В ночь с 14-го на 15-ое Нисана, почти три тысячи лет назад, произошло великое чудо – еврейский народ вышел из мировой империи Египта – вопреки воле фараона и его народа. В память об этом великом чуде мы проводим пасхальный седер и выполняем в ночь Песаха 5 уникальных заповедей.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ. Пасхальная Агада
В эту ночь мы должны рассказывать о чудесах, которых были удостоены наши праотцы, выходя из Египта. Эту заповедь мы выполняем, читая Агаду. И если у человека нет сына, он также обязан рассказывать о выходе из Египта.
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ. Маца
Нужно есть только такую мацу, которая была сделана во имя выполнения заповеди. Такая маца называется маца шмура, и именно ее следует использовать для выполнения заповеди. В течение ночи следует съесть, по крайней мере, кусочек мацы размером в большую ладонь.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ. Марор
Марор — это горькая зелень, которую едят на Песах. Во времена Храма заповедь есть марор была установлением из Торы. В наше время обязанность есть марор – это заповедь мудрецов. Для того чтобы выполнить эту заповедь, обычно берут хрен и салат ромэн. Сначала салат ромэн не кажется горьким по вкусу, но горечь появляется уже после первого вкушения. Эта горечь — символ унизительного рабства, тяжелой жизни евреев в Египте.
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Харосет
Харосет – это блюдо, приготовленное из смеси сушеных или свежих фруктов, специй и вина. Харосет символизирует глину, которую использовали для замеса строительного раствора рабы-евреи в Египте. В харосет следует макать марор, чтобы притупить его остроту, но не следует оставлять марор в смеси харосет долгое время, чтобы не исчез горький вкус зелени.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Четыре бокала вина
Наши мудрецы постановили выпить в ночь Песаха четыре бокала вина – символ четырех этапов освобождения народа Израиля из рабства, о которых намекает Тора в стихе: «…и выведу Я вас и избавлю от египетского рабства и спасу вас. Мощью великой и страшными карами. И возьму вас народом Cебе…»
Первый бокал мы выпиваем в самом начале Седера, во время кидуша.
Второй бокал – в конце рассказа овыходе из Египта — перед праздничной трапезой.
Третий бокал пьют после произнесения молитвы Биркат а-мазон, а четвертый — после молитвы Алель. автор текста: рав Реувен Куклин
"распорядок". В данном случае - это комплекс действий, осуществляемых в определенном, строго заведенном порядке, которыми отмечается ночь Песаха.
Подготовка к Седеру должна быть в основном завершена до наступления йом-това (праздника). Можно накрыть стол и в йом-тов, но лучше сделать это заранее. На стол кладут красивую скатерть в честь праздника, расставляют тарелки из лучших сервизов, приготовленных специально к Песаху, кладут серебряные приборы, достают самую красивую посуду и кухонную утварь.
Наше поколение имеет уникальную особенность по отношению к другим поколениям жившим в прошлом. Когда мы читаем в Торе историю выхода из Египта, то в тексте Торы дается специальная заповедь еврею «Расскажи сыну своему» о рабстве в Египте и выходе из него. У этой заповеди есть несколько вариантов исполнения. Когда Моше обращался к поколению Исхода, которые сами пережили и жизнь в Египте и выход и него, то понятно, что речь идет о личном опыте, который пережили эти евреи в двух «измерениях» - рабском и свободном и о том, что эти евреи-очевидцы могут передать свой ЛИЧНЫЙ опыт своим детям как говорится «от первого лица». В дальнейшем, эта заповедь продолжала выполняться, но уже в исторической перспективе. Более поздние поколения евреев узнавали о рабстве в Египте не из личного опыта, а из книг и рассказов своих родителей и повеление «расскажи сыну своему» выполнялось как исторический сюжет. И вот прошло более трех тысяч лет и евреи оказались снова в неком подобии Египта, который назывался Советский Союз. И наше поколение на личном опыте пережило новый исход из «нового Египта» и именно в нашем поколении возобновилась возможность «рассказать сыну своему» от «первого лица», то есть о нашем личном опыте жизни в современном «Египте» и выходе из него. Конечно тут нет стопроцентного равенства между древним Египтом и Советским Союзом. У нас в Союзе были свои радости и свои достоинства, которые мы не должны игнорировать и обесценивать. Но тем не менее – именно наше поколение имеет наиболее ценный по значимости опыт пребывания в «мета-Египте» и именно мы можем поделиться со своими детьми, выросшими вне «Совка» нашей историей несвободы и свободы. Большие мудрецы современности делают из этого факта важные выводы, говоря, что наше поколение бывшесоветских евреев имеет какую-то особую роль и миссию в истории. И в том числе сидя на Пасхальном Седере мы можем ощутить и выразить это личное переживание прошлого и настоящего, которое нам очень важно также передать нашим детям. Кстати, наши дети – это уже совсем другие евреи чем мы, со своими плюсами и минусами. Но они также являются особым поколением, так как они являются теми детьми, которые могут услышать о личном опыте «рабства» от своих родителей (то есть от нас), а не только из книжек по истории и традиции. Есть такое выражение «почувствуйте разницу». В данном случае на нас лежит заповедь научиться чувствовать ГЛУБИННУЮ разницу между несвободой и свободой. И для этого нам особенно важно понять глубинные аспекты несвободы в которой мы находились. Во-многом совковый галут имел идеологическую природу. То есть нас удерживали в «стенах» не только «железный занавес», но и специально сформулированная идеологическая система, которая работала как «мягкое» и «незаметное» рабство. Это называется система установок и убеждений. Они как бы «мягко» встраиваются в нашу картину мира и создают ментальные и психологические «стенки», удерживающие нас внутри ограниченного мира. Так нам выстроили психологический «железный занавес» перед входом в синагогу, чтобы мы «даже не подумали» ступить в нее. Ментальным «железным занавесом» от нас отгородили идею Вс-вышнего, заменив Его на «политику партии». Нам внушали, что мы «самые лучшие», избавив от критичности мышления. СВОБОДА ДЛЯ ВСЕХ Отметим, что если евреи выезжали из Совка-Египта, то во время так называемой перестройки – уже все жители Совка получили возможность пройти опыт от несвободы к свободе, не выезжая из дома.... НОВЕЙШИЙ ОПЫТ Мощным инструментом «загоняния в рабство» была система медиа, так как нас приучили доверять газетам и телевизору, которые работали на программу создания ментально-психологического «замкнутого» мира. За последний год – Вс-вышний продемонстрировал нашему поколению мощный урок того, как легко можно восстановить «виртуальные» стенки подобного рабства. Российская система на наших глазах отстроила многие механизмы ментального порабощения. У нас есть две задачи. Во-первых, не заразиться российскими происками и не попасться в «сети» рабства (не попасть «назад в СССР»). И, во-вторых, научиться понимать – насколько наше сознание и подсознание обладает не только возможностями пути к свободе, но и опасностями «отката» назад в рабство. То есть мы как поколение вышедшее из «совковой несвободы» имеем для себя уже два урока, испытанных на своем опыте – урок выхода из совка и урок наблюдения со стороны за «реставрацией» ментального нью-совка. И пусть это выведет нас на еще большую и более осознанную свободу.
По уже сложившемуся обычаю праздники в хостеле отмечаются за несколько дней до установленных. Жильцы дома, который на иврите называется диюр муган ле гиль азахав (в приблизительном переводе: социальное жильё для людей золотого возраста), правда, не в полном составе, к сожалению, - кто болен, а кто работает(да-да!) - приходят, принарядившись, чтобы часок, а то и подольше посидеть, отметить праздничную дату. Поэтому это рассказ не о Седере Песах, а вечеринке в честь наступающего праздника.