Фильм о сложных, драматичных, подчас героических буднях врачей главного института скорой помощи - ...
Жженов уже много лет возглавляет уголовный розыск провинциального портового города Приморска. За ...
Что такое гражданский брак? Пожалуй, сегодня никому не надо объяснять, что это такое. В центре ...
Василисе Кузнецовой уже исполнилось 30. У нее хорошая работа, но вот с устройством личной жизни не ...
... офицера. Но рождалась
авиация, в России ... .
летчик-ас Александр ...
Выдающийся российский лётчик, ас-истребитель Императорского военно-воздушного флота в период Первой мировой войны Александр Александрович Казаков (Козаков) родился 14 января (2 января по старому стилю) 1889 года. Он стал вторым лётчиком в истории, применившим воздушный таран и первым, оставшимся после тарана в живых. Участник Гражданской войны на Северном фронте.
Александр Александрович Казаков родился в Херсонской губернии, в дворянской семье. В 1908 году окончил Воронежский кадетский корпус, затем Елисаветградское военное училище. Службу начал в звании корнета в 12-м Белгородском уланском полку. По иронии судьбы шефом этого полка был австрийский император Франц - Иосиф. Более того, в 1908 году Казаков как офицер этого полка был награждён серебряной юбилейной медалью в память 60-летия царствования шефа полка «его Величества Императора Австрийского Короля Венгерского Франца – Иосифа». Пройдёт немного лет, и Казаков встретится с подданными «его Величества» в жарких воздушных схватках на фронтах Первой Мировой , а некоторые из них пополнят счёт его воздушных побед.
Служба в уланском полку проходила по заведённому распорядку, и вполне возможно, что Александра Казакова ожидала обычная карьера кавалерийского офицера. Но рождалась русская авиация, в России открылись первые авиашколы. Молодой поручик подал рапорт о переводе его в авиаотдел офицерской воздухоплавательской школы (впоследствии Гатчинская военная авиашкола). Рапорт кавалериста был удовлетворён. С 23 января 1914 года Александр Казаков числится в рядах курсантов школы и обучается полётам.
По окончании авиашколы Александр Казаков, получив на московском заводе "Дукс" самолет "Моран-G", в декабре отправляется на Северо-Западный фронт в 4-й корпусной авиаотряд, входивший в состав 5-й армии. К тому времени вовсю гремела слава Петра Нестерова, однокашника Казакова по воздухоплавательной школе, в самом начале Первой мировой войны совершившего первый в истории авиации воздушный таран. 6 (19) января 1915 года Казаков произвел первый боевой вылет на разведку вражеских позиций в районе Скерневицы-Болилов-Мочелы-Лович. В ходе последующих боевых действий на территории Польши зимой - весной 1915 года Казаков на своем "Моране" несколько раз проводил удачные бомбардировки тыловых баз противника.
Как и Петр Нестеров, Александр Казаков считает, что самолет можно использовать для уничтожения летательных аппаратов неприятеля в воздухе. Готовясь к новой встрече с противником, для борьбы с вражескими самолетами летчик оборудует свой "Моран" небольшим морским якорем-кошкой с пирокселиновой шашкой. Он рассчитывал зацепить им аэроплан неприятеля, что должно было привести к взрыву капсюля и детонированию пироксилиновой шашки, прикрепленной к "кошке".
19 марта (1 апреля) 1915 года поручик Казаков решает испытать свое изобретение в бою. В тот день двухместный немецкий разведчик "Альбатрос С. I" сбросил три бомбы над аэродромом у села Гузов (тогда и ныне территория Польши, западнее реки Вислы)), в районе действий 5-й армии. Казаков взлетает для преследования "Альбатроса", но в полете якорь зацепился за выступающие части "Морана", и летчик в первые минуты не смог осуществить свой план.
"Что было делать? - вспоминал впоследствии Казаков. - Два фронта, 40 тысяч глаз - русских и немецких - смотрели на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника - позор перед этими 20 тысячами русских глаз".
И тогда Казаков решает таранить противника ударом колес шасси по верхней плоскости "Альбатроса". В "высочайшем" приказе о воздушном поединке было сказано: "Казаков... хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его с явной опасностью для собственной жизни ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятеля, в результате чего было прекращение разведки противником и метания бомб".За проявленное мужество Александр Казаков награждается золотым Георгиевским оружием - клинком, на позолоченном эфесе которого выгравировано "За храбрость". Казаков приобретает широкую известность в российских ВВС и российском обществе.
В конце августа 1915 года отважный летчик назначается начальником 19-го корпусного авиаотряда, который действовал на Юго-Западном фронте, производится в штабс-ротмистры. В должности командира он продолжает искать способы уничтожения противника в воздухе. В то время из Франции продолжали поступать двухместные разведчики "Ньюпор - 9", часть из которых попала в 19-й авиаотряд. С помощью киевского конструктора В. В. Иордана Казаков переделывает собственный "Ньюпор - 9" из двухместного в одноместный и устанавливает на нем пулемет. Правда из-за отсутствия на нем синхронизатора оружие пришлось поставить под углом 24 градуса к оси двигателя, а потому вражеские самолеты можно было атаковать лишь с позиции "снизу сзади".
Финальную точку в своем послужном списке Александр Казаков поставил 29 августа (11 сентября) 1917 года, то была его личная 17-я победа. К тому времени он также уничтожил 15 самолетов в групповых боях и стал самым результативным российским летчиком-истребителем периода Первой мировой войны. С таким счетом воздушных побед он и вошел в историю мировой авиации.
Тараны Петра Нестерова и Александра Казакова подтолкнули военное ведомство и, в целом, Правительство России к приобретению у Франции самолетов истребителей "Ньюпор", вооруженных пулеметами, и созданию собственных истребителей.После того, как наступление войск Юго-Западного фронта приостановилось, Александр Казаков едет в союзную Францию на стажировку освоивать новые "Ньюпоры" и набираться опыта ведения воздушного боя в авиашколах и авиачастях страны-союзника. на Западном фронте он за короткое время сбивает еще 4 немецких аэроплана, подтверждая этим, что приемка "Ньюпоров" состоялась, а также то, что он является настоящим асом.
Великий русский летчик-ас Александр Александрович Казаков ушел из жизни в возрасте 30 лет.1 августа 1919 года Казаков вылетел на своём «Сопвиче» из Двинского Березника, чтобы проводить судно, на котором уплывали к Колчаку его друзья Модрах и Белоусович. В честь отъезжающих Казаков продемонстрировал каскад фигур пилотажа у самой земли. Затем самолёт стал набирать высоту, внезапно сделал переворот через крыло и, перейдя почти в отвесное пикирование, врезался в землю возле своего ангара. Раздался оглушительный взрыв. Пилота извлекли из-под обломков ещё живого, но пока подоспела медицинская помощь, он умер, не сказав ни слова. Его похоронили на кладбище около церкви в селе Двинской Березник, в 250 км. южнее Архангельска.
источник: http://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/Казаков_Александр
https://topwar.ru/95404-russkiy-as-asov-aleksandr-kazakov.html
http://sergeyurich.livejournal.com/310826.html