... или иных формулировок,
не поддерживала. Главное ...
Главный редактор Русской народной линии А.Д. Степанов тезисно о "Всеправославном соборе":
1. Документы для Собора начали готовить с конца 60-х, в 70-е и 80-е годы, когда экуменизм был в моде и представлял реальную опасность. Русская Церковь принимала в этом процессе активное участие. В 90-е годы у нас произошло обострение отношений с Константинополем из-за Эстонии. Для Патриарха Алексия это было личное оскорбление и РПЦ вышла из соборного процесса. Греки продолжали чего-то обсуждать и готовить.
2. В 2008 году была проведена спецоперация «1020 Крещения Руси», когда Ющенко пригласил Патриарха Варфоломея и предстоятелей других Церквей. Говорят, была договоренность, что в ходе торжеств Варфоломей объявит об аннулировании томоса Патриарха Константинопольского Дионисия от 1686 года о переходе Киевской митрополии из Константинопольского в состав Московского Патриархата. Говорят, что украинские олигархи сделали очень щедрые пожертвования Константинополю. Нашей ОВЦС пришлось серьезно поработать со всеми Церквами. В результате в Киев прилетел только Варфоломей и Анастасий Албанский. Но главную роль в срыве раскола Русской Церкви сыграл Святейший Патриарх Алексий, который несмотря на запрет врачей полетел в Киев, где не только принял участие в торжествах, но вежливо прогнал домой Анастасия и провел переговоры с Варфоломеем. Варфоломей согласился «кинуть» хитрых хохлов, но потребовал возвращения РПЦ в соборный процесс. И в октябре Святейший вынужден был совершить еще один перелет из Москвы в Стамбул и обратно на Синакс Предстоятелей Церквей, который вывел соборный процесс на финишную прямую. Это все стоило Патриарху Алексию жизни, 5 декабря он преставился. Но Русская Церковь вернулась в соборный процесс.
3. В процессе участия Русской Церкви в документы Собора были внесены дополнения, которые сделали их не такими экуменистическими, но не очистили от духа экуменизма, который был в них изначально. Поэтому остались те двусмысленности, которые и стали предметом критики в ходе всецерковного обсуждения. Надо также учитывать, что существует проблема перевода, которая порой создает серьезные проблемы. К примеру, по-русски намечаемое мероприятие точнее было бы назвать совещанием, но в греческом языке нет такого слова, поэтому стали шаблонно использовать собор, что само по себе породило проблемы. Тот шум, который поднимают насчет наименования католиков и протестантов церквями, возник на пустом месте. В русском языке католиков не вчера начали называть Католическая церковь. И в этом нет никакого криминала, если писать церковь с маленькой буквы. Называть католиков Католическом исповеданием или Католической доктриной, как предлагают афониты, по сути правильно, но это ревизия норм русского языка, на которую никто не пойдет и не нужно этого.
4. Греки с неохотой шли на изменения, РПЦ удалось достичь немногого в ходе предсоборных совещаний. Но кое-чего удалось. К примеру, РПЦ предложила, чтобы участвовали все архиереи. Константинополь сразу улови подвох, такое количество участников негде было разместить и собрать, тогда надо было переносить Собор в Россию, договорились в итоге, что делегации будут по 24 человека, а не 12 как было изначально. Нам удалось продавить принцип консенсуса и голосование - одна делегацию - один голос.
5. Тем не менее из-за отсутствия достоверной информации вокруг собора ходили самые невероятные слухи. Поэтому ре решения, которые были приняты на Синаксе в Шамбези стали прорывом, - они сняли опасения и развеяли невероятные слухи (впрочем, некоторая часть зилотствующих все равно не поверила, появилась мулька, что нас хотят убаюкать, а на Соборе неожиданно поднимут все экуменистические нормы). Главное - были опубликованы проекты документов, что позволило организовать серьезную дискуссию.
6. Моя главная мысль состоит в том, что проблема Собора не в формулировках документов. Поэтому та истерия, которая была поднята вокруг тех или иных формулировок, РНЛ не поддерживала. Главное в самом факте созыва Собора Патриархом Варфоломеем, а не светской властью, как было традиционно. Светская власть, которая может созвать Собор сегодня единственная - глава Российского государства, глава Третьего Рима. С этим Константинополь смириться не может. Но до последнего момента проблема была в том, что из Кремля не поступало четких сигналов на сей счет. После Афона позиция Кремля, видимо, определилась. Осталось только одно препятствие - Константинополь, который не хочет признавать право Третьего Рима, да и сам Третий Рим. Греки считают, что пока Второй Рим в турецком плену, у всех православных только одна задача - освободить его, а пока управлять процессом будет Константинопольской Патриарх (я даже не рассматриваю вопрос зависимости Константинопольского Патриархата от США).