...
... архитектурно-исторических памятников
кремля и его ...
... И губернатор
области Василий Голубев ... инвестиционного развития
области Игоря ...
Ростовскую область, с ее семистами километрами границы с Украиной, заполонили тысячи беженцев. По последним данным, в регионе нашли приют более 38 тысяч женщин, мужчин и детей. Но чтобы от войны бежал через границу целый завод, с оборудованием и рабочими, - случай уникальный. Мы едем в Каменск-Шахтинский, где обосновалось украинское предприятие, посмотреть, как сложилась жизнь на новом месте, удалось ли ему набрать прежние обороты, не нарушились ли связи и как обустроились люди, которые приехали вместе с родным предприятием. Станки переносили на руках На опустевших площадях Каменского машзавода опять затрепетала жизнь. Новеньким серебром отливает скромная, но со вкусом сделанная вывеска "Каменский завод транспортного машиностроения - КЗТМ". Это новое, российское название Луганского электромашиностроительного завода. Оно выпускает комплектующие для подвижного состава железнодорожного транспорта. Охранники в камуфляже у проходной. Один из них провожает нас к директору. Охранник оказывается первым украинцем, встретившимся нам. Он сам решил уехать из-под бомбежек и устроиться на любую работу.
Второй украинец - сам директор завода Владимир Чучин. Коренной житель Донбасса, на Луганском машзаводе он был заместителем руководителя, а теперь принял российское гражданство. Он переехал вместе с маленьким сыном и женой, которая тоже со дня на день станет гражданкой России.
- Когда первый раз приехал сюда, хотелось плакать. Пустая полуразрушенная производственная площадка. Гулкие холодные пролеты цехов, по которым гулял ветер, а под ногами хрустел лед. Но глаза боялись, а руки делали. Стали готовить помещения к приему техники и людей, - вспоминает Владимир Чучин и показывает фото разрушенных цехов, разбитых окон и скелетов производственных линий.
Переезд завода длился несколько месяцев и запомнился каждому как день свадьбы, до самых мелочей. Первые два месяца ушли на демонтаж оборудования и его разборку. Новенькие немецкие "НАЙЛЗы" разбирали сами. Отличные умные станки, аналогов, к сожалению, нет. Потом грузили на 20-тонные "КамАЗы". Шесть человек катили на роликах к машине части станков. Чтобы перевезти один станок весом до двадцати тонн каждый, требовалось три грузовика. А всего разных станков не менее двух десятков.
- Завод переносили буквально на руках, - вспоминает Владимир. - Вот эти два станка попали под мощный обстрел. На контрольно-пропускном пункте Изварино во время прохождения таможни началась бомбежка. Осколок повредил один контейнер. Этим, слава богу, и обошлось.
На новом месте все вновь собирали своими силами. Помогало то, что уже работали на этих станках и изучили их. Когда это оборудование закупили на тогда еще Луганский завод, его монтировали немецкие специалисты. Теперь же пришлось справляться самим: немцы, ввиду известных санкций, отказались приезжать на помощь. В итоге все нормально работает. Высокоточные зубошлифовальные станки с ЧПУ без шума, пыли и без участия человека быстро делают свою работу. На обслуживание умной машины хватает одного рабочего, но какого!
- Специалистов этого профиля очень и очень немного, а для работы именно на зубошлифовальных и зубофрезерных станках с ЧПУ вообще были только у нас. Их же специально натаскивали разработчики этого оборудования, - рассказывает Владимир Чучин. - Поэтому, конечно, штучных мастеров мы позвали с собой.
Свадьбу сыграли уже в России С заводом в Россию переехали тридцать человек. Классные токари, фрезеровщики, слесари, сборщики. Из руководства - директор, начальник цеха, замначальника участка и инженер-конструктор. Все официально трудоустроились. Зарплата платится с первого месяца. И неплохая. На сегодняшний день на предприятии работает около 150 человек, но по завершении инвестиционного проекта будет создано еще порядка 200 новых рабочих мест. В цехе ловим Александра Севрюкова, начальника участка термообработки. Все свое монтировал своими руками. Из Луганска перевезли даже мойки, и печи, и масляный бак. Оборудование, конечно, не уникальное, как станки с ЧПУ, но зачем потом приобретать, если есть свое? В Луганске Севрюков работал на этой же должности. Переехал в российский Каменск вместе с женой и двумя детьми, шестилетней и годовалой девочками.
- Это было аккурат 2 июня, как раз в тот день стали стрелять по обладминистрации. До этого мы все оттягивали отъезд, все-таки грудной младенец на руках. Но решилось само собой - военные действия подошли уже к нашему дому. Схватили давно уже собранные сумки и поехали. На рейсовом автобусе (тогда еще ходил общественный транспорт) добрались до границы. Там не задерживались, очереди только начинались. Вещи уже потом перевозили.
В Каменске было уже много людей, которые уехали от войны, как и мы. Многие надеялись, что на неделю, на месяц - и назад. Всем нужно было снять на время квартиру. Поэтому предложений жилья было мало. И цены сразу взлетели. Нашли в конце концов тогда за пять тысяч плюс коммунальные расходы. Самый дешевый на тот момент вариант. Сейчас сняли 3-комнатную, ребенок стал ходить, раздолье. Платим десять тысяч. Но всем нам, кто с Украины, завод компенсирует деньги на жилье. Условия для жизни приличные. Тихо, спокойно. Отличное место, чтобы детей воспитывать. Старшей дочки подали уже документы в школу. Сразу помогли власти с детским садом. Мы, когда приехали, обратились в пункт приема беженцев за памперсами. Через пару недель нам предложили место в детском саду!
Большинство наших переехали с семьями. Но у некоторых остались там родители, которые не хотят бросать свое хозяйство и свою землю. У кого-то жена, невеста. Есть парень, мотается туда каждую неделю. Но уже скоро перевезет сюда жену. Всего на участке работают шесть человек. Двоих из них тоже перетащил с Луганского завода, зря, что ли, обучал? Оба опытные термисты, братья Андрей и Вадим Пристинские, 25 и 28 лет.
- А как местные к вам относятся?
- У нас сразу сложились нормальные отношения со всеми. Я вообще не вижу никаких отличий между нами: одинаково разговариваем, одинаково думаем, у всех одни и те же проблемы, семья, работа. Понимаем друг друга с полуслова.
Улыбчивому и солнечному Александру Михайленко - 27. Он инженер-конструктор и технолог, выпускник Восточно-Украинского национального университета имени Владимира Даля.
- Приехал сюда, чтобы поднимать производство. Разработка и внедрение новых технологий, аппаратов для подвижного состава. Занимаюсь любимым делом, - говорит Александр. Жена - тоже инженер, работает на лакокрасочном предприятии. У молодой семьи все обязательно получится. Переезжали тоже во время боевых действий, поэтому выбрали путь через Крым поездом. Родители Александра остались в Луганске, жены - в Стаханове.
- Мы их зовем, они не хотят. Дом. Хозяйство. У нас там тоже дом остался. Стоит, а здесь снимаем. Все относительно. Родители в гости к нам приезжают, - рассказал Александр.
Дмитрий Гайдай, начальник цеха №1, здесь с мая прошлого года. Здесь уже успел жениться.
- Девушка моя тоже из Луганска. Приехала ко мне сюда. Мы хотели расписаться в Луганске, но электричества не было и загс не работал. Так что подали заявление уже в России, - поясняет он.
Даем работу Луганску Бывший украинский завод успешно встраивается в экономику России. Уже внес свой вклад и в программу импортозамещения: наладил выпуск продукции, фильтров и горнообогатительной техники, которую ранее российские предприятия покупали в Германии. В этом году предприятие планирует нарастить объем производства до 600 миллионов рублей, а уже в 2019-м выйти на производство продукции в миллиард рублей в год. Заказы на его продукцию, нужную для железнодорожного машиностроения, идут со всей России.
- В Луганске, кстати, производство бросать не будем. Там людям тоже ведь работать надо. Там сейчас перебои с электроэнергией. Во время обстрела города фугас попал в завод. Но упал аккурат между двумя корпусами. Никто не пострадал. Несмотря на все передряги, производство запускается, хотя и не на полную неделю. Мы теперь им даем заказы. А значит, работу. И теперь луганские коллеги получают в российской валюте около 3000 рублей в неделю, - говорит Чучин. - А раньше 300 в месяц.
- Наше переселение сравнивают с эвакуацией в Великую Отечественную. Я вам скажу, за пару месяцев перевезти целиком такое предприятие, как наше, нереально, - считает Владимир Чучин. - На самом деле, неожиданности с переездом для нас не было. Еще в 2012 году строились планы, что в России будет открыт новый участок завода. У нас сырье производится на Урале. Основные заказчики - российские предприятия машиностроения. Возить и сырье, и готовую продукцию через границу экономически смысла не было. В августе 2013 года мы начали здесь строительство, без конкретной цели переезжать с Украины. А развернувшиеся события лишь ускорили этот процесс. Переезжали уже под снарядами. Инвестированы средства в капремонт, оборудование. Мы перевезли часть оборудования, достаточную для производства основной продукции. Есть проект расширения производства. Объем инвестиций в этом году составит 470 миллионов рублей. Инвестирует украинская фирма.
- А зачем ей?
- Для расширения производства. Да, готова вкладывать в российское производство. А что здесь удивительного? Ведь было принято решение о расширении производства и выбрана площадка в России. И губернатор Ростовской области Василий Голубев на международном инвестфоруме "Сочи-2014" подписал соглашение о реализации инвестпроекта с генеральным директором Луганского электромашиностроительного завода Вячеславом Краюшкиным. То есть все договоренности, которые были до войны, сохранились. И связи остались, в том числе и человеческие. И инвестиции в Ростовскую области пошли с Украины. Война войной, а экономика по расписанию.
Между тем
Вслед за луганским заводом в Россию могут переехать и другие. По словам гендиректора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, есть еще производственные предприятия, желающие переехать с Украины в Россию. Ранее в Россию от войны бежало другое украинское предприятие: завод Луганский машиностроитель-43 переехал в Чувашию. Ходили слухи и о желании руководства запорожского завода "Мотор Сич", занимающегося производством газотурбинных двигателей, перенести сборочные мощности в Россию. "Российская газета"
ertata