Два бывших руководителя Генштаба Вооруженных сил России поделились своими соображениями о возможной миротворческой операции российских войск на Украине. Ряд других отставных военных полагает, что украинская армия не окажет серьезного сопротивления, однако Россия все равно не должна вмешиваться в происходящее.
Экс-начальник разведки группировки Минобороны в Чечне, генерал-майор в отставке Сергей Канчуков пояснил что для блокировки Донбасса от нападения боевиков потребуется всего четыре соединения: две–три бригады специального назначения (спецназ ГРУ, «вежливые люди») для блокирования наступления киевских сил и одна–две мотострелковых бригады для создания охраняемого периметра вокруг защищаемых областей.
«Мы не подразумеваем ведение боевых действий, а только миротворческую операцию. Поэтому там достаточно будет сил специальных операций – бригад специального назначения. Это люди на тех же «Тиграх» и приданные им мотострелковые соединения на БТР или воздушно-десантные войска. Плюс потребуется поддержка с воздуха на вертолетах, средства Пограничной службы ФБС для контроля административной границы, внутренние войска для поддержания безопасности на территории. А местные силы самообороны совместно с местным МВД, народным ополчением Донбасса и другими силовыми структурами Донецкой и Луганской областей должны разоружить «Правый сектор» и всех остальных боевиков», – пояснил бывший начальник разведки.
По его словам, все перечисленные части готовы в течение часа после приказа приступить к выполнению боевой задачи, а уже через несколько часов – завершить ее. «За несколько часов можно все блокировать – вертолетами высаживается десант, перекрывает все основные направления блокпостами. После этого подходит пехота. Разоружение осуществляется силами народного ополчения. Достаточно выставить блокпосты, а потом они действуют при поддержке российских войск – то есть ополченцы осуществляют, а российские войска только прикрывают и поддерживают», – обрисовал Канчуков возможный сценарий ввода войск.
Он также выразил уверенность в том, что украинские части в случае такого развития событий не будут оказывать сопротивления и даже перейдут на их сторону. «Вооруженные силы Украины сдадутся в местах постоянной дислокации и не окажут сопротивления миротворческим силам. В случае оказания сопротивления принимаются адекватные меры», – предположил генерал-майор.
«За два–три дня армия сможет дойти до Киева»
Вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга запаса Константин Сивков также заявил, что сильного сопротивления российским войскам на Украине никто оказывать не будет.
«Для этого нужны люди, готовые воевать, а не несколько человек, которые постреляли и убежали. Если и будет оказано сопротивление, я не думаю, что оно будет очень сильным. Возможно, что проблемы будут при преодолении каналов и рвов, которые там понакопали, но и то, я думаю, их просто обойдут. Поэтому за сутки–двое, максимум за два–три дня российская армия сможет дойти до Киева», – рассказал Сивков.
Он пояснил, что отсутствие масштабных военных действий с использованием регулярных частей доказывает, что на Украине нет военных, которые согласны стрелять в своих сограждан и умирать ради политических амбиций киевских политиков.
«Если бы такие люди были, они бы давно ликвидировали все блокпосты в Славянске. Это не Грозный, в котором была создана очень мощная система заграждений и где применялось огромное количество оружия. В Славянске ничего такого нет, одни баррикады. Если танк или машина разграждения поедет на такую баррикаду, они ее снесут и даже не заметят. Так что украинские военные, имея танки, могли бы спокойно войти в город, занять административные здания. Но они этого не делают! А почему? Боятся России? Нет, они ведь бронетехнику уже направляли на Славянск. Но эти бронемашины перешли на сторону восставших. Так что получается только один вывод: войска встать в оцепление могут, но идти воевать они не хотят. К тому же (украинские военные) там без еды сидят, их «ополченцы» подкармливают», – пояснил Сивков.
Он добавил, что для освобождения Юго-Востока российской армии не придется использовать «самые современные виды оружия», нужно лишь «просто туда въехать». «Это же наши люди и наша техника, мы ее просто возвращаем себе, поэтому зачем мы будем их бомбить ракетами? Будем вести переговоры», – пояснил эксперт.
«И возникнет граница раздела Украины»
При этом Сивков пояснил, что если Россия введет войска на Украину, ответные действия могут последовать со стороны НАТО. «Ускоренным маршем навстречу могут двинуться натовские войска. В зоне соприкосновения российских и натовских войск и возникнет граница раздела Украины. Самый большой риск – это возможность огневого столкновения между ними, поскольку это неизбежно приведет к необходимости применения со стороны России ядерного оружия: сухопутные силы Европы почти в 10 раз превосходят российские, другого выхода у нас не будет», – отметил Сивков.
По его словам, в случае вмешательства НАТО военные действия на Украине будут «классической военной операцией с использованием сухопутной техники, средств подавления разведки, огневой поддержкой с воздуха, с завоеванием господства в воздухе, высадкой десанта, захватом плацдармов». «Разговоры о том, что подобные войны уже закончились, – это разговоры дилетантов. Они не заканчивались никогда. Такая операция была в Ираке», – пояснил эксперт.
При этом Сивков отметил, что НАТО на такой сценарий, очевидно, не пойдет, поскольку «там не полные идиоты, чтобы войти в полномасштабный конфликт с Россией». «Так что, скорее всего, дело закончится локальным конфликтом, и действия будут локальными, проводить всеобщую мобилизацию в НАТО не будут. Вся операция будет идти не недели или месяцы, речь идет о часах, в самом серьезном случае – сутках, не более того», – предположил Сивков.
«Обязательно международные силы, в том числе из НАТО»
Экс-начальник Геншаба Вооруженных сил, генерал армии Юрий Балуевский пояснил, что пока нет условий для вмешательства российской армии на Украине, хотя там уже пролилась кровь и гибнут ополченцы.
«Если мы примем решение о применении миротворческих сил, то это должны быть обязательно международные силы, в том числе из стран НАТО, а в этом случае мы получим то же, что имеем сегодня. Чтобы ввести миротворцев в рамках СНГ, нужно согласие других стран СНГ. Но никто никаких консультаций в этом направлении не проводит. Тот же самый Турчинов просил о вводе на Украину вооруженных сил НАТО в качестве миротворческих сил», – пояснил Балуевский.
По его словам, ситуацию усугубляет то, что разные силы в юго-восточных областях действуют врозь. «Пока нет единого порыва, нет четкого единства в действиях, к примеру, Луганской и Донецкой областей, не понятна позиция Харьковской области. Есть свои силы обороны, ополчение в Луганской, Донецкой области, кто-то там в Одессе шумит – но все это разрознено», – пояснил экс-начальник Генштаба.
По словам Балуевского, объединить ополченцев и призвать Москву на помощь мог бы «единственный легитимный президент Виктор Янукович», но его сейчас «не слышно и не видно». «По логике легитимный президент в лице Януковича как раз должен был бы объединить все эти области в единую, хорошо организованную, хотя бы на словах, силу, которая бы выставила четкие требования, которые бы вызвали понимание на Юго-Востоке Украины. Но пока это четко не звучит», – отметил Балуевский.
«Стравить сейчас единый славянский народ»
При этом Балуевский подчеркнул, что не может допустить даже мысли о том, что может начаться «вооруженное противостояние российской армии с вооруженными силами украинского народа». «Наши вчерашние партнеры в лице США и НАТО делают все, чтобы стравить сейчас единый славянский народ, столкнуть Россию и Украину, Украина сегодня – маленькая фишка в большой игре. Но зачем нам вмешиваться туда? На каком основании? Ни один пункт, прописанный в «Законе об обороне», не подходит. Конечно, есть пункт 2 статьи 10 – для защиты российских граждан. Это если там кого-то из россиян захватят и будут удерживать, как корреспондента НТВ с белорусским паспортом? Но я уверен, что тот же Аваков разберется и отпустит», – отметил Балуевский.
Бывший начальник Генштаба напомнил про оценки министра обороны Сергея Шойгу, озвученные в четверг: численность украинской группировки, которая участвует в операции против ополченцев,составляет 11 тысяч «вооруженных людей, разбавленных «Правым сектором», которые изображают вооруженные силы Украины». При этом им противостоят две тысячи ополченцев».
«Соотношение, грубо говоря, один к пяти, и по всем канонам должна победить та сторона, которая больше. Но бывали случаи, когда большая по численности армия терпела поражения. Ведь кто эти 11 тысяч? Это не то войско, которое выполнит команду «огонь на поражение» по своему народу, будет стрелять по своему соседу, своему земляку. Даже у этих бандеровцев не все еще потеряно: когда их берет ополчение и выдворяют назад, у них совершенно другие физиономии. Поэтому незачем нам в это вмешиваться», – добавил Балуевский.
«Нужна четко сформулированная цель операции»
По словам Балуевского, единственный возможный и доступный пока вариант – тот, который выбрал глава МИД России Сергей Лавров: добиться, чтобы все мировое сообщество, «где все же нет до конца потерявших рассудок людей», «увидело, кто стоит сегодня за теми, кто воюет со своим народом, и как украинский народ защищает свою землю, своих детей».
«Пока тяжелые виды оружия, самолеты, вертолеты, танки еще не направляли на людей, –добавил эксперт. – Значит, что-то их еще держит! Я думаю, что держит в том числе и ответственность перед мировым сообществом, Гаагский суд или другой трибунал, ведь это потом неизбежно будет в таком случае», – подчеркнул Балуевский.
По мнению экс-начальника Генштаба, сейчас руководство Минобороны России «все делает правильно» – следит за ситуацией и демонстрирует «способность и решительность Вооруженных сил России постоять за свои интересы, обеспечить безопасность своих границ и граждан». «Если бы я сейчас был в кресле начальника Генштаба, я бы поступил точно так же», – признался Балуевский.
Его преемник на посту начальника Генштаба, автор нынешнего облика российских Вооруженных сил генерал армии Николай Макаров также пояснил, что говорить о возможных сценариях развития событий сейчас рано.
«Нужна четко сформулированная цель (военной операции). Когда она будет известна, тогда можно будет говорить о том, какие силы и средства нужны для ее реализации. Какая поставлена цель, мы с вами не знаем. Сейчас любые прогнозы будут гипотетическими, а гипотетически возможны любые варианты развития событий», –пояснил Макаров.