... принадлежал королю Яну
, по легенде был ...
Дворец - шедевр барокко, созданный в конце 17 века и потом почти 2 столетия непрерывно достраивающийся и перестраивающийся каждым новым владельцем с привлечением лучших европейских архитекторов. Изначально принадлежал королю Яну Собесскому, по легенде был возведен им для обожаемой жены-француженки. Затем переходил из одних аристократических рук в другие, обрел роскошный парк, водные каналы, розарий, дополнительные корпуса, придворную церковь и фамильную усыпальницу рода Потоцких. Один из первых в Польше музеев открылся именно здесь еще в начале 19 века. Добираться до Вилянув довольно далеко, даже на автобусе из центра это почти 20 остановок, а пешком можно идти полдня, но оно того стоит. А лично у меня во время посещения дворца произошло столкновение с удивительным миром польского сервиса, и эта история навела меня на мысль, что в плане сервиса поляки и белорусы - народы родственные.
Пришла я в Вилянув после обеда, попросила в кассе билет во дворец. Мне кассир говорит - сегодня свободный день, билеты бесплатно, но самого билета не протянула. Я слегка удивилась, помня, что в других музеях даже в бесплатные дни билеты выдавали - и потом собирали - может, для какой-то своей внутренней отчетности, не знаю. В общем, удивилась и удивилась, но выяснять подробности не стала. Прихожу ко дворцу - желающих попасть внутрь еще двое. На дверях расписание, впускают каждые то ли 20, то ли 30 минут. Мы втроем с канадской парой стоим тихонечко, ждем - 5 минут осталось до указанного времени. Появляется дама-работник и спрашивает:
- У вас билеты есть?
- Нет, - говорим мы хором
- Тогда вы сегодня не можете посетить дворец
Мы переглядываемся, и я ей говорю:
- Так сегодня же свободный вход, билеты бесплатные
- Да, - отвечает она, - свободный вход, билеты бесплатные, но их ограниченное количество, и они уже закончились. Вот написано
И показывает сбоку табличку - дескать, извините, бесплатные билеты на сегодня закончились
Мы с канадцами не сразу осознаем глубину проблемы
- Раз бесплатные закончились, давайте мы купим обычные
- А обычные купить нельзя, - сообщает дама, - в бесплатный день мы билеты не продаем
Еще минут 5 у нас уходит на коллективные попытки понять эту запредельную логику и попытки донести до милой женщины, что мы хотим попасть во дворец, пусть даже за деньги, пусть даже за двойные деньги, как угодно, что кроме нас никого желающих все равно нет, и мы не создадим конкуренцию тем, кто заранее с утра разобрал все бесплатные билеты, что мы все издалека и у нас не будет второй возможности увидеть все эти интерьеры, а ведь это такая важная достопримечательность. Но дама твердит, как заведенная, что билеты кончились, день бесплатный, купить нельзя, заплатить денег лично ей тоже нельзя и все. Приходите завтра.
Вторую попытку достучаться до разума хоть кого-нибудь в Вилянуве мы делаем в кассе, где примерно ту же тему объясняем кассирше. Дворец пустой. Никто не идет. Нет группы. Нет толпы с билетами. Есть только мы трое, и мы готовы хоть за деньги, хоть как угодно
Результат представляете?
Мне-то было легче, чем канадцам. Я закалена белорусскими продавцами, которые могут предложить яблочно-грушевый фреш и яблочно-морковный, а просто яблочный не могут, ибо такого нет в списке. И пробить яблочно-грушевый, а отжать только яблоко нельзя. И разделить яблочный и грушевый в 2 разных стакана и пробить вообще, как два, хоть как 5, но отдать только яблоко, а грушу выпить самому (вылить, отдать желающим и пр) тоже нельзя. Можно яблочно-грушевый и яблочно-морковный, как в меню - и смотреть стеклянными глазами на застывшем каменном лице. Так вот, бедные канадцы раньше никогда не сталкивались с белорусским сервисом, поэтому польского они тоже не поняли. Я пыталась объяснить, но я и сама его не поняла. Пришлось принять, как данность.
А теперь фотографии - все снаружи, что закономерно.
До дворца надо еще добраться. Первое, что видишь, придя пешком или выйдя из автобуса, это кладбище и почта напротив
Затем костел святой Анны - конец 18 века
Ворота
Наконец, сам дворец
Каждые 5 минут невесты сменяют друг друга, фотографируясь на его фоне
Оранжерея
Музей плакатов, куда побежали мы с канадцами, пытаясь как-то излечить нанесенную душевную травму. Здесь все банально - платишь за вход и спокойно смотришь пару залов (впрочем, впечатления особого экспозиция на меня не произвела)
А вот и неоготическая усыпальница Потоцких
Колокола у костела
Здесь галерея, где можно купить шедевры современного искусства. После нескольких музеев я поняла, что польские абстракционизм, постмодернизм и иже туда же наводят на меня тоску, поэтому внутрь я уже не пошла.