ЗАО "Авиастар-СП" и Ульяновский Государственный университет создали центр компетенции по подготовке кадров и выполнению НИОКР
ЗАО «Авиастар-СП» и Ульяновский государственный университет создали Центр компетенции по подготовке кадров и выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Новая структура будет располагаться на территории авиационного завода. Руководство центра осуществляют генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» С.Г. Дементьев и президент УлГУ Ю.В. Полянсков, сообщает пресс-служба «Авиастар-СП».
«Наш ВУЗ является базовым университетом в авиационной отрасли. В июне этого года между «Авиастаром» и УлГУ подписано Соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках действия которого мы готовы оказывать всестороннюю помощь по подготовке специалистов, выполнению и дальнейшему внедрению совместных научных разработок, - отметил президент УлГУ Юрий Полянсков.
«Переход на информационные цифровые технологии в производстве авиационной техники требует современных методов подготовки и переподготовки кадров. В ближайшее время предприятию предстоит значительно увеличить численность персонала. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы к нам приходили работать высоквалифицированные специалисты», - подчеркнул генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев.
Основными задачами Центра являются выполнение и внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка и переподготовка кадров, профоориентационная работа. Также ЗАО «Авиастар-СП» совместно с университетом открыли базовую кафедру УлГУ «Цифровые технологии авиационного производства». Заведующим кафедрой назначен заместитель генерального директора - директор по экономике и финансам ЗАО «Авиастар-СП» А.М. Топорков. Главная цель создания кафедры - это подготовка специалистов в интересах предприятия.
«Сотрудничество нашего предприятия и университета набирает обороты. К настоящему времени все подготовительные работы для открытия базовой кафедры уже выполнены. Идея кафедры состоит в том, чтобы студенты уже во время учебы знакомились с предприятием и после получения диплома очень быстро вливались в работу. За время учебы они получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Это отличная практика, которая применяется во всем мире. Студенты и преподаватели вузов не должны быть оторваны от реалий промышленного производства», - рассказал Андрей Топорков.
Официальное торжественное открытие кафедры и Центра компетенции намечено на начало следующего года.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: «Необходимо срочно решать проблему эксплуатации старых самолётов за счёт стимулирования производства отечественных воздушных судов»
В рамках совещания по вопросу развития ЗАО «Авиастар-СП» глава региона предложил заменить старые «Боинги» новыми Ту-204СМ.
«В ближайшее время будет подготовлено письмо на имя Президента Российской Федерации с просьбой поддержать производство Ту-204СМ. Убеждён, что данные самолёты ни в чем не уступают иностранным аналогам. Более того, производство современных «Боингов» начинает свой отсчёт с 60-х годов, наши же современные лайнеры начали производить в 80-х. Техническая мысль у нас более современная. Считаю, что сегодня надо приложить максимум усилий, чтобы поддержать отечественную промышленность», - сказал Сергей Морозов.
В настоящее время на ульяновском авиационном заводе завершились сертификационные испытания Ту-204СМ. «Это новая модификация самолётов семейства Ту-204. У авиалайнера два современных двигателя ПС-90А2 с повышенными показателями ресурса и надёжности. В сравнении с базовым самолётом на 10-12% улучшена топливная экономичность и эксплуатационная технологичность новой модели. Благодаря конструктивным изменениям Ту-204СМ сможет находиться в воздухе около девяти часов. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными заказчиками самолёта», - сообщила директор Департамента промышленности и оборонно-промышленного комплекса Правительства региона Марина Глухова.
В рамках совещания генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев доложил главе региона о реализации других приоритетных проектов.
«Нашим приоритетным проектом является строительство современных самолётов Ил-76МД-90А. Проводится окончательная сборка первого транспортника. На второй машине выполнена стыковка планера, монтируются системы, на третьей - ведется стыковка агрегатов. В следующем году планируется передача двух серийных самолётов Ил-76МД-90А заказчику», - рассказал Сергей Дементьев. Сегодня сборочные и агрегатные мощности цехов позволяют изготавливать ежегодно до 6-8 самолётов в год. К 2018 году предприятие должно выйти на мощность 18 самолётокомплектов в год.
Следующим значимым проектом предприятия является модернизация самолётов Ан-124-100 «Руслан» в рамках заключённого контракта с Министерством обороны России. «Авиастар» проводит комплекс мероприятий по ремонту, модернизации отдельных элементов воздушного судна с целью поддержания и улучшения технических характеристик, повышения надёжности, увеличения сроков его эксплуатации.
Кроме того, планируется, что Министерство обороны Российской Федерации возьмёт на вооружение Ил-112. Завод примет участие в этом проекте в качестве основного кооперанта по изготовлению панелей фюзеляжа и отдельных элементов конструкции самолёта.
Кроме того, завод участвует в кооперации по созданию магистрального самолёта ХХI века МС-21.
ЗАО «Авиастар-СП» принимает участие в производстве пассажирских самолётов Сухой Суперджет. На предприятии устанавливается интерьер на авиалайнеры, после чего они отправляются на покраску и далее передаются заказчику.
По информации Департамента промышленности и оборонно-промышленного комплекса Правительства Ульяновской области, сегодня на ЗАО «Авиастар-СП» работает около 9000 человек. В ближайшее время дополнительно предстоит принять 1500 рабочих.
Сергей Морозов поручил вести активную работу по подготовке кадров для предприятия, уделив особое внимание взаимодействию ульяновского авиационного завода с Институтом авиационных технологий и управления УлГТУ и авиационным колледжем.
Perpеtuum mobile конструкторской жизни авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина
После развала Советского Союза РФ лишилась военно-транспортной авиации. Выпускающийся серийно Ил-76 остался в Узбекистане, антоновские машины – на Украине. Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина, основанный в 1933 году как опытное конструкторское бюро, оказался единственным предприятием в России, имеющим опыт создания военно-транспортных машин. Ильюшинцам необходимо было сделать непростой выбор дальнейшего пути. Продолжая строить широкофюзеляжные самолеты – Ил-86, Ил-96, КБ выбрало магистральной линией развития возрождение, а точнее – создание практически с нуля военно-транспортной авиации. О том, насколько это удалось, и о дальнейших планах работы рассказывает Виктор Владимирович Ливанов, Генеральный директор – Генеральный конструктор ОАО «Ил».
«ВПК»: Виктор Владимирович, вы пришли в КБ им. Ильюшина в 1967 году, когда работа по созданию Ил-76 только начиналась. В чем заключалось тогда и сейчас основное конкурентное преимущество самолетов марки Ил?
– Когда я пришел на фирму, здесь еще работал Сергей Владимирович Ильюшин. Он нас учил: «Никогда не ругайте конкурентов, хвалите свое». Можно сравнивать конкретно: чем, например, хорош Ил-96-300 по сравнению с А340 Airbus. Есть свои плюсы, есть минусы, как в каждом деле. Но общее мнение всех эксплуатирующих организаций, гражданских и военных: самолеты марки Ил обладают простотой, надежностью и экономичностью. Именно эти требования в свое время изложил Сергей Владимирович Ильюшин. И вот уже 80 лет мы делаем самолеты в первую очередь надежными, экономичными и простыми в технологиях.
«ВПК»: Ил-76МД-90А обладает этими качествами?
– Базовый самолет, который мы запустили сегодня в Ульяновске, сохранил все положительные качества, которыми он обладал на протяжении 40 лет. Это и эксплуатационные преимущества, и неприхотливость, и возможность эксплуатации на удаленных аэродромах, вдали от баз, и надежность.
«ВПК»: Назовите, пожалуйста, основные нововведения Ил-76МД-90А. Что они дают?
– Модернизации подверглось около 70 процентов систем и агрегатов. Самолету 40 лет с начала его летной работы. Мы заменили подсистемы на современные, которые являются более экономичными, более легкими, более надежными. Сделали новое крыло, получив снижение веса более чем на тонну и снизив трудоемкость его изготовления процентов на 20.
Двигатель ПС-90А-76 более экономичный, чем Д-30КП-2, который стоял у нас на базовом самолете и стоит до сих пор на основном парке. С этим мотором самолет соответствует всем требованиям ИКАО по шумам, 4-й главе в частности, и эмиссии. Хотя двигатель несколько тяжелее и больше по диаметру.
«ВПК»: «Стеклянная кабина» – это дань моде?
– Нет, это в первую очередь надежность и безопасность эксплуатации самолета и облегчение работы летного состава. На старых кабинах стоит несколько десятков приборов, за ними достаточно сложно следить, а «стеклянная кабина» на Ил-76МД-90А кроме навигационной, пилотажной обстановки реагирует только на отказы. Если все с самолетом нормально, летчик может лететь и лететь.
«ВПК»: Как увеличились дальность полета, грузоподъемность?
– Максимальная полезная нагрузка базового самолета – 40 тонн. Ил-76МД-90А – 60 тонн максимум. Дальность полета машины увеличилась примерно на тысячу километров за счет снижения веса пустого самолета и экономичности двигателей.
«ВПК»: Что говорят предварительные оценки рынка этой машины, насколько самолет будет востребован?
– Мы оценивали рынок военного и гражданского применения. МЧС на самолетах Ил-76 выполняют целый ряд невоенных функций, который будет расширяться. Недавно мы перевозили раненых детей из Бельгии на самолетах Ил-76, оборудованных в варианте госпиталя. К сожалению, мы живем в неспокойном мире.
Что касается коммерческой части, мы пока не начали маркетинговую кампанию по продвижению самолета на рынок. Во-первых, надо подтвердить летно-технические характеристики и, во-вторых, мы считаем все-таки основной задачей выполнение гособоронзаказа.
«ВПК»: И все-таки каковы экспортные ожидания, существуют ли договоренности с потенциальными заказчиками помимо Минобороны?
– Мы надеемся, что перспективы очень хорошие. Сегодня более ста летающих за рубежом самолетов Ил-76 были куплены официально, а не перепроданы в лихие российские времена. Западные партнеры, эксплуатирующие Ил-76, внимательно наблюдают за нашими успехами. Мало кто верил, что мы вообще запустим этот самолет. Мы его запустили. Сейчас они ждут, какие летно-технические характеристики он покажет. Кроме того, Индия, Алжир, Иран, Ирак, Ливия хотят все пощупать. Вместе с Рособоронэкспортом мы составили план маркетинговых работ и начали его реализовывать. Делегации ряда стран – потенциальных покупателей посетили нашу фирму, посмотрели летный экземпляр. Некоторые зарубежные делегации уже посещали Ульяновск, чтобы убедиться: самолет летает и завод готов к серийному производству.
«ВПК»: Какая максимальная загрузка может быть у ульяновского завода по производству?
– Все зависит от поставщиков. Сейчас в самом разгаре контрактация по первым 39 машинам со всеми нашими поставщиками. Все очень непросто, но думаю, процентов на 80 этот процесс уже завершен. Пока предварительно, кстати, утверждена вся производственная программа Ульяновска до 2020 года, мы должны выйти на 18 машин в год. На мой взгляд, для Ульяновска этого достаточно – серьезная загрузка.
«ВПК»: На данный момент какие еще проекты существуют в авиационном комплексе им. Ильюшина?
– В начале декабря после тяжелой подготовительной работы мы с нашими индийскими коллегами начали проектирование многофункционального транспортного самолета (МТС) или Multi-Role Transport Aircraft (MTA).
МТА по классификации – это средний военно-транспортный самолет. Если на Ил-76 у нас максимальная полезная нагрузка 60 тонн, то на этом самолете – 20. Мы стараемся сделать его достаточно унифицированным, чтобы российской и индийской армиям не обучаться заново и наземная инфраструктура была готова. Формально этот самолет по своим габаритам, размерам – половинка 76-го.
«ВПК»: То есть это мини-версия?
– Нет. Так сказать нельзя. У него своя ниша. Самый большой рынок в мире – это как раз средние военно-транспортные машины, двадцатитонники. Есть знаменитый, абсолютно уникальный американский самолет С-130. Ему под 60 лет, но он постоянно модернизировался и продолжает выпускаться серийно. Мы, ильюшинцы, до сих пор жалеем, что прекратили выпуск самолетов типа Ил-18. Они востребованы сегодня. Можно было модернизировать, поставить новый современный двигатель, новое оборудование и продолжать его выпускать, повторив судьбу С-130.
«ВПК»: Когда мы получим первый МТА?
– Должны выйти на продажи в 2018 году.
«ВПК»: Над созданием самолета ильюшинцы работают совместно с индийцами?
– Да, работают наши специалисты и индийцы. Мы сейчас как раз на стадии выбора окончательного облика, материалов, комплектующих. Этот самолет только закладывается, жить он будет не менее 40 лет, поэтому мы стараемся применить на нем абсолютно все новые материалы, в частности алюминиево-литиевые сплавы. Сегодня мы дискутируем с военными относительно возможности сделать композитное оперение, которое меньше подвержено повреждениям. И также мы хотим, чтобы на этом самолете все системы были новые, современные.
«ВПК»: У индийцев есть опыт строительства транспортных самолетов?
– Нет, поэтому они и согласились совместно создавать самолеты, чтобы пройти эту школу. Индия на протяжении многих лет так же, как и Китай, придерживается стратегии не на покупку, а на создание и производство внутри страны. И это абсолютно правильно. Вместо просто покупателей вооружения индийцы хотят стать соучастниками проектирования и производства. Другая сторона этого сотрудничества – инвестиционная нагрузка, которая делится уже на две страны, не только на Россию. Это выгодно и для России. Далее – вопрос расширения рынка. Мы взяли российский рынок, взяли индийский, а уже через Индию легче выходить на рынки третьих стран. Вот причины, которые нас вместе с нашими индийскими коллегами подвигнули на совместное создание этого самолета.
У нас уже есть стартовый заказ для двух стран – 145 самолетов, это позволяет запустить программу.
«ВПК»: Насколько сейчас, на ваш взгляд, выровнялась ситуация с военно-транспортной авиацией в стране?
– Глубокая модернизация Ил-76 – это первый шаг в деле возрождения военно-транспортной авиации Российской Федерации. МТА – второй шаг. Третьим шагом станет создание легкого военно-транспортного самолета. Ну и дальше мы посмотрим, как будет развиваться судьба Ан-124. Либо мы продолжим эту линейку, модернизируя ее, либо предложим что-то новое. К сожалению, самолет рождается не очень быстро.
Справка
Виктор Владимирович Ливанов —Генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина» (город Москва) с 1997 года.
Родился 17 сентября 1943 года в Хабаровске. Окончил Московский авиационный технологический институт в 1967-м. С этого же года работает на авиастроительном предприятии (ныне авиакомплекс им. Ильюшина) инженером-технологом, начальником бригады координации и анализа работ, заместителем начальника ОКБ. В 1988–1996-м – директор авиакомплекса, в 1996–1997-м – заместитель министра оборонной промышленности РФ. Академик Российских академии транспорта и академии воздухоплавания. Лауреат Государственной премии РФ (2000), награжден орденами «Знак Почета», Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Женат, имеет двоих детей. Увлекается исторической литературой.
Беседовала Александра Ноткина «Военно-промышленный курьер» № 18 (486) за 15 мая 2013 года
2013-04-05 10:03:43
Будучи Главнокомандующим Красной Армии, Сталин И.В. в силу своего положения влиял на ход боевых ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Будучи Главнокомандующим Красной Армии, Сталин И.В. в силу своего положения влиял на ход боевых действий в продолжение всего времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Как руководитель государства Сталин оказывал решающее влияние на все стороны оборонной политики. Независимо от методов, которые использовались для построения социализма в России, он, по-видимому, чувствовал свою огромную ответственность за судьбу государства, [...]