Народы России, Дорогие Братья Россияне! Тысячи поляков, преданных Независимой Польше и суверенному ...
«…под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или ...
Павел Ситников в этой слайд-лекции, состоявшейся 5 ноября в Тюмени, затрагивает как уже известные ...
Во время своего недавнего, еще предвыборного визита в Одессу, Порошенко сделал поистине сенсационное ...
... nbsp; Письменность у
существовала издревле, ... nbsp; А
одевались весьма прилично ...
Для тех, кому интересна история. Исторические мифы о высокой западной культуре и русской «отсталости» сложились в XII-XIII веках (в связи с известными событиями на Руси) и стех пор лелеются и культивируются западными историками. Население европейских стран, обладая слабой способностью к мышлению, слепо им верит и, в лучшем случае, относится жалобно-снисходительно к "диким славянам", а в худшем - просто ненавидит "варваров".
.
.
Давайте сравним жизненный уклад Средневековой Европы и славянской Руси.
Могущественная и обширная держава Русь переняла все лучшее от Византии, но осталась чуждой её пороков. Причём русские князья сумели органично соединить достижения греческой цивилизации с исконной славянской основой. Кстати, скандинавы называли нашу страну «Гардарика» - страна городов. Во всех скандинавских государствах, вместе взятых, насчитывалось лишь 7 городов, а в Киевской Руси только по письменным источникам упоминается более 200. Вдобавок в Европе города были маленькими, тесными, грязными, с нечистотами, текущими по улицам. У купцов, ремесленников, ростовщиков, деньги были. Их ссужали феодалам, королям, а за это города получали привилегии, права кое-какого самоуправления.
Иноземцы описывали чуть ли не сказочную красоту и богатство Руси. Возводились неприступные стены городов, великолепные дворцы, Храмы – Десятинная церковь, св. София-Киевская и Св.София-Новгородская, монастыри – Св.Георгия, Св. Ирины, Киево-Печерский и др., Храмы в Чернигове, Пскове, а потом и во Владимире. Их было еще мало, но… на Западе сооружения подобных размеров вообще не строились.
Большие каменные соборы в Европе начнут возводить на 200-300 лет позже, и стройки затягивались на много десятилетий, а то и на века – не хватало средств. А Киев восхищал иностранцев, его называли «вторым Константинополем», германский историк Титмар писал, что в нём было более 400 церквей, 8 торговых площадей и «необычное скопление народа». Эти свидетельства относятся к началу XI века.
Православное богослужения велись на понятном славянском языке.
.
.
На Западе же Христианство оставалось формальным. Ни знать, ни простонародье не понимали латинских молитв. У королей и аристократов были «свои» епископы, духовники, которые легко отпускали любой грех. Короли опирались на епископов и в усобицах с мятежными феодалами. У церковных иерархов собирались внушительные земельные области, они превращались в светских князей, имели свои войска. Монастыри содержали промыслы и кабаки.
Церковь была средством распространения политического влияния Рима и германских императоров.
Но опустился и сам Рим, на папском престоле появлялись самые скандальные фигуры. В X в. Ватиканом несколько десятилетий заправляли выдвиженцы распутных аристократок. Оздоровить церковь попытался в XI в. энергичный папа Григорий VII. Он издал трактат «Диктат папы», провозглашая всемирную монархию. Разумеется, свою. Утверждалось, что римский первосвященник — «царь царей».
Но это очень не понравилось германским императорам. Свою-то империю они называли Римской и полагали, что Италия, и папы в том числе, должны служить им. Европу разодрали долгие войны между сторонниками первенства пап, «гвельфами», и императоров – «гибеллинами».
Что Европа и в самом деле унаследовала от Древнего Рима, так это «культ права». То бишь, юридического крючкотворства. Судиться на Западе очень любили, чему привержены и по сей день. В XI в. в Германии при нашествии жаб и червей некоторые епископы даже затеяли судебные процессы против нечисти, наславшей на них напасть. Выносились вердикты, что нечисть не имела такого права. Исполнили ли его жабы и черви, история умалчивает.
Письменность у славян существовала издревле, археологами найдено много образцов так называемых славянских рун. В IV веке св. Иероним, славянин по происхождению, разработал алфавит в Далмации, переводил Библию. В 790 году византийская императрица св. Ирина при заключении мира с болгарами велела составить и подарить славянам азбуку. А в 861 году св. Кирилл, направляясь с греческой миссией в Хазарию, увидел в Херсонесе Евангелие и Псалтирь, написанные «русьскими письмены». Познакомился с хозяином книг, христианином-русичем, освоил его грамоту.
По возвращении в Константинополь св. Кирилл предложил патриарху Фотию перевести Священное Писание на славянский язык и получил благословение. Доподлинно неизвестно, каким алфавитом были написаны виденные им книги, но св. Кирилл и Мефодий упорядочили его, приблизили к греческой орфографии, взялись переводить духовную литературу. Первые славянские богослужения велись в Моравии. Немецкое духовенство сделало все, чтобы пресечь их, но учеников св. братьев-просветителей с распростертыми объятиями приняли в Болгарии, где и родилась славянская Церковь в нынешнем её виде.
На Руси удобную в обиходе кириллицу начали использовать даже раньше принятия Христианства. А св. князь Владимир открыл в Киеве школы, Ярослав Мудрый учредил их и в Новгороде. Русь стала страной массовой грамотности! В Новгороде торфяная почва хорошо сохранила древесину, и до нас дошло большое количество берестяных грамот. Образцы их найдены и в Старой Руссе, Смоленске, Пскове, Витебске, Мстиславе. Они показывают, что умели писать мужчины, женщины, дети, слуги, и даже сапожники подписывали свои колодки.
Князья же русские в отношении образования могли служить примером для подданных. Св. Владимир был ценителем «книжной премудрости», Ярослав Мудрый учредил при храме св. Софии Киевской первую в нашей стране городскую библиотеку, его сын Всеволод также был человеком высочайшей культуры, свободно владел пятью языками. Создавались настоящие шедевры, духовные и литературные – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, Киево-Печерский патерик, летописные своды, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли», «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть об убиении князя Андрея Боголюбского», «Слово о полку Игореве», всевозможные «похвальные слова», церковные службы.
.
.
Вся европейская знать, включая королей, не умела ни читать, ни писать. Грамотным было только католическое духовенство. Епископы и священники занимали важное место при дворах, становились министрами, секретарями, казначеями. Это было крайне выгодно, и чтобы сохранить монополию на грамотность, западная церковь в VII в. приняла на соборе постановление: богослужения и церковная литература допускались лишь на трёх языках: латинском, греческом и древнееврейском.
На Руси в устной передаче сохранились замечательные циклы богатырских былин. Между прочим, и в культурных традициях можно заметить существенное отличие от европейской цивилизации. Западный эпос превозносил доблесть ради доблести, восхвалял рыцарей, бившихся друг с другом. Скандинавские саги славили резню и добычу викингов. Ведь и авторам платили те же рыцари или викинги. Русские наёмники тоже бывали за морями, на службе греческих императоров, совершали там подвиги, привозили немалую добычу. Но былины им на Руси не посвящали. Воспевали лишь тех воинов и богатырей, кто защищал Отечество и народ. В нашей стране складывалась совершенно иная система ценностей, не эгоистическая, как на Западе, а патриотическая.
.
.
Крепостного права на Руси не было. Деревни и города принадлежали князьям, боярам, давались «в кормление» дружинникам, но крестьяне оставались свободными. Если не нравится, могли уйти в другое место. Существовали и холопы-рабы, из пленных, проданных должников или преступников. Но их доля была невелика, они использовались в основном в дворовом хозяйстве. Народ был куда более благоустроен и защищен, чем за рубежом. Русские любили хорошо покушать, повеселиться.
.
.
В Европе же крепостное право было жесточайшим. Феодал выступал полным властителем над крестьянами, судил и казнил по своему усмотрению. Сам определял размеры податей, отработку на барщине. Трудились в буквальном смысле слова из-под палки: за крепостными наблюдал надсмотрщик из их же среды, облеченный доверием и дубинкой. Крестьяне жили в хижинах без окон и печей (за окна и трубы назначали дополнительные подати). Обычной едой была похлебка, куда бросали все подряд – овощи, зерно, съедобную траву, коренья. Одеждой служила единственная рубаха из домотканого холста на голое тело, у мужчин – такие же штаны. Ходили босиком, зимой пользовались деревянной обувью, утеплялись накидками из овчины, плащами из рогожи.
Коров и свиней держали редко. Луга, леса, водоемы принадлежали феодалу. За сенокосы, ловлю рыбы, сбор хвороста, желудей, водопой, надо было платить особо. Довольствовались козами, овцами, птицей. Животных держали вместе с людьми – так теплее. Но сами крестьяне мясо, молоко, яйца, шерсть почти не употребляли, они шли на уплату оброка. Простолюдины были вне морали, вне культуры. Подобное отношение к ним запечатлелось в поэзии вагантов. “Подаждь нам… от трудов их питаться, с женами и дочерьми их баловаться и о смертности их вечно веселиться”. Или склонение слова «мужик»: “Этот мужик, этого мужлана, этому мерзавцу, эту сволочь”. “Что есть мужик? Существительное. Какого рода? Ослиного, ибо во всех трудах и делах своих он ослу подобен. Какого вида? Несовершенного, ибо прежде, чем петух дважды крикнет, мужик трижды обгадится”.
Но и жизнь феодалов трудно было назвать радужной. В замке было сыро, холодно, сумрачно. Стены покрывала копоть факелов, воняли сальные светильники. Обычно вся семья хозяина вместе со слугами теснилась на кухнях. Вперемежку с людьми сновали собаки, куры. Если приезжали гости, протапливали камин в большом зале, пиры выливались в перепой и обжорство. Упившиеся засыпали тут же, за столом или под ним. Немного прочухавшись, продолжали веселье. Красивая одежда, обувь, стоили дорого, их передавали по наследству, пока не развалятся от ветхости.
А славяне одевались весьма прилично. Простолюдины могли позволить себе одежду из шерстяных тканей – на Западе их носила только знать. Представления о «лапотной Руси» возникли значительно позже, в XVIII – XIX веках. Археология показывает, что в киевские времена во всех слоях общества обувь была кожаной. Девушки и дамы старались выглядеть привлекательно. Русские ювелиры изготовляли для них изумительные серьги, колты, браслеты, ожерелья. Женщины следили за византийской модой, копировали новинки. Впрочем, греческие фасоны служили только для парадных нарядов, да и то их шили более просторными, более удобными, чем у самих греков. А в быту предпочитали русские костюмы — сарафаны, летники, кокошники, шубки, шапочки с меховой опушкой, нарядные сапожки. Расшивали одежду красивыми узорами, жемчужным бисером.
.
.
Баня - тоже русское изобретение, коему удивлялись заезжие чужеземцы. В европе мыться было не принято. Рыцари годами спали не раздеваясь, а благородные дамы, полностью завшивя, носили на поясе мешочки с благовонной травой, якобы отпугивающей блох.
Справедливости ради надо отметить, что очагом какой-никакой культуры в Европе являлась Испания, захваченная сарацинами. Они принесли с Востока знания в области географии, математики, астрономии, техники, медицины. У них имелись прекрасные архитекторы. Западные властители старались заполучить на службу таких специалистов, энтузиасты приезжали в Испанию для совершенствования образования. Но вместе со знаниями отсюда привозили ереси. Среди забитого и угнетенного населения они широко распространялись, Европу сотрясали разрушительные движения катаров, вальденсов. Множились сатанинские секты – к ним принадлежали папа Иоанн XII, германский император Генрих IV.
На Руси о бедняках заботились Церковь и государь. Летописи рассказывают об огромных раздачах милостыни св. Владимиром Крестителем. Для стариков и немощных, не способных прийти за ней во дворец, еду развозили по домам. А в церковный устав св. Владимир ввел апостольское правило, что достояние Церкви — это «нищих богатство, Церквам, монастырям, пустыням подъятие, живым прибежище, а мертвым памяти».
В Средние века Русь достигла высочайшего могущества. Ни один враг даже не мечтал сокрушить её. Отваживались разве что на грабительские набеги или урвать кусочек на окраине . А во внешней политике авторитет Руси был колоссальным. Она по праву считалась одним из важнейших центров мировой политики. К киевскому двору съезжались свергнутые скандинавские, венгерские, польские, английские короли и принцы, просили помощи. Прибывали посольства, заключались союзы. А породниться с великими князьями европейские монархи считали высочайшей честью. Дочь св. Владимира стала польской королевой. Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе, сыновей женил на польской, немецкой принцессах и византийской царевне, а дочерей выдал замуж за королей Венгрии, Норвегии, Дании.
.
.
Дочь Анну государь прочил за германского императора Генриха III, однако он выбрал другую невесту (о чем впоследствии жалел). А в 1049 г. руки Анны попросил французский Генрих I. Во Франции княжна поразила всех красотой и грацией, ее приданое и наряды показались немыслимой роскошью. Восхищались и привезенными ею книгами. Великолепное Евангелие поместили в Реймсском соборе, на нем стали давать присягу короли. Через несколько веков, в 1715 г. книгу показали Петру I. Благоговейно пояснили, что это самое древнее Священное Писание, написанное исчезнувшим языком, которого уже никто не знает. Петр пригляделся, засмеялся и начал читать по-славянски. Это было Евангелие Анны Ярославны.
Но саму Анну Франция разочаровала. Она писала отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Действительно, сравнить с Русью было трудновато. Сохранились документы, где красуется аккуратная подпись Анны на латыни, а рядом крест, поставленный неграмотным мужем-королём. Королева любила выезжать на охоты, метко стреляла из лука — все это было в диковинку французам. Их женщины сидели по домам, за пяльцами или пустой болтовней. Анна впервые начала устраивать во Франции светские приемы. А в 1060 году Генрих I умер, она стала регентшей при сыне, Филиппе I. Даже когда сын повзрослел, то глубоко почитал мать, они правили Францией и подписывали государственные акты вдвоём.
И ещё одна особенность: русские никогда не задирали нос перед европейцами, не старались навязать им свои стереотипы мышления и поведения. В западных странах были настроены иначе. Когда Русь развалилась в усобицах и была добита татарским нашествием, о её величии быстро забыли. Папы и короли сбросили её со счетов, пренебрежительно стали объявлять русских «еретиками» - а заодно и «дикарями». Ну а как же иначе, они были настолько не похожими на представителей западного мира!
По материалам еженедельной газеты "Завтра".
© Валерий Шамбаров, к.т.н., писатель-историк, член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов.
НАЗАД