Human Rights Watch (HRW), посвященный соблюдению прав и свобод человека в 2012 году. Авторы доклада называют минувший год годом самого жесткого закручивания гаек в постсоветской России.
Волна массовых протестов, начавшаяся в декабре 2011 года, дала «предпосылки к политической реформе», утверждает HRW, но «после возвращения на президентский пост Владимира Путина произошел быстрый пересмотр немногочисленных и робких попыток экс-президента Дмитрия Медведева расширить политические свободы, а гражданская активность подверглась беспрецедентному подавлению»..
Первыми жертвами нового государственного курса стали оппозиционеры, правозащитники и гражданские активисты. «Задержания, угрозы, избиения и другие притеснения», а также дискредитирующие протестное движение публикации в подконтрольных государству СМИ имели место и до инаугурации Владимира Путина, однако после вступления вновь избранного президента в должность подобные случаи ощутимо участились.
В качестве примеров правозащитники приводят историю с шеф-редактором «Новой газеты» Сергеем Соколовым, которого вывез в лес и угрожал ему глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, а также избиение неизвестными Елены Милашиной, журналистки все той же «Новой газеты» — этот случай был квалифицирован следствием как бытовой грабеж. Так называемое «болотное дело» тоже вызывает обеспокоенность HRW: организация следит за судьбой 17 обвиняемых, ожидающих суда по делу о «массовых беспорядках».
Недоумение правозащитников вызывает ситуация, когда видеозаписи и свидетельства очевидцев указывают на то, что 6 мая прошлого года на Болотной площади задержания полицией имели место «до начала акции и до того, как они в принципе могли совершить какие-либо действия».
Не меньшее внимание HRW уделяет и истории Леонида Развозжаева, до недавних пор фигуранта другого уголовного дела против оппозиции — о приготовлении к массовым беспорядкам. Обвиняемыми по нему числятся также левый активист Константин Лебедев и лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, недавно оно было объединено с «болотным делом». Правозащитники указывают, что Развозжаев готовился официально подать в Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Киеве прошение о предоставлении политического убежища, когда был похищен неизвестными, а затем объявился в московском суде, где он и был заключен под арест. «УВКБ выразило обеспокоенность этой ситуацией и призвало к расследованию инцидента», напоминают авторы доклада, подчеркивая, что Развозжаев по-прежнему находится под стражей.
Нашумевшее дело панк-группы Pussy Riot авторами доклада комментируется чуть более категорично, чем остальные. В докладе говорится, что «власти могли бы привлечь участниц группы к административной ответственности в виде штрафа за нарушение общественного порядка, но сделали неправомерный выбор в пользу уголовного преследования».
Закручивание гаек, как гласит обзор, выразилось не только в случаях преследования публичных оппонентов власти, но также и в многочисленных репрессивных нововведениях в российском законодательстве: критикуются многие новые законы, принятые Госдумой в последнее полугодие. Речь идет, в частности, о повышении штрафов за нарушение порядка проведения массовых мероприятий, которые теперь «сопоставимы с уголовными санкциями». В законе об «иностранных агентах» понятие «политической деятельности», занятие которой обязывает НКО регистрироваться в качестве агентов, трактуется слишком широко, указывают правозащитники, а размытая правовая формулировка понятия госизмены позволяет «теперь теоретически подвести международную правозащитную деятельность как таковую». Неодобрительно говорится в докладе и о восстановлении уголовной ответственности за некоторые виды клеветы и о новых ограничениях в интернете.
Представитель HRW в России Рейчел Денбер заявила «Газете.Ru», что за более чем двадцать лет, что она занимается вопросами прав человека в России, прошедший год был, возможно, самым тяжелым. «Запущен целый блок законов и других механизмов притеснения гражданского общества, оппозиционеров и правозащитников. Риторика официальных лиц в их отношении очень острая, власти пытаются внушить, что идея демократии и гражданского общества – иностранная в плохом смысле слова», — уверена правозащитница.
На Северном Кавказе авторы доклада отмечают продолжающуюся вооруженную борьбу против федеральных сил, которая сопровождается многочисленными нарушениями прав человека со стороны представителей государственной власти. Согласно докладу, в Дагестане продолжаются похищения, пытки и внесудебные казни вставших в оппозицию официозному исламу радикалов-салафитов. Насильственные исчезновения происходят и в Ингушетии.
В Чечне силовыми структурами, подконтрольными Рамзану Кадырову, по-прежнему проводится «политика коллективного наказания в отношении родственников предполагаемых боевиков и лиц, подозреваемых в пособничестве вооруженному подполью».
Среди новых громких эпизодов приводится произошедшее в декабре 2011 года убийство издателя дагестанского еженедельника «Черновик» Хаджимурада Камалова и случай в январе 2012 года, когда в Махачкале были застрелены местный житель Расул Курбанов и адвокат Умар Саидмагомедов. Власти Чечни в докладе критикуются за давление на Сводную мобильную группу российских правозащитных организаций в Чечне, в частности на теперь уже члена президентского совета по правам человека Игоря Каляпина.
В докладе отдельно оговаривается ситуация в сфере российского здравоохранения. Авторы говорят о жесткой государственной политике, препятствующей оказанию паллиативной помощи, и об ограниченности доступа препаратов для лечения болевого синдрома. Также лицам с ограниченными физическими возможностями не обеспечивается в должной мере доступ в транспорт и общественные учреждения.
Подготовка к Олимпийским играм 2014 года, согласно докладу, сопровождается многочисленными нарушениями прав граждан, трудовых мигрантов, журналистов и активистов. В регионы, по словам Денбер, властями дан сигнал, что с правозащитниками и оппозиционерами там могут делать практически все что вздумается. «Это эхо из прошлого», — считает Денбер.
В российском МИДе доклад пока не изучили, но обещали дать комментарий после.
Официальный представитель министерства Александр Лукашевич заявил на брифинге в Москве, что «в России не самая плохая ситуация с правами человека»: «Прежде чем критиковать других, посмотрите на себя».
В целом же главной темой всемирного доклада, в котором исследовано положение прав человека в более чем 90 странах мира, стала «арабская весна». Основная проблема государств, избавившихся от авторитарных режимов Муаммара Каддафи, Хосни Мубарака, Зин аль-Абидина бен Али и Али Абдаллы Салеха, сейчас состоит в построении новых демократических режимов, «основанных на уважении прав и свобод», и предотвращении возрождения «авторитаризма в новом облике».