13 февраля 1917 года в Париже была арестована танцовщица Маргарета Гертруда Зелле, известная под сценическим псевдонимом Мата Хари. Её обвинили в работе на германскую разведку и через некоторое время расстреляли. Она стала самым известным человеком, которого казнили во время Первой мировой войны по обвинению в шпионаже, но далеко не единственным.
Арест актрисы произошел в гостинице, во время которого 40-летняя исполнительница восточных танцев встретила полицию безмятежной и почти полностью обнаженной. На следствии Мата Хари полностью отрицала, что шпионила против Франции или ее союзников. По её словам, она лишь крутила романы с высокопоставленными лицами.
О них было известно широкой публике ещё до войны, благо эффектная дива не скрывала того, что кроме сценической деятельности была ещё и куртизанкой. Однако французские контрразведчики, которым свои услуги в качестве шпионки Мата Хари предложила еще в 1916 году, уличили её в двойной игре, после того, как британские спецслужбы перехватили немецкую радиограмму с секретными данными.
В ней содержалась информация о том, что гражданка нейтральной Голландии мефрау Зелле давно является агентом германской разведки под кодовым именем H-21. В итоге она была приговорена к смертной казни, которая состоялась утром 15 октября 1917 года на военном полигоне в пригороде Парижа. Мата Хари отказалась от повязки на глаза, держалась спокойно, без тени волнения, послав перед залпом воздушный поцелуй расстрельной команде.
Первая мировая война с её разбросанными по всему миру театрами боевых действий, многомесячными кровопролитными сражениями миллионных армий с применением самых современных вооружений, породила и большое количество шпионов, которые за деньги или из-за соображений патриотизма работали против той или иной стороны конфликта.
Они собирали разведывательную информацию под видом коммивояжеров, журналистов, официанток, фотографов, певиц, учителей иностранных языков, владельцев ресторанов и конечно, путешественников. За американского туриста выдавал себя, например, один из первых шпионов, казненных в ходе Первой мировой, Густав Карл Готлиб Ханс Лоди.
 
Под псевдонимом Чарльз Иглис, 37-летний Лоди, являвшийся офицером запаса кайзеровского военно-морского флота, в начале войны был направлен немецкой разведкой в Великобританию собирать сведения о Гранд-Флите, главной ударной силе Соединенного Королевства. В течение сентября 1914 года лже-американец, великолепно говоривший по-английски, путешествовал по Шотландии и наблюдал за маневрами британских кораблей.
Однако бывший старший лейтенант не имел соответствующей подготовки и буквально за несколько дней был раскрыт британской контрразведкой, которая давно следила за всеми мало-мальски подозрительными иностранцами. В надежде раскрыть всю шпионскую сеть ему дали отправить несколько посланий, но когда посылаемые сведения стали слишком секретными, моряк был арестован.
Суд на ним в Лондоне был открытым и на процессе Лоди не пытался отрицать свою вину. Его смелое поведение заставило уважительно относиться к неопытному шпиону газетчиков и даже самих контрразведчиков. Но это не спасло его от печального финала – 6 ноября 1914 года он был расстрелян в лондонском Тауэре.
 
Борьба с немецкими шпионами затронула и другие страны Антанты. В России отметились громким процессом над полковником Сергеем Мясоедовым. В начале марта 1915 года он был арестован по обвинению в передаче секретных сведений врагу и, несмотря на слабость доказательной базы, повешен 2 апреля 1915 года по личному распоряжению тогдашнего Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича.
Дело получилось столь громкое, что в его рамках было арестовано почти 20 человек. Жертвой скандала пал и военный министр Владимир Сухомлинов, который был хорошо знаком с Мясоедовым и был вначале уволен со своего поста, затем со службы, а после - арестован. 20 сентября 1917 года пожилой генерал был приговорён к бессрочной каторге, а затем по старости амнистирован.
Много позже, попав 1945 году в советский плен, тогдашний начальник немецкой разведки Вальтер Николаи на допросах всячески отрицал связь Мясоедова с Германией и считал, что приговор полковнику был ошибочным.
Мата Хари была не первой и не единственной женщиной, расстрелянной французами по обвинению в шпионаже. Галантные с дамами в мирное время, они не особенно церемонились с ними во время войны, основные сражения которой на Западном фронте проходили на территории их страны. И несколько раз судьба страны висела на волоске.
Одной из первых карающий меч французской Фемиды настиг 25-летнюю Маргерит Шмитт, которая на допросе созналась, что ее заданием было выяснить численность войск недалеко от Швейцарии. В ходе трибунала она сказала, что ей очень жаль, что всё так получилось. Её расстреляли 22 марта 1915 года.
33-летняя немка Оттилия Фосс в течение 7 лет жила во Франции и когда с началом войны вернулась на родину, была завербована германской разведкой. Она посещала южные города Франции, такие как Ницца и Марсель, для того, чтобы следить за прибывающими из колоний свежими частями и была казнена 17 мая 1915 года.
26-летняя Фелиция Пфаадт, чей агентурный номер в немецкой разведывательной сети был R17, была лишена жизни по приговору французского военного суда 22 октября 1916 года.
Маргерит Франсиллар расстреляли 19 января 1917 года. Её, так же как и Маргарету Гертруду Зелле подозревали в изменнической деятельности с 1916 года и поместили перед экзекуцией в камеру № 17 тюрьмы Сен-Лазар, которую вскоре займет знаменитая танцовщица. Но в отличие от неё Франсиллар перед смертью вела себя не столь мужественно, откровенно расплакавшись.
Ещё одной дамой-шпионкой, убитой по приговору, стала 47-летняя парижанка Антуанетта Тишлли, которую германцы знали, как агента Z160. Она, немка по матери, попала под подозрение после того, как её почтовые отправления регулярно направлялись в Швейцарию. Затем выяснилось, что она систематически расспрашивала окружающих, где служат в армии их сыновья и мужья.
15 марта 1917 года Тишлли, которая до самого конца повторяла, что она никого не убила и потому её казнить нельзя, была расстреляна.
 
Певицу кабаре Марию-Антуанетту Авико под сценическим псевдонимом Регина Диана, можно назвать швейцарской Мата Хари. В 1916 году она перебралась во Францию, надеясь сделать там карьеру в кинематографе, и поскольку испытывала большую нужду в деньгах, за 5 тысяч франков согласилась выполнить просьбу одного своего любовника.
От неё требовалось невидимыми чернилами на обычных почтовых открытках указывать номера полков на воротниках французских солдат в Париже. Затем ей поручили понаблюдать в Марселе за высадкой марокканских солдат и строящимися для них казармами. А перед кровопролитной битвой при Сомме 1916 года Регине Диане удалось узнать о передвижениях войск союзников.
16 марта 1917 года её арестовали и, несмотря на уверения певицы в своей пылкой любви к Франции и французам, 5 января 1918 года гражданку Швейцарии расстреляли на стрельбище Фаро, в центре Марселя.
 
Не оставались в долгу и по ту сторону фронта. 1 апреля 1916 года был приведён в исполнение приговор военно-полевого суда в отношении бельгийки Габриэль Пети. Эта активная 23-летняя девушка помогла бежать в Англию своему раненому жениху-солдату Морису Гоберту. А после, пройдя обучение у союзников ремеслу шпионки, вернулась на родину и стала снабжать их сведениями о германских войсках.
При этом по степени артистизма она могла бы дать Мата Хари 100 очков вперед, перевоплощаясь во время своей опасной работы в самых разных людей. В частности, одно время в Брюсселе в доме № 68 по Театральной улице снимал квартиру молодой немецкий лейтенант по фамилии Хеннинг, который проживал там со своей хорошенькой возлюбленной. Роль и того и другой успешно играла сама Габриель.
Долгое время она водила за нос немецкую контрразведку, но в один не прекрасный момент везение ей изменило, и она была арестована на улице патрулем, который нашел при ней уличающие документы. На допросах девушка отказалась от предложенной ей жизни в обмен на рассказ о подпольных бельгийских организациях. За это в современной Бельгии её чтят, как национальную героиню.
Пули для британской медсестры
 
Настоящий международный скандал вызвал приговор английской медсестре Эдит Кэвелл. Она ещё до начала войны работала в Бельгии в должности заведующей Ecole Infirmiere Diplomier, школы для подготовки дипломированных медсестер в Брюсселе.
После того как немцы оккупировали страну, Кэвелл стала членом подпольной группы, в том числе, переправлявшей раненных солдат Антанты в нейтральные Нидерланды. Немцы считали, что общее количество сбежавших составило не менее 20 тысяч, а потому приговорили 49-летнюю Кэвелл к смертной казни как изменницу и расстреляли 12 октября 1915 года в Брюсселе.
Большинство исследователей считает, что эффективность деятельности Мата Хари как разведчицы сильно преувеличена, а кое-кто считает ее очаровательным, но неумным созданием, которую использовали "втемную".
Почему же именно история Мата Хари до сих пор привлекает внимание широкой общественности, о ней написано немало книг и даже пьес, её образ в многочисленных экранизациях изобразили несколько десятков актрис? Бессмертие обеспечила ей с блеском исполненная роль роковой шпионки, которую Маргарета Гертруда Зелле ярко доиграла до самого конца.