Реакция США на украинский кризис демонстрирует нарастающую неадекватность американского истеблишмента. Попытки расширить зону своего прямого и косвенного влияния в условиях сокращения возможностей для реализации содержательной стратегии превращает американскую внешнюю политику в череду конвульсий Поток новостей с Украины перекрывает едва ли не все остальные события и информационные поводы. В том числе, как ни странно, и те, что имеют с украинскими событиями общие корни, но не столь «зрелищны». В числе таких «незамеченных» новостей на сегодня стоит выделить, пожалуй, две основные. Во-первых, это фактическое похищение американскими спецслужбами Романа Селезнева, сына депутата Государственной думы Валерия Селезнева. Во-вторых, продвижение в Конгрессе США проекта Акта о предотвращении агрессии со стороны России-2014 (прошел уже два чтения из трех и передан на доработку в профильный комитет).
Казалось бы, события эти между собой никак не связаны. Однако в действительности их объединяет одна общая линия — попытки США расширить свою юрисдикцию на весь остальной мир, использовать это как инструмент подавления политических и экономических конкурентов, прежде всего как способ воспрепятствовать восстановлению Россией своей самостоятельности в качестве одного из основных мировых игроков.
Мы вас украдем Спецслужбы США арестовали тридцатилетнего Романа Селезнева на Мальдивах по подозрению в банковском мошенничестве и хищениях с кредитных карт путем компьютерного взлома. Согласно объяснениям властей США, Роман Селезнев был задержан в минувшие выходные в аэропорту столицы Мальдив Мале и сразу — без всякого суда, без уведомления российского консульства, без решения о депортации — доставлен на тихоокеанский остров Гуам, где располагается крупная американская военная база.
«Расцениваем случившееся как очередной недружественный шаг Вашингтона. Не в первый раз американская сторона, игнорируя двусторонний Договор 1999 года о взаимной правовой помощи по уголовным делам, идет на фактическое похищение российского гражданина. Так, в частности, произошло с Виктором Бутом и Константином Ярошенко, которых насильно вывезли в США из третьих стран и осудили по сомнительным обвинениям», — прокомментировал МИД России данный инцидент.
Впрочем, начать отсчет «охоты» спецслужб США за российскими гражданами правильнее, пожалуй, все же с дела экс-главы Минатома Евгения Адамова. Напомним, что Адамов был арестован по запросу США в швейцарском Берне на основании обвинений в мошенничестве в 2005 году. США обвиняли Адамова в присвоении 9 млн долларов, предоставленных России американским Минэнерго в качестве помощи для улучшения безопасности на ядерных объектах. Допустить выдачу в США такого высокопоставленного носителя секретов Россия не могла, она подготовила собственный запрос на экстрадицию. После полугода напряженнейших юридических боев швейцарский суд все же принял решение в пользу экстрадиции в Россию (где в итоге весной 2008 года Евгений Адамов получил небольшой условный срок).
Удивительно, но ровно тогда же, весной 2008 года, началась аналогичная история с арестом и экстрадицией предпринимателя Виктора Бута, которого американская сторона обвиняла в намерении поставить оружие колумбийским партизанам (группировка ФАРК), которые, в свою очередь, могли убить им американских граждан. Таиландский суд под давлением американцев оказался более податливым, и через два с лишним года, осенью 2010-го, Бангкок экстрадировал Бута в США, где он был приговорен к 25 годам лишения свободы.
Очевидно, что оба этих дела убедили правоохранителей США в том, что добиваться привлечения к ответственности российских граждан за преступления, подпадающие, по мнению американцев, под их юрисдикцию, легальными путями слишком проблематично, и потому они перешли на упрощенку. Летом 2010 года в Либерии американцы арестовали и тайно вывезли в США (фактически похитили) российского летчика Константина Ярошенко, которому инкриминировалась подготовка (!) транспортировки из Колумбии большой партии кокаина (все от той же ФАРК), часть которого могла (!) попасть в США, что и стало основанием для вмешательства американских борцов с наркоторговлей. В Америке Ярошенко был приговорен к 20 годам тюрьмы.
И вот новый инцидент с похищением американскими спецслужбами российского гражданина в третьей стране.
Трудно себе представить, что подобное решение могло быть принято без учета предыдущих случаев и в отрыве от общего настроя в американском политическом истеблишменте на персональные санкции в отношении российских политиков и чиновников (разнообразные черные списки). Тем более что речь идет об испытывающем проблемы со здоровьем (он был тяжело ранен при взрыве в Марокко три года назад) члене семьи депутата российского парламента. В нынешних обстоятельствах это читается не иначе как психологическое давление: мол, любого по самым сомнительным основаниям можем выкрасть; из какой-нибудь Швейцарии, может, и не получится, а из страны попроще — запросто.
И понятно, что в этом есть вполне прозрачный мотив: уменьшить российское присутствие в мире, сократить контакты, сделать мир менее комфортным для русских. При всей гипотетичности данной угрозы для большинства россиян туристическая практика этого года показывает, что даже некоторые подозрения о том, а не окажутся ли бесполезными пластиковые карточки российских банков за рубежом, становятся вполне весомым аргументом для того, чтобы выбрать отдых внутри страны. Времена неспокойные, мало ли.
Закон о произвольном произволе А потому не будет лишним повнимательнее посмотреть, что за Акт о предотвращении агрессии со стороны России-2014 (см. «Меню русофоба» ниже) решили принять в Соединенных Штатах.
Это, конечно, не руководство к действию и никакой не продуманный план давления на Россию — это меню, в которое втиснули все, что только смогли придумать. Из него при случае можно будет извлекать тот или иной пункт в зависимости от обстановки и интересов нынешней и будущих администраций. И в общем-то ничего неожиданного там нет, зато как красиво смотрится, как передает атмосферу!
Особенно трогательно выглядит пункт 105: «Укрепление и тесное сотрудничество США и ФРГ в работе над глобальными и европейскими вопросами безопасности, особенно в свете текущих событий в Европе и Евразии». Ради этого на 2015–2017-й финансовые годы бюджет государственного секретаря планируется повысить на 5 млн долларов в год. Этого, по-видимому, должно хватить, чтобы компенсировать немцам миллиардный штраф Deutschebank и подсластить пилюлю масштабного американского шпионажа.
Откровенно страшно выглядит пункт 205: «США не будут участвовать в дальнейших переговорах с РФ по сокращению ядерных сил до выполнения РФ существующего двустороннего ядерного соглашения с США, в том числе Договора между Соединенные Штаты Америки и Союзом Советских Социалистических Республик по ликвидации ракет СССР промежуточной дальности и меньшей дальности, подписанной в Вашингтоне 8 декабря 1987 года». Учитывая, что именно Вашингтон всеми правдами и неправдами пытался втянуть Россию в очередные переговоры о сокращении СЯС, это, конечно, очень угрожающе.
Не менее весело выглядят пункты 202 и 203. Согласно первому («если вооруженные силы Российской Федерации не будут выведены из Крыма») президент США «налагает санкции на любое должностное лицо или агента Российской Федерации, любого близкого к нему сотрудника или члена семьи… Список определяется и контролируется президентом». А согласно второму («в случае усиления агрессии Российской Федераций в отношении Украины или других стран»), санкции накладываются «на любого высокопоставленного российского чиновника; любой объект собственности под контролем у высокопоставленного российского чиновника; любого близкого соратника высокопоставленного российского чиновника».
Иначе говоря, логика остается прежней: любые санкции в любое время против кого угодно за любые действия. Ровно та же самая, что уже многократно отмечалась российскими комментаторами: если нам покажется, что Россия что-то делает не так, мы ее накажем как захотим. И ровно та же самая логика, что проявила себя в случаях похищения российских граждан.
Меню русофоба Закон США № 2277 — Акт о предотвращении агрессии со стороны России-2014
Раздел I. Активизация НАТО 101. Усиление помощи США вооруженным силам в Европе и в Евразии.
102. Ускорение усилий США по укреплению НАТО.
103. Расширенная поддержка Польши и стран Балтии.
104. Ускорение усилий НАТО по реализации противоракетной обороны в Европе.
105. Укрепление и тесное сотрудничество США и ФРГ в работе над глобальными и европейскими вопросами безопасности, особенно в свете текущих событий в Европе и Евразии.
Раздел II. Сдерживание дальнейшей агрессии России в Европе 201. Политика Соединенных Штатов по отношению к российской агрессии в Европе.
202. Санкции ввиду продолжающейся агрессии Российской Федерации к Украине.
203. Дополнительные санкции в случае увеличенной агрессии Российской Федерации к Украине или другим странам.
204. Ограничение доступа Российской Федерации к нефтяным и газовым технологиям Соединенных Штатов.
205. Дипломатические меры относительно Российской Федерации.
206. Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества.
Раздел III. Укрепление Украины и других европейских и евразийских государств против российской агрессии 301. Военная помощь для Украины.
302. Получаемая Конгрессом информация по линии разведки будет предоставляться Украине.
303. Главные союзники Украины, не входящие в НАТО, — Грузия и Молдавия.
304. Расширенное обучение сил безопасности, сотрудничество, помощь и защита ключевых государств, не входящих в НАТО.
305. Ускорение экспорта природного газа.
306. Европейская и евразийская энергетическая независимость.
307. Непризнание аннексии Крыма.
308. Поддержка демократии и организаций гражданского общества в странах бывшего Советского Союза.
309. Расширенное телерадиовещание в странах бывшего Советского Союза.
Павел Быков «Эксперт»
$30 млрд планируют потратить США на свержение Путина.
ertata
Расцениваем новый пакет американских санкций в отношении России как примитивную попытку отомстить за то, что события на Украине развиваются не по сценарию Вашингтона. Возмутительное и необоснованное стремление возложить на Россию вину за гражданскую войну в соседней стране, ставшую следствием глубокого внутреннего кризиса и уже приведшую к многочисленным жертвам, свидетельствует о провале стратегии США и их киевских клиентов по силовому усмирению широкого народного недовольства. Вместо того, чтобы образумить украинское руководство, бросившее против жителей Донбасса и Луганщины авиацию, тяжелую артиллерию и бронетехнику, Белый дом фактически подстрекает к кровопролитию. При этом, цинично стараясь отвести от себя ответственность и грубо извращая факты, он опять принялся размахивать своим излюбленным оружием - санкционной дубинкой.
Мы неоднократно говорили, что разговаривать языком санкций, каким бы ни был их масштаб, с Россией бесполезно. Ни к чему хорошему такой путь не приведет. Это касается и посягательств на активы российских компаний. Тех, кто уверовал в собственную исключительность и в право диктовать свою волю остальному миру, неизбежно ждет горькое разочарование.
Общеизвестно, что санкции – инструмент обоюдоострый. В результате любых ограничений на экономическое и финансовое сотрудничество в серьезном накладе останутся и деловые круги самих США, которым придется платить по счетам Белого дома. Подобное поведение Администрации Б.Обамы также неизбежно скажется на возможностях нашего взаимодействия по многим другим направлениям.
Если Вашингтон вознамерился обрушить российско-американские отношения, то это останется на его совести. Мы были и остаемся открытыми к конструктивному сотрудничеству со всеми государствами, в том числе с США, на принципах равноправия, невмешательства во внутренние дела и реального учета интересов друг друга. Шантаж же терпеть не намерены, оставляем за собой право на ответные меры.
МИД РФ 17 июля 2014 года
ertata