Поскольку новогодняя ёлка является одним из центральных атрибутов в праздновании нееврейского нового года, чтобы ответить на Ваш вопрос, нам следует задуматься прежде над праздниками вообще: какова их роль в жизни человека.
Начнём с того, что у каждого есть потребность в праздниках. Человеку тяжело жить монотонной жизнью на протяжении долгого времени. Особенность каждого праздника призвана выразить определенную идею, которую сложно видеть в повседневной будней жизни. Праздник не только создает особенную торжественную атмосферу в тот день, когда его празднуют, но он призван вдохнуть жизнь во все дни года и озарить их своим особым светом: как мы знаем, люди задолго до самого праздника подготавливаются к нему, ждут его, а, после того как праздник проходит, вспоминают о нём с ностальгией и ждут нового праздника. Праздник – это центральная ось, вокруг которой «крутится» вся жизнь. Возможно, по этой причине праздник на иврите называется словом «хаг», которое также переводится как «крутиться.
Именно поэтому Йеравам, желая внедрить идею о поклонении тельцу в сознание народа, придумал новый праздник, как приводится в книге Царей. А единственный египетский праздник, который упоминается в Торе, — день рождения фараона, который служил идеи обожествлению фараона.
Тем самым поймём важность еврейских праздников для каждого еврея, ведь они помогают еврею помнить важные принципы религии своих отцов и постоянно идентифицировать себя как еврея.
С другой стороны, мы сможем выучить из этого, насколько отдаляет еврея от его еврейства празднование нееврейских праздников. Не может быть в жизни человека две центральные оси: либо его новый год – это первое тишрея, когда был создан мир и когда происходит суд над всем человечеством, либо его новый год – это первое января.
Алахический аспект
Разберем также алахический аспект этого вопроса.
Миссия еврейского народа
В Торе сказано: «И будете Мне царством священников (коаним) и святым народом». Священник (коэн) избран Б-гом быть ближе, чем другие, к Нему, служить Ему, как сказано (Дварим 18:5): «его (коэна) избрал Господь, Б-г твой… для служения (Г-споду)». Тем самым приносит священник святость и благословление в среду всего народа. И поэтому у коаним есть дополнительные заповеди, которых нет у других евреев. Подобно этому, весь еврейский народ называется «царство священников», поскольку мы были выбраны быть ближе к Творцу. Когда мы идём по правильной дороге и выполняем заповеди Б-га, мы приносим тем самым свет и святость всему миру.
[И тут важно оговориться: речь не идет о том, кто лучше. Если еврей выполняет возложенную на него ответственную миссию, он получит за это великую награду, а, если он не будет ее выполнять, получит суровое наказание. Также и нееврей, который выполняет возложенное на него, получит за это чудесную награду. Наши мудрецы говорят (Санедрин 59 а), что нееврей, который изучает и выполняет семь заповедей, возложенных на него Творцом, приравнивается первосвященнику. Тора повелевает нам относится с большим почетом и уважением к другим народам].
Как выполним нашу миссию?
Чтобы выполнить нашу миссию, нам следует не уподобляться другим народам в тех обычаях, у которых нет какого-то логического объяснения, поскольку в этом случае есть основания опасаться, что это хоть как-то связано с поклонением идолам [так, к примеру, запрещено выбривать голову по сторонам и оставлять длинную челку по середине, с другой стороны, разрешено врачу носить белый халат – чтобы всем было ясно, что он врач]. И об этом повелевает Тора (Ваикра 18, 3): «…и по их обычаям не ходите».
Исторические корни новогодней елки
Если покопаемся в корнях обычая ставить новогоднюю елку, обнаружим, что обычай ставить ёлку восходит к язычеству. Языческие народы помещали зимой дома различные деревья, что символизировало продолжение жизни — даже в зимнее время. Римская мозаика, найденная в Тунисе, изображает римского бога Диониса, держащего в руке ветку хвойного дерева — знак жизни. С приходом христианства этот обычай стал христианским и символизирует, по христианским верованиям, вечность их бога.
Вывод
Из приведенного выше проясняется, что, согласно законам Торы, запрещено еврею ставить ёлку в своем доме (или в своем офисе и т.п.) на нееврейский новый год.
Более того, в Мишне Бруре (494:10) приводится мнение Виленского Гаона, который запрещает приносить домой растения на праздник Шавуот, поскольку это чем-то напоминает новогоднюю ёлку. Из этого мы видим, насколько следует отдаляться от всего, связанного с новогодней ёлкой.