Ханука в переводе с иврита обозначает «новоселье», «празднование новоселья». В эти дни хашмонаим очистили Храм от нечистоты, которой осквернили его греки, и, благодаря этому, появилась возможность возобновить храмовое служение Творцу. Подготовка Храма к служению Творцу и его возобновление считаются как бы «новоселье» для Храма.
Полный алель
Почему все дни хануки говорят полный алель, а в песах только в первый день (все остальные дни песаха говорят неполный алель)?
Каждый дополнительный день, когда менора продолжала гореть, чудо увеличивалось, и поэтому каждый день хануки считается как бы отдельным праздником. Все дни песаха же считаются как один праздник, поскольку в них не было дополнительного чуда. Поэтому в песах говорят только в первый день полный алель.
Почему зажигают восемь дней?
То, что менора горела первый день, не было чудо, ведь для одного дня было достаточно масла. Выходит, что чудо было только семь дней. Почему, если так, зажигают ханукальные свечи восемь дней?
То, что зажгли менору в первый день было тоже чудом. Ведь эта возможность представилась только благодаря победе хашмонаев над греками, что, несомненно, само по себе является большим чудом. Также то, что удалось найти кувшинчик неоскверненное масло, запечатанного первосвященником, является само по себе чудом.
Текст «аль анисим»
Кто постановил текст «аль анисим»?
«Орхот хаим» пишет, что первосвященник Йоханан Маковей был автором этого текста.
Савивон
Савивон
Почему в хануку обычай детей играть в савивон?
Есть такие, которые считают, что савивон намекает на то, что в хануку «перевернулись» законы природы – были переданы сильные в руки слабых и масло в меноре, которого было достаточно для одного дня, горело все восемь дней.
Шамаш
Почему зажигают дополнительную свечу «шамаш»?
Чтобы, если человеку понадобится воспользоваться светом ханукальных свечей, он смог воспользоваться светом шамаша, ведь запрещено пользоваться светом ханукальных свечей.
Суфганиет
Почему в хануку принято есть суфганиет?
Поскольку суфгания – это блюдо, которое готовится с большим количеством масла, есть обычай кушать ее в Хануку, ведь праздник Ханука посвящён тому, как однодневного запаса масла хватило на восемь дней.
Война с греками
Почему в пурим евреи ограничились только тшувой и молитвами, а в Хануку вышли на войну с греками?
Пишет Абах: поскольку в пурим опасность была материальной (ведь греки постановили о физическом уничтожении евреев), и было известно, что это небесное постановление, поэтому, чтобы избежать этого постановления, было необходимо молиться и раскаяться в совершенных грехах. Но в Хануку, поскольку постановление было духовным — было запрещено евреям изучать Тору и выполнять ее заповеди, — требовалось показать самоотверженность в выполнении заповедей, и поэтому было недостаточно молитв и раскаяния, а требовалось выйти на войну с греками.
Сыновья талмидей хахамим
В гемаре сказано: «Тот, кто с трепетом относится к зажиганию ханукальных свечей, удостаивается, чтобы его сыновья были талмидей хахамим». Почему это так?
Раши приводит стих из книги Мишлей (6, 23): «Ибо свеча – заповедь, а Тора – свет», и пишет: «В заслугу заповеди о ханукальных и субботних свечах человек удостаивается света Торы».
Трапеза в Хануку и Пурим
Шульхан Арух пишет, что в Хануку нет заповеди устраивать трапезу. С другой стороны, в Пурим есть обязанность устроить трапезу. В чем разница между Ханукой и Пуримом?
Приводит Мишна Брура от имени Лвуша, что в пурим было постановлено уничтожить евреев физически, поэтому радость в Хануку должна быть физической, а в Хануку было постановлено уничтожить их духовно – запретить им изучать Тору и выполнять заповеди Творца, – поэтому радость исключительно духовная – зажигание ханукальных свечей и чтение алеля (Рама, все же, пишет, что, если делают трапезы, чтобы прославить чудо, в них также есть заповедь) источник: www.imrey.org