Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «себ»
Инфантильность и взросление, признаки инфантильности 2015-03-29 22:23:16
... и принимать на себя обязанности зрелого человека ... не только за себя, но и за ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Все чаще и чаще мы сталкиваемся с людьми, которые напрочь отказываются взрослеть и принимать на себя обязанности зрелого человека. Что же такое инфантильность и как происходит процесс взросления? Взросление Оно начинается с постепенной смены ценностей, который напрямую связаны с большей ответственностью не только за себя, но и за других людей. Взросление — это некое устремление […]
Тэги: других, познаем, себя...
Кривая забывания Эббингауза или еще раз об эффектах памяти 2015-03-27 12:46:25
... -то информацию у себя в памяти, нам ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Кривая забывания или как ее еще называют, кривая Эббингауза – это график, который изображает процессы забывания человеком определенного рода информации. Этот ученый был одержим идеей чистого запоминания. Что это такое? Обычно для того чтобы сохранить какую-то информацию у себя в памяти, нам нужно логически осмыслить ее. А чистая память – это способность запоминать что-то механически, […]
Тэги: других, познаем, себя...
Слияние и баланс в отношениях 2015-03-26 19:40:52
... больше, чем люди себе могут позволить, они ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Продолжаю про амбивалентность, то есть такую ситуацию в близких отношениях, когда человека и любят, и ненавидят, одновременно или попеременно. В близких отношениях такое бывает часто, ведь чем больше близость, тем сильнее уязвимость. Именно поэтому любой вред со стороны близкого вырастает пропорционально близости. Какой-то прохожий сделал нам замечание? Послать и тут же забыть. А можно даже не слать, а посмеяться над наивным человеком, считающим свою роль в нашей жизни важной. Другое дело, если сделал замечание близкий человек, да еще там, где от него ожидалось одобрение и благодарность. Огорчение может вырасти до масштабов трагедии, а недовольство им превратиться в гнев. Поэтому главным способом уменьшить амбивалентность является разделение границ. Сильная амбивалентность, то есть когда амплитуда между любовью и ненавистью велика (и любовь сильная, и ненависть тоже) всегда говорит о чрезмерном для этой пары слиянии. Именно для этой пары чересчур, а для другой такое же слияние может быть комфортным. Чрезмерное - это значит, что слияние больше, чем люди себе могут позволить, они слишком разные, чтобы так сливаться, слишком много противоречий между ними. Возможно, это пока, а потом противоречий станет меньше, они приобретут большую схожесть в результате совместной жизни (но жизнь должна быть достаточно комфортной для этого) и слияние может стать больше, уже без ссор. Обратите внимание, определенное слияние для близких отношений - норма. Не будет совсем никакого слияния, будет неясно, что делает рядом этот чужой человек. Попробуйте пожить с неинтересным и непривлекательным для вас человеком в одной тесной комнате, и вы почувствуете силу стресса: все будет вынуждать вас сбежать подальше или выгнать его побыстрей, в крайнем случае - поставить перегородку и поделить комнату, в еще более крайнем случае - отгородиться эмоционально, а если случай и еще более крайний - придется полюбить этого неприятного человека, если отгородиться от него нельзя. Увы, даже это лучше, чем испытывать стресс. Поэтому определенная степень слияния (субъективно ощущаемого единства, привязанности) в близких отношениях не только нормальна, но и необходима, человек, который живет с вами рядом, делит с вами физическое и эмоциональное пространство, должен восприниматься вами как ваша часть. Однако, весь вопрос в том, какова эта часть, сколько вас она занимает и насколько это органично. Чем больше человек похож на вас, чем больше совпадают ваши взгляды, чем меньше между вами противоречий, тем сильнее может быть слияние, без амбивалентности. В таком сильном слиянии при обоюдной идентичности таятся свои опасности, но это отдельная тема. Если мы говорим о победе над супружескими конфликтами, важно, чтобы степень слияния была равна степени идентичности, не больше. Конфликты возникают, когда слияние больше, чем идентичность ("мы так любим друг друга, но мы разные во всем"). Причем, если слияние сильнее идентичности только со стороны одного партнера, возникает дисбаланс-минус, а если с обеих сторон - амбивалентный дефолт, то есть то сильное отторжение (споры, ссоры, драки) то притяжение - возвращение в исходное положение, когда силы на бой временно исчерпаны, гнев спал, появился страх потери (именно острым страхом потери подогревается страстный секс после ссор, ставший притчей во языцах). далее в блоге автора
Тэги: вернусь, себя,, скоро., ушла
Ваш профессиональный диплом: пустая трата времени или польза ? 2015-03-23 20:10:16
В недавнем посте "Кто стучится в дверь ко мне" я провела ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В недавнем посте "Кто стучится в дверь ко мне" я провела опрос о вашем первом или единственном профессиональном образовании . (Кстати, кто пропустил его, проголосуйте, пожалуйста, там). Но вот что выяснилось в комментах. В глазах многих свое собственное первое образование оказалось обесценено, если они не остались в профессии. А ведь очень многие мои френды разносторонне образованы, сменили несколько профессий, получили дополнительную подготовку. И стало любопытно: было ли для вас первое (или единственное) образование ненужной тратой времени (для последующей деятельности, работы, семейной жизни)? Или несмотря на то, что по диплому вы и дня не проработали, полученные в ВУЗе навыки легли в основу вашего характера и образа жизни? И чтобы не быть только спрашивающей, но вероломно молчащей :), скажу несколько слов о смысле для меня моих образований. Мое первое образование (6 лет)– инженерное в Кораблестроительном институте - сформировало меня, как человека, поверяющего теорию практикой. Вот чертеж корабля на ватмане, а вот абрис его же в доке –недостроенная, стальная, неокрашенная, гигантская коробка (корпус). И это сразу давало обращение от внешнего к сути вещей. Очень пригодилось в дальнейшей жизни. Второй диплом – математический (2 года) в Университете. Тут в моей деятельности был перекос в сторону теории, и это образование можно бы и назвать потерей времени (в свете дальнейших занятий). Хотя математика развивает способности к фантазии, если кто не в курсе. Знания, полученные мною в Корабелке и в Университете, были полезны все время моей работы в НИИ. Третьим образованием стало психологическое ( два года). Здесь при выборе специализации (Юнгианский анализ и сновидения) мне отчасти пригодилось математическое мышление – в частности, способность видеть неочевидное в отдельных штрихах. Я плотно занималась психологическими вопросами около 5-ти лет, а параллельно с писательством – по настоящее время. Четвертый мой диплом ( полтора года) – государственные литературные курсы – обозначил мою новую квалификацию «литературный работник» (я получила его в 2012 году). К тому времени у меня уже были написаны и изданы несколько книг, так что мне не требовалось изучать технические навыки письма, но я получила представление, чем занимаются в своих университетах филологи и журналисты (поскольку у нас был такой интегрированный курс – всего понемножку :)). Этот диплом мне не пригодится для отдела кадров, зато он заполнил определенную брешь в моем гуманитарном образовании и расширил социальные связи в литературном мире. источник
Тэги: вернусь, нужно, образование, обсуждение, себя,, скоро., ушла
Инструкция: как не стать участником травли 2015-03-22 22:59:41
... ;снятию с себя ответственности («она ... , признать у себя садистический радикал удаётся ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Психотерапевт ЕКАТЕРИНА СИГИТОВА написала мануал не для жертв, а для инициаторов и участников травли. На какие роли делит людей преследование жертвы, как выяснить, в какой группе риска вы находитесь, распознать в себе не самые лучшие наклонности, и как дальше с ними работать. Существует множество статей и инструкций, касающихся важного вопроса — как не стать жертвой травли. Пишутся списки того, что нужно делать и чего не нужно делать; проводятся исследования «стимулов», на которые реагирует толпа, пишутся «рекомендации по избежанию...» и проч. и проч. Всё это прекрасно, и в таких материалах бывает много полезного. Только одно там лишнее. Фокус ответственности во всех подобных текстах — на жертве (чем не угодила, что не сделала, как ошиблась) и советы даются только жертве, остальных участников схемы — как будто бы вообще не существует. Между тем, жертва травли никогда сама не принимает решение о её начале. Даже если в её поведении есть виктимные элементы, даже если есть провокации. Травлю всегда начинает — и поддерживает — кто-то снаружи, в толпе. И я думаю, что нужно написать мануал для «толпы» — для всех ролей, на которые раскладывается группа при возникновении травли. Пусть он станет «рекомендацией по избежанию» — для тех, кто готов поместить фокус ответственности за свои поступки в правильную точку. На себя. Возможно — для тех, кто уже имел опыт участия в травле или наблюдения за травлей. А также, для тех, кто чувствует в себе «что-то не то», и хочет это поменять. Для тех, наконец, кто достаточно смел и устойчив, чтобы признать в себе это «не то», и хочет посмотреть в бездну, которая там, внутри. Вряд ли таких людей будет много, но мануал всё равно должен быть. Потому что так — правильно. Погружаемся? 1. Небольшой, но важный ликбез Слово «травля» в русском языке изначально было термином, относящимся к классической охоте, и обозначало это слово преследование зверя сворой собак. В дикой природе есть взаимодействия, которые тоже можно назвать травлей — это всегда акт или серия актов группы против одного. Да и в целом в этом явлении много «животного», поэтому его исследование проводится, в числе прочих специалистов, этологами. Изучение травли как явления в человеческих коллективах (хейзинга, моббинга, буллинга) началось довольно поздно, в 70-х гг., хотя само явление существовало, думаю, столетия. Поэтому накопленная база знаний не сказать, чтобы очень большая, и всё ещё происходят революционные открытия, ставящие ранее известные схемы с ног на голову. Определение травли в его современном понимании включает следующие обязательные признаки: — повторяемость; — умысел; — превышение количеством; — агрессию. Считается, что суть травли — в перераспределении власти, и целью её является вызывание у жертвы страха. Почитать и посмотреть по теме травли, художественное: — «Чучело», рассказ В. К. Железникова и фильм — «Бесконечная книга», Михаэль Энде — «Лужок Черного лебедя», Дэвид Митчелл, книга. — «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Я больше не буду, или Пистолет капитана Сундуккера», Крапивин В. П — «Травля» (The hunted) — фильм, 1995 г. — «Класс», эстонский фильм — «Один против всех» — фильм, 2012 г. — «31 августа» — И. Лукьянова, книга — «Моральные домогательства» — М. Иригуайан, книга — «Исключение» (The exception) — К. Юргенсен, книга — «19 минут» — Д. Пиколт, книга — «Заморыш», В. Вартан, книга — «Кэрри» — С. Кинг, роман — «Мыши» — Г. Рис, книга — «Ученик» — А. Серёжкин, книга — «Прежде чем я упаду» — Л. Оливер, книга — «Верочка» — А. Богословский, книга — «Анна Д’арк» Мортен Санден — «Шоколадная война» Роберт Кормье — «Ямы» Луис Сашар — «Скоро тридцать», Майкл Гейл (фрагмент книги) Дополняйте! 2. Роли При травле коллектив «разбивается» на пять подгрупп, по ролям, которые люди принимают на себя. Число принявших на себя какую-то конкретную роль может быть неодинаковым. Для травли в её классическом понимании число групп 1+2+3 должно быть больше, чем 4+5. Инициаторы Помощники Наблюдатели Защитники Жертвы Если травля происходит не в стихийном коллективе, а в группе, которая имеет формальных лидеров (школа, институт, рабочие коллективы, форумы с модерацией и т. д.) — то эти лидеры, отрицающие проблему, считаются принадлежащими к группе 3 и «весят» в ней очень много, так много, что одним своим нахождением там — могут сильно изменить «распределение сил» (это работает и наоборот, в случае активного поведения лидеров в ролях 2 или 4). Итак, к «активным» участникам травли, без сомнения, относятся представители групп 1 и 2. К «пассивным» участникам травли — представители группы 3. Почему наблюдатели тоже считаются участниками? См. ниже. 3. Мануалы для каждой из ролей, с объяснениями и факторами риска попадания в эту роль А. Инициаторы Многие исследования выявили любопытный факт: частенько инициаторы, в общем-то, сами ничего и не делают. Они умело «заваривают кашу» и «подливают масла в огонь», а все действия и вся фактическая ответственность за них — у помощников (почему-то оказались подходящими кулинарные метафоры, и они жутковато звучат в контексте обсуждаемого явления). То есть, инициаторы, затеяв травлю — часто остаются в стороне от собственно её эпизодов, остаются «чистыми» (хотя и не всегда, и не все). Думаю, в связи с этим уместно будет разделить инициаторов на активно-агрессивных и пассивно-агрессивных. Типичные психологические черты: — высокая агрессивность (и своя, и большая терпимость к агрессивному поведению вообще) — большая потребность во власти и подчинении других — импульсивность, т. е. мгновенное действие в случае каких-то чувств или желаний, без обдумывания, осознавания и контроля — отсутствие сочувствия, жалости и эмпатии к людям, или сложности с этим — ценность «правды», «справедливости» или «возмездия» как высшей цели, оправдывающей средства. Раньше считалось, что инициаторы имеют пониженную самооценку и таким образом маскируют её. Однако, исследования последних лет это опровергли. Типичный инициатор имеет скорее высокую самооценку и вполне уверен в себе. Да и с импульсивностью всё не так просто: в значительной части исследований обнаружилось, что инициаторы травли действуют спокойно и осознанно, то есть, имеет место скорее жестокость и садизм, чем слабость самоконтроля. Вы в группе риска попадания в эту роль, если: — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — у вас бывают приступы сильной, «звериной» агрессии, с которой вам сложно или невозможно справиться — вам очень важно занимать лидирующую позицию в группе — вам доставляют удовольствие чужие страдания (т. е. есть садистический радикал) — у вас вызывают сильную злость люди, выделяющиеся из толпы и отличающиеся от вас — вы согласны с тем, что существуют действия, за которые травля является адекватным наказанием или реакцией. Б. Помощники Сюда относятся не только те, кто по свистку инициаторов бросается делать собственноручно всю «грязную работу»; но ещё и те, кто активно поддерживает инициаторов в целом — часто они не участвуют в травле, но и не критикуют её, будто её не существует — зато регулярно и добросовестно выражают одобрение и дают мощную поддержку инициаторам в каких-то других вопросах. Так что, тут тоже будет разделение на две группы: активные помощники и пассивные помощники. Типичные психологические черты: — страх перед группой (да-да, огромный процент добросовестных активных помощников занимается отведением агрессии от себя, и они все уверены, что чем лучше будут мучить других, тем безопаснее для них) — потребность в самоутверждении, при этом недостаток энергии для собственной инициативы в этом направлении — зависимость от мнения других (в частности, более сильных — инициаторов), недостаточная индивидуализация ценностей и поведения — склонность к снятию с себя ответственности («она спровоцировала», «меня разозлили») — дефицит ментализации, то есть способности устанавливать сложные связи между чувствами, мыслями, поступками и их последствиями — низкая способность к эмпатии, сочувствию, жалости (как вариант — садистический радикал, как и у инициаторов) Вы в группе риска попадания в эту роль, если: — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно) — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — вам важно быть признаваемым(ой), популярным(ой) в группе — вы легко «заражаетесь» чужими эмоциями и состояниями — вам комфортно в роли управляемого(ой) и вы любите подчиняться правилам — вам нравится культ «агрессивной маскулинности» (для мужчин) или идея «клубка целующихся змей», «змеиного гнезда» (для женщин) В. Наблюдатели Как я уже упоминала выше, наблюдение за травлей — это, к сожалению, вовсе не равнодушие и не выражение позиции «я такое не поддерживаю». Травля относится к группе явлений, при которых нейтральная позиция попросту невозможна, и если она кажется таковой, если кажется, что это работает против травли — это иллюзия, способ психологической защиты. При этом, для ролей 1 и 2 молчаливое наблюдение, фактически, является разрешительным: «мне достаточно комфортно от происходящего, чтобы я оставался безучастным». Кроме того, наблюдатели никогда не бывают по-настоящему равнодушны внутри: наблюдая унижение и страдание члена группы, они испытывают гамму сильных чувств. По этим чувствам я бы тоже разделила наблюдателей на две группы: потенциальные помощники, и потенциальные защитники. Типичные психологические черты: — страх предъявляться группе (иногда — страх предъявляться в контакте вообще) — обесценивание, как ведущая психологическая защита (снижают «вес» и хорошего, и плохого) — высокая терпимость к собственному дискомфорту — типичная реакция на стресс в форме «замри» (а не «бей» или «беги») Вы в группе риска попадания в эту роль, если — у вас уже был опыт участия в травле в этой роли (или в роли жертвы! Это важно)- — у вас есть детские травмы и/или опыт переживания насилия — вы убеждены, что защита жертвы травли всегда приводит к обращению травли на защитника — вы нашли у себя что-то из перечня психологических черт Инициатора или Помощника, но вам тяжело это признать — вы «тихоня» и стараетесь особо не высовываться — в идеале, никогда Вот, собственно, это и есть мануал. Осталась совсем небольшая часть — а что, собственно делать тем, кто у себя что-то из перечисленного нашёл, признал, и хочет этим заняться? А вот что. В мире не так уж много работающих программ профилактики и снижения вреда от травли. Одна из них реализована в Норвегии на уровне государства, у неё очень хорошие результаты (гуглить «программа Ольвеуса»). Её фокус — уменьшение «наград», получаемых активными участниками травли. Это одно из главных, действительно эффективных направлений профилактики. Поэтому,1) ищите выгоды, которые вы получаете, находясь в ролях 1, 2, 3. И ищите способы получать их по-другому, или отказаться от них. Часто помощники или наблюдатели сами в прошлом были жертвами травли или насилия. (Инициаторы — крайне редко) С этим связано их поведение, они напряжённо пытаются пережить непроработанный травматический опыт иначе, не так, как тогда. Закрытие гештальта подобного плана крайне желательно делать у специалиста, так как простой повтор сценариев с другими ролями — малоэффективен. Поэтому, 2) идите на контакт со своими травмами и непережитым опытом, в кабинете у психотерапевта. Это поможет вам и в целом, причем, гораздо больше, чем потенциальным жертвам вашей возможной травли. Наше поведение может быть следствием неосознаваемых или отрицаемых личностных черт. Например, признать у себя садистический радикал удаётся очень и очень немногим. Это не значит, что он мало у кого есть — наоборот, иногда возникает ощущение, что буквально у каждого второго, но согласиться с его наличием настолько страшно, стыдно, и так сильно нарушает «образ Я»... К сожалению, от подавления и отрицания ничего не исчезает, наоборот, может приобретать сильно неприятные формы. Поэтому 3) не старайтесь «убирать» некрасивые части из себя путём отрицания и подавления, а инвестируйте в то, чтобы быть с ними в диалоге, в контакте, в мире. Чтобы вывести их из «серой зоны» и уметь с ними обращаться. Наилучший способ для этого — психотерапия, но помогает и просто самоисследование и честность с собой. Наши действия никогда не самопроизвольны, обычно это связка «импульс — чувство — действие», или «чувство — мысль — действие». Многие люди привычно проскакивают эти звенья сразу до последнего, и действуют прежде, чем успели подумать или почувствовать. Магия тут в том, что иногда остановка на предыдущем звене цепи делает само действие и вовсе ненужным! Потому что оно, например, направлено на избегание встречи с чувством, а если встреча состоялась, то и избегать больше не требуется. Поэтому 4) замедляйтесь между импульсом и действием, между чувством и действием, между мыслью и действием. Пробуйте там остановиться и побыть, пробуйте понять, зачем вам это действие, какой процесс в вашей психической реальности оно обслуживает. И пусть результаты вас удивят! * * * А вместо заключения я напишу, зачем появился этот текст. Вопрос не праздный — ведь обычно агрессоры не только не хотят ничего менять, но и вообще отказываются осознавать и признавать происходящее, даже в мелочах. Поэтому такой текст может вызвать разве что злость, но никак не результат. Так почему? Я отвечу. Я верю в людей. В терапию, как ни странно, приходят не только жертвы (хотя, жертвы чаще). Но всё же приходят и агрессоры тоже, и бывшие инициаторы буллинга, и люди с опытом участия в травле. Даже бывшие преступники, в общем-то, приходят. Приходят они не просто так. Они хотят что-то поменять, и они готовы для этого что-то делать — удивительно, но они могут это делать, и делают. Они меняются сами, и меняют среду вокруг себя на более здоровую. Другой человек становится для них ценным, они начинают чувствовать стыд и признавать ущерб, и могут делать экологичные, безопасные выборы в дальнейшем. Это не массовое явление, но оно существует. Я верю в то, что его масштабы будут расти с ростом осознанности у людей. А также верю в то, что если человек действительно захотел измениться — те пятна, которые он на себя успел поставить в прошлом, уже не сделают его полностью чёрным. Да, травлю никогда не получится полностью преодолеть — это невозможно. Речь лишь о повышении осознанности в нас самих, о понимании и признании чего-то в себе. Как известно, гораздо более опасно неосознаваемое, потому что оно становится таким хвостом, который виляет собакой. Можно сказать, я этим текстом предлагаю всем читателям обернуться, и посмотреть на свой хвост. Может быть, он обычный, а может быть, такой, что его обладатели имеют повышенный риск попасть в свору. Мне хочется, чтобы люди, зная особенности своего хвоста, могли принять решение — быть в своре или нет. Если хотя бы на одно решение «нет» станет в мире больше — этот текст написан не зря. источник
Тэги: вернусь, психология, себя,, скоро., травля, участие, ушла
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
Главная / Главные темы / Тэг «себ»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|