В ежедневной рассылке Вы писали, что обрезание предназначено для того, чтобы дать возможность человеку исправить себя. Но ведь женщины не делают обрезания? Как же они исправят себя?
Талмуд в трактате Авода Зара (27а) говорит, что женщины считаются обрезанными. Из слов Гемары видно, что женщины были изначально созданы полноценными, и поэтому не нуждаются в обрезании. И пишет Маараль («Друшей а-Тора»), что женщины были созданы изначально совершенными. В ответе на вопрос «Плохо быть женщиной?» мы подробно разобрали эту тему. Советую прочитать этот ответ.
Этот ответ рава Куклина был опубликован на сайте Беерот.ру
«И свинью, ибо она имеет копыто и расщепляет копыто, но жвачки не жует, — нечиста она для вас; От их мяса не ешьте, и к падали их не прикасайтесь, нечисты они для вас». (Ваикра 11:7-8)
свинья
В мидраше (Ваикра Рабба 13) сказано, что в будущем свинья станет кошерным животным. Более того, в мидраше «Шохар Тов» (146) приводится мнение, что все некошерные животные станут кошерными.
Есть разногласие среди важных затоков Торы, следует ли понимать этот мидраш буквально.
Из слов «Ор а-Хаим» (Ваикра 11:3) видно, что он понимает этот мидраш буквально. В соответствии с этим пониманием следует сказать, что свинья будет отрыгивать жвачку, т.е. приобретёт все признаки кошерного животного (отрыгивание жвачки и раздвоенные копыта), ведь Тора никогда не будет изменена. Однако Рабейну Бехаей (Ваикра 11, 4-7) понимает этот мидраш по-другому, в переносном смысле. Он объясняет: мудрецы намекают, что царство Эдома, духовно связанное с этим животным, в конце концов перестанет мешать евреям и творить им зло, а, наоборот, поможет построить Третий Храм. Реканати (в комментарии на главу Тецавэ) и Шла (Толдот Адам, Бейт Давид) объясняют эти слова мудрецов на уровне Каббалы.
Так или иначе, несомненно, мидраш этот говорит о том, что не существует в мире абсолютного зла. Зло необходимо только для того, чтобы дать человеку в этом мире возможность выбора, и таким образом сделать возможной награду за правильный выбор. А в будущем, когда необходимости во зле не будет, оно превратится в добро. Мы ненавидим зло, потому что оно зло, потому что оно мешает нам приблизиться к Творцу. Но если зло перестанет быть злом и впредь не будет мешать нашему приближению к Творцу, у нас не будет причины его ненавидеть (даже после стольких веков «особого» отношения к нему).
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
«Все, что имеет копыто и расщепляет (надвое) копыта, жует жвачку из скота, – такое ешьте» (Ваикра 11:3).
Повторное пережевывание пищи (жвачка), утверждает Виленский Гаон, намекает на великое душевное превосходство – получать удовольствие от того, что есть. У этих животных есть особое качество – из-за того, что они отрыгивают пищу несколько раз, разжёвывают ее заново и снова глотают, они в состоянии переварить даже такие части пищи, которые другие животные не в состоянии переварить. Также для этой цели у них есть 4 различных вида желудков. Праведники, подобно этим животным, рады тому, что имеют, и не ищут чего-либо другого, пока не «переварят» то, что у них есть.
Сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 4, 1): «Кто богат? Кто рад своему уделу…». Т.е. только тот, кто действительно радуется тому, что имеет, считается богатым человеком.
Царь Шломо говорит: «Все дни бедного худы, а тот, у кого хорошее сердце, находится в постоянном пиршестве». Поясняет Виленский Гаон: в этом стихе Шломо называет бедным того, кто не рад своей доле (в противоположность богатому, который рад своей доле), все дни такого человеку худы, даже когда у него большое изобилие, ведь ему всегда чего-либо не хватает. Однако тот, у кого хорошее сердце, кто рад тому, что у него есть, ощущает чувство постоянной радости – как будто он находится в постоянном пиршестве.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: Рав Рувен Куклин
Пишет Раши, опираясь на слова мудрецов, что это не единственный раз, когда Творец воззвал к Моше, прежде чем сообщить ему что-либо: каждому речению, по мнению мудрецов, предшествовало обращение Г-спода к Моше. Талмуд в трактате Йома (4б) сообщает, что мы из этого учим правило учтивости: каждый раз, когда человек желает сказать что-либо своему ближнему, следует прежде обратиться к нему (по имени). В чём же важность такого обращения?
Ответ на этот вопрос можно получить, внимательно прочитав слова Раши к вышеупомянутому стиху. Раши объясняет: то, что Всевышний в начале своей речи воззвал к Моше, выражает Его расположение и благосклонность. Раши пишет, что таким обращением пользуются ангелы-служители, как сказано (Йешаяу 6:3): «И воззвал один к другому…». В противоположность этому, утверждает Раши, «пророкам из народов мира Он явил себя выражением, указывающим на случайный, разовый характер…, как сказано (Бемидбар 23:4): «И случился Б-г Биламу».
Из этих слов мы учим: обращаясь к ближнему по имени, мы показываем его важность в наших глазах. Этим мы даём товарищу почувствовать, что наши отношения основываются на взаимной симпатии и расположении, и эти отношения не носят случайный характер. Это объясняет важность обращения к ближнему по имени в начале разговора с ним.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
Почему в мире так много религий? И ещё один вопрос: есть ли существенная разница между иудаизмом и остальными многочисленным религиями?
Иудаизм, в отличие от других религий, основывается только на знании. При выходе из Египта Всевышний вершил чудеса на глазах у всех египтян и всех евреев. Эти чудеса явно показали, что Всевышний властвует над всеми силами природы и управляет всем, что происходит в этом мире. русском языке синоним слова «религия» – «вера».
Причи на этому – все религии (кроме иудаизма) основываются на вере. Кто находился рядом с Марией, когда она забеременела от святого духа? Кто был рядом с Мухаммадом, когда он шёл по пустыне и ему явился ангел Габриэль? Поскольку религии основываются на вере, а не на знании, любая идея может «удостоиться» того, чтобы в неё поверили. Поэтому религий так много.
Ради того, чтобы устранить любое сомнение у последующих поколений в том, происходили ли эти чудеса в действительности, Б-г приказал нам выполнять множество заповедей, связанных с исходом из Египта. Дважды в день (утром и вечером) мы обязаны упоминать о выходе из Египта. Праздник Песах – в память об исходе из Египта: в первую ночь Песаха мы обязаны рассказывать об исходе из Египта со всеми мельчайшими деталями, а все семь дней Песаха нам запрещено есть квасное – в память о поспешном выходе, когда тесто не успело взойти. Праздник Шавуот – в память о получении Торы у подножья горы Синай. Праздник Суккот – в память об облаках, которые оберегали нас во время скитаний по пустыне. Есть ещё множество заповедей – в память о выходе из Египта.
Само наличие этих заповедей является неопровержимым доказательством достоверности выхода из Египта и дарования Торы, ведь невозможно прийти ко всему народу и приказать ему выполнять множество вещей в память о том, чего не было.
Дарование Торы происходило на глазах у всего народа, как об этом рассказывается в Торе. Каким образом возможно убедить весь народ принять какое-либо учение, о котором говорится, что оно было дано Б-гом на глазах у всего народа, если это было не так? Именно поэтому нет никакой другой религии, которая бы утверждала, что она была дана Б-гом в присутствии множества людей (сама Тора нам обещает, что такой религии не будет, см. Дварим 4, 32).
Всё наше мировоззрение построено не на догадках или идеях каких-либо людей, а на вещах, которые открыл нам Творец мира и которые скрупулёзно передаются из поколения в поколение с невообразимой самоотверженностью. Если мы сравним различные свитки Торы, которые были написаны в различные времена и в различных местах мира, то обнаружим, что между ними нет отличия ни в одном слове. И это – несмотря на то, что её переписывали на протяжении тысячелетий миллионы раз. Мы находим, что необъятная Устная Тора, записанная различными людьми, живущими на огромных расстояниях друг от друга, одинакова у всех общин.
Всё это, несомненно, показывает нам, что утверждения иудаизма – истины, открытые Творцом мира, а не выдумки каких-либо людей, в отличие от других религий (вер).