2016-12-15 14:10:28
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Талмуд рассказывает о великом праведнике, рабби Пинхасе бен Яир, который никогда не ел у других евреев. Вот как объяснял свое правило сам рабби Пинхас: «Евреи – святой народ; есть среди них такие, у кого недостаточно пищи и для себя, но несмотря на это, угощают других; а есть такие, у которых достаточно пищи, но они делятся с неохотой».
У первых – не имеющих достаточно пищи – рабби Пинхас бен Яир не ел по понятной причине: он не желал оставлять их без еды. Рамбам пишет: кто ест трапезу хозяина, и известно ему, что хозяину недостает трапезы для себя, тот считается как грабитель, даже если хозяин его угощает.
У вторых – имеющих достаточно пищи, но дающих ее неохотно – рабби Пинхас бен Яир тоже не желал есть: ведь хозяин не хочет делиться пищей и угощает только потому, что ему стыдно. О таком царь Шломо сказал (Мишлей, 23, 6): «Не вкушай хлеба скупого и не возжелай яств его, ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: «Ешь и пей!» – скажет он тебе, а сердце его не с тобою».
Тосфот задает вопрос: почему рабби Пинхас бен Яир называет святыми даже тех, кто дает с неохотой?
И отвечает на него следующим образом: из того, что эти люди ощущают чувство стыда, не угостив ближнего, – мы видим, что они понимают, насколько важно угостить ближнего, и, следовательно, в них есть элемент святости.
Рамхаль построил свою знаменитую книгу «Месилат Ешарим» («Путь праведных») на высказывании рабби Пинхаса бен Яир о том, как человек может достигнуть истинной святости. Тот, кто изучает эту книгу, видит, насколько большое значение придает рабби Пинхас бен Яир чистоте мысли и намерений! Но это не мешает ему относиться благожелательно к каждому еврею и ценить каждое положительное качество другого, сколь малым оно ни казалось бы нам.
И здесь есть над чем задуматься и что выучить:
Человек должен относиться предельно критично к себе и к своим поступкам, но других судить «лехав-зхут» – с благосклонностью – и ценить каждый их добрый поступок и достоинство, какими бы незначительными они нам ни казались.
И такова природа всех праведников: искать в других достоинства. Грешники же, наоборот, ищут в ближнем только отрицательные качества и недостатки. И об этом сказал царь Шломо: «Когда торжествуют праведники, велика слава, но, когда возвышаются нечестивые, будет изыскан человек». Объясняет Рабейну Йона: «Праведники возвышают и почитают людей за каждое достоинство, которое у них есть, грешники же ищут недостатки людей и их ошибки, чтобы унизить их, и это – несмотря на то, что те уже оставили свои дурные поступки и сделали тшуву».
«Сказал рабби Акива: Полюби ближнего своего, как самого себя, – большое правило в Торе».
Иерусалимский Талмуд 9, 4
«Гилель сказал: Суть всей Торы заключается в правиле: не делай ближнему своему то, что ненавистно тебе; все остальное – комментарий к этому правилу»
Шаббат, 31а
Объяснение
Пишет Маараль в книге «Пути мудрости»:
Каким образом сможет человек полюбить ближнего своего? Только посредством того, что будет чувствовать его частью самого себя (см. об этом статью «Что такое любовь в глазах еврейских мудрецов?»). А как человек почувствует другого частью себя? Только посредством того, что найдет что-то общее в них обоих. А что есть общего между двумя людьми, зачастую столь различными? Тот факт, что они оба были созданы по образу и подобию Творца (см. об этом Как понимать, что Всевышний создал человека «по Своему образу и подобию»?). Выходит, что любя ближнего, человек укрепляет в себе понимание, что и он, и все человечество были созданы по образу и подобию Творца, и таким образом он приближается к Всевышнему. А приближение к Всевышнему является основой всей Торы (как пишет об этом Рамхаль в начале книги «Месилат Йешарим»).
Почет ближнему
«Попросили ученики рабби Элиэзера обучить их пути, на котором они удостоятся будущего мира. Сказал рабби Элиэзер: «Будьте осторожны по отношению к чести ваших товарищей»
Брахот, 28б.
«Да будет честь твоего ближнего дорога тебе, как твоя собственная честь».
Пиркей Авот, 2:10
«Да будет почёт твоего ученика дорог тебе, как твой собственный почёт; а почёт твоего товарища, как трепет перед учителем (который обучает тебя Торе); а трепет перед учителем, как трепет перед Небесами».
Пиркей Авот, 4:12
Сказали ученики рабби Элиэзеру: «Пусть научит нас наш учитель [праведным] путям жизни, и мы удостоимся благодаря им части в Будущем мире». Сказал раби Элиэзер: «Почитайте друзей своих… и благодаря этому вы удостоитесь части в Будущем мире».
Брахот, 28
Объяснение
Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они — проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари — мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним — это неуважение к Творцу». Из этих слов мы учим, что, проявляя почет к любым созданиям Творца, человек проявляет почет к Создателю. Тем более, если человек проявляет почет к своему ближнему, который создан по образу и подобию Всевышнего и у которого есть Б-жественная душа, он проявляет тем самым большой почет к Творцу.
Дружелюбное отношение к ближнему
«Принимай каждого человека с приятным выражением лица».
Пиркей Авот, 1:15
«Всякий раз, когда человек дает милостыню бедному с неприятным лицом, он теряет свою заслугу, даже если он дает ему 1000 золотых монет. Вместо этого он должен дать ему с радостным лицом и с приветливостью».
Рамбам, «Законы милостыни», 10:4
Объяснение
Для человека очень важно чувствовать себя значимым и любимым в глазах других. Поэтому хорошее отношение к человеку не менее важно, чем милостыня.
Если посмотреть на то, что произошло с нашими предками во время Хануки, то, с одной стороны, мы увидим вереницу чудес, произошедших во время войны. А с другой стороны – чудо кувшинчика с маслом, которого хватило на восемь дней вместо одного. И это второе чудо стоит особняком, и о нем говорят не меньше, чем о победах в войне.
Зададим несколько вопросов. 1. Что является более важным: чудеса в войнах или с чудо с маслом?
На первый взгляд, чудеса великих побед выглядят более важными. Ведь без них сегодня у нас не было бы ни обрезания, ни Шаббата, ни Торы. В то же время если бы не было чуда с кувшином масла, то всего одна заповедь (зажигание меноры в Храме) была бы лишь отодвинута на одну неделю (до получения чистого оливкового масла). Поэтому логично предположить, что победы в войнах и чудеса, их сопровождавшие, важнее, чем одно чудо с кувшином масла, ведь они принесли намного больше пользы. Однако что мы видим? Что праздник Ханука был установлен мудрецами именно из-за горения меноры восемь дней вместо одного!
2. Второй вопрос. После зажигания ханукальных свечей мы произносим такие слова: «Эти свечи мы зажигаем в память о чудесах, и об избавлениях, и о войнах, которые сделал Ты нашим отцам в те дни, в это время». Но ведь если мы сказали, что праздник Ханука был установлен в память о чуде с маслом, то было бы правильно произносить другой текст. Например: «Эти свечи мы зажигает в память о чуде с маслом».
3. Третий вопрос. В заповеди зажигания свечей Хануки есть множество нюансов, отсутствие которых сводит на нет ее исполнение. Кроме того, есть странный момент, не встречающийся ни в какой другой заповеди: пирсумей ниса (провозглашение чуда). Буквально все аспекты – когда зажигать, где зажигать, сколько зажигать – связаны с пирсумей ниса. Почему?
Греческое затмение
Несмотря на то, что римляне пролили намного больше еврейской крови, все же именно о Греции сказано, что от их постановлений было «темно в глазах Израиля». Что подразумевают наши мудрецы под греческой тьмой? Это не просто аллегорическое описание обилия бед и несчастий, которые пережили евреи под властью греков. Под тьмой нужно понимать отсутствие света, когда над народом Израиля нависла не физическая угроза, а угроза духовная. Греки достигли многого в познании материального мира (однако в наших источниках приводится, что всю мудрость греки почерпнули из книг царя Шломо, которые попали в Вавилон вместе с изгнанными туда евреями, а после достались грекам, покорившим Вавилон.) Приводят от имени Виленского Гаона, что там, где заканчивается вершина познаний греческих философов, только начинается кабала рава Моше Кордоверо, а там где заканчивается кабала рава Моше, там только начинается кабала Аризаля.
Греки, благодаря своим достижениям, настолько раздули в себе человеческую гордыню, что стали утверждать о невозможности существования того, что нельзя ощутить внешними органами восприятия человека. Все основные понятия иудаизма: вера, будущий мир, награда за выполнение заповедей и наказание за их нарушение, – всего этого, как утверждали греки, просто не существует. Нельзя потрогать – значит, нет. Рамбан поясняет всю сущность греческой идеологии: «И мы обязаны заткнуть рот “мудрецов” материального мира, устремляющихся за учением того грека (Аристотеля), который в дерзости своей, вместе с такими же учениками-нечестивцами, позволяли себе утверждать, что все, что невозможно понять разумом – просто не существует» (Ахарей Мот, 6:18).
Теперь нам нужно победить греков. Как это сделать? Допустим, мы сможем победить их армию. Но это еще не станет победой над греческой тьмой. Для этого мы должны победить их идеологически, победить их культуру и философию. Как это можно сделать? Доказать, что есть нечто большее, чем ограниченный разум человека, насколько бы он ни был развит.
Чудо вне рамок природы
Представим человека, побеждающего мечом тысячу воинов. Конечно, такое событие – это чудо, и чудо не простое, ведь это произошло вопреки всем возможным прогнозам и расчетам. Однако это чудо все еще находится в рамках природы, чего не скажешь о египетских казнях, когда, например, вода в Ниле превратилась в кровь. Такое чудо сильно отличается и выделяется, потому что совершенно выходит за рамки природных явлений. Поэтому победа Маккавеев над греками хоть и была переломным моментом, но все же не окончательной победой над тьмой. Чудесных успехов в войнах оружия недостаточно для провозглашения победы в войне идей. Именно поэтому Всевышний сотворил чудо с маслом – ознаменовать тотальную победу не только над властью греков, но, прежде всего, победу над их идеями. Теперь пусть Аристотель вместе со всеми философами объяснит, как с точки зрения науки масло горит восемь дней, в то время, как его могло хватить лишь на сутки! Значит, есть Кто-то еще, находящийся выше законов природы и, более того, Он может вмешиваться в них и изменять. Поэтому Маараль из Праги говорит, что чудо с маслом, как прожектор, освещает своим светом чудеса победы в войне, чтобы никто не мог даже подумать о «решительности еврейских героев», но чтобы было ясно, что за всем этим стоял только Всевышний. Этим объясняются все вопросы, приведенные в начале. Пусть важнее и ощутимее выглядят победы в войне с греками, однако окончательной победой над ними является именно чудо с маслом, сводящее на нет всю культуру и идеологию Греции. Поэтому наши мудрецы установили праздник Хануки именно в память о чуде с маслом, и поэтому после зажигания ханукальных свечей мы произносим молитву, из которой следует, что именно чудо с маленьким кувшинчиком масла раскрывает нам сущность и отличие чудес, которые произошли с нашими праотцами более двух тысяч лет назад.
Матерьял был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«. источник: www.imrey.org
«И устрашился Яаков очень, и тяжко стало ему». (Берейшит 32:8)
Комментирует Раши: «»Устрашился» — как бы ему не быть убитым (на войне с людьми Эйсава); «и тяжко стало ему» — как бы не убил других». В книге «Перушей а-Тора» (собрание комментариев авторов «Тосафот») приводит рав Хаим Палтиэль следующий вопрос: почему Яаков опасался убить других, ведь закон Торы гласит: «Если кто-либо желает убить тебя, убей его прежде» (Санедрин 72 б). Выходит, что, если бы Яаков убил на Эйсава, сражаясь с ним, он сделал бы то, что необходимо сделать, и в этом не было бы никакого греха. Чтобы ответить на этот вопрос, рав Хаим приводит следующий закон: разрешено уничтожить того, кто желает убить тебя, только в том случае, если нет возможности отвратить его от исполнения злоумышления другим образом.Если же есть такая возможность, к примеру, посредством ранения его в одну из частей тела, запрещено убивать преследователя. Яаков опасался: вдруг, в разгаре войны, он убьёт того, кого была возможность остановить другим способом.
Из этого мы можем выучить важную вещь: даже в случаях, когда разрешается «воевать» с другим человеком, необходимо быть предельно осторожным, как бы не задеть его и не поранить его больше, чем это разрешается законом.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».
«И дал в руки рабам своим каждое стадо особо, и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада». (Берейшит 32:17)
Яаков не послал весь скот одновременно, а отправил каждое стадо по отдельности, чтобы «насытить взгляд преступного [брата] и изумить его богатством дара», — пишет Раши. Человек ценит только ту вещь, которой ему недостаёт. Поэтому, только после того, как одно стадо приходило к Эйсаву и он чувствовал желание получить ещё одно, подходило новое стадо. Это дало Эйсаву возможность по-настоящему оценить подарок Яакова.
Это обучает нас важному принципу: получить настоящее наслаждение от той или иной вещи возможно, только осознав, насколько её ему до этого недоставало, и только когда он подготовил себя к наслаждению от неё. Рав Йеуда а-Леви пишет в книге «Кузари» (3:17), что, постановив благословлять Творца перед получением каждого наслаждения, мудрецы дали нам тем самым чудесную возможность получить совершенное наслаждение, подобающее человеку, а не низменное, животное наслаждение.
И так он пишет: «Когда человек подготавливает себя к удовольствию и осознаёт, насколько ему до сих пор его недоставало, его удовольствие увеличивается вдвойне. И это — польза благословений для тех, кто привык произносить их вдумчиво и сосредоточенно, поскольку благословения рисуют в душе человека определённый вид удовольствий и славу за них Тому, Кто их даровал. Тем самым, человек осознаёт, насколько ему этой вещи не хватало, и тогда увеличится твоя радость от неё… И (таким образом) ты будешь получать удовольствие всю жизнь твою. А тот, кто не идёт по этому пути, не думай, что его удовольствия – человеческие удовольствия, ведь в действительности они подобны удовольствиям, которые получает пьяный».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».