Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Размышления в День Преображения Господня2016-08-19 00:55:32Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у slavynka88 в Размышления в День Преображения Господня Праздник Преображения Господня всегда почитался в русском православном народе. Особое значение он имел для Русской Армии. Это полковой праздник всех частей гвардейской артиллерии, а также 20-ти полков русской армии, в том числе старейших ― 10-го Новоингерманландского и 28-го Полоцкого пехотных. В этот день служились в полках молебны, совершались крестные ходы, отдавались особые почести полковой иконе. Царь Николай II благославляет войска Но наиболее ярко его духовное значение его для Русской Армии выражалось в том, что именно в день Преображения во всех военных училищах, после выпускных экзаменов, происходило производство юнкеров в офицеры. По окончании обучения юнкер обретал новый статус, преображался в офицера. В Императорской Армии это преображение было не только метафорой, но и определенной духовной реальностью. В христианском государстве, строящемся на принципе симфонии властей, государственная служба и, в особенности, служба воинская имеет глубокое духовное значение. Империя и Церковь по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа "нераздельны и неслиянны". Император, являющийся верховным Возглавителем всех вооруженных сил, не есть простое гражданское должностное лицо, каким является глава государства при демократически-светском государственном устроении. Император является видимым проявлением Божественного присутствия в истории. Царь Николай II проверяет качество солдатской пищи Понимание монарха как помазанника Божьего и живого Его Образа в русской консервативной мысли превосходно выражено Н.В. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Поэты наши прозревали значение высшее монарха, слыша, что он должен наконец сделаться весь одна любовь, и таким образом станет видно всем, почему государь есть образ Божий, как это признает покуда чутьем, вся земля наша <…>. Всё полюбивши в своем государстве, до единого человека всякого сословья и званья, и обративши все, что ни есть в нем, как бы в собственное тело свое, возболев духом о всех, скорбя, рыдая, молясь и день и ночь о страждущем народе своем, государь приобретет тот всемогущий голос любви, который один только может быть доступен разболевшемуся человечеству и которого прикосновенье будет не жестко его ранам, который один может только внести примиренье во все сословия и обратить в стройный оркестр государство. Там только исцелится вполне народ, где постигнет монарх высшее значенье свое ― быть образом Того на земле, Который сам есть любовь». Отечество, православное царство ― это тоже не есть только некоторая территория с некоторым населением. Это место пребывания Благодати Святого Духа, Дом Богородицы. Если Храм ― это «Небо на земле», то и всё земное православное Отечество ― это зримый образ Отечества небесного. Воинская служба, следовательно, не есть служба интересам одного лица (как в секуляризованной, обмирщенной монархии) или большинства населения (как при демократии). Это служба, прежде всего Богу и, затем, Царю, как Его образу, и Отечеству, как месту Его пребывания. Вообще, для русского религиозного сознания особенно характерно желание видеть Божественное присутствие в конкретном человеке. Через волю Императора реализуется Божественный промысел. Значит, и возглавляемые Императором вооруженные силы - орудие исполнения Божественного промысла, а не инструмент реализации частных экономических и политических инструментов. Можно, вспомнить слова А.В.Суворова, обращенные к войскам: «С нами Бог! Он наш генерал». Воинская иерархия есть подобие иерархии церковной. Не случайно требования, предъявляемые к супруге офицера сходны с каноническими требованиями, предъявляемым к супруге священника. Соответственно, офицерский чин не есть лишь внешнее юридическое отличие. Подобно тому, как при рукоположении в священный сан сообщаются особые благодатные дары, необходимые для совершения таинств и пастырства так же и при производстве в офицерский чин особый духовный статус защитника Царя, Церкви и Родины, человека чести и долга. Производство в чин осуществляется от имени Императора, который получил особую благодать при помазании и венчании на Царство. «Молитвенное же освящение Церкви царская власть получала в обряде венчания на царство, которым установлялась некая брачность. ... Здесь установлялась особая, священно-эротическая связь с народом, ощутимая только для Церкви и существовавшая поверх всякого правового утилитаризма и государственного устройства... Земной царь в этом свете становился как бы некоей иконой Царя царей, на которой в торжественные священные миги мог загораться луч Белого Царства» (С.Н.Булгаков. Свет Невечерний). И эта благодать, которой обладает Император, «Первый дворянин» передавалась и далее, офицерам и всем дворянам. Вновь хочется подчеркнуть это значение христианской любви, которая связывала русского офицера с Царем, с одной стороны и с солдатами ― с другой. В военной среде как нигде более мог быть реализован тот идеал служебных отношений, который был обозначен Н.В. Гоголем: «Еще скажу вам слово насчет любви и всеобщего расположения к себе, за которыми многие так гоняются. Заискивать любви к себе есть незаконное дело и не должно занимать человека. Смотрите на то - любите ли вы других, а не на то - любят ли вас другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин. О, как я благодарен за то, что еще от детства вселил в меня Бог непонятное мне самому чувство бежать от всяких неумеренных излияний, даже родственных и дружеских, как от чего-то приторного и неприятного. Как это верно, что полная любовь не должна принадлежать никому на земле. Она должна быть передаваема по начальству, и всякий начальник, как только заметит ее устремленье к себе, должен в ту же минуту обращать ее к поставленному над ним высшему начальнику, чтобы таким образом добралась она до своего законного источника, и передал бы ее торжественно в виду всех всеми любимый царь самому Богу». Таким образом государственная жизнь, должна была основываться на «кругообороте любви» - от Царя, через все ступени служебной лестницы до низших чинов и, обратно - через офицерскую и чиновную иерархию к Царю. Разумеется, далеко не всегда в повседневной жизни реализовывался дворянский и офицерский идеал. Но и Спаситель дал своим ученикам увидеть свою Божественную славу лишь в избранный день, в день Преображения. В жизни офицера именно на поле боя, в момент подвига и самопожертвования, наступал тот момент, когда уходило всё внешнее и будничное, когда в полной мере проявлялась его духовная высота. Доктор философских наук А.В. Арапов. Перекличка №12, 2009 Тэги: история, православие, праздники, преображение, религия, самодержавие Верховный главнокомандующий Русской армией и флотом Император Николай II в годы Первой мировой войны2016-08-01 16:22:11Оригинал взят у + развернуть текст сохранённая копия Оригинал взят у slavynka88 в Верховный главнокомандующий Русской армией и флотом Император Николай II в годы Первой мировой войны Одним из устоявшихся тенденциозных большевистских мифов о Государе Николае II является миф о его слабоволии. Но он блестяще опровергается анализом деятельности Царя на посту Верховного главнокомандующего Российской армией в годы Первой мировой войны. В начале июня 1915 года положение на всех фронтах резко ухудшилось: была сдана ранее захваченная крепость Перемышль, оставлен Львов. В июле покинута Варшава, а затем и вся Польша, позже часть Литвы. И противник продолжал наступать. На этом фоне в августе 1915 года Николай II вопреки мнениям части генералитета, Совета министров и «прогрессивной общественности» издал приказ по армии и флоту о принятии обязанностей Верховного Главнокомандующего: «Сего числа я принял на себя предводительствование всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, находящимися на театре военных действий. С твердою верою в милость Божию и с непоколебимой уверенностью в конечной победе будем исполнять наш святой долг защиты Родины до конца и не посрамим земли Русской»[1]. Следует сказать, что еще с началом Первой мировой войны Государь регулярно выезжал в Ставку, ездил на юг России, Кавказский фронт, посещал воинские части действующей армии, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы и все, что играло роль в ведении этой невиданной по масштабам войны. Член комиссии РПЦ по вопросам богословия протоиерей Валентин Асмус, характеризуя воспитание Государя утверждает: «Можно сказать, что Николай II получил настоящее военное воспитание, и настоящее военное образование. Он всю жизнь чувствовал себя военным, это сказывалось на его психологии и на многом в его жизни» [2]. И действительно, Цесаревич изучал военное дело с большим увлечением, старательно составляя конспекты, снабжая их многочисленными рисунками. Кроме того, будущий Государь в течение двух лет служил в Преображенском полку, где исполнял обязанности субалтерн-офицера, затем – ротного командира. Целых два сезона Николай Александрович служил взводным командиром в гусарском полку, был командиром эскадрона, а в рядах артиллерии провел один лагерный сезон. Государь любил воинскую службу, а военные любили своего Царя. Церковно-общественный деятель, дворянин и эмигрант Евгений Евлампиевич Алферьев отмечал, что «в армии принятие Государем Верховного командования было принято восторженно», а историк русской армии Антон Антонович Керсновский считал, что « … это было единственным выходом из создавшейся обстановки. Каждый час промедления грозил гибелью. Верховный главнокомандующий и его сотрудники не справлялись больше с положением - их надлежало срочно заменить. А за отсутствием в России полководца заменить Верховного мог только Государь» [3]. Уже будучи в эмиграции, умудренный сединами профессор и последний начальник штаба корниловской дивизии в Русской Армии барона Врангеля, Евгений Эдуардович Месснер вспоминал: «Глядя на Императора, каждый видел в Нем стосемидесятимиллионную Россию, отчизну от Либавы до Владивостока. Не обожествляя, каждый видел в нем — говоря словами кавказской песни — Земного бога России, мощь России, ее величие, ее славу. Но к земно-божескому почитанию Николая Александровича добавлялась еще и особая любовь, возникавшая при лицезрении Его, хотя бы при мгновенном общении с Ним, любовь, которую пробуждали очевидные, ощутимые свойства этого добрейшего из Царей России — его милостивая улыбка, его ласковые глаза, его святительская душа» [4]. C мнением Месснера солидарен и русский генерал-лейтенант Александр Мосолов, который утверждал следующее: «Царь был не только вежлив, но даже предупредителен и ласков со всеми теми, кто приходил с ним в соприкосновение. Он никогда не обращал внимания на возраст, должность или социальное положение того лица, с которым говорил. Как для министра, так и для последнего камергера, у Царя было ровное и вежливое обращение» [5]. В своих мемуарах Мосолов выделяет исключительные качества Государя как монарха, военачальника и державного отца Империи, утверждает, что Николай II хорошо осознавал положение дел на фронте и являлся профессиональным военным. Стоит отметить, что уже самые первые решения главнокомандующего Николая II привели к существенному улучшению положения на фронте. Генерал Иванов сообщал в Ставку: «Сегодня (25 августа 1915 г.) наша 11 армия (Щербачёва) в Галиции атаковала две германские дивизии … было взято свыше 150 офицеров и 7000 солдат, 30 орудий и много пулемётов». «И это случилось сейчас же после того, как наши войска узнали о том, что я взял на себя верховное командование. Это воистину Божья милость, и какая скорая», — писал Император. «Всегда уравновешенный Государь и был причиной резкого улучшения положения на фронте после смены Верховного Командования» — объяснял стабилизацию фронта историк Кобылин. В Вильно-Молодечнеской операции (3 сентября — 2 октября 1915 года) Государь со своей Ставкой сумели прекратить крупное наступление немцев, в результате которого был захвачен город Борисов и остановлен натиск 10-й германской армии. Дворянин и историк Михаил Лемке приводит слова генерал -квартирмейстера Пустовойтенко: «Прежняя Ставка, при Николае Николаевиче и Янушкевиче, только регистрировала события; теперешняя, при Царе и Алексееве, не только регистрирует, но и управляет событиями на фронте, и в стране. Царь очень внимательно относится к делу». Аналогичного мнения придерживался и уже упомянутый Евгений Алферьев отмечавший, что «своим присутствием в эпицентре грандиозных событий Государь вернул своей армии духовную силу для борьбы с внешним врагом. Та же духовная сила захватила и народные массы, возродила веру в победу и волю к труду по вооружению армии». Одно из первых распоряжений Императора Николая II касалось наведения порядка на фронте, где он требовал «не останавливаться ни перед какими мерами для водворения строгой дисциплины в войсках». В начале октября Царь побывал на передовой в боевой линии Юго-Западного фронта, постоянно выезжал в действующую армию, а затем с сыном отправился в города, где функционировала военная промышленность. Они посетили Ригу, Псков, Ревель, Витебск, Одессу, Могилёв, Тирасполь, Рени на Дунае, Херсон, Николаев. С огромным усердием и желанием поддерживали почин Государя и другие Романовы. Младший брат Царя Михаил Александрович в Первую мировую войну командовал кавалерийской «Дикой» дивизией, спал на простой солдатской койке с жесткими подушками, по утрам принимал холодные ванны, завтракал овсяной кашей, часто оставаясь голодным. Бойцы дивизии -представители горских народов, особенно гордились тем, что в бой их ведет брат Белого Царя. Сергей Михайлович Романов был полевым генерал-инспектором артиллерии при Верховном главнокомандующим, Александр Михайлович Романов заведовал авиационной частью в действующей армии. Генерал-лейтенант Георгий Михайлович Романов состоял при ставке Верховного главнокомандующего. Николай Николаевич Романов (младший) после отставки с поста главкома стал командовать войсками Кавказского фронта. Генерал-лейтенант Петр Николаевич Романов состоял при Ставке, а затем служил на Кавказе. Воевали добровольцами на фронтах Первой мировой пять сыновей великого князя Константина Константиновича Романова. Их всех объединяла глубокая религиозность и любовь к Отечеству. Императрица с самого начала Великой войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми - Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, - она по несколько часов каждый день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Августейшие сестры выстаивали за операционным столом, были сиделками, выполняли любую тяжелую и грязную работу. Офицер пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона Семен Павлов, лечившийся в Собственном ее Величества лазарете вспоминал: «Высокие Сестры любили Свой лазарет. Любовь эта проявлялась на каждом шагу и не на словах, а на деле – в каждой мелочи обыденной жизни. Прежде всего, взять бы хотя одно: все свободное время Семья Государя отдавала раненым и больным воинам вообще и в частности, раненым и больным Своего лазарета … Заботы и огорчения раненых весьма близко принимались Высокими Особами к сердцу. В тяжелые минуты никто не умел так утешить человека, как Государыня. Простота Высоких Особ прямо очаровывала раненых, и они в свою очередь отвечали Им восторженным обожанием» [6]. Следует отметить, что решительные шаги Главнокомандующего Николая II остановили неблагоприятный ход войны. «История скажет, каким крестным путём, шла с какими сверхчеловеческими трудностями боролась летом 1915 г. наша армия», — свидетельствовал протопресвитер русской армии Георгий Шавельский. Генерал Краснов констатировал: «В Императорской армии была глубокая вера друг в друга. Первейший генерал и последний рядовой носят имя солдата. Это было свято. Этому верили, потому что видели Государя с Наследником в окопах под артиллерийским огнём…». Деятельность Императора Николая II на посту Главнокомандующего дала великолепный результат. Уже через год русские войска смогли совершить великий по своему масштабу прорыв, названный Брусиловским по имени нового командующего Юго-Западным фронтом генерала Брусилова. «Войска чудно сражаются и многие батальоны и даже отдельные части проявляют столько героизма во время битвы, что трудно запомнить все случаи» — писал Николай II 19 июня 1916 года из Ставки. Во время подготовки и осуществления Брусиловского прорыва Главнокомандующий постоянно находился в Ставке, работая с бумагами, принимая доклады порой до двух-трех часов ночи. В итоге русские войска в Брусиловском прорыве взяли до полумиллиона пленных солдат и офицеров противника! На Кавказском фронте Императорской армии также сопутствовал успех, началось зимнее наступление на превосходящую почти более чем в два раза по численности турецкую армию. Эрзерумская наступательная операция, проведённая на трехсоткилометровой полосе горного участка с конца декабря 1915 года по 19 февраля 1916 г. завершилась полнейшим успехом. Кавказская армия пленила более 13 тысяч турецких солдат и офицеров, захватила 300 орудий и овладела крепостью Эрзерум. Под руководством Государя Николая II была организована работа оборонной промышленности по обеспечению тяжёлого вооружения, блестяще налажена поставка на фронт необходимого количества снарядов и патронов с лета 1915 по осень 1916 года. Военный министр Дмитрий Савельевич Шуваев на заседании Государственной Думы 4 ноября 1916 года отмечал что выпуск вооружения в 1916 году по сравнению с предыдущим годом увеличился следующим образом: «Трехдюймовые орудия в 8 раз, 48-линейные гаубицы в 4 раза, винтовки в 4 раза, 42-линейные снаряды в 7,5 раз, 48-линейные снаряды в 9 раз, шестидюймовые снаряды в 5 раз, трехдюймовые снаряды в 19,7 раза, взрыватели в 19 раз, 48-линейные и шестидюймовые фугасные бомбы - в 4 раза и в 16 раз. Взрывчатые вещества в 40 раз, удушающие средства в 69 раз». И в конце своего выступления под аплодисменты собравшихся Шуваев добавил: «Это - повелительные указания Державного Верховного нашего Главнокомандующего нашей доблестной армии … Позвольте еще раз высказать полную уверенность старого солдата, что мы не только должны победить, мы победим, победим во что бы то ни стало». В годы Великой войны Ставка Николая II располагалась на территории Могилевской губернии в городе Могилеве. Жил Государь в небольшом двухэтажном доме, где занимал две комнаты на втором этаже, одну используя под царский кабинет, другую под спальню. В Ставке не было времени на увеселительные мероприятия, одна лишь работа, бесконечные совещания, доклады и бумаги. Но Николай II с этим прекрасно справлялся, не имея даже личного секретаря. Генерал Курлов утверждал: «… Государь всем сердцем любил свои войска, душой отдыхал среди офицеров от тягот, сопряжённых с его положением … ». Другой человек, хорошо знавший Императора, генерал Воейков писал: «Любил же Государь посещать офицерскую среду из-за возможности встречаться с людьми, которых редко видел и с которыми мог вести непринуждённые разговоры об интересовавшей его военной жизни». Интересный факт: Государь так до конца жизни и носил звание полковника, так как считал невозможным самому себе повышать звание, тем более что полковничьи погоны он получил из рук любимого отца Императора Александра III в 1892 году. Пока в Ставке кипела напряженная работа и планировалось решающее наступление в 1917 году, генерал-квартирмейстер (заместитель начальника Полевого генерального штаба Германской империи), генерал-полковник Людендорф, оценивая военную обстановку на конец 1916 года, писал: «В результате реорганизации русской армии значительно возросла ее мощь….Верховному главнокомандованию придется считаться с тем, что неприятель в начале 1917 года будет подавляюще сильнее нас. Наше положение чрезвычайно тяжелое и выхода из него почти нет. Наше поражение казалось неизбежным». Именно на таком фоне в стране произошел февральский переворот. Это не была спонтанная и всероссийская революция, что отмечал писатель Александр Солженицын: «Нигде, кроме Петрограда, не было предрасположения к восстанию. Февральская революция произошла как бы не в России, но в Петрограде, потом и в Москве за Россию, вместо неё, а всей России объявили готовый результат. Если б революция была стихийной и всенародной - она происходила бы повсюду … К Февралю народ ещё никак не утерял монархических представлений, не был подготовлен к утере царского строя» [7]. Дадим слово нашим идеологическим оппонентам. Советский писатель и журналист Михаил Кольцов в двадцатые годы был в стане победителей, тех, кто истреблял Романовых «как класс», кто всячески клеветал и унижал память последнего Царя, поэтому для нас интересен тот неожиданный вывод, к которому он пришел: «Где тряпка? Где сосулька? Где слабовольное ничтожество? В перепуганной толпе защитников трона мы видим только одного верного себе человека – самого Николая. Нет сомнения, единственным человеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его погубили». В те окаянные дни генерал-майор Александр Спиридович, будучи начальником императорской дворцовой охраны, сказал прекрасные слова: «Наши генералы, так часто кокетничающие словами «я солдат», забыли эти замечательные простые слова, именно, в тот момент, когда должны были сказать - мы можем дать советы по вопросу наступать или отступать, но по вопросу отречения благоволите обратиться в Сенат, Государственный Совет — мы не компетентны, мы «солдаты». Они же … Не только не ответили так на вопрос об отречении, они имели смелость поднять этот вопрос, который был совершенно вне их компетенции, выше их политического разума» [8]. Отметим, что наши так называемые союзники по Антанте не желавшие победы России, и ее послевоенного усиления, с первых дней переворота начали поддерживать мятежников. Англия и Франция еще 1 марта 1917 года официально через своих послов заявили что «вступают в деловые сношения с Временным Исполнительным Комитетом Государственной Думы, выразителем истинной воли народа и единственным законным временным правительством России» [9]. Британский премьер-министр Ллойд Джордж, выступая в английском парламенте, «с чувством живейшей радости» приветствовал свержение русского Царя: «Британское правительство уверено, что эти события начинают собою новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война»; «громкие возгласы одобрения раздались со всех мест» [10]. Радовался и неприятель: «Огромная тяжесть свалилась у меня с плеч», — записал в своём дневнике генерал Людендорф. И действительно, лишь февральский мятеж не позволил России выиграть Первую мировую войну. С заменой Верховного главнокомандующего Государя Николая II и его отречением не стало Царя на престоле, а фронт в итоге рухнул. Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс, одна из организаторов и член Центрального Комитета партии кадетов, активная участница февральских событий писала: «Когда упала корона, многие с изумлением заметили, что ею заканчивался, на ней держался центральный свод русской государственности ... Заполнить опустошение оказалось не под силу кадетам» [11]. Анализируя произошедшие события, интересно ознакомиться с точкой зрения американского ученого Ричарда Пайпса о том, что Николай II отрекся из патриотических соображений, желая спасти русскую армию от разложения, причем он обсуждал это действие не с Думой и ее Временным правительством, а с генералом Алексеевым и командующими фронтами. Исследователь утверждает, что если бы Царь заботился в первую очередь о сохранении трона, он мог скоропалительно заключить мир с немцами и бросить войска с фронта на усмирение бунта в Петрограде и Москве. В итоге, Государь предпочел отказаться от короны ради спасения фронта и продолжения борьбы с внешним врагом. «Мало эпизодов Великой войны, - писал Уинстон Черчилль, - более поразительных, нежели воскрешение, перевооружение и возобновленное гигантское усилие 1916 года. Это был последний вклад русского Царя и русского народа в дело победы … В марте Царь был на престоле; Российская империя и русская армия держались, фронт был обеспечен и победа бесспорна. Тот строй, который в нем воплощался, которым он руководил, которому своими личными свойствами он придавал жизненную искру — к тому моменту выиграл войну для России … Держа победу уже в руках, Россия пала на землю заживо, как древле Ирод, пожираемая червями». Это признавали и сами заговорщики. Так, лидер кадетов и по совместительству министр иностранных дел Временного правительства Павел Милюков писал в декабре 1917 года: «Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования»[12]. «Если бы Россия в 1918 году осталась организованным государством, все дунайские страны были бы ныне лишь русскими губерниями, - сказал в 1934 году канцлер Венгрии граф Бетлен. - Не только Прага, но и Будапешт, Бухарест, Белград и София выполняли бы волю русских властителей. В Константинополе на Босфоре и в Катарро на Адриатике развевались бы русские военные флаги. Но Россия в результате революции потеряла войну и с нею целый ряд областей ...». В завершение своего доклада хотелось бы несколько слов сказать о трогательном моменте прощания Государя Николая II со своей Ставкой. Генерал-лейтенант Свиты Дмитрий Николаевич Дубенский вспоминал: «Весь зал был переполнен, стояли даже на лестнице и при входе… Его Величество был окружен со всех сторон. Около него находился генерал Алексеев, в его глазах были слезы. Государь немного помолчал, затем при глубочайшей тишине своим ясным, звучным голосом начал говорить….Уже при первых звуках голоса Государя послышались рыдания, и почти у всех были слезы на глазах, а затем несколько офицеров упало в обморок, начались истерики, и весь зал пришел в полное волнение, такое волнение, которое охватывает близких при прощании с дорогим, любимым, но уже не живым человеком… Государь начал обходить команду, которая так же, как и офицерский состав Ставки, с глубокой грустью расставалась со своим Царем, которому они служили верой и правдой. Послышались всхлипывания, рыдания, причитания; я сам лично слышал, как громадного роста вахмистр, кажется, кирасирского Его Величества полка, весь украшенный Георгиями и медалями, сквозь рыдания сказал: «Не покидай нас, батюшка». Все смешалось, Государь уходил из залы и спускался с лестницы, окруженный толпой офицеров и солдат. Я не видел сам, но мне рассказывали, что какой-то казак-конвоец бросился в ноги Царю и просил не покидать России. Государь смутился и сказал: «Встань, не надо, не надо этого». Генерал-майор Донской армии Михаил Георгиевич Хрипунов вспоминал: «Я имел счастье быть флигель-адъютантом с 23 ноября 1915 г. до печальнейшего дня скорби Российской - вынужденного отречения от трона моего Государя». Генерал Воейков написал о нашем Императоре Николае II: « …Личность Царя не была справедливо оценена его подданными … всю красоту его нравственного облика поймут только будущие поколения … Также поймут и оценят в будущем Государя Николая II и все народы мира. Он пал жертвою натиска интернационалистов, встретивших единодушную поддержку со стороны чужестранцев: всем им было на руку падение великой России на пути к её расцвету и прогрессу под скипетром «Белого царя». А генерал-лейтенант Лохвицкий уже в эмиграции изрек: «Девять лет понадобилось Петру Великому, чтобы Нарвских побежденных обратить в Полтавских победителей. Последний Верховный Главнокомандующий Императорской Армии – Император Николай II сделал ту же великую работу за полтора года». В столетнюю годовщину с момента начала Великой войны важнейшей задачей нашего общества является восстановление исторической справедливости и памяти о павших героях, воспитание подрастающего поколения на многих тысячах примеров беззаветного героизма солдат и офицеров царской армии, а также развенчание созданных большевиками мифов и предрассудков, укоренившихся в массовом сознании более чем за семьдесят лет. Кандидат философских наук А.Б. Веригин Доклад на X Международных Дворянских чтениях в Краснодаре [2] Мифы о Святом Царе-Страстотерпце Николае II, Православный вестник № 6, М., 2010 [1] 23 августа 1915. ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1.Д. 619. Л. 1 [3] П.В. Мультатули «Господь да благословит решение мое...»... Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов. - СПб.:Сатисъ, 2002 [4] Е.Э. Месснер «Хочешь мира, победи мятежвойну!», М., 2005. С. 423-437 [5] А.А. Мосолов «При дворе последнего Российского императора: Записки начальника Канцелярии Министерства Императорского двора», Montreal, Literary heritage, 2014. С. 20-22 [6] С.А. Топорков. Страница воспоминаний // Военно-исторический вестник. Париж. 1953 г. № 2. С. 40-44 [7] А.И. Солженицын. «Размышления над февральской революцией». Российская газета № 4303, 27.02.2007 г. [8] А.И. Спиридович. Великая война и Февральская революция 1914-1917 годов. Глава 43. Всеславянское Издательство, Нью-Йорк. 1-3 книги. 1960-1962 гг. [9] Газета "Биржевые ведомости", 5.03.1917 г. [10] Газета "Новое время", Петроград, 9.03.1917 г. [11] Журнал "Грани". 1980. № 130 [12] Письмо П.Н. Милюкова бывшему члену Совета монархических съездов И.В. Ревенко. Н.М. Коняев «Гибель красных Моисеев. Начало террора. 1918 год». М.: Вече, 2004. Источник: http://www.belrussia.ru/page-id-6358.html Тэги: война, мировая, николай, романовы, самодержавие Царская полиция: Собес за 100 лет до советской власти2016-07-26 07:10:49+ развернуть текст сохранённая копия Советская историческая "наука" учит - царизм суть государство, обслуживавшее интересы эксплуататорских классов: помещиков, капиталистов, купцов, попов и прочих дармоедов. Однако и этот шаблон не так прочен, как хотелось бы продолжателям дела Ленина. Очерк Сергея Тимофеевича Аксакова "Встречи с мартинистами" начинается следующим абзацем: "В 1808 году на Мойке, набережная которой тогда отделывалась, или, скорее, переделывалась и украшалась новой узорной чугунной решеткой, неподалеку от запасных хлебных магазинов и конногвардейских казарм, находился каменный дом старинной петербургской архитектуры. Дом этот принадлежал некогда, как я после узнал, Ломоносову и потом как-то приобретен был казною. В настоящее время в нем помещался с своим семейством начальник хлебных запасных магазинов, действительный статский советник и кавалер Владимира 3-й степени, Василий Васильич... назовем его: Рубановский. Это была его казенная квартира с отоплением и освещением, которая давала ему возможность, при небольшом жалованье, кое-как существовать в Петербурге. Конечно, место Рубановского было не безвыгодное, потому что хлеб отпускался недостаточным людям по такой цене, которая была вдвое и даже втрое ниже рыночной; и хотя для получения хлеба по дешевой цене надобно было представить свидетельство от полиции в недостаточности состояния, но кому не известно, что при добром расположении главного начальника хлебной конторы легко можно было приобресть и доброе расположение частного пристава. При таком мирном согласии властей добрые люди, получавшие дешевый хлеб, конечно, не остались бы неблагодарными. Но статской Енерал (как его звал народ), или Генерал-Куль (как называло его одно высшее лицо), старик Рубановский, фанатик бескорыстия, сам почти нищий, был честности неподкупной, убеждений непреоборимых, и у него нельзя было спекулировать во имя недостаточности состояния..." Надо сказать, что хлебные запасные магазины известны в Европе ещё со средних веков. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Хлебные запасные магазины — склады хлеба, устраиваемые правительством или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны, для ссуды или продажи по дешевой цене хлеба для продовольствия и посева". Иными словами, эти магазины служили для предотвращения голода при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Но оказывается, что в царствование Александра I магазины выполняли дополнительную функцию - продовольственной поддержки малоимущих, а полиция выполняла функцию оформления адресной социальной помощи. Такой вот был собес в России начала XIX века. Тэги: история, самодержавие Монарх в России.2013-10-18 12:54:04... триединство «Православие – Самодержавие – Народность». А ... роль русского самодержавия видится ещё ... + развернуть текст сохранённая копия Об особенностях русского самодержавия «Подай, Фелица! наставленье: В Кремле проходит уникальная выставка, посвящённая венчаниям на царство и воцарениям наших государей. Богатейшая экспозиция включает бесценные реликвии, связанные с торжественным церемониалом возведения на престол русских самодержцев. Зрителю представляется не только возможность проследить эволюцию священного ритуала коронации, но и поразмышлять о судьбе русской верховной власти. Перефразируя известные стихотворные строки, можно сказать, что монарх в России - больше, чем монарх. Это не просто человек в короне, на которого возложена вся полнота ответственности за происходящее в стране. Персона царя, императора представляется священной, сакральной, а «без царя в голове» ничего не выходит, поэтому... низложив и уничтожив монархию, Россия-советская в 1930-х годах опять вырулила на имперский путь, по сути, почитая товарища Сталина, как царя-батюшку. Традиция, привычка, если угодно. Как нам известно из вузовского курса философии, все сколько-нибудь значимые мыслители древности или, например, Средневековья, не говоря уж о Ренессансе и Галантном веке, всенепременно высказывали своё ценное мнение о единоличном управлении. Одни философы всячески нахваливали сей вариант и полагали, что мудрый пастырь – это путь к народному процветанию. Правда, здесь есть оговорка – именно мудрый, а не просто так. Другие учёные, напротив, утверждали, что любой мудрец, вкусив абсолютной власти, становится тираном. Это, как в сказке – каждый победитель дракона, в конечном итоге, сам становится драконом. В общем, с их точки зрения, хомо-сапиенсам потребна только демократия или, хотя бы, ограниченная, куцая и декоративная монархия. Король меняет парики и бриллиантовые запонки, но не правит, Боже упаси. На то есть кабинет, парламент, умные дяди и даже - тёти. В общем, для знаменитых мудрецов человек в короне всегда был объектом горячей полемики. Некоторые из них даже пытались учить уму-разуму своих коронованных подопечных – результаты, как мы знаем, бывали тоже непредсказуемые. К примеру, Фридрих Великий поссорился с Вольтером и больше не захотел его видеть. С королями не шутят. Но это так, присказка, лирическое вступление. Что же у нас в России? У русской монархической традиции – свой особый путь, свои удивительные особенности, каковых не встретишь ни в одной из европейских стран. Во-первых, дело тут в особом отношении народа к государю, как к отцу. Есть устойчивая форма – «царь-батюшка». Помните, у Александра Сергеевича в «Сказке о золотом петушке»? «Царь ты наш! Отец народа! — Возглашает воевода». Отцом народов впоследствии именовали товарища Сталина, что тоже весьма характерно. Царица – тоже матушка. Матушка - Екатерина Алексеевна. После чтения «Наказа» ей хотели даровать громкий титул Матери Отечества, но она отказалась, ибо официальная мать – это уже мачеха. Всё тот же Пушкин в «Капитанской дочке» показывает нам императрицу, которая, прежде всего – терпеливая, но строгая мама всем своим подданным, а уж потом – первое лицо в государстве. Патернализм, действительно, свойствен русской монархической традиции, да и вообще, русской системе ценностей. На мой взгляд, от этого надо не бежать, а, как раз, отталкиваться. Во-вторых. Для народа царь – всегда хорош. Плохи – министры, советники, фавориты да фаворитки. На крайний случай – даже супруга-царица. Ругали то Бирона, то Аракчеева, то Распутина, ибо это именно они виноваты в том, что всё получается не так, как надо. Иной раз могли сказать, что «…царя-батюшку опоила в Немецкой Слободе злая ведьма Анна Монс» или взвалить всю вину на Лефорта. Потому и посягнул опоенный и замороченный Пётр Алексеевич на дедовскую старину. Народ мог и вовсе решить, что царя подменили – не то на проклятом Кукуе, не то во время деловой поездки в Голландию. Ибо, повторюсь, царь для русского человека – персона сакральная. Он не может быть дурен или даже неправ. Он может быть жертвой тёмных сил, но никак не их предводителем. Кстати, возникает сомнение относительно того, что прозвище Николай Палкин было, что называется, родом из народа. Эту кличку мог выдумать только сам автор рассказа, родовитый дворянин Лев Толстой, который завсегда помнил, что Романовы куда как ниже бояр Толстых. А простому человеку такое попросту не пришло бы в голову. Николай Павлович – это батюшка, это помазанник Божий и никак иначе. Сакрализация верховного правителя всегда сопряжена с ритуальными действами. В этой связи вспоминается интересный факт – Пётр III по смерти своей тётушки Елизаветы Петровны был провозглашён императором, но не успел короноваться. Казалось бы, ну и что? А вот с точки зрения русских подданных, такой государь – не вполне …государь, а Пётр, как типичный европейский принц, помнил совершенно другую формулу: «Король умер. Да здравствует король!». Всё. Для француза или для немца этого было бы вполне достаточно. В России же надобно торжественно возложить на себя венец, повенчаться с Русью. Именно поэтому идол Петра – Фридрих Великий неуклонно советовал своему «братцу» поскорее совершить обряд. Уж кто-кто, а король Пруссии знал о жизни всё! Но Пётр не захотел слушать даже своего умудрённого кумира. Зато Екатерина, взяв трон, поспешила короноваться – она-то понимала, какую роль тут играют знаки, символы и традиции. Смотрите – она захватила власть 28 июня 1762 года, тогда как короновалась уже 22 сентября того же 1762 года! Кстати, знаменитая екатерининская корона, произведение мастеров Иеремии Позье и Георга Экарта, была создана в кратчайшие для того времени сроки - всего за два месяца. Немецкая принцессочка Фике спешила повенчаться с Русью. Кстати, о немецких принцессочках… Показателен и тот факт, что пришлые европейцы, попадая на русский престол, становились, в конечном итоге, именно русскими по духу и по привычкам. Они полностью растворялись в новой для них и, возможно, необычной, культуре, отрицая с тех пор свою природную «кровь». Если же этого не происходило, как это случилось с всё тем же Петром III, судьба такого правления, могла стать печальной. И недолгой. Увы, Петер-Ульрих Голштинский, внук Петра Великого, так и остался местечковым князьком и почитателем своего фатерлянда. Тогда его легко сместила русская по духу Фике из Цербста, чтобы стать для всего мира Екатериной Великой. Более того, она ввела в придворный обиход некое подобие русского облачения с душегреей, кокошником и фатою. Интересно - императрица даже полагала, что рост русского влияния в международной политике послужит также и распространению этого костюма в Европе. В своём письме философу Мельхиору Гриммуона даже спрашивала: «А не носят ли теперь в Версале платье “по царице”?» Впоследствии внук Екатерины – Николай I модернизировал и дополнил русский придворный костюм, а его супруга – Шарлотта фон Гогенцоллерн часто позировала художникам в высоком кокошнике. При Николае же было сформулировано скрепляющее триединство «Православие – Самодержавие – Народность». А уж как ненавидел немцев и вообще всю «иноземщину» Александр III, в крови которого была намешана вся европейская «генетика»! Да он и внешне был похож, скорее, на классического русского мужика… В Европе всё было иначе – попав на британский трон, Георг I Ганноверский не превратился в англичанина. Не сделался истым джентльменом и его сын. А зачем? Посмотрим, что во Франции. Мария-Терезия Испанская – жена Людовика-Солнце оставалась испанкой на протяжении всей своей жизни в Версале. Марыся Лещинская – супруга Людовика XV не перестала быть «сарматкой» (В Польше была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты). Мария-Антуанетта фон Габсбург именовалась французами не иначе, как «подлая австриячка». Интересное и знаковое исключение – корсиканец Буонапарте. Он сделался именно французом, то есть своим, а потом – стремительно ворвался в историю. Как символ власти, как символ Франции. Мы говорим: Наполеон – подразумеваем: Франция. Сакральная роль русского самодержавия видится ещё и в том, что уже в современной нам постсоветской России существует культ последнего императора – царя-мученика Николая II. Таким образом, царский венец оборачивается венцом терновым. Всё тем же французам не пришло бы в голову канонизировать Людовика XVI и Марию-Антуанетту, которые тоже умерли страдальческой смертью, а перед своей гибелью были подвергнуты многочисленным лишениям и моральным издевательствам. Интересна, показательна история самозванства на Руси. Известно, что самозванец возникает в дни тягостных сомнений, когда что-нибудь не так. Или народу не понятно, что же происходит в обществе и во власти. Феномен Лжедмитрия, точнее – Лжедмитриев уникален потому, что людям хотелось верить именно в чудесное спасение царевича, то есть настоящего, природного сына Ивана Грозного. Смысл – вот явится наш государь, и всё встанет на свои места. Не нужен пришлый, хотя и добрый. Нужен именно свой, наш. Кстати, и Пётр III, при всей своей прижизненной непопулярности, получил свою долю народной любви уже после своей странной смерти. Это породило целый ряд самозванцев и лже-Петров, самый известный из коих – Емельян Иванович Пугачёв. Эта фигура, романтизированная и идеализированная советской традицией, тем не менее, интересна вовсе не своей «классовой борьбой». Пугачёв выступал именно, как спасённый Пётр Фёдорович, который ведёт войско, дабы отмстить неверной и злой жёнке – Екатерине. А заодно и дать волю народу. Причём, никому не было дела до того, что Емельян Иванович ни внешностью, ни натурой не напоминал реального Петра III… Вернёмся, однако же, к теме восприятия фигуры царя в России. Для этого вспомним… русские народные сказки. Помните, в сказочной традиции наличествует такой персонаж, как Царь-Девица? Не царица, а именно так – царь плюс девица. Это очень важный момент для понимания «дамских» правлений XVIII столетия, да и не только их. Сама формулировка говорит о том, что на Руси, в народе легитимен именно царь, тогда как царица – это всего лишь его верная супруга и мать детей. Но не правитель. Патернализм – это власть отца. Таким образом, для того чтобы стать «царём», точнее Царь-Девицей, коронованные дамы совершали странные, с точки зрения тогдашней морали, поступки… Они переодевались в мужское платье. Известно, что и Елизавета, и Екатерина любили щеголять в офицерских лосинах. Более того – они иной раз позировали в мужском облачении. Этот жест вовсе не является данью общеевропейской моде Галантного века, допускавшей фривольное переодевание. Здесь – нечто большее. Царица, надевая камзол и ботфорты, сигнализировала, что она не баба, а именно …царь. Интересен и тот факт, что становясь единоличными правительницами, наши императрицы больше никогда не выходили замуж, во всяком случае, официально. Да, существуют легенды о венчании Елизаветы и Разумовского в сельце Перово. Но даже если это не сказка, а чистая быль и имевший место юридический факт, то сие никак не отразилось на образе Царь-Девицы. Разумовский же не стал соправителем. Да. У всех этих женщин были фавориты. Иной раз, умные и деятельные, как Григорий Потёмкин. Иной раз, ненавистные современникам и потомкам, как Эрнст Бирон. Но эти люди были рядом с троном, а не на троне. А на троне был царь – Царь-Девица. …Как раз в тот день, когда мне довелось посетить выставку, посвящённую коронациям, я прочла интересную, хотя и, возможно, слишком прямолинейную публикацию «Царское дело», напечатанную в издании «Однако». Автор материала - Тимофей Сергейцев посвящает свой труд пониманию и осознанию исторической роли монарха на Руси, в России, в …СССР. Сергейцев прямо называет советских генсеков – «красными царями», что, по сути, верно. Не буду пересказывать статью – её, в конечном итоге, можно прочесть на сайте «Однако». Позволю себе пару интересных цитат. «Царь есть реальный институт народовластия. Это страшно всякой демократии, которая при любом ее варианте явно или тайно является интересом избранных, как в прямом, так и в переносном смысле. Сущность монархии - в осуществлении власти от лица народа. Это то, что так жаждет присвоить себе демократия на исключительных началах, но не может даже на общих. То, чего действительно желает народ, может испугать «элиты», но царь находит в себе мужество это сделать. Царь говорит народу правду, и это почти единственный путь сделать правду общеизвестной и, следовательно, действенной в политическом и правовом смысле». Тут вспоминается интересная история, связанная с воцарением Анны Иоанновны. Курляндскую вдову было решено призвать на трон только после того, как она согласилась подписать Кондиции, составленные для неё «верховниками» - представителями знатнейших и первейших родов. Так была предпринята попытка учредить в России ограниченную монархию. Что сделала Анна? Она разорвала бумагу с «кондициями» и при поддержке дворянства взялась править, как исстари повелось. То есть - самолично. И снова процитирую материал Тимофея Сергейцева: «У нас другая история. Нам поэтому не годятся аналоги и западные лекала. С учётом этого обстоятельства нам не законодательную власть надо в первую очередь развивать и реформировать, а применить всю царскую волю к созданию работающей на основе права судебной власти, которая позволит в полной мере усилить царя правоохранительными структурами и учредить справедливость при решении любого конфликта, там, где её сегодня нет». В общем, как писал Александр Сергеевич о Николае Павловиче: «Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами…» А как же иначе? На то он и царь. Галина Иванкина. Читай ещё: Пётр-Ульрих или Ульрих-Пётр? Парадокс Петра III. Переворот ЕКАТЕРИНЫ II. Главная загадка ЕКАТЕРИНЫ II. Последняя женщина на российском престоле Дщерь Петрова Трагедия семьи Брауншвейгов Пётр II. Царь-охотник Коронационный сборник. 1 ч Энциклопедия Царей и Императоров. Россия IX-XX вв. 1 ч. (862-912 гг) Алексей - птицелов Гришка-конюх – князь Московский «Черные мифы» о русских царях ertata Тэги: власть, империя, интересное., история, история., культура, менталитет, монархи, народ, непознанное., нравы, общество, разное., россии, россии., российская, россия, русские, русский, самодержавие, традиции, цари ПРАВОСЛАВИЕ САМОДЕРЖАВИЕ НАРОДНОСТЬ Ч.12013-03-29 13:13:33http://russkiev.info/?page_id=2 ПРАВОСЛАВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ монархия Рюриковичей - РУСЬ для Украины - ... + развернуть текст сохранённая копия http://russkiev.info/?page_id=2 ПРАВОСЛАВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ монархия Рюриковичей - РУСЬ для Украины - единственный способ сохранения государства, очистки ее от... Video Rating: 3 / 5 http://russkiev.info/?page_id=2 ПРАВОСЛАВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ монархия Рюриковичей - РУСЬ для Украины - единственный способ сохранения государства, очистки ее от... Video Rating: 3 / 5 Тэги: народность, политика, православие, самодержавие, современный, ч.1
Главная / Главные темы / Тэг «самодержавие»
|
Категория «Новости»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|