2014-02-10 15:51:49
... -эксплуатационного комплекса (РОСТЭК) участники рынка ... Путина:
– РОСТЭК, конечно, необходимо ...
+ развернуть текстсохранённая копия
ФГУП «РОСТЭК»
В России стремительными темпами набирает оборот скандал вокруг Федеральной Таможенной Службы страны. А точнее отношения между руководителем ведомства и предприятием Ростэк, которое президент В.Путин наказал закрыть. Приводим вашему вниманию статью автора Марата Хайруллина, которая опубликована в газете «Новые Ведомости» .
Я смотрю видео частной вечеринки. На ней высокий полный человек в очках поёт в микрофон пионерскую песню «О юном барабанщике». Человек, к которому обращается певец, – невысокий загорелый мужчина, похожий на известного российского киноактёра, в это время скачет перед ним по кругу, выделывая какие-то дурашливые кавказские коленца на манер лезгинки. На последних словах, которые исполнитель произносит с подлинным чувством: «Погиб наш юный барабанщик, но песня о нём не умрет», – он встаёт рядом с певцом, сначала тычет себя в грудь: мол, это я, я… про меня поют…, и затем с клоунским пионерским салютом изображает смерть с высунутым языком. Слышно, как зал ресторана в ответ просто неистовствует, приветствуя номер.
Связанные одной цепью?
Это видео мне прислали в зашифрованном виде на домен в Youtube, и, честно говоря, посмотрев его, я тоже слегка выпал в осадок. Компромат такого уровня редко попадает журналистам в руки. Дело в том, что высокий человек в очках, кривляющийся с микрофоном, был очень похож на главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. А в невысоком «барабанщике» предположительно можно узнать бывшего советника руководителя ФГУП «РОСТЭК» Александра Романова. И всё бы ничего, но суть в том, что Романов по большому счёту должен был сидеть в СИЗО в связи с уголовным делом, которое было возбуждено против него в Брянске.
Как предполагает следствие, Александр Романов через подконтрольных ему руководителей филиала «РОСТЭК-Брянска» получал ежемесячно незаконное вознаграждение от ряда внешнеторговых фирм (в материалах дела перечислено около 10 фирм). По мнению следствия, общая сумма незаконного денежного вознаграждения, полученная Романовым А. И. в 2010–2012 гг., составила десятки миллионов рублей, но, насколько я понимаю, это лишь то, что задокументировано (реальная сумма могла быть значительно больше).
Чтобы читатель понимал, в данном деле речь идёт только об одном региональном подразделении РОСТЭКа, а всего их больше полусотни в виде ЗАО и филиалов по всей стране. То есть можно предположить, о каких суммах в реальности идёт речь, поскольку было бы очень странным, что дань собирается только с одного не слишком крупного подразделения в Брянске.
Но самое интересное даже не это. В Брянске следователи были настолько уверены в своих действиях, что выписали ордер на арест подозреваемого Александра Романова, поскольку всё было очень серьёзно, обстоятельства дела указывали на то, что Романов мог быть, судя по всему, прямой нитью, ведущей к коррупции в самой верхушке ФТС. Но неожиданно вмешались люди из прокуратуры, и Романов был выпущен под подписку. Это решение было воспринято экспертным сообществом как некие игры на самом верху, что само по себе уже говорит о серьёзности положения, в которое попал чиновник Романов.
И вот теперь я вижу, что вместо того, чтобы, говоря условно, осмысливать это положение на нарах и готовиться к судам, человек, очень похожий на Романова, музицирует с кем-то, кто напоминает самого главу таможенной службы – Андрея Бельянинова. Но самое важное, кроме всего прочего, – нужно понимать, что эта видеозапись может служить прямым доказательством тесных отношений двух мажоров на записи. Почему это важно? Потому, что эксперты и пресса с начала уголовного разбирательства против Александра Романова не раз открыто ставили вопрос, что не мог этот человек собирать дань в свой собственный карман – он всего лишь исполнитель по сути своей и по положению. То есть дело могло стать первым «Оборонсервисом», то бишь к министру вполне могли быть адресованы самые неудобные вопросы.
В контексте этой истории «ритуальные» танцы в ресторанах могли показать, с моей точки зрения, не просто общественный демарш, показывающий степень разложения, постигшую верхушку некоторых ведомств. Если на видео действительно изображены те люди, о которых мы предполагаем, то, по нашему мнению, такие действия можно расценивать как прямой вызов руководству страны, которое безуспешно пытается добиться реформирования ФТС в плане удаления из его состава ФГУП «РОСТЭК» для снижения уровня коррупции в ведомстве.
Чтобы читатель понял, почему запись нами воспринята всерьёз и почему чиновник мог так себя вести, и самое главное – почему вопрос с РОСТЭКом стоит так остро, необходимо привести небольшую предысторию.
Привет из 90-х
Существование Российского таможенно-эксплуатационного комплекса (РОСТЭК) участники рынка сегодня рассматривают не только как угрозу частному бизнесу, но и, пожалуй, как основной тормоз на пути развития ФТС. Мало того, что это, пожалуй, один из самых очевидных коррупциногенных инструментов в нашей стране, но существование этого ФГУП открыто тормозит ряд важных структурных преобразований, которые предпринимает руководство страны, в частности, для привлечения внешних инвестиций. Речь идёт, прежде всего, о так называемой «Дорожной карте» рейтинга Всемирного банка.
Почему деятельность РОСТЭКа так негативно оценивается бизнес-сообществом? Потому, что, допустим, в отличие от тех же «Ростехнологий» существование этого ФГУП не несёт в себе никакого смысла для государства. Смысл существования его вообще непонятен – он создавался как классический посредник для оказания услуг по растаможке. И если в начале 90-х некая целесообразность в его создании, возможно, ещё была – в стране вообще не было бизнеса, то сегодня, по нашему мнению, это просто очень забюрократизированный и неэффективный посредник, причём работающий неизвестно на кого.
По итогам проверки Счётной палаты деятельности РОСТЭКа в 2010 году выяснилось, что чистая прибыль в 2008 и 2009 гг. РОСТЭКа составила 330 и 117 млн рублей соответственно. А в федеральный бюджет было перечислено по 6 млн рублей за год. Спрашивается: а куда остальное делось? На кого работает ФГУП? На какого дядю? Ответ может дать как раз Александр Романов. Но об этом чуть ниже.
На момент принятия правительством Концепции развития таможенной службы в 2005 году только около 30% складов временного хранения находилось на границе. К 2010 году около 80% грузов должно было обрабатываться на границе. Но в реальности, в анализе выполнения Концепции, которые провела «счётка» в 2011 году, констатируется, что пропорция изменилась в обратную сторону – лишь 15% грузов обрабатывается на границе. Остальное вынуждены везти в глубь страны, что для бизнеса крайне невыгодно.Только вокруг Москвы находится более 200 крупных логистических центров, на которые ежедневно прибывают тысячи большегрузных фур.
По нашему мнению, централизация грузопотоков выгодна только ФГУП «РОСТЭК», а точнее – конкретным чиновникам, которым не слишком комфортно выдвигаться из крупных городов в приграничную глушь, им проще иметь эти склады у себя под боком. Вот только один пример: в 2010 году после комплексной проверки Генпрокуратуры выяснилось, что все до единого таможенные склады временного хранения, расположенные в Северо-Западном регионе, принадлежали фирмам, которые так или иначе были связаны с некоторыми руководителями таможенных органов. Понятно, что чиновникам очень не хочется пускать посторонних на этот выгодный рынок.
Проблему централизации предполагалось решить, привлекая к участию в этом процессе представителей среднего и малого бизнеса через выдачу разрешений на строительство небольших складов временного хранения непосредственно на границе. На таких складах и грузы обрабатывать можно быстрее, и это значительно дешевле, так как начала бы развиваться конкуренция и таможенные брокеры были бы заинтересованы в ускорении грузопотока. Собственно, об этом и говорил Путин, когда требовал закрыть РОСТЭК – он не даёт развиваться небольшому бизнесу.
Я считаю, что с приходом Андрея Бельянинова в качестве руководителя ФТС в 2006 году об этом пункте было просто забыто. Более того, за время его руководства был взят курс на сокращение числа брокеров – мелкие фирмы просто выдавливались с этого рынка. Если в 2008 году на рынке действовали 714 таможенных представителей, то к 2012 году их число сократилось до 313. И более 200 из них – это либо структуры РОСТЭКа, либо фирмы, аффилированные с ФГУП. То есть в этом плане развитие таможни приняло прямо деструктивный характер.
Но в указанной концепции, кроме этого, говорится и о втором важнейшем пункте: предполагается, что к 2010 году ФТС должна была полностью отказаться от аренды различных помещений. А это уже прямая антикоррупционная мера. В чём здесь проблема? Допустим, некий чиновник строит склад, оформляет его на родственников, а потом сдаёт его в аренду тому же РОСТЭКу. Кто и как определяет ставки аренды? И самое главное – куда идут деньги от этой аренды? Согласно тому же отчёту Счётной палаты, если при вступлении Бельянинова в должность только в ЦФО таможня арендовала десятки помещений, то в 2010-м счёт уже шёл на сотни, и в основном под нужды РОСТЭКа.
Но на наш взгляд, самое смешное, что «счётка» не смогла установить, сколько же таможня через РОСТЭК арендует таких помещений в целом по стране. То есть процесс принял бесконтрольный характер. Кстати, вот вам и один из ответов – куда может уплывать прибыль РОСТЭКа.
Как на деле выглядит эта технология, очень хорошо иллюстрирует дело того же Александра Романова. В уголовном деле есть любопытный эпизод. По мнению следователей, часть незаконно полученных средств (около 10 млн рублей) советник главы РОСТЭКа вложил в строительство таможенного склада временного хранения на 518-м километре Киевского шоссе. При этом участок оформлен на некоего товарища по фамилии Бильтюков. А сам склад, понятно, предназначался для использования под аренду РОСТЭКом. То есть это абсолютно беспроигрышная схема – мало того, что Романов таким образом мог использовать доход, так ещё и вложить в выгодное дело.
Конец сладкой жизни
Если брать только эти два пункта, по моему мнению, Андрей Бельянинов полностью провалил Концепцию развития таможни в России. И это ещё полбеды. При нём, как мы увидим ниже, вся, говоря образно, конфигурация таможенного дела в нашей стране приняла такую форму, что она стала нести очень высокие коррупционные риски. Или, говоря проще, стало очень удобно воровать чиновникам, близким к кормушке.
Момент истины настал для Бельянинова в 2011 году, когда наша страна приняла на себя обязательства по повышению привлекательности ведения бизнеса в стране. Это так называемая Дорожная карта – определённый комплекс мер, который должен был повысить место нашей страны в рейтинге Всемирного банка, посвящённый развитию условий для бизнеса и внешних инвестиций. В этой «дорожной карте» отдельная глава посвящена как раз реформе таможенного дела.
С чем первым сталкивается, допустим, средний предприниматель, который хочет иметь бизнес с российскими партнёрами? Правильно, с таможней, и именно по её работе начинает судить об инвестиционном климате. У нас же этот климат такой, что предпринимателю легче убиться на таможне, чем ввезти небольшую партию груза.
И здесь я хочу напомнить слова Владимира Путина:
– РОСТЭК, конечно, необходимо ликвидировать, – заявил он. А когда представители ФТС попытались возразить, жёстко добавил: – Не надо сопротивляться, а то будет ещё хуже.
И, насколько я понимаю, разговор шёл о немедленной ликвидации по мере сил и возможности. Ни о какой приватизации, к примеру, речи не шло: ликвидировать – и точка.
Таможенный саботаж
А вот теперь обратите внимание, как дальше развиваются события. Уже в августе, спустя три месяца после выступления президента, возбуждается уголовное дело по Александру Романову. Причём сначала советник бросается в бега – летит срочно в Черногорию, затем на машине едет в Болгарию и только затем возвращается в Москву, где его задерживают. Везут в Брянск, где он, по данным газеты «Коммерсантъ» – внимание, «оформил явку с повинной, подробно рассказав о действовавших в РОСТЭКе коррупционных схемах, распределении средств, полученных в качестве «откатов», и «крыше», которую обеспечивали высокопоставленные силовики». Мы ещё к этому моменту вернёмся, а пока продолжим.
А в конце октября того же года приходит известие об отставке главы ФГУП «РОСТЭК» Александра Повстяного. И хотя официально считается, что его уволили за дело Романова, газета «Коммерсантъ» публикует совершенно иную информацию: Повстяного якобы уволили за то, что он пытался приватизировать структуры РОСТЭКа, а когда ему это не удалось, он начал создавать в каждом федеральном округе крупные таможенные фирмы, которые, так или иначе, были аффилированы либо с ним, либо напрямую с подразделениями РОСТЭКа. «Коммерсантъ» даже публикует названия некоторых фирм, я чуть ниже привожу их в приложении, поскольку это важно для понимания дальнейшего.
И здесь необходимо сказать, что Повстяный, Романов и Бельянинов – это давние соратники. Но на момент увольнения Повстяного Бельянинов, что называется, ещё не потерял лицо – его прямое участие во всех этих скандалах и манипуляциях вокруг РОСТЭКа чётко ещё не прослеживалось.
Дальше, в октябре 2012 года, Госдума в первом чтении принимает закон о запрете РОСТЭКу заниматься коммерческой деятельностью, согласно которому ФГУП через шесть месяцев должен полностью уйти с рынка таможенных услуг. А вот дальше, на мой взгляд, самое интересное. 4 июля 2013 года Андрей Бельянинов подписывает письмо, в соответствии с которым создаются преференции указанным в статье «Коммерсанта» фирмам. И, в частности: ООО «Адал», страховой компании «Арсеналъ», ФГУП «РОСТЭК», ООО «Мультисервисная платёжная система», Некоммерческое партнёрство профессиональных таможенных операторов, ООО «Таможенная карта». Мало того, что в этом списке как ни в чем не бывало фигурирует РОСТЭК, так ещё и все остальные компании, по мнению «Коммерсанта», аффилированы с ней.
Но самое главное: если до этого момента Андрей Бельянинов как бы оставался в тени, этим письмом он открыто показал, что именно от него может идти противодействие в закрытии РОСТЭКа. Чтобы читатель понимал, в чём тут суть, попытаюсь объяснить эту хитрость. Поскольку фирмам, которые ввозят груз, в данном случае в Россию, приходится ещё долго везти его по территории страны, в международной практике принято на границе брать залог за этот груз, пока он не доберётся до пункта растаможивания. Международными соглашениями определён перечень, в каком виде этот залог может быть предоставлен – от банковской гарантии до гарантийного письма. Что здесь делает наша таможня?
Они говорят примерно следующее: самое удобное для нас – принимать в качестве залога только банковскую гарантию и поручительство (последнее, кстати, противоречит уже российскому законодательству, но тем не менее). Хитрость заключается в том, что Бельянинов издаёт документ, в котором говорит практически следующее: поскольку таможня не может доверять всем подряд, указанные залоги мы будем принимать только от перечисленных фирм! При этом кто виноват в том, что Бельянинов доверяет почему-то исключительно аффилированным с РОСТЭКом фирмам?
Я, конечно, пишу очень грубо, поскольку указанная тема очень забюрократизирована и просто погребена под ворохом приказов и распоряжений. И, как я думаю, именно на это и был расчёт, что руководство страны во всех этих бумажных лабиринтах не станет разбираться и махнёт рукой. Но согласитесь: суть-то от этого не изменилась, прошу прощения, – те же яйца, только сбоку. Как был РОСТЭК на рынке, так и остался – в любом случае участникам внешнеэкономической деятельности его не обойти. То есть им, говоря образно, вновь прямо указывают, куда нести мзду.
И вот теперь в окончании этой истории мы видим весёлую вечеринку людей, очень похожих на героев статьи.
Я здесь рассказал, говоря образно, только об одном, так сказать, «генеральном» скандале вокруг ФТС. А ведь скандалы калибра поменьше, где могут быть замешаны родственники и руководителей крупных околотаможенных структур, происходят в последнее время чуть ли не каждый месяц.
А сейчас, чтобы закончить с этой темой, я расскажу некоторые другие подробности дела РОСТЭКа, чтобы читателю было окончательно понятно, насколько всё серьёзно в этом деле, которое скоро, с моей точки зрения, может быть переименовано в «дело Бельянинова».
На большом крючке
Когда разразился скандал с арестом Романова, мало кто обратил внимание, что советник РОСТЭКа не только признался, в каких ресторанах принимал дань («Золотой» и «Пиноккио», на Кутузовском проспекте), но и – внимание – «в какие банки» сдавал выручку. Вероятно, к этому могли относиться Новикомбанк и Нефтепромбанк. В первом банке Бельянинов работал с 1994 года, кстати говоря, вместе с Романовым и Повстяным. По моему мнению, он до сих пор может являться его участником, поскольку банк – закрытое общество и не раскрывает своих акционеров. В этом же банке обслуживается ряд структур с руководителями ФТС. Например, та же компания «Арсеналъ» предоставляет банковские гарантии исключительно «Новикома».
С Нефтепромбанком тоже всё в общем-то несложно. Согласно открытой информации, в состав учредителей этого банка входит указанная выше страховая компания «Арсеналъ». В свою очередь, по нашей информации, к страховой компании имеют отношение некто Виктор Палий и Павел Вертелецкий. Первый в 2007 году получил срок за кражу 40 млн долларов, второго – постоянного участника скандалов СМИ упоминают в контексте «обналички в товарных масштабах».
То есть только по одному этому к Бельянинову масса вопросов – интересным людям доверяет российская таможня! Но, кроме того, среди учредителей страховой компании – некто Сергей Лобанов, который, возможно, является родственником советника руководителя ФТС России. В состав владельцев также входит ООО «Рубикон-13», руководитель которого – Александр Борисов входит в наблюдательный совет ЗАО АКБ Нефтепромбанк. Я подчеркну, это всё – база данных ЕГРЮЛ. Уж, наверное, для следователей СК не составило труда при этом разобраться, на чьи счета мог сдавать наличку Романов, раз уж мы, журналисты, не отходя от компьютера, вытаскиваем такие вещи.
Более того, счета всех фирм, указанных в письме Бельянинова, и ряда других фирм, которые созданы Повстяным как альтернатива структурам РОСТЭКа, – все они по странному стечению обстоятельств предпочитали обслуживаться именно в этом банке. То есть глава ФТС вообще предпочитал не заморачиваться с офшорами. Я думаю, это только облегчает работу следователей. Но и это ещё не всё. Романов рассказал, не только куда он клал деньги, но и как их «отмывали» – а это, напомню, дополнительная статья УК.
– В частности, помимо уважаемых изданий вроде «Коммерсанта» ряд блогеров поведали очень интересные подробности этого дела, – говорит эксперт Алексей Кузнецов. – Якобы Романов на допросах рассказал, что его шеф часть денег, которые он собирал со структур РОСТЭКа, тратил на покупку золота. С 2010 года как будто было куплено золота и серебра более чем на миллиард с лишним рублей. Но самое интересное: Романов утверждал, что его шеф еженедельно отчитывался по этим сделкам!
– Если же подвести черту под всем вышесказанным, – резюмирует эксперт, – не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сделать вывод, что господин Бельянинов находится на очень большом крючке. Если эта информация размещена в открытом доступе, это означает, что следователи знают всю подноготную о его финансовых операциях. И знаете, я на его месте так откровенно и вызывающе себя не вёл бы. В стране, между прочим, в разгаре антикоррупционная кампания. Почему Бельянинов так уверен, что он застрахован?
В связи с предстоящими революционными изменениями в области международных автомобильных перевозок в России. Журналисты не скупятся в характеристиках и определениях всего происходящего. Наиболее точно и детально свою позицию по этому вопросу выразило радио Финам FM в лице журналиста Сергея Асланяна, ведущего популярного авторского блока «Экипаж». Это мнение совпадает с мнением большинства участников ВЭД и в нем очень четко определяется место таможни в экономической деятельности государства. Приводим вашему вниманию высказывания журналиста на эту тему.
Таможня – это сфера обслуживания, а не силовики
Сфера обслуживания исключила Россию из международного соглашения TIR.
TIR – это международные дорожные перевозки. Схема их действия простая: в стране отправления груз пломбируется и вскрывается только по прибытию на место назначения. Никаких таможенных сборов при пересечении границ транзитных государств, только предъявление отрывных талонов из книжки TIR. Этот механизм предусмотрен Таможенной конвенцией ООН и действует с 1975 года. Сегодня в него входит 68 стран мира. С 14 августа в этом соглашении станет на одну страну меньше – Федеральная таможенная служба исключила Россию из TIR.
Сергей Асланян, ведущий авторской программы «Экипаж» , рассказывает слушателям Финам FM об истинном предназначении такого органа, как таможня:
«Валерий Драганов, один из бывших руководителей таможни, много лет отдавший служению этому органу – начиная с советских времен и заканчивая капитализмом – когда отошел от службы на безопасное годами расстояние, открыл страшную государственную тайну. Оказывается, таможня – это не силовики, а сфера обслуживания. Оказывается, задача таможни – чтобы мы быстро, в срок, получили то, что везут, пока оно не протухло и не испортилось», – Сергей Асланян
Исходя из этой информации, возникает вопрос: может ли сфера обслуживания расторгнуть международную конвенцию в одностороннем порядке?
«Отказ от книжек TIR нельзя считать выходом из Таможенной конвенции, поскольку у службы нет таких полномочий, – передает газета «Ведомости» слова замруководителя ФТС Татьяны Голендеевой – ФТС готова к возможным искам от компаний, которые попытаются оспорить отказ службы принимать книжки TIR».
А пока таможенная служба готовится к искам, Асланян рассказывает о таком предприятии, как ФГУП «Ростэк».
«Можно быстро перейти границу, но для этого нужно будет заключить так называемый договор поручительства. Специально для этого на границе существует монополист «Ростэк». TIRовские документы стоят сто долларов, документы «Ростэковские» -две тысячи долларов».
«Никакого картельного сговора, только государственный интерес», – резюмирует Сергей Асланян.
Полный выпуск программы слушайте на Финам FM – Выпуск 146. Наша таможня исключила Россию из международного соглашения TIR.
Уральские перевозчики окрестили позором действия ФТС
Скандал в отрасли автомобильных перевозок грузов по конвенции МДП в Россию продолжает набирать обороты. Градус высказываний становится все выше. Предлагаем вашему вниманию точку зрения уральских представителей автомобильных перевозок по этому поводу. 14 августа становится все ближе и все больше вопросов возникает у перевозчиков.
Федеральная таможенная служба меняет в России действие международной системы таможенного транзита, объединяющую 68 стран мира. Отныне контроль за выполнением перевозчиков своих таможенных обязательств ФТС будет выполнять самостоятельно, кроме того, ФТС требует дополнительных гарантий от перевозчика, въезжающего на территорию России. По оценке экспертов, решение может полностью парализовать транспортные перевозки, привезти к резкому скачку цен на ввозимые товары, а также увеличит сроки поставок, что в итоге ударит по бизнесу и конечному потребителю. Более того, решение таможни, по оценке аналитиков, уже привело к значительным репутационным потерям России, которая в очередной раз показала свое отношение к международным договоренностям.
Напомним, что таможенная Конвенция о международной перевозке грузов была разработана Комитетом по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН и вступила в силу в 1978 году. Данная система является упрощенной и позволяет не проходить досмотр и не вносить таможенные платежи при каждом пересечении границы. Груз пломбируется после осмотра в стране отправления, и поставщик получает специальную книжку с талонами, которая служит гарантией уплаты всех необходимых пошлин. Согласно системе, уплата таможенных сборов происходила только в пункте прибытия.
Решение ФТС об изменении данных правил вступит в силу с 14 августа 2013 года. Отныне ряд функции Ассоциации международных автоперевозчиков, являющийся гарантом выполнения перевозчиками финансовых обязательств, перейдет ФТС. И перевозчику придется платить при каждом пересечении границы.
Руководитель филиала АСМАП по УрФО Александр Салаутин подчеркивает, что
решение ФТС увеличит затраты на транспортные расходы в пределах от 50 до 200%.
«Перевозчик, направляющийся в Россию, должен будет предоставить таможенную гарантию того, что он не останется в каждой из стран, которые он пересекает транзитом. Это значительно увеличит стоимость транспортировки и конечной продукции. Более того, Уральское таможенное управление не сможет обеспечить сопровождение всех таможенных грузов, так как ранее это требовалось только для товаров, чья стоимость превышает определенный показатель. Это приведет к коллапсу при въезде товаров в Россию», — рассказал Александр Салаутин.
С экспертом согласен директор одного из международных перевозчиков компании «AVS-логистик» Дмитрий Храмов. По его словам, в случае, если решение ФМС вступит в силу, то будет парализована работа всех перевозчиков, особенно это касается рейсов, уже находящихся в пути.
«Мы надеемся, что решение будет пересмотрено. У ФТС отсутствуют механизмы работы в новых условиях, таможня не готова к выполнению возложенных на них новых обязательств. Они сами это признают, сообщая, что никаких инструкций не получали», — заявил Дмитрий Храмов.
Заместитель генерального директора по стратегическому развитию перевозчика ОАО «Лорри» Александр Трахтенберг отмечает, что выход из международной конвенции подразумевает определенные процедуры, которые в полной мере были нарушены представителем таможенной службы.
«Ни президент, ни премьер, ни МИД РФ не согласовывали решение об изменении системы правил международных таможенных перевозок.
Россия в очередной раз выглядит глупо в лице всего мира. Налицо и материальные потери. Если раньше перевозчик платил в точке прибытия, то теперь его не впустят в страну, пока он не предоставит гарантий и не заплатит в полной мере. Компаниям придется отвлекать значительные ресурсы для обеспечения таможенных гарантий на каждой границе. Представители малого и среднего бизнеса в сфере перевозок в данных условиях могут уйти с рынка», — уверен Александр Трахтенберг.
Эксперт просит также не забывать, что
меры в отношении России будут зеркальными, и отныне экспорт товаров из России будет весьма затруднен.
«Российским перевозчикам придется платить таможенный депозит, гарантирующий, что он не останется на территории данной страны, на каждой границе, которую предстоит пересечь. После этого российский товар не будет никому интересен», — добавляет Александр Трахтенберг.
Президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис, однако, не видит в происходящем повода для паники. По его словам, ничего страшного не случится, а функции АСМАП по предоставлению таможенных гарантий просто перейдут в ведение ФТС.
«На местах выгрузки таможенная служба и так досматривает все грузы. Поэтому с точки зрения увеличения объемов документального сопровождения и времени его оформления сильных изменений не стоит ждать. Изменятся обязательства, если раньше перевозчик отвечал перед АСМАП, то теперь он должен взаимодействовать с ФТС. Здесь их ждет значительно больше головной боли. Раньше АСМАП «бодался» с нерадивыми поставщиками, теперь придется таможне. Так как срок поставки значительно не увеличится, то и ждать роста цен не стоит», — заверил Сергей Шавзис.
Отметим, что предлогом к изменению правил международной таможенной перевозки, по данным ФТС, стал долг АСМАП. По словам Александра Салаутина, ФТС вменяет ассоциации задолженность в размере 16 млн руб., а также долг из-за нарушений международной таможенной процедуры, превышающий 20 млрд руб.
«87 требований по выплате гарантий оплачено, 10 обжаловано в суде и признано необоснованными, лишь 8 находятся на рассмотрении, срок их оплаты не истек», — заявил Александр Салаутин.
Однако эксперты уверены, что повод к отмене международной таможенной системы в России надуман и, более того, решение играет на пользу отдельно взятой структуры.
«Решение главы ФТС принято в пользу компании «Ростэк», работающей на таможне.
В последнее время компания стала усиленно предлагать свои услуги перевозчикам. Таким образом, кто-то понесет значительные убытки, а кому-то прибудет. Повод для решения также формален, глава ФТС называет суммы долга, о которых никому, кроме него, неизвестно», — уверен Александр Трахтенберг.
Отметим, что в Уральском таможенном управлении оказались не в курсе происходящего и ситуацию никак прокомментировать не смогли.
В настоящее время перевозчики России направили обращение в адрес премьера Дмитрия Медведева о неправомерности действий Федеральной таможенной службы, они надеются на пересмотр решения об изменении правил международной системы перевозок.