Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Удел поляков в истории.2014-04-25 14:16:14+ развернуть текст сохранённая копия Август текущего (2005 прим Е.Т) года богат разными юбилейными датами. Вот и сейчас во всех западных СМИ пышно и многоречиво отмечается 25-й юбилей профсоюза «Солидарность», который родился летом 1980 года, во время забастовок, потрясших всю тогдашнюю социалистическую Польшу, и ставших началом конца «реального социализма» в восточной Европе. Пик торжеств придется на 31 августа, годовщину официального признания «Солидарности» коммунистическими правителями Польши. Произносится, и будет произнесено еще больше красивых слов о свободе, демократии и борьбе за них польского рабочего класса. Закатывая глаза, воздевая руки к небу, с деланным воодушевлением, претендующие на интеллект политики и журналисты говорят и будут еще говорить на тему, что гордая и свободолюбивая Польша, представленная толпой нетрезвых слесарей во главе с усатым электриком с гданьской судоверфи, сокрушила коммунизм, чтобы с радостью стать частью «Европы». Как и все польские праздники, юбилей «Солидарности» переполнен русофобскими высказываниями. Учитывая, что одновременно в Польше отмечается 85-летие «Чуда на Висле», когда польские войска нанесли под Варшавой мощный контрудар по красной армии Тухачевского, благодаря чему почти проигранная поляками война, начатая весной 1920 года с целью создания Польши «от моря до моря», была сведена вничью, то русофобия в сегодняшней Польше «зашкаливает» до невероятных даже для этой страны масштабов. Разумеется, не могут поляки обойтись без воспоминаний о Катыни и о Варшавском восстании 1944 года, сопровождая все это истеричными воплями, требуя от России покаяния. На этом фоне понятны и факты избиения русских детей в Польше, и деланное возмущение польских лидеров о том, что на торжествах в Москве по случаю Победы в речи российского президента не был упомянут вклад поляков во Вторую мировую войну. Но все же торжества «Солидарности» являются главными в польском политическом календаре августа. Поэтому, высказав дежурные проклятия в адрес России за «разделы», расстрелы трусливо сдавшихся польских офицеров в Катыни (что следовало бы сделать с ними самим полякам?), недостаточную, с польской точки зрения, поддержку варшавских повстанцев (а зачем мы должны были помогать антирусски настроенным боевикам вернуть к власти политических банкротов?), польские деятели торжественно объявляют, что в августе 1980 Польша начала свое «освобождение» от власти москалей. Как обычно, поляки склонны преувеличивать свою роль в истории (в этом их могут превзойти только евреи). Опыт «Солидарности» они рекламируют так, как не могло прийти в голову даже пропагандистам Коминтерна. Даже в солиднейшей британской «Файненшл таймс» в номере от 26 августа некий Я.Бугайский тоном пророка изрекает: «Россия должна найти свою «Солидарность». В противном случае, по уверению Бугайского, Россия распадется или ее ждет диктатура (когда в Москве расстреливали парламент, это была еще демократия?!). Впрочем, тогда, в 1980, была не какая-то там «революция» (и даже не «оранжевая»), а всего-лишь очередная польская глупость. Подобных глупостей было очень много за тысячу лет польской истории. Более того, боюсь, их будет много и впредь… 2 В свое время один неглупый немец по имени Фридрих Энгельс изрек, что удел поляков в истории – смелые глупости. Почти все, что говорил теоретик коммунизма, оказалось неправильным. Но вот в отношении поляков Энгельс оказался совершенно прав. Польский народ богат талантами. Почти во всех отраслях науки и культуры мы всегда можем найти множество польских имен. И только одна сфера – сфера политики, демонстрирует поразительную бедность на имена великих польских политиков. Пожалуй, кроме генерала Ярузельского и, с определенными оговорками, Пилсудского, среди польских политических деятелей вряд ли можно найти хоть одного, которого можно было бы назвать выдающимся. И, что самое трагическое, объясняется это такими странными на первый взгляд причинами, как совершенно некритическое отношение поляков к своим соседям к западу и востоку от себя. И ведь этой аномалии уже тысяча лет… Приняв католичество в 966 году, то есть чуть раньше принятия православия Русью, Польша стала частью западного мира. Точнее, так считают сами поляки. На Западе считают иначе, (но об этом, впрочем, чуть позже). И вот уже тысячу лет поляки смотрят на Запад как мусульмане в сторону Мекки (да не обидятся на меня добрые польские католики, которые сохранились в этой стране даже в эпоху глобализации!). Зато населенный «схизматиками» Восток, в полном соответствии с усвоенными западными взглядами, рассматривается как законная добыча, объект захвата и эксплуатации. Уже креститель Польши князь Мешко, а затем его преемник Болеслав Храбрый, пытались захватить западные русские города. Болеслав в 1017 году даже захватил Киев, но, как и все завоеватели, столкнулся на Руси с народной войной и был выброшен обратно в Польшу. Зато по отношению к западным соседям у польских правителей и, к сожалению, народа, всегда было нечто вроде комплекса неполноценности. Уже в XI-XIII вв., по приглашению польских королей, в Польшу стали прибывать многочисленные немцы – колонисты, заселившие западные земли страны и составившие основную часть ее городского населения. А в 1226 году мазовецкий князь Генрих пригласил в качестве военной силы для борьбы с воинственными язычниками-пруссами Тевтонский орден, открыв, таким образом, дорогу немецкой экспансии в саму Польшу. (В этом смысле обида поляков, что их президента не пригласили на празднование 750-летия Кенигсберга, поистине непонятна). Конечно, само по себе приглашение иностранных колонистов еще не есть свидетельство глупости правительства. Малонаселенная страна, испытывающая острую потребность в квалифицированных кадрах, всегда пытается привлечь к себе дельных людей из-за рубежа. Россия во все века истории также приглашала к себе технических специалистов – византийцев в Х веке, «фрягов» (итальянцев) в XV-м, немцев – в XVIII-м. При Екатерине Великой в Россию в поволжские губернии прибывали из Германии и простые крестьяне. Россия с не меньшим основанием, чем США, может считаться страной иммигрантов. Многие этносы исторической России, такие, как волжские немцы, черноморские греки, бессарабские болгары и гагаузы, а также корейцы, ассирийцы, уйгуры, и ряд других, являются иммигрантскими диаспорами. Но все же есть различия в отношении российских правителей к иноземным переселенцам, которых рассматривали как равных коренному населению, и польским подходом к выходцам с Запада. И в России, к сожалению, «чужебесие», как называл это живший многие годы в нашей стране хорват Крижанич, было широко распространено. Но в Польше ситуация особая. На западных выходцев поляки смотрят снизу вверх, проявляя по отношению к ним поразительное раболепие, а вот на восточных «схизматиков» поляк смотрит глазами расиста – колонизатора. И все перипетии русско-польских отношений объясняются этим. 3 В конце XIV века Польша неожиданно, без приложения особых усилий со своей стороны, стала великой державой. В результате династического брака, Польша подчинила своему влиянию соседнее Великое княжество Литовское. Впрочем, только через два века возникло объединенное государство Речь Посполитая, воспоминание о которой до сих пор не дает полякам покоя. В создании Речи Посполитой главная заслуга принадлежала, строго говоря, не самим полякам, а правящему классу Литвы. Слово «Литва» пусть не смущает читателя, поскольку означает оно не современную маленькую, хотя и страдающую манией величия, Литву, а русское государство, включавшее в себя западные княжества прежней Киевской Руси. Довольно долго, вплоть до 1386 года, именно Литва, а не Москва, претендовала на роль собирателя русских земель и борца с ордынским игом. Но после того, как князь Ягайло, с целью получения руки и сердца польской королевы Ядвиги, а заодно и польской короны, принял католицизм, Литва перестала быть для основной массы русских людей, включая подданных литовского князя, «своим» государством. На роль объединителя Святой Руси выдвинулась нищая, «лапотная» Москва, никогда не изменявшая православию. С этого времени история Литвы, а затем, после ее объединения с Польшей, есть в основном история распада. В самой Литве после крещения князя и его двора по латинскому обряду сложилась ситуация, вообще-то нередкая в средневековой истории. Произошло окатоличивание, а затем и ополячивание, правящей элиты. Поскольку великий князь Литовский был по совместительству также польским королем, то понятно, что для успешной карьеры в княжестве надо было быть католиком. А это в свою очередь, означало, что католики в Литве переходили на польский язык, усваивали польскую культуру. Быть католиком и поляком в глазах основной части сохранившего верность православию населения Литвы стало синонимом. В конце XIX века русский историк Говорский, изучая генеалогию польских аристократических родов, не без удивления обнаружил, что почти все магнатские роды Речи Посполитой не только имели православных предков, но даже и иерархов Православной Церкви! Земли Украины и Белоруссии не были завоеваны поляками, но тамошний правящий класс вплоть до ХХ века был польским. История Белой и Малой Руси после XVI века в значительной степени является борьбой с польским господством. Не лишено пикантности, что большинство великих поляков в истории были именно уроженцами земель к востоку от Буга. Из «литвинов» (польскоязычных католиков с территорий прежнего княжества Литовского) вышли едва – ли не все деятели польской культуры, включая поэта Мицкевича и композиторов Огинского и Монюшко, и политики, от Костюшко до Пилсудского. И до сих пор поляки теряют остатки здравого смысла, когда вспоминают о прежних восточных «крейсах» (окраинах) Речи Посполитой. Но ополячивание западнорусской элиты не означало такую неотразимость польской культуры для «русских дикарей». Одновременно с ополячиванием западнорусской аристократии произошла добровольная германизация западнопольских земель. Пока все силы польской шляхты уходили на борьбу со «схизматиками» на востоке, Польша почти без борьбы уступила немцам выход к Балтийскому морю и Силезию. Произошло добровольное онемечивание этих земель, причем онемечились не только аристократы (как они ополячились в Литовской Руси), а практически весь народ. Прежнее славянское Поморье стало немецкой Померанией, да так, что померанские гренадеры стали эталоном немецкого солдата. Силезия стала одной из самых промышленно развитых земель в Германии, где и была создана германская тяжелая индустрия. Даже в тех землях, что оставались под властью Польши до XVIII века, немцы составляли большинство городского населения. Но сами поляки, игнорируя потерю своих западных и северных земель, упорно пытались выполнить польскую миссию на востоке по покорению «схизматиков». Эту миссию они пытались выполнить даже тогда, когда Польши, разделенной между соседями, не стало. Самым печальным для Польши было то, что правила этой страной шляхта – привилегированное сословие. В отличие от русского дворянства, служилого сословия, служившего Царю и Отечеству, шляхтичи были только привилегированным сословием, имевшим права, но никому ничем не обязанного. Шляхтичей было много – почти 10% населения, и не удивительно, что шляхетская мораль была усвоена польской нацией. Все шляхетские добродетели, в том числе и такие, как принципиальное нежелание работать (истинный шляхтич умрет с голода, но не опозорит себя крестьянской работой), спесь, именуемая гонором, бунтарство, и при этом лакейство к сильным мира сего. Впрочем, страна, которой правит такое сословие, нежизнеспособна. 4 В конце XVIII века Речь Посполитую разрезали на куски, словно колбасу, и поделили Австрия, Пруссия и Россия. Последняя, впрочем, вернула себе исконные русские земли, на которых, правда, экономически господствовали польские магнаты и шляхтичи. То, что в основном польские дворяне воссоединенных западных российских губерний были потомками ренегатов (это слово не ругательство, а всего – лишь обозначение человека, сменившего веру), пожалуй, только придало польскому движению на этих землях особенно злобный русофобский характер. Известно, что нет более яростных антисемитов, чем «бывшие» евреи, «стопроцентные американцы» – это, как на подбор, недавние иммигранты или дети иммигрантов. Так и прежние князья рюриковой или гедеминовой крови, став польскими магнатами Вишневецкими, Потоцкими, Радзивиллами, Чарторижскими, Тышкевичами, Сангушко, Замойскими, более столетия вели подрывную деятельность против России, борясь не за свободу польского народа, но за господство над русскими землями. В собственно Польше отношение к русским и имперской власти было гораздо более доброжелательным. Интересно, что литвин Пилсудский презрительно называл уроженцев собственно Польши «привислянами» и считал, что они не сознают всего величия польской миссии. После разделов поляки восставали, но это было восстание шляхты за господство над крепостными. И потерпев очередное поражение после очередного восстания, толпами бежали на Запад. Там им находилось достойное применение. Так, Наполеон, еще будучи республиканским генералом, начал формировать из польских эмигрантов, бежавших на Запад после поражения восстания Костюшко, польские воинские части – легионы. Эти легионы сражались с русскими в Италии в 1799 году, усмиряли (во имя свободы, конечно!) бунт негров – рабов на Гаити, воевали с партизанами в Испании. А в походе на Россию в 1812 году в великой армии Наполеона каждый 6-й солдат был поляком. В России все же не теряли надежды на то, что поляки вспомнят о своем славянстве и будут дружественны к России. После поражения Наполеона Россия по праву победителя подчинила себе основную часть собственно Польши. Но вместо наказания за сотрудничество с Наполеоном Царь-идеалист Александр I создал конституционное государство Царство (или Королевство) Польское. Поляки, не ожидавшие этого, были поражены щедростью монарха. Когда Император приехал в Варшаву, толпа поляков распрягла лошадей из его кареты и восторженно везла его, распевая гимн «Бозе, цось польске». Но такие чувства продержались недолго. 5 Хотя в 1814-1830 гг. Польша была автономным государством, связанным с Российской империей лишь династической унией (самодержавный Император Всероссийский был также конституционным королем польским), но польское шляхетство не могло примирится с тем, что хозяйничает только в польских землях. Для практически всех польских политических деятелей границы Польши, установленные Венским конгрессом, (которую они презрительно называли «конгрессувкой») были неприемлемы. Стремление захватить «забранный край» (так поляки называли западные губернии Российской империи, входившие в Речь Посполитую до разделов) стало навязчивой польской «национальной идеей». Логика в подобном стремлении была проста: Польша в своих этнографических границах, практически совпадавших с «конгрессувкой», получив независимость, будет маленьким и невлиятельным государством. Зато, расширив границы на восток, Польша сможет вновь стать великой державой. Присоединение «забранного края» к Польше казалось вполне реальным, поскольку в западных российских губерниях вся власть принадлежала богатому польскому дворянству. Действительно, в западных губерниях Российской империи мало что изменилось со времен Речи Посполитой. Многие русские путешественники чувствовали себя на правом берегу Днепра или в Белоруссии как за границей. До 1840 года все делопроизводство велось на польском языке, большинство белорусов и правобережных украинцев принадлежали к униатской церкви. При этом почти все образование в крае носило польско-католический характер, успешно превращавшим белорусов и украинцев в поляков. Курьезно, но даже в православных духовных семинариях в правобережной Украине польский был языком преподавания. Поразительно, но после падения Речи Посполитой процесс ополячивания восточных славян, бывших польских подданных, пошел ускоренными темпами. Так что надежды поляков на присоединение к себе Белоруссии и правобережной Украины были не беспочвенны. Впрочем, горячее воображение поляков рисовало и еще более заманчивые границы Польши «от моря до моря» (то есть от Балтики до Черного моря) с такими «польскими» городами, как Рига, Смоленск, Одесса, и пр. В 1819 году бывший офицер наполеоновской армии В.Лукасинский создал тайное общество «Национальное масонство» (!), вскоре переименованное в «Патриотическое общество», ставящее своей целью подготовку восстания с целью восстановления Польши в границах 1772 года. По масонским каналам Лукасинский установил связь с русскими декабристами, пытаясь создать единый фронт по разделу России. Осенью 1830 года, поляки попытались воспользоваться общеевропейским политическим кризисом, вызванным очередной революцией во Франции, свергнувшей династию Бурбонов. Поскольку именно Бурбоны были гарантией сохранения границ, установленных Венским конгрессом 1814-1815 гг. (в том числе и границ Польши), то возникла реальная перспектива войны Франции против всей Европы. Одновременно разразилась революция в Бельгии и усилилось революционное движение в Италии. Польские деятели не могли не воспользоваться подготовкой к походу польской армии, чтобы не попытаться изменить границы «конгрессувки». В ноябре 1830 года вспыхнуло восстание польской армии в Варшаве, после чего власть в Царстве Польском перешла к правительству мятежников. Затем мятеж шляхты начался в Литве и Белоруссии. На помощь мятежникам в западных российских губерниях пришли регулярные войска из Королевства Польского под командованием генералов Гелгуда и Хлапинского, демонстративно перейдя Неман в том же месте, что и польские части в авангарде великой армии Наполеона в 1812 году. Так началось очередное вторжение с запада, почти забытое современными русскими людьми. Явно страдая манией величия, польские повстанческие лидеры выпустили 6 декабря (по новому стилю) 1830 года Манифест, в котором провозгласили, что восставшие ставят перед собой целью «…не допустить до Европы дикие орды Севера <…> защитить права европейских народов». Вскоре в Петербург прибыла польская депутация, которая должна была «просить о восстановлении королевства в прежних границах» (Шильдер Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование. Кн. 2. М., 1997. С. 304). Если бы во главе страны тогда стоял Горбачев, то начались бы переговоры, закончившиеся полным удовлетворением всех требований к России. Если бы страной правил тогда Ельцин, поляки получили бы территории гораздо больше, чем хотели. Но, к счастью, Император Николай I прекрасно понимал значение происходящих событий. По его словам, от результата польской кампании «зависело политическое бытие России». Эти слова не были преувеличением. В случае поражения Россия была отброшена за Днепр и Западную Двину. Кроме того, Европа 1830-1831 гг. жила под угрозой возникновения большой войны, и локальная кампания против поляков могла быстро перерасти в конфликт общеевропейского значения. Но император Николай I действовал решительно. После года кровопролитных боев поляки были разгромлены. Остатки польской армии и десятки тысяч простых поляков бежали за рубеж. Здесь большинство из них ждало нищее эмигрантское существование. Многие бывшие солдаты и офицеры польской армии вступили во французский Иностранный легион, и отправились на колониальную войну в Алжир, где большинство из них ждала бесславная гибель. Французский командующий колониальными войсками в Алжире трогательно писал о гибели польских частей легиона: «Окруженные со всех сторон, они сгруппировались на холме, где этот храбрый отряд, составленный из солдат, закаленных в войне с русскими держался стойко и доблестно проливал за Францию свою кровь, которую он уже не мог пролить за свободу Польши» (Брюнон Ж., Маню Ж. Иностранный Легион. 1831-1955. М., 2003. С. 23). Почему-то война за свободу Польши всегда была чужой захватнической войной!. После восстания Царство Польское утратило автономию и конституцию. В западных губерниях были отменены местные законы, русский язык был введен в делопроизводство, в 1839 году была ликвидирована униатская церковь, и белорусы вернулись в православие. Польский вопрос на три десятилетия перестал быть актуальным. 6 Но как только в России опять начались либеральные веяния, и Царство Польское получило вновь автономию, в 1863 году поляки снова восстали. И опять с целью захвата «забранного края». Польские инсургенты явно рассчитывали не на свои силы. Все восстание носило характер разрозненных партизанских нападений на отдельные русские посты, казармы и мелкие гарнизоны, мятежникам не удалось овладеть ни одним городом, а общее число повстанцев никогда не превышало 10 тыс. чел. Основные свои надежды руководители возлагали на ожидаемую интервенцию стран Западной Европы и особенно на поддержку своих требований русскими революционерами внутри России. Эти надежды не были такими уж беспочвенными. Уже в апреле 1863 г Англия, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды, Дания, Османская империя, Ватикан предъявили России дипломатическую ноту, более похожую на ультиматум. Западные страны предлагали решить судьбу Польши (подразумевая ее в границах 1772 года) на международном конгрессе под своим предводительством. В противном случае западные державы угрожали войной. Активизировалась подрывная деятельность на окраинах России. Полякам, как всегда в истории, пришлось стать пушечным мясом в интересах Запада. Летом 1863 года на черноморском побережье Кавказа, где продолжалась война с горцами, на пароходе «Чезапик» высадился отряд («легион») польских эмигрантов под командованием полковника Пржевлоцкого. Задачей «легиона» было открытие «второго фронта» против России на Кавказе. Предотвратить высадки новых легионов было трудно, поскольку после Крымской войны Россия не имела права владеть военным флотом на Черном море. Зато на полном серьезе поляки пытались создать свой «флот» на Черном море. Французский офицер Маньян даже получил чин «генерал-капитана польских морских сил на Черном море». Одновременно отряд польских эмигрантов под командованием Липинского пытался высадить десант на Балтике в районе Полангена (Паланга). Еще один отряд под командованием З.Милковского пытался пройти из Румынии на юг России, чтобы поднять восстание русских старообрядцев. Размах польских мероприятий, особенно учитывая слабую способность поляков к организации, не может не впечатлить. Внутри России мятежные поляки встретили открытую поддержку крайних радикалов и сочувствие либералов. Русское общество оказалось расколотым по польскому вопросу. «Передовая» и «свободомыслящая» часть общества выступала в защиту польских сепаратистов (как это напоминает поддержку московско-ленинградской интеллигенцией прибалтийских сепаратистов времен горбачевской «перестройки»!). Некоторые русские радикалы примкнули к полякам и приняли участие в боях против соотечественников. В Казани группа радикалов вместе со ссыльными поляками пытались поднять восстание в Поволжье. В эмиграции Герцен на страницах «Колокола» открыто призывал к поддержке польских требований, а анархист Бакунин принимал участие в подготовке экспедиции Липинского на Балтийском море. Сторонники единой и неделимой России, составляя подавляющее большинство просвещенного общества, оказались, тем не менее, словно подвергнуты бойкоту и остракизму со стороны малочисленных, но крикливых прогрессистов. Но, к счастью, благодаря твердой позиции русских консерваторов, не побоявшихся при выполнении долга верноподданных, выступить с критикой действий либеральствующего Наместника в Польше великого князя Константина, восстание было подавлено. Российские военные и администраторы нанесли шляхетским мятежникам удар ниже пояса, осуществив в Польше и в западных губерниях аграрную реформу, передав крестьянам часть шляхетской земли. Этого было достаточно, чтобы народ поддержал не мятежников, а российскую власть. Что касается западных держав, то они, как обычно, вдоволь повозмущались «русскими зверствами» и успокоились. Запад всегда хотел, чтобы поляки воевали за него, но не хотел воевать за Польшу. 7 Впрочем, помимо открытых восстаний, польские деятели целое столетие вели против России масштабную пропагандистскую войну. Польские эмигранты на Западе стали едва ли не единственными поставщиками сведений о России (разумеется, со своей тенденциозной точки зрения) для западной публики. И вот до сих пор гуляют по страницам солидных исторических западных изданий картинки, где звероподобные бородатые казаки с монголоидной внешностью поднимают на пики польских младенцев или секут нагайками польских монахинь. Разумеется, все эти «иллюстрации» представляют интерес лишь как образец пропаганды. Внесли «братья-славяне» поляки огромный вклад в создание расистского мифа в адрес России. Польские авторы доказывали европейской публике, что москали – азиаты, ничего общего с европейской цивилизацией не имеющие. Зато к полякам относили также и малороссов, которые должны стать подданными восстановленной Польши. Согласно исследованию В.И.Ламанского, крупного филолога-слависта, в польской литературе систематически употреблялись слова Rossianin (россиянин), rossuiski (российский) для великорусов, и слова Rusin, ruski, Rus, для обозначения малорусов и белорусов (Ламанский В.И. Три мира Азийско-европейского материка. Пг, 1916. С. 73). Во время восстания 1863-1864 гг. польские инсургенты в своих воззваниях именовали русских «москвой» (с маленькой буквы), а украинцев и белорусов – русскими или русинами. Однако вскоре вместо понятия Русь для обозначения губерний Юго-Западного края Российской империи стали использоваться слово Украина. Возник союз польских сепаратистов с украинским движением, причем лидирующую роль в союзе играли поляки. Именно польские авторы продолжали работать над созданием теории отдельного происхождения украинцев и их расовых и языковых отличий от великороссов. В 1858-1861 гг. в Париже вышел трехтомный труд профессора парижской польской школы, ополяченного малоросса, Франциска Духинского, впоследствии вышедший на французском под названием «Peuples Aryas et Tourans» («Народы арийские и туранские»). Основная мысль его заключалась в том, что поляки и «русские» (то есть украинцы) являются арийским народом, а москали – туранским, состоящим из смеси финнов и монголов. «Русь» – это исконная Польша, «русский» (то есть украинский) язык есть диалект польского, а «московский» язык – не язык вовсе, а поверхностно усвоенное татаро-финскими варварами славянское наречие. Московия – варварская азиатская страна, представляющая угрозу европейской культуре. Только восстановленная Польша сможет стать барьером московскому варварству. По мысли Ф.Духинского (сохраняем написание литературного русского языка при цитировании его польско-украинского новояза), «Росиа – исторична узурпация. То правда, пид впливом династии Рюриковичей и церкви финськие и татарские жители Московщины поступово прийняли словьянску мову; але зберегли свий первисный расовый характер». Итак, москали есть азиаты, под влиянием («впливом») Рюриковичей и церкви принявшие славянский язык, но оставшиеся азиатами в расовом плане. Общий вывод писаний Духинского звучал так: «На Днипро! На Днипро! До Киева! О, народы Европы! Там ваша згода, бо саме там малороссы ведуть боротьбу проти Москвы на захист своей европейской цивилизации». Итак, именно в борьбе против «Москвы» может появиться общеевропейская «згода» (согласие), союзником которой может быть польское движение и украинство, которое, оказывается, уже борется против Москвы. При всей своей антинаучности расистская теория Ф.Духинского получила распространение на Западе, причем некоторые элементы его теории существуют в западной и украинской общественной мысли до сих пор. Для основной массы поляков русские остаются азиатами, а украинцы с белорусами – неполноценные поляки, которые жаждут войти в Речь Посполитую. Столь подробное напоминание о польской проблеме времен XIX века необходимо только потому, что в русском самосознании до сих пор существует комплекс вины за усмирение польских восстаний. Еще дореволюционные либералы умилялись демагогическим лозунгом «За вашу и нашу свободу». В советскую эпоху, учитывая, что Польша была социалистической страной, официальная наука практически умалчивала о самих польских мятежах. Но стесняться нам, русским, нечего. Все польские восстания против России были национально-захватническими. Их подавление было для России необходимой самообороной. 8 О русско-польских проблемах XX века не будем говорить, поскольку эта тема стараниями историков за последнее время более или менее освещена. Укажем лишь на то, что никаких принципиальных изменений в отношении поляков к соседям на Западе и Востоке не произошло. Как мрачно выразился один советский дипломат, как поляка не корми, а он все на Запад смотрит. Хотя наша страна спасла поляков от истребления нацистами, но польский менталитет остался прежним. Москаль никогда не дождется от ляха благодарности. Сталин в отношении Польши проводил очень сдержанную политику, уважая чувства этого народа. В сентябре 1939 года Сталин после короткой полувойны с Польшей вернул исторические русские земли западной Белоруссии и Галиции. Но, и в четвертом разделе Польши 1939 года Россия (под названием СССР) вернула себе лишь свое. Поляки, которые в союзе с Гитлером в 1938 году делили Чехословакию, и которых теперь поделили самих, не имеют морального права возмущаться. (Но они возмущаются по причине комплекса народа, перед которым виноваты все). Сталин попытался закрыть столь болезненный польский вопрос. Присоединив в сентябре 1939 года западную Украину и Белоруссию, руководство СССР сделало все, чтобы эти земли поляки больше никогда не считали «забранным краем», больше никогда не претендовали на них, и при этом не чувствовали себя ущемленными. Как известно, Польша получила компенсацию в виде бывших германских земель, составивших треть территории современной Польши. Земли, которые поляки уступили ими же приглашенным немцам почти без всякой борьбы еще в XII-XIV вв., и отвоеванные русским солдатом в 1945 году, Сталин милостиво вернул воссозданной Польше. Западные державы не хотели чрезмерного увеличения территории Польши, но по приказу Сталина уже в феврале 1945 года были установлены польские пограничные знаки по рубежу рек Одер и Нейсе. Проживавшие на этих землях около семи веков немцы были выселены в пределы оккупационных зон оставшейся территории Германии. Но одновременно была проведена своеобразная этническая чистка западных земель СССР. На основании соглашений советского и польского коммунистического правительств полякам, проживавших на землях, отошедших к СССР, было предоставлено право переселиться в Польшу. Особо подчеркнем, что говорилось именно о праве на выезд, а не приказе уехать. Впрочем, в основном советские власти приветствовали выезд поляков. По подсчетам этнографов, за 1944-1955 гг. всего примерно 2,5 миллионов поляков уехали в Польшу. (В данном случае неважно, что большинство поляков на западной Украине были по своему этническому происхождению ополяченными, принявшими католичество, восточными славянами). 482 тысячи украинцев из земель к западу от Буга, оставшихся в составе Польши, выехали в советскую Украину. В СССР осталось примерно 1,3 миллиона поляков. Остались большинство поляков Белоруссии (впрочем, большинство из них были католиками-белорусами, языком и бытом практически не отличавшихся от православных белорусов), и примерно половина поляков Литвы. Зато в Галиции, где над поляками расправлялись и немцы, и бандеровцы, и где местная советская власть, восстановленная в 1944 году, также принимала меры по очищению края от поляков, практически не осталось польского населения. Галицийские поляки стали жертвой чудовища, которого сами создали – украинского национализма. В годы немецкой оккупации бандеровцы развернули, к вящей радости немцев, резню польского населения. Даже после 1944 года бандеровцы предпочитали убивать поляков, а не вступать в боевые действия с советской армией. Объяснялось это тем, что русины Галиции испытывали к полякам такую ненависть, что на антипольских лозунгах и действиях можно было завоевать массовую поддержку. Советские власти, уничтожая самостийников, также предпочли привлечь на свою сторону простых украинцев, «зачищая» Галицию от поляков. В результате Галиция, в которой поляки перед войной составляли до 40% населения, стала почти чисто украинской. Город Львов, в котором, согласно польской переписи 1931 года, из 312 тысяч жителей лишь 24 тысяч (7,8% населения) называли себя украинцами, и 11 тысяч (3,5%) – русинами, из польско-еврейского города превратился в нынешнее украинское «мисто». Подобную этническую эволюцию проделал еще один город – Вильно, ставший литовским Вильнюсом. Если до войны, согласно той же польской переписи 1931 года, литовцы составляли лишь 1,6 тысяч человек, или 0,8% (!) из 195 тысяч виленцев, то после войны благодаря хлынувшим в город литовскоязычным мигрантам (если пользоваться прибалтийской терминологией) состав населения города радикально изменился. Ныне литовскоязычные мигранты и их потомки составляют уже 50% вильнюсцев. Интересно, что именно такое решение польской проблемы предлагал в 1863 году, в период польского восстания, выдающийся русский мыслитель, историк, М.П.Погодин. Он считал, что собственно Польше надо предоставить независимость, но польское население из западных губерний необходимо удалить, даже если понадобится, силой. Сами поляки, однако, должны быть вполне удовлетворены территориальными и этническими изменениями в своей стране. Польша превратилась практически в однонациональную страну. И что может быть более смешным и нелепым, чем русофобские демонстрации поляков в бывшем немецком Данциге (равно как и украинских самостийников во Львове и литовских националистов в Вильно). 9 Однако история территориально увеличенной на запад новой, «ялтинской» Польши под властью коммунистов есть история кризисов и потрясений. В августе 1980 кризис принял особо острую форму, когда и родилась «Солидарность». Несколько миллионов польских рабочих и интеллигентов яростно боролись против власти, которая могла гарантировать территориальную целостность их страны. Но, может быть, то была борьба с коммунизмом, а не очередная польская дурость? Неужели поляки опять могли бредить о своей миссии на востоке, вообразив себя «Европой»? Увы, в том то и дело, что все антикоммунистические движения, включая «Солидарность», были истинно польскими, то есть повторили без изменений все польские комплексы насчет запада и востока. Вот что писал в 1983 году, после введения военного положения, нелегальный (то есть называющий вещи своими именами) журнал «Непогледность», о той политике, которую следует проводить в светлом будущем, после того, как Польша избавится от коммунизма: «…Мы не можем допустить того, чтобы в какой-либо форме возникла Российская Федерация. Это мы должны связать пограничные государства: Украину, Беларусь и Литву с Польшей <…> мы должны, прежде всего, поддерживать стремление наших соседей к независимости и развитию у них национального сознания, построенного на антагонизме с русским, то есть противопоставленного русскости в широком понимании… Мы заявили, что в интересе Польши – создание НЕ Демократической Российской Федерации, а независимых государств, которые будут, по меньшей мере, склонны к сотрудничеству с Польской республикой или согласятся создать вместе с нами Союз государств, который отодвинет Россию от Европы». Далее следовали конкретные советы, что надлежит делать под чутким польским руководством народам сего союза: «Не Тэги: европы, европы., заграница., империя, интересное, интересное., история, история., культура, непознанное., познавательное, политика, польское, польша, польши, посполитая, речь, россии., российская, россия, рубежом, русофобия, царство Американцы завалили географию.2014-04-08 19:27:18+ развернуть текст сохранённая копия Газета Washington Post выяснила, что лишь один из шести американцев знает, где находится Украина, в которой с ноября не утихает политический кризис. И чем дальше респонденты «размещали» Украину от её реального географического положения, тем больше они одобряли вмешательство США во внутренние дела этой страны. В конце марта газета Washington Post провела опрос 2066 американцев, выясняя, какие действия, по их мнению, должны предпринять Соединённые Штаты на Украине. Помимо базовых данных (возраст, пол, профессия) респонденты, заполняя анкету, указывали на карте, где, по их мнению, находится эта страна. Многие поместили её на северо-восток Канады и в Гренландию. Некоторые - в Африку и Южную Америку. А большое число опрошенных приняло Украину за Казахстан. Лучше всего на «экзамене по географии» проявила себя молодёжь 18-24 лет (27% правильных ответов). Удивительно, но американские военные продемонстрировали довольно слабый результат (16%). Политически независимые граждане оказались более осведомлёнными, чем сторонники как республиканской, так и демократической партий. Опрос показал, что наименее осведомлённые респонденты чаще выступали за использование военной силы Соединенных Штатов для урегулирования ситуации на Украине и защиты собственной безопасности. Кроме того, они были более враждебно настроены по отношению к России, видя в её действиях угрозу национальным интересам США. ertata Тэги: американское, география, геополитика., заграница, заграница., зла., империя, интересное, интересное., картография, кризис, мнение, наука, непознанное., новости., образование, обросы, общественное, оразование., политика, политика,, рубежом, снг, снг., события., сша, украина, украинский Зверская Европа. Сравнивая зверства Европы и России.2014-04-05 17:21:25+ развернуть текст сохранённая копия Английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего современника Ивана Грозного, называвшего её «пошлой девицей», Елизавета (чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала, денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи таких привычек вообще сроду не имели. Будете в Лондоне – купите билет на обзорную экскурсию по центру города в открытом двухэтажном автобусе. Там есть наушники, можно слушать объяснения на разных языках, включая русский. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора», находилось место казней. Казни были основным общественным развлечением лондонцев в течение многих веков. Главная виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно, что-то напоминала англичанам – то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У неё было и более нейтральное имя – «машина Деррика», по фамилии самого заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, как машина Деррика». Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна знатная виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей: три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что можно было разом повесить 24 человека – на одного больше, чем «у Деррика». Историк Лондона Питер Акройд перечисляет ещё с дюжину известных мест казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на безымянных перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати восьми. Жестокость как стихийное бедствие Московское издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке – очередное сдирание кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными – одна из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для впечатлительных. Жестокость порождалась постоянными опустошительными войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были ещё безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов – историки спорят – населения её южной части. Папа Римский даже временно разрешил многожёнство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 населения. От этого удара Ирландия не оправилась уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь веков, между Батыем и Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой необузданной свирепостью нравов знакома не была. Сожалею, но придётся сказать неприятную вещь: история западной цивилизации не настраивает на громадный оптимизм – настолько кровопролитной и зверской была её практика. И не только в далёком прошлом – в недавнем ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превзошёл любое прошлое. По большому счёту, нет гарантий, что эта цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Это гораздо, гораздо более серьёзный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации (частью которой был Гитлер), трудно не констатировать: её самолюбование выглядит достаточно странным. Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии». По подсчётам историка Р. Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек. Скрынников настаивает, что мы имеем дело не с чем иным, как массовым террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не согласиться, хотя Иван Грозный – кроткое дитя рядом с Людовиком XI по прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом Злым (без номера), Карлом V (сыном Хуаны Безумной), Карлом IX (устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей… Но продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах – 100 тысяч. То, что сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, всего век с небольшим назад никого особенно не отвращало. Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» В 13 веке недалеко от Парижа была построена гигантская виселица Монфокон. Монфокон был разделён на ячейки вертикальными столбами и горизонтальными балками и мог служить местом казни для 50 человек одновременно. По замыслу создателя сооружения де Мариньи, советника короля, вид множества разлагающихся тел на Монфоконе должен был предостерегать остальных подданных от преступлений. Революционные затейники 1 августа 1793 г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело. «Вандея должна стать национальным кладбищем», – провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной привязи в устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни». Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами». Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея, судя по всему, не мучает. В России до появления большевиков ничего похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. Но как и всякая империя в период своего строительства, Россия тяжко прошлась по судьбам ряда малых народов – сибирских и северокавказских, – там было не до прав и свобод человека в современном их понимании. Одно можно утверждать с уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет. Всё познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, что освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически уничтожили около ста миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!) тасманийцев. Америка и Австралия были далеко, но когда русским властям становилось известно, что злодеяния творятся вблизи границ империи, они порой шли на прямое вмешательство. «Уманская резня» в июне 1768 года, во время так называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч евреев. Многие тысячи евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке, Каневе, Черкассах, Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в Балте. Хотя всё это происходило на «суверенной польской территории», вести о размахе зверств побудили русские власти послать против гайдамаков корпус генерала Кречетникова, который разбил их в несколько дней и, возможно, спас евреев Правобережья Днепра от полного истребления. Убийства по закону Ещё в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков, каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников, он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек. Так смотрели на вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон, предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал» отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто осмелился порицать действия правительства. А теперь возьмём «Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из «Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996 г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от несвойственных Руси жестоких наказаний. Впервые понятие смертной казни появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). Уложение 1649 года предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях – много, но всё ещё бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной Европе в 1697-98гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки. Однако бороться с устоявшейся системой ценностей – дело чрезвычайно трудное. По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача попросту исчезла. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов, Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и поимённый список казнённых в России в течение 81 года между восстанием декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, то есть совершалось 30 казней в год. На эту цифру, правда, повлияли два польских восстания 1830 и 1863 гг. и начало революции 1905-1907 гг. Если же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную Россию! О чём говорит эта цифра с учётом того, что в течение всего этого периода смертная казнь за умышленное убийство применялась неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».) Ещё две иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того времени помощь раненым не предусматривали вообще. Более ранний пример. Обязательной частью государственной политики Руси-России был выкуп своих пленных. Вот что гласит глава «О искуплении пленных» Стоглавого Собора 1551 года: «В ордах и в Цареграде и в Крыму… всех плененых окупати из царевы казны». Послы располагали целевыми деньгами на оплату выкупа, которые им потом возмещала казна. Но это ещё не всё. Богатые левантийские торговцы и дипломаты иногда прибывали в Россию с целыми свитами, в составе которых могли быть пленные христиане. Вывезти их обратно русские власти не позволяли ни под каким видом: «А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны». Экспорт народонаселения А вот пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример, но Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой. Осенью 1653 года польский король Ян Казимир рвался разобраться с Богданом Хмельницким, хотя последний временно имел сильного союзника в лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу Днестра у местечка Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник Хмельницкому: поляки загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но на каких условиях! Хан порывает с Хмельницким – и в награду может на обратном пути грабить всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы невозбранно грабили шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен множество шляхты обоего пола – это было им гораздо выгоднее, чем грабить бедных малороссийских «хлопов». Многие немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за границу. Король Саксонии Фредерик Август I (1670-1733), более известный как Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив выменять у французского короля 150 фарфоровых предметов (так называемый «кабинет») всего-то за два полка своей пехоты. Этот пример любят приводить в доказательство того, как высоко ценился в начале XVIII века фарфор, но почему-то никогда не приводят, чтобы показать, насколько низко ценилась в Европе того времени человеческая жизнь. Согласно Брокгаузу и Ефрону (т. 16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих «впал в долги, для покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек своего войска для войны с американскими колониями за 21 млн. талеров». Точнее, он продал просто всё своё войско, больше ему было не наскрести: население ландграфства уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же торговлю вели герцог Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах, другие мелкие немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений западнонемецких княжеств покупались систематически также французским правительством. В большом количестве немецких солдат закупала английская Ост-Индская компания, используя их при завоевании Индии. Почти за полтора века до этого, наоборот, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646 года лорд Страффорд и член парламента Флеминг говорили русскому посланнику в Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому величеству нужны будут служилые люди, то у парламента для царского величества сколько угодно тысяч солдат готово будет тотчас». По материалам Еженедельной независимой газеты А вот как описывается подавление англичанами восстания сипаев в Индии (1857 г. — 1858 г.) Повторный захват Дели британцами 19 сентября 1857 года был крайне жестоким. Город одновременно атаковали четыре армейские колонны — ничего удивительного, что по нему прокатилась волна мародерства и разрушений. Солдатам дали «добро» на трехдневное безнаказанное разграбление Дели. Сокровища Моголов и все, что можно было найти в Красном форте, — транспортабельные исторические и культурные ценности, ювелирные изделия, оружие и одежда королевской семьи, даже мраморные плиты и мозаики, — было расхищено. В грабежах участвовали и солдаты, и офицеры. Как отметил некий капитан Гриффит, «мы заходили в дома, принадлежавшие представителям богатейшего сословия местных жителей, и везде заставали одну и ту же картину — разрушенные дома, изуродованные дорогие предметы утвари, которые не удалось унести… Многие английские солдаты забирали ювелирные изделия и золотые украшения, снятые с тел убитых горожан, я видел у сослуживцев доставшиеся им таким образом жемчужные ожерелья и золотые мохуры (монета достоинством 15 рупий)». Награбленное в Дели попало и в Англию, куда его привозили «вернувшиеся из колоний» британцы, многие предметы стали экспонатами Британского музея в Лондоне. Чтобы поквитаться за поражения, британцы подвергли «десакрализации» множество объектов религиозного поклонения. В мечетях устраивали пекарни, бараки и магазины. Красивейшие средневековые здания разрушали «из соображений безопасности». У тридцати трех деревень в пригородах Дели конфисковали сельскохозяйственные угодья. Затем начались расправы. Во всех уголках страны, по которым прокатился мятеж, победоносные британцы обвиняли в измене всех жителей восставших районов поголовно. Зачастую пытали и убивали невиновных. Капитан Хадсон велел раздеть донага, а затем казнить сыновей короля Бахадур Шаха. Казни повстанцев и их вождей сопровождались такой невообразимой «периферийной» бойней, что даже некоторые британские офицеры не могли сдержать отвращения. Подполковник Т. Райс Холмс писал в своих заметках о судилищах, организованных полевыми судами в Дели, что «группы туземцев предавали суду Военного Комиссариата или специальных комиссаров, каждый из которых был наделен исключительным правом миловать и казнить от имени правительства. Судьи эти были совершенно не склонны к проявлению милосердия. Почти все представшие перед судом были признаны виновными, и почти все, кого признали виновными, были приговорены к смертной казни. На видном месте в городе установили виселицу площадью четыре квадратных фута, и каждый день на ней вешали по пять-шесть обвиняемых. Вокруг сидели британские офицеры и, попыхивая сигарами, наблюдали за конвульсиями жертв». Одного подозрения в симпатии к повстанцам было достаточно, чтобы стереть с лица земли целые деревни. Тех, кого не вешали, привязывали к жерлам пушек и разрывали на куски залпами. Улицы и дома, залитые кровью, являли собой настолько отвратительное зрелище, что один девятнадцатилетний офицер не мог сдержать чувств: «Это было настоящее убийство, — писал он, — за последнее время я повидал много кровавых и ужасных сцен, но молю Бога, чтобы не увидеть ничего подобного тому, что мне пришлось лицезреть вчера. Хотя женщин и пощадили, их крики при виде кровавой расправы над мужьями и сыновьями были настолько полны боли… Господь свидетель — я человек не жалостливый, но когда у тебя на глазах расстреливают седобородого старика, надо иметь невероятно черствое сердце, чтобы смотреть на это с полным безразличием…» Мятеж был подавлен с исключительной жестокостью. И как ни пытались британцы охарактеризовать его всего лишь как «бунт сипаев, и ничего более», факты говорили о другом. Один из представителей британской администрации в Дели, Т. Меткалф, отмечал с сожалением, что «англичане живут на вулкане, готовом в любой момент взорваться вспышкой беспощадного насилия. Все Удхи с оружием в руках восстали против нас, не только регулярные войска, но и 60 тысяч человек из армии экс-короля. Заминдары и их челядь, 250 фортов, до зубов оснащенных артиллерией, действуют против нас. Правлению Компании (Ост-Индской) они противопоставили верховную власть собственных королей и почти единодушно выступили в их поддержку. Даже служившие в армии наемники стали нашими противниками, и все, до последнего человека, примкнули к мятежникам»... ============================================================== Каждый день мы ужасаемся ужасам войны, и деяниями террористов как частного, так и государственного масштаба. И забываем, что садизм ряда государств, ныне мнящих себя "просвещёнными" неизменен не первое столетие, как бы они не обеляли себя и не приписывали свои преступления кому-либо ещё. Они такими были всегда. И такими будут. Всё низменное всегда выпячивается при заявленных свободах или праве господина. Надо всегда об этом помнить, слушая велеречивые сказки толерантной Европы... Читай ещё: Мария Стюарт. Шпионы против королевы. Англия - самое кровожадное государство в истории человечества Кровавое паломничество Люди-звери Смерть-цивилизация Молот ведьм Огнём и мечом. На службе Святого престола. История инквизиции. Публичные казни – как развлечение. Русофобия Запада Капитализм - история большого грабежа. Английский образец Эпоха авантюристов. Эта уродливая, нищая, варварская Европа… Над империей зла не заходит солнце "Удар грома" – акт большого воздушного террора ДРАНГ НАХ ОСТЕН от Средневековья до наших дней Сипаи против империи Англия – самая агрессивная страна в истории Любовь, похожая на смерть Нефтяные войны элиты Туманного Альбиона Просвещённая Европа ertata Тэги: агрессия, бытие., геноцид, дикие, европа, европейские, европы, европы., заграница., запад, запад., запада, зверства, интересное, интересное., история, история., кровавая, культура, непознанное., нравы, просвещенная, россия, рубежом, ценности REITS - неторгуемые инвестиционные фонды недвижимости2014-04-04 12:27:00+ развернуть текст сохранённая копия Тэги: reits, инвестиционные, недвижимости, недвижимость, рубежом, фонды Подарила Меркель китайцам подарок...2014-04-03 17:55:36+ развернуть текст сохранённая копия Канцлер Германии подарила председателю КНР карту 1735 года, на которой Тибет, Тайвань, Синьцзян и другие территории не являются китайскими. Однако в блогах получила распространение другая карта, на которой Китаю принадлежит часть Сибири. После воссоединения Крыма и России в мире стал просыпаться интерес к исторической картографии. Канцлер Германии Ангелы Меркель подарила председателю КНР Си Цзиньпину “первую точную карту Китая”, без Внутренней Монголии, Маньчжурии, Синьцзяна, Тайваня и Тибета. Старинная карта была преподнесена китайскому лидеру еще 28 марта, в Берлине, во время его мирового турне. “Подарок с намеком”, как его окрестили мировые СМИ, тут же оброс всевозможными догадками, ошибками и спекуляциями. "А вот и Тайвань" Невежество, фантазии и информационная война Одним из первых о подарке сообщило американское издание Foreign Policy в своей статье "Меркель, карта, послание Китаю?" В статье утверждалось, что Ангела Меркель якобы преподнесла Си Цзиньпину "карту Китая, составленную в 1735 г. французским картографом Жан-Батистом Бургиньоном д'Анвиллем". Жан-Батист д'Анвилль (1697–1782) действительно является автором ряда старинных карт Азии и Китая. В частности, он составил карту к монументальной работе одного из ведущих востоковедов Европы XVIII века, французского историка, монаха Ордена иезуитов Жана-Батиста Дюальда (Jean-Baptiste Du Halde). Данная работа вышла в свет в 1736 г. и называлась "Географическое, хронологическое, политическое и физическое описание Китайской империи и Татарии китайской" ("Description géographique, historique, chronologique, politique, et physique de l'empire de la Chine et de la Tartarie chinoise"). Карта Жана-Батиста д'Анвилля от 1735 г.: Однако это не та карта, которую подарила Ангела Меркель. В американском издании сочли вполне нормальным, что канцлер Германии якобы дарит председателю КНР старинные французские карты. В действительности, Меркель подарила Си Цзиньпину карту Иоганна Маттиаса Хазе (Johann Matthias (Matyhias) Hase (Haas, Haase)) – немецкого математика, астронома и картографа (1684-1742). "Regni Sinae vel Sinae Propriae Mappa et Descriptio Gegraphica ex mappis particularibus quas Sinarum Rex Kanghi opera patrum Missionarium i…R.P. du Halde" Данная карта была составлена в Нюрнберге в 1740 г. и опубликована под торговой маркой “Homannsche Erben” ("Homann Heirs"), "Наследники Гоманна" – ведущего картографического издательства в Германии в XVIII веке. Его основателем был немецкий гравёр и картограф Иоганн Баптист Гоманн (1664−1724). Карта немецкого картографа Хазе (Хааса) основана на работах Дюальда и д'Анвилля. В различном цветовом оформлении она представлена на различных аукционах (например "Paulus Swaen old Map auction and galleries", Barry Lawrence Ruderman Antique Maps и других подобных сайтах). Эти детали – намеренно или из-за небрежности – ускользнули от внимания Foreign Policy и остальных СМИ, которые сообщили о подарке Меркель. Скриншот подаренной карты, YouTube Что же все-таки вызвало шок у китайцев? На отображенном этапе развития Цинской империи отсутствуют такие территории, как Внутренняя Монголия, Маньчжурия, Синьцзян, Хайнань, Тайвань и Тибет. Именно в этом многие в Китае увидели скрытую подоплеку в подарке канцлера Германии. При этом, по словам Меркель, это "первая точная карта" Китая. В Китае уже появились обвинения Меркель в попытке "легитимизировать движения за независимость Тибета и Синьцзяна". Отдельные представители китайской блогосферы и ряда украинских СМИ пошли еще дальше. Оказывается, Меркель не только не отняла то, что считается исконно китайскими территориями, а наоборот, "символически подарила китайцам российские земли". "Испорченный телефон" выдал: "Ангела Меркель подарила Си Цзиньпину "первую точную карту Китая" с территориями России на ней" "Ангела Меркель "подарила" Китаю часть России" и другие подобные заголовки. В представлении китайских блогеров и украинских СМИ "первая карта Китая", которую Ангела Меркель якобы подарила Си Цзиньпину, включала в себя не только Внутреннюю Монголию, Маньчжурию, Синьцзян, Тайвань и Тибет, но российские территории, в частности Дальний Восток, Урянхайский край (Тыва), часть Сибири и Южно-Китайское море со всеми островами. В данных СМИ заговорили о том, что "китайские блогеры благодарят Меркель за подарок и говорят, что он "красноречивее ста тысяч слов". На самом деле – даже с учетом ошибки по поводу французских и немецких карт – сопоставление подаренной карты и современной территории Китая показывают, насколько оторваны от реальности подобные нелепые фантазии. Сергей Вафин ertata Тэги: ангела, власть, война, геополитика, геополитика., германия, заграница, заграница., интервью, интересное., информацтонная, историческая, карта, катрография, китай, китая, меркель, непознанное., новости., общество, общество., политика, политика,, рубежом, сми, сми., события.
Главная / Главные темы / Тэг «рубеже»
|
Категория «Актеры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|