... родила сыночка Роберта),
Михайловны Устиненко и ...
... >
... ndash; свободолюбивая
явно тяготилась ... автобиографическая книга
Аллилуевой " ...
«С нами проводила все дни, лето и зиму, воспитательница (тогда не принято было называть ее «гувернанткой») Наталия Константиновна, занимавшаяся с нами лепкой из глины, выпиливанием всяких игрушек из дерева, раскрашиванием и рисованием, и уж не знаю еще чем, — вспоминала Светлана.
— Вся эта образовательная машина крутилась, запущенная маминой рукой, но мамы же никогда не было дома возле нас… Нам, детям, доставались, обычно, только ее нотации, проверка наших знаний. Она была строгая, требовательная мать, и я совершенно не помню ее ласки: она боялась меня разбаловать, так как меня и без того любил, ласкал и баловал отец….»
Но вот фамилию она взяла себе мамину – случилось это уже после смерти отца в 1953 году, когда Хрущев рассказал ей о том злосчастном вечере 32 года, накануне самоубийства матери, когда Иосиф, схватив жену за волосы, заставил ее танцевать с ним, а потом бросил, умчавшись с друзьями пьянствовать на дачу…
Впрочем, откровенничать об отце Светлана не хотела или не решилась.
КРАСНАЯ ПРИНЦЕССА
Детство у нее было самым обычным для детей ее привилегированного круга. Жила на даче, дружила с детьми Ворошилова и Орджоникидзе, ездила каждый день в сопровождении охраны на уроки в 25 образцовую школу. В аттестате, разумеется, одни пятерки.
В 16 лет у Светланы случился первый роман с почти сорокалетним известным режиссером Алексеем Каплером. Знакомство произошло на даче, где зимовала тогда семья Сталина, куда Кеплера – франта и полейбоя – привез Василий Сталин. «Нас потянуло друг к другу неудержимо, — писала Светлана. — Мы стали видеться как можно чаще, хотя при моем образе жизни это было невообразимо трудно».
Сталин в ответ посоветовал Кеплеру забыть про дочь, а когда тот не послушался – упек его на пять лет лагерей в Воркуту. Правда, направил он его не на лесоповал, а только в ссылку — режиссером в местном театре.
Светлана недолго горевала по любимому – она поступила на филфак МГУ им. М. В. Ломоносова, а летом вышла замуж – за Григория Морозова, одноклассника её брата Василия.
«Мы учились в одной и той же школе, — писала Света. — Он был еврей, и это не устраивало моего отца. Но он как-то смирился с этим…«Черт с тобой, делай что хочешь...» Только на одном отец настоял — чтобы мой муж не появлялся у него в доме».
Получив «благословение» молодые поселись в подаренной Сталиным квартире. Вскоре у них появился ребенок – сын Иосиф.
Однако, брак не сложился, и вскоре супруги развелись. Кстати, с Григорием потом ничего плохого не случилось: он закончил МГИМО, работал в МИДе и даже дружил с сыном Берии — Серго, часто бывая в доме у всесильного министра.
А вот Светлана вновь вышла замуж – за Юрия Жданова, сына члена Политбюро Андрея Жданова. В 1950 году у пары родилась дочка Екатерина, но через год молодые снова развелись – свободолюбивая Светлана явно тяготилась браком.
Несколько следующих лет прошли для Аллилуевой без особых приключений. Она закончила исторический факультет МГУ и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Работала переводчиком с английского языка и литературным редактором, выполнила перевод нескольких книг, часто меняла любовников, иногда приезжала в гости к отцу – чувствовалось, что отец с дочерью вполне комфортно жили друг без друга.
БЕЗ ВОЖДЯ
Со смертью Сталина безоблачная жизнь кремлевской царевны рухнула. Нет, она не оказалась на улице, не потеряла работу, но зато моментально оказалась в кольце врагов из вчерашних подобострастных соратников отца. Друзья дома отворачивались один из другим – особенно после того, как Василия Сталина уволили из армии без права ношения военной формы, а потом и вовсе арестовали.
Именно тогда она и решила сменить фамилию, став Аллилуевой.
Не сложился и третий брак Светланы – в тот период она была замужем за Джонридом Сванидзе, своим дальним родственником, который после казни отца шестнадцатилетним мальчишкой был отправлен в казанскую «психушку», затем на рудники Джезказгана, в Сибирь. Возможно, они поженились в порыве чувства исторической вины Светланы за преступления отца, возможно, сыграло что-то другое.
Но чувства вскоре исчезли, и Светлана, не привыкшая смирять свой бурный сексуальный темперамент, уже увлеклась романом с знатным индийским дворянином и коммунистом Раджи Бриджешем Сингхом.
ПОБЕГ
20 декабря 1966 года Светлана приехала в Индию, сопровождая прах своего мужа Браджеша Сингха, брак с которым не был официально зарегистрирован. Разрешение на выезд из СССР ей дал член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Косыгин.
А дальше события развивались так. Накануне предполагаемого отъезда Аллилуевой в Москву посол СССР в Индии Бенедиктов лично вручил ей паспорт, который до этого хранился у него в сейфе. Пожелал счастливого пути и уехал отдыхать в свою резиденцию на побережье. Впрочем, Богданов решил подстраховаться. Одному из своих сотрудников он дал команду негласно сопровождать Светлану.
Дело в том, что та каждый вечер совершала прогулку по одному и тому же маршруту: выходила из городка, обходила территории советского и американского посольств, которые стояли рядом, а потом «тылами» возвращалась домой. Все это занимало в среднем чуть больше часа. Сотрудник резидентуры тихо двигался за ней на машине.
В день побега к посольскому городку подъехала ее приятельница, дочь посла Индии в Москве. И стала ее ждать у ворот. Охранник вежливо сказал, что Светлана ушла на прогулку и скоро вернется. Но ее все не было и не было. Тут уже охрана забеспокоилась. Заглянули в ее квартиру: чемоданы и все вещи на месте. Срочно доложили Богданову. Тот стал разыскивать «сопровождающее лицо», но не нашел и его.
Сотрудник появился только через час. И с виноватым видом рассказал, что, как всегда, ехал за подопечной на машине. Все было нормально — до тех пор, пока она не подошла к американскому посольству. И тут чекист прокололся: он не обратил внимания, что обычно закрытая вечером калитка в посольский ограде была открыта, и ее никто не охранял. Туда Светлана смело и зашла.
- Ну не давить же ее? — оправдывался он потом перед начальством.
А вскоре все мировые СМИ раструбили сенсацию: дочь Сталина попросила в США политического убежища! Что тут началось, описать просто невозможно. Бенедиктова срочно вызвали в Москву, где устроили ему разнос. Но за него заступился председатель КГБ Семичастный.
Аллилуева в аэропорту Нью-Йорка.
Тогда Богданова отправили послом в Югославию (где тот позже скончался от инсульта), и взялись за Семичастного, которого сняли с поста. В безуспешных попытках вернуть Аллилуеву «спалили» советскую агентуру в Индии, Франции и Италии…
Сейчас стало известно, как все случилось на самом деле. Той же ночью американцы доставили Аллилуеву в аэропорт Дели, откуда она улетела в Швейцарию. Там она попросила политического убежища у швейцарцев, которые, испугавшись осложнения отношений с Москвой, ей отказали. Тогда беглянка вылетела в Италию, но и там ее не захотели принимать. Светлана несколько раз звонила сыну Иосифу в Москву, пытаясь объяснить свой поступок. Но тот довольно резко ей ответил и не дал поговорить с сестрой Катей. В конце концов, американцы перевезли беглянку на свою военную базу в ФРГ, и только потом в США.
Власти надеялись, что Аллилуева прибудет в страну тихо, однако эти надежды не оправдались. В аэропорту Кеннеди она выступила перед журналистами.
-- Всем огромный привет! — кричала беженка в микрофон. — Я приехала сюда в поисках свободы самовыражения, которой я так долго была лишена в России. Через несколько месяцев вышла автобиографическая книга Светланы Аллилуевой "Двадцать писем к другу", которая сразу же стала бестселлером.
За право напечатать отрывки боролись, по крайней мере, 50 зарубежных издательств. Аванс составил более 2,5 млн. долларов, что было по тем временам колоссальной суммой.
Тогда же в ФБР и решили установить за ней слежку – американцы рассчитывали, что на нее будут выходить засекреченные агенты-нелегалы КГБ. Но, как следует из материалов рассекреченного досье ФБР, новый шеф КГБ Ю.В.Андропов не проявлял к беглянке должного интереса – видимо, посчитав, что охота на Аллилуеву будет дискредитировать СССР еще больше, чем сам факт ее побега. Так что, по большому счету, все усилия агентов ФБР были потрачены впустую.
Между тем, в 1970 году Светлана снова вышла замуж — на этот раз за американского архитектора Уильяма Питерса и вновь сменила имя. Теперь она стала Ланой Питерс. События развивались стремительно: в 1971 году она родила дочь Ольгу (позже девушка, узнав, кто ее дед, сменила имя на Крис Эванс), а уже в 1972 году развелась, сохранив за собой права опеки над дочерью, новые имя и фамилию.
— Поначалу все было просто прекрасно, — делился с журналистами Уильям Питерс. – Но потом мы переехали в Скоттсдейл, в штат Аризона, и у Ланы стал пробиваться авторитарный характер – в точности, как у ее пугающего отца-диктатора. После развода Лана и Ольга переехали в Калифорнию, где жили то в Лос-Анжелесе,то а маленьких городках на побережье. И все это время она не теряла надежды вновь встретиться с оставленными детьми – сыном Иосифом и дочерью Катей. Но все переговоры с советскими чиновниками по поводу выездной визы оказалась безрезультатными.
ВОЗВРАТ
А дальше Лана Питерс вновь выкинула фокус, попортивший нервы уже американцам.
В ноябре 1984 года она вдруг приехала в Москву – позже выяснилось, что ее привезли агенты КГБ, которые даже устроили по этому поводу специальную пресс-конференцию в ТАСС под эгидой Комитета советских женщин. Видимо, это была спецоперация Пятого управления КГБ, подготовленная еще при участи Андропова, не успевшего полюбоваться на воплощение спектакля «Возвращение блудной дочери советского народа».
Светлана Иосифовна исполнил свою роль безукоризненно:
-- Меня не просто ввели в заблуждение политические противники моей родины и нашего строя, — вещала Светлана. — Меня грубо обманули. Все эти годы я была самой настоящей игрушкой в руках ЦРУ! А издатели моих книг, юристы, налоговые службы! Они воспользовались моей юридической неопытностью и лишили меня большей части гонораров!
Советское руководство благосклонно отнеслось к возвращению С. Аллилуевой – ей была выделена трехкомнатная квартира в Тбилиси, а также личный автомобиль.
Интересно, но, как следует из досье ФБР, столь же благосклонно к побегу Светланы отнеслись и американские контрразведчики: все же прекрасно понимали, что на кону стоит восстановление отношений с дочерью Екатериной и сыном Иосифом, которых она оставила в СССР.
Но, увы, отношения с родней так и не сложились. Испортились и отношения с дочерью Ольгой, которую она оставила в США под присмотром отца.
В 1986 году Лана Питерс написала Горбачеву в ЦК КПСС письмо с просьбой разрешить ей выезд в США.
СТАРОСТЬ
О последних годах Аллилуевой известно крайне мало. Она подолгу бывала в Великобритании, Швейцарии, других странах. Наконец, обосновалась в городке Ричленд, что в штате Висконсин, где она с трудом сводила концы с концами на 700 долларов в месяц, получаемых от государства.
Последние три года она провела в доме престарелых Richland Center, где она неожиданно согласилась дать интервью газете Wisconsin State Journal, в котором она вдруг возлодила на своего отца всю ответственность за свои приключения и метания.
- Сталин сломал мою жизнь, — заявила она. – Он создал тень, из которой я никогда не могла выйти. Везде, где я живу – будь то Швейцария или Индия или Австралия, я всегда буду политическим заключенным имени моего отца.
Ее муж Уильям Питерс умер в 1991 году.
Старший сын Иосиф — в ноябре 2008 года.
Екатерина Жданова сделала отличную карьеру ученого-геолога, и сейчас живет на Камчатке – в самом центре потухшего вулкана.
Самая младшая дочь Крис Эванс живет в Портленде, штат Орегон, где она воспитывает детей. Ровно год назад Светлана Сталиной не стало.
http://ussrlife.blogspot.co.il/2012/12/blog-post_21.html
... дизайном, выполненном в
цветовой гамме, зрительно ...