Давно дело было, наверное где-то в 1987 году. Работал я в Сахалинском пароходстве ...
Давно дело было, наверное где-то в 1987 году. Работал я в Сахалинском пароходстве Старшим помощником капитана на самом большом пароходе СахМП — «Кемерово» - дедвейт 19,990 тонн. Пароход многоцелевой, финской постройки. Возить он мог практически любые грузы, разве что за исключением сжиженного газа. Летом пароход ходил по завозу в Арктику (ледовый пояс переменной ватерлинии 56 мм, такой брони и на крейсерах ВМФ нет), а зимой возили зерно из Канады во Владивосток и Находку.
Рейс был вообще с приключениями. Сначала мы везли («по пути» пришлось) танки на Курильские острова. А потом уже в балласте пошли на Ванкувер. Тихий океан зимой — отнюдь не райский уголок. Штормит, никакая Северная Атлантика не сравнится.
Колотило наш пароход волнами весьма прилично. И вот в первом трюме сработали датчики затопления. Нас с боцманом капитан направил на разведку. По палубе было не пройти, и мы пошли по коридору-коффердаму. Это такой тоннель, проходящий под палубой от машинного отделения и до самого бака, в нём проходят кабельные линии, трубы гидравлики и прочие необходимости. Прихлдим в первый трюм — а там воды по колено. Оказалось, что волны срезали грибки — воздушные трубки вентиляции трюма — и через них вода стала заливать трюм.
Первый трюм на судах этого типа (SA-15) предназначен для перевозки взрывчатки, поэтому весь обшит панелями ДВП. От морской воды эти опилки размокли, раскрошились и забили приёмные патрубки насосов осушения.
Проблема была определена, остальное уже дело техники.
Но это было только началом истории, реально тонули мы уже на обратном пути.
А сначала был Ванкувер. Подхрдили ночью, волочя за собой на хвосте бушующий тайфун. Вдруг видим на экране радара цель — кто-то выходит из Ванкувера в Океан, прямо навстречу шторму. Связались с ними по УКВ, спросили обстановку в порту, много ли судов на рейде ожидают погрузку. Ну и заодно спросили: «А что это вы навстречу тайфуну идёте, прогноз погоды не получали?». Ответ был интересный:
- А мы не боимся, у нас большой пароход.
- Так и у нас немаленький, - с гордостью решили блеснуть мы, - а всё равно валяло дай Боже.
Когда прозвучал ответ, по интонациям голоса так и представился бритиш, вальяжно развалившийся в кресле на мостике с чашкой кофе и закинувший ноги на приборную панель:
- Нет, вы не поняли, у нас ОЧЕНЬ большой пароход…
Когда мы поравнялись на встречных курсах, то поняли как заблуждались по поводу величины нашего «Кемерово». Британец оказался гружёным балкером дедвейтом 300,000 тонн с осадкой за 20 метров. Он шёл навстречу волне как утюг, даже не покачиваясь.
В Ванкувере мы встали на якорь в ожидании причала под погрузку. И тут получаем шифровку из пароходства, требующую немедленного ответа.
Надо сказать, что в те времена связи e-mail ещё не было, а при вхождении в прибрежную зону радиостанция закрывалась и можно было работать только на приём. А в порту грузился тоже наш пароход — «Оха», который на следующий день должен был уходить в рейс.
Наш капитан принял по истине военное решение, до сих пор не пойму как он решился на такое и как нам это сошло с рук. Нарисовали мы ответную шифровку (группа «допущенных» - капитан, комиссар и старший помощник) и я возглавил диверсионный отряд, который на разъездной шлюпке доставил пакет с шифровкой капитану «Охи».
Ехали мы с дальнего рейда к причалу безо всякого разрешения властей, да ещё и красный советский флаг прилепили на корме шлюпки. Наверное, если б нас задержала канадская береговая охрана, пакет пришлось бы съедать.
Ну а сам «утопительный» случай произошёл уже на обратном переходе из Ванкувера во Владивосток.
Стою я себе на мостике, смотрю вперёд, никого не трогаю. Вдруг телефонный звонок из машины:
- Поступление воды в машинное отделение, все водоотливные средства в работе, вода прибывает…
Сыграл тревогу, вызвал на мостик капитана. Старпом — командир аварийной партии, поэтому капитан отправил меня в машину. Мол, пойди разберись, а то хрен там этих механиков знает.
Опускаюсь на лифте в машину — там вся машинная команда в сборе — 6 механиков. два электромеханика и мотористы с электриками. Стоят, сбившись в кучу, словно в ступоре, заметно побледневшие. Несколько плит над пайолами сдвинуты и видно как под ними реально бурлит прибывающая вода.
В чём дело? Глубина несколько километров, до ближайшего берега 500 миль, ни одного парохода поблизости.
Страх механиков понятен — начнёт вода заливать дизель-генераторы, пароход обесточится и фиг они из машины выберутся в случае чего. А как раз незадолго до этого утонул «Комсомолец Киргизии». Пароход шёл из Галифакса на Кубу. В штормовую погоду встала машина, пароход развернуло лагом (бортом) к волне, смещение груза и оверкиль. Вот наши машинёры уже и представляли себя в подобной ситуации.
Как это ни странно, пароход спас простой моторист-ГЭС. Дядечка был толковый, принимал этот пароход на судовепфи (ещё и года не прошло с постройки). Так вот он вспомнил, что на трубе системы охлаждения главного двигателя, идущей от донного кингстона, есть «глухой» патрубок, не обозначенный на чертежах. Видимо, завалялась у финнов такая раздвоенная труба от предыдущих построек, вот они её и установили. А на патрубок поставили полуторасантиметровую чугунную заглушку. Видимо, причина как раз в том, что стальная труба и чугунная заглушка в морской воде создали электропару и началась интенсивная коррозия. Меньше чем за год она проела чугун насквозь и через образовавшееся отверстие забортная вода хлынула как из брансбойта в машинное отделение.
Дальше — уже проще. Перевели охлаждение на бортовые кингстоны, днищевой кингстон перекрыли и заглушку поменяли.
Вот такой рейс получился. С приключениями.
Картинка с сайта Дальневосточной ассоциации капитанов:
Давно дело было, наверное где-то в 1987 году. Работал я в Сахалинском пароходстве ...
Давно дело было, наверное где-то в 1987 году. Работал я в Сахалинском пароходстве Старшим помощником капитана на самом большом пароходе СахМП - "Кемерово" - дедвейт 19,990 тонн. Пароход многоцелевой, финской постройки. Возить он мог практически любые грузы, разве что за исключением сжиженного газа. Летом пароход ходил по завозу в Арктику (ледовый пояс переменной ватерлинии 56 мм, такой брони и на крейсерах ВМФ нет), а зимой возили зерно из Канады во Владивосток и Находку.
Рейс был вообще с приключениями. Сначала мы везли ("по пути" пришлось) танки на Курильские острова. А потом уже в балласте пошли на Ванкувер. Тихий океан зимой - отнюдь не райский уголок. Штормит, никакая Северная Атлантика не сравнится.
Колотило наш пароход волнами весьма прилично. И вот в первом трюме сработали датчики затопления. Нас с боцманом капитан направил на разведку. По палубе было не пройти, и мы пошли по коридору-коффердаму. Это такой тоннель, проходящий под палубой от машинного отделения и до самого бака, в нём проходят кабельные линии, трубы гидравлики и прочие необходимости. Прихлдим в первый трюм - а там воды по колено. Оказалось, что волны срезали грибки - воздушные трубки вентиляции трюма - и через них вода стала заливать трюм.
Первый трюм на судах этого типа (SA-15) предназначен для перевозки взрывчатки, поэтому весь обшит панелями ДВП. От морской воды эти опилки размокли, раскрошились и забили приёмные патрубки насосов осушения.
Проблема была определена, остальное уже дело техники.
Но это было только началом истории, реально тонули мы уже на обратном пути.
А сначала был Ванкувер. Подхрдили ночью, волочя за собой на хвосте бушующий тайфун. Вдруг видим на экране радара цель - кто-то выходит из Ванкувера в Океан, прямо навстречу шторму. Связались с ними по УКВ, спросили обстановку в порту, много ли судов на рейде ожидают погрузку. Ну и заодно спросили: "А что это вы навстречу тайфуну идёте, прогноз погоды не получали?". Ответ был интересный:
- А мы не боимся, у нас большой пароход.
- Так и у нас немаленький, - с гордостью решили блеснуть мы, - а всё равно валяло дай Боже.
Когда прозвучал ответ, по интонациям голоса так и представился бритиш, вальяжно развалившийся в кресле на мостике с чашкой кофе и закинувший ноги на приборную панель:
- Нет, вы не поняли, у нас ОЧЕНЬ большой пароход...
Когда мы поравнялись на встречных курсах, то поняли как заблуждались по поводу величины нашего "Кемерово". Британец оказался гружёным балкером дедвейтом 300,000 тонн с осадкой за 20 метров. Он шёл навстречу волне как утюг, даже не покачиваясь.
В Ванкувере мы встали на якорь в ожидании причала под погрузку. И тут получаем шифровку из пароходства, требующую немедленного ответа.
Надо сказать, что в те времена связи e-mail ещё не было, а при вхождении в прибрежную зону радиостанция закрывалась и можно было работать только на приём. А в порту грузился тоже наш пароход - "Оха", который на следующий день должен был уходить в рейс.
Наш капитан принял по истине военное решение, до сих пор не пойму как он решился на такое и как нам это сошло с рук. Нарисовали мы ответную шифровку (группа "допущенных" - капитан, комиссар и старший помощник) и я возглавил диверсионный отряд, который на разъездной шлюпке доставил пакет с шифровкой капитану "Охи".
Ехали мы с дальнего рейда к причалу безо всякого разрешения властей, да ещё и красный советский флаг прилепили на корме шлюпки. Наверное, если б нас задержала канадская береговая охрана, пакет пришлось бы съедать.
Ну а сам "утопительный" случай произошёл уже на обратном переходе из Ванкувера во Владивосток.
Стою я себе на мостике, смотрю вперёд, никого не трогаю. Вдруг телефонный звонок из машины:
- Поступление воды в машинное отделение, все водоотливные средства в работе, вода прибывает...
Сыграл тревогу, вызвал на мостик капитана. Старпом - командир аварийной партии, поэтому капитан отправил меня в машину. Мол, пойди разберись, а то хрен там этих механиков знает.
Опускаюсь на лифте в машину - там вся машинная команда в сборе - 6 механиков. два электромеханика и мотористы с электриками. Стоят, сбившись в кучу, словно в ступоре, заметно побледневшие. Несколько плит над пайолами сдвинуты и видно как под ними реально бурлит прибывающая вода.
В чём дело? Глубина несколько километров, до ближайшего берега 500 миль, ни одного парохода поблизости.
Страх механиков понятен - начнёт вода заливать дизель-генераторы, пароход обесточится и фиг они из машины выберутся в случае чего. А как раз незадолго до этого утонул "Комсомолец Киргизии". Пароход шёл из Галифакса на Кубу. В штормовую погоду встала машина, пароход развернуло лагом (бортом) к волне, смещение груза и оверкиль. Вот наши машинёры уже и представляли себя в подобной ситуации.
Как это ни странно, пароход спас простой моторист-ГЭС. Дядечка был толковый, принимал этот пароход на судовепфи (ещё и года не прошло с постройки). Так вот он вспомнил, что на трубе системы охлаждения главного двигателя, идущей от донного кингстона, есть "глухой" патрубок, не обозначенный на чертежах. Видимо, завалялась у финнов такая раздвоенная труба от предыдущих построек, вот они её и установили. А на патрубок поставили полуторасантиметровую чугунную заглушку. Видимо, причина как раз в том, что стальная труба и чугунная заглушка в морской воде создали электропару и началась интенсивная коррозия. Меньше чем за год она проела чугун насквозь и через образовавшееся отверстие забортная вода хлынула как из брансбойта в машинное отделение.
Дальше - уже проще. Перевели охлаждение на бортовые кингстоны, днищевой кингстон перекрыли и заглушку поменяли.
Вот такой рейс получился. С приключениями.
Картинка с сайта Дальневосточной ассоциации капитанов:
Make Like a Tree – это музыка и путешествия в одном лице. К тому же, Сергей не только талантливый ...