вполне объяснимое и вынужденное. Так что не будем торопиться во всех случаях. А если поторопились и сделали кому-то больно словами (или делами) – и оказалось, что мы таки были правы и он получил наш резкий укор по делу – расцениваем этот случай именно как свою ошибку.
Иначе наша тшува по поводу всего, о чем мы говорим "я не знал", не будет принята Небесами[1].
"Я не знал" – пустая отговорка. Даже если знал и был уверен в том, что прав, – все равно веди себя так, чтобы не было потом мучительно больно. Ни тебе, ни людям.
Не обижаем даже нарушителей.
А если кому не терпится воспитывать других, то пусть учится делать это профессионально, без обид. Или молчит в тряпочку.
[1] Здесь есть еще один интересный момент. Если я сделал тшуву ради любви к Творцу, то мое плохое дело оценивается как добрый поступок, это известно. Минус переворачивается в плюс. И как только я объявил свои крики в адрес других людей – даже по делу – ошибками, в которых я искренне раскаиваюсь, то все такие дела "переворачиваются". Чего не было бы, если я б раскаивался лишь в том, когда "обидел не по делу". Я понятно написал? Времени нет, скоро суббота.