Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «советская»
Отвечая на вызовы. 2014-06-30 22:10:01
+ развернуть текст сохранённая копия
Вклад В. Н. Челомея в оборонную область велик и пока еще не до конца раскрыт. Отчасти это произошло из-за стремления ряда небеспристрастных историков опорочить его заслуги по причинам конкуренции генеральных конструкторов, отчасти потому, что изучая биографию академика, мы – его коллеги и потомки – зачастую обращаем пристальное внимание на мелкие детали его жизни, но не видим основных масштабных результатов деятельности. В преддверии столетия со дня рождения академика В. Н. Челомея – великого гражданина своей страны и своего времени – остановимся на его вкладе в решение задачи национальной безопасности государства, что, несомненно, определяет его непреходящее историческое место среди великих деятелей СССР. После испытаний в августе 1953 года в СССР термоядерного заряда остро встал вопрос его доставки до потенциального противника – США. И тут Владимир Николаевич проявил себя во всем блеске своего таланта, неиссякаемого в творческой энергии организатора и подлинного борца. Благодаря предложенным им необычным решениям в конструкции крылатой ракеты (КР) П-5 и подводной лодки (ПЛ) с пусковыми малогабаритными контейнерами (главный конструктор ПЛ П. П. Пустынцев) решение этой задачи было поручено именно ему. В 1959-м комплекс ракетного оружия со стратегической ядерной крылатой ракетой П-5 был принят на вооружение Военно-морского флота. Надо сказать, что в отечественной истории период 1954–1960 годов по оценке вклада ракетостроителей в решение задачи обеспечения стратегического сдерживания до сих пор не оценен объективно. Вот факты: ракета Р-7 С. П. Королева имела четыре старта в Плесецке и два на Байконуре, ракеты М. К. Янгеля не были еще межконтинентальными. В то же время комплексы с КР П-5 были развернуты на четырех типах ПЛ в количестве более 200 ракет. И у берегов США и Европы «сторожили» мир эти ядерные силы. Это, безусловно, заслуга Владимира Николаевича Челомея. В СССР было решено отвергнуть симметричную с США программу развития Военно-морского флота и остановиться на асимметричном ответе – постройке подводных лодок с комплексами противокорабельных ракет (ПКР). При ограниченных ресурсах и времени это было необходимо, так как угроза со стороны ВМС Запада была реальной: там изготавливались атомные авианосцы – плавучие аэродромы с ядерным оружием США. Уже в 1961 году введен в строй авианосец «Энтерпрайз». Экономичные и эффективные решения Челомея последовали незамедлительно. В 1962-м был принят на вооружение кораблей ВМФ следующий комплекс ракетного оружия, разработанный под его руководством, с ПКР П-35, а в 1964-м – комплекс ракетного оружия П-6 для ПЛ проектов 675 и 651. В короткий срок было построено 29 подводных лодок проекта 675 и 16 подводных лодок проекта 651. Работы по тематике оперативно-тактических и оперативных КР интенсивно велись Челомеем и его КБ и в последующие 20 лет – вплоть до 1984 года, то есть до смерти генерального конструктора. Однако вернемся к американским вызовам. С 1961-го в США стали развертывать тысячу боевых стартов с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Минитмен». В СССР после трудного опыта с разработкой МБР на фирмах Миноборонпрома руководство страны поручило этот ответ искать Минавиапрому и конкретно – коллективу Челомея. Это был расчет на высокое конструкторское искусство Владимира Николаевича и его авиационной кооперации. Постановление по УР-100 (так назвали МБР легкого класса массового развертывания) вышло 30 марта 1963 года. Задание было экстраординарное, поскольку форсирование программы «Минитмен» делало превосходство США угрожающим – число МБР США в 1963 году превосходило число МБР СССР в шесть раз. Авиационная кооперация В. Н. Челомея справилась с задачей блестяще. В 1967-м комплекс УР-100 с ампулизированными ракетами, размещаемыми в упрощенных шахтных пусковых установках (ПУ), был принят на вооружение РВСН. Его развертывание шло невиданными темпами – в год на боевое дежурство ставилось до 220 ПУ. Так Челомеем был дан ответ № 2 на вызов США. В 1972 году положение с МБР было выравнено. Однако заокеанские «затейники» уже в 1968-м развернули новый стратегический вызов – оснащение разделяющимися головными частями всех своих МБР и БРПЛ. Вновь угроза превосходства США, ведь не шутка – в десять раз увеличить число ядерных боеголовок. После длительных конкурентных «боев» всех ракетчиков страны под Ялтой осенью 1969 года состоялось заседание Совета обороны под председательством Л. И. Брежнева. В итоге было принято решение о создании восьми (!) новых стратегических ракетных систем. В. Н. Челомею выпала задача создать новые комплексы УР-100Н и УР-100К – с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Этот ответ на новый вызов США был дан в короткие сроки: в 1973–1974 годах приняты на вооружение ракетные комплексы УР-100К и УР-100Н. В некоторое количество пусковых установок УР-100Н высокой защищенности были временно помещены ракеты УР-100К с двумя усиленными шпангоутами с тремя боеголовками, получившие обозначение УР-100У. И наконец, в декабре 1976 года соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В. Н. Челомею и вновь образованной кооперации было поручено выработать ответ на еще один вызов американцев. В США началась «раскрутка» нового вида стратегических вооружений – массовых дозвуковых крылатых ракет с ядерным оснащением («Томагавк» для подводных лодок и ALCМ для самолетов-носителей). Последовавшие симметричные разработки аналогичных дозвуковых отечественных ракет в КБ Минавиапрома адекватным ответом не стали. Сказывались различие географического положения СССР и США и отсутствие соответствующих баз. Это усугублялось наличием у Соединенных Штатов развернутых мощных систем ПВО и ПЛО. Порученная В. Н. Челомею система крылатых ракет унифицированного характера по всем видам базирования «Метеорит» выравнивала стратегическое противостояние с США. Этот новый, четвертый по счету ответ Челомея на вызовы потенциального противника носил особо сложный и технически совершенный характер. Крылатых ракет, подобных «Метеориту», в мире не создано до сих пор. В этих напряженных работах, определяющих ответы на вызовы США в области национальной безопасности, личный творческий вклад Владимира Николаевича Челомея огромен. При этом задачи, поставленные им перед коллективами головной организации (ОКБ-52 – ЦКБМ – НПО машиностроения) и множеством организаций-смежников, стимулировали целый вал новых необычных технических решений и изобретений. На начало 1985 года только в НПО машиностроения при авторстве или соавторстве В. Н. Челомея зарегистрировано более 100 заявок на изобретения. Из них более 60 официально признаны изобретениями и более 30 являются личными изобретениями Владимира Николаевича. Даже сейчас, по истечении 30 лет после ухода из жизни академика на боевом дежурстве армии и флота находится более тысячи ракет, созданных им. Герберт Ефремов - Почетный Генеральный директор – Почетный Генеральный конструктор ОАО «ВПК «НПО машиностроения», Герой Социалистического Труда. «Военно-промышленный курьер» № 22 за 25 июня 2014 года ertata
Тэги: авиация., армия,, биографии, биографии., в.н.челомей, вооружение, инженеры, интересное., история., люди, люди,, назад, непознанное., обороноспособность, рвсн, россии, россии., россия, сделано, советские, ссср, ссср., судьбы, судьбы,, флот,
Как снимали самый кассовый фильм 80-х "Пираты XX века" 2014-06-28 16:09:07
... , доказывающим, что советские матросы справятся с ... Напомним, в советские времена генсеки предпочитали ...
+ развернуть текст сохранённая копия
myhistori.ru/blog/434241884...XX-veka%22 Феномен "Пиратов" объяснялся просто: это был первый советский кинобоевик, действие которого держит в напряжении с первой до последней минуты. Для неискушенного советского зрителя такие фильмы были в новинку. К тому же, действие разворачивалось в бескрайних просторах южных морей, у пиратов была экзотическая внешность, и демонстрировали они невиданные боевые искусства. На самом деле съемки проходили в акватории Азовского моря, играли в фильме советские актеры, а демонстрировали они приемы карате, первые клубы по изучению которого появились в московских вузах еще во времена хрущевской "оттепели". Сегодня "РГ" вспоминает о том, как снимался самый кассовый советский фильм 80-х. Уран заменили опиумом Захватывающий сюжет фильма основан на вполне реальной истории. В конце 70-х годов прошлого века в "Известиях" была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Тогда морские разбойники похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа. Сценарист и режиссер Станислав Говорухин сразу же загорелся идеей снять фильм, в котором бы советские моряки противостояли морским "джентльменам удачи". Конечно, финал должен был быть оптимистичным, доказывающим, что советские матросы справятся с любым мировым злом. Сценарий Говорухин написал вместе со своим другом - режиссером Борисом Дуровым. Его же он попросил и снять картину, так как сам в это время уже готовился к съемкам сериала "Место встречи изменить нельзя". Позднее Борис Дуров рассказывал, как их с Говорухиным замысел воплощался в реальность: "Мы сразу отказались от излишней сентиментальности. Задумали кино о русских мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили "погрузить" на корабль опиум для фармацевтической промышленности - товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: "Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?". В общем, опиум авторы сценария отстояли. "Родом" из Мариуполя Начало "Пиратов ХХ века", где на корабль грузят этот самый опиум, снимали на пятом причале Ждановского порта (ныне - Мариупольский торговый порт, Украина) в мае 1979 года. Корабль "Нежин", который половину фильма честно служит советской команде, а потом трагически гибнет в огне, - тоже мариупольский. Это сухогруз "Фатеж" Азовского морского пароходства. Во время съемок корабль не пострадал. Он много лет затем прослужил в пароходстве, был капитально отремонтирован в 1985 году, после чего отправился в Севастополь - в Черноморское пароходство. Второй корабль, который зрители видят в фильме, а именно быстроходный пиратский "Mercury", тоже имел мариупольскую "прописку". В роли пиратского судна "снялся" теплоход "Адмирал Лунин" из Азовского морского пароходства. "Адмирала Лунина" после съемок продали в Грецию, где он служил до 1999 года, пока не погиб от взрыва. Режиссер Борис Дуров вспоминал: "Мы жили в Жданове (ныне - город Мариуполь - прим. авт.) в отеле, неподалеку от порта… На завтрак съедали половину стакана сметаны с какой-либо булочкой, выпивали разбавленный кофе и на пароход… Поднимаемся на пароход с нашим начальником, там нас шумно приветствует капитан, и обычно зовет в кают-компанию. Как всегда, я увлекаюсь: "Зачем?" А он: "Завтракать". Известно, что я уточняю: "Только мы?" "Да вы что?! Всю компанию зовем!" Так нас кормили на пароходе аппетитными завтраками и обедами целый месяц - все потолстели". "Мину" так и не нашли Большинство же сцен фильма снимали в разных местах Крыма: в Новом Свете (Разбойничья бухта, Голубая бухта, Царский пляж), в Коктебеле и около поселка Оленевка (мыс Тарханкут). Например, крушение ограбленного пиратами сухогруза "Нежин" снимали в море - напротив знаменитой горы Кара-Даг в Коктебеле. Пожара на судне, конечно же, в реальности не было. Для его имитации на палубе подожгли смолу в тазах. "Когда мне заказали съемку сцены с "рогатой смертью" - донными минами, я на Тарханкуте работал над другой картиной, - рассказывал крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - Борису Дурову с актерами пришлось переходить на кораблях из Нового Света к нам на мыс. Деревянные плавучие макеты пяти мин уже были готовы и лежали на палубе одного из судов. Когда же они проходили в районе Севастополя, попали в шторм, и один муляж смыло в море. Мы сообщили об этом руководству Черноморского флота. Военные закатили скандал: мол, как так, рядом с базой плавает "мина", вдруг это дестабилизирует судоходство в районе. Но "мину" так и не нашли". В бассейне Николай Еременко потерял много крови Затопление советского судна снимали в… бассейне гостиницы "Ялта" в Массандре. "Такое в открытом море снять не получилось бы, - сетовал позже все тот же Валерий Павлотос. - Две недели мы возводили полномасштабный макет коридоров и кают. А потом погрузили все это в бассейн. Правда, деревянные двери кают срывались с петель и всплывали. Пришлось их прикрутить болтами". По сюжету главный герой фильма старший механик Сергей, должен был во время крушения судна спасать из кают женщин. Актер Николай Еременко-младший, исполнивший роль Сергея, рассказывал: "Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а все время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь. А мои друзья, коллеги издевательски шутили: "Ну ты, Коля, как закончишь, подходи к нам, отдохни. Мы тебя будем ждать в соседнем бассейне, вместе поныряем". Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал секс-символом - мечтой всех советских женщин. 12 часов швыряли на бетон Консультантом и постановщиком боев в съемочную группу был приглашен известный в Советском Союзе мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который сыграл в картине роль боцмана. На роль кровожадного пирата Салеха пригласили актера Талгата Нигматулина. Родом он был из Киргизии, но благодаря утонченным экзотическим чертам лица вполне мог играть роли уроженцев заморских восточных государств. Так уж получилось, что образ пирата стал первой и последней "звездной" ролью Нигматулина: актер трагически погиб пять лет спустя после выхода "Пиратов" на экраны. Тайна его смерти от рук сектантов так и осталась до конца неразгаданной. Именно Нигматулин в фильме демонстрировал искусство карате. Ведь он с детства был увлечен этим видом спорта и даже стал чемпионом Узбекистана. В фильме он со своим кинопротивником Николаем Еременко (кстати, в жизни актеры были друзьями) дрался по-настоящему. И Нигматулин, и Еременко отказались от дублеров и каскадеров. "Травмы, полученные на тех съемках, сказываются до сих пор, - вспоминал Еременко. - Напоминают о себе выбитые кости: локти, таз. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные и работали без всяких дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным . Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон". Брежнев переживал "за наших" Фильм мог бы выйти на экраны в тот же год, в какой его начали снимать - в 1979. Но киношное начальство не решалось выпускать его во всесоюзный прокат. Слишком много было там сцен жестокости и насилия. Чего стоила лишь та, в которой пират Салех пожарным топором убивает радиста. Или когда он избивает плеткой пленную буфетчицу. "Пираты XX века" были запрещены к показу и отправлены "на полку". Но кассета с фильмом все-таки попала на дачу к Брежневу. Напомним, в советские времена генсеки предпочитали знакомиться с новинками кино в домашней обстановке - обычно смотрели новые фильмы по выходным, на дачах с семьями. Говорят, Леонид Ильич так переживал "за наших", что фильм быстро сняли "с полки" и отправили в триумфальное шествие по экранам СССР.
Тэги: "аватар", "нежин", "пираты, "титаник", борис, века", говорухин, дуров, еременко-младший, кино, кино,театр, кинобоевик, корабль, крым, любознательных..., мариуполь, николай, советское, ссылка, станислав, тадеуш
Случай в квадрате 36-80 (1982) 2014-06-26 16:26:50
... , где проводят учения советские корабли Военно-Морского ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В Северной Атлантике, неподалеку от района, где проводят учения советские корабли Военно-Морского Флота, терпит аварию подводная лодка с вышедшим из строя атомным реактором.
Патрульная служба ВМС США пытается сбить со...
Тэги: (ссср), советские, фильмы
Одиночное плавание (1985) 2014-06-26 16:20:04
После многомесячного автономного плавания наш военный фрегат направляется на родную базу. Однако ...
+ развернуть текст сохранённая копия
После многомесячного автономного плавания наш военный фрегат направляется на родную базу. Однако морякам приходится изменить курс и вмешаться в смертельно опасную игру, затеянную натовцами…
Режиссер: Михаил Туманишвил...
Тэги: (ссср), советские, фильмы
В зоне особого внимания / Ответный ход (1977-1981) 2014-06-26 16:06:29
Прекрасная дилогия о воздушно-десантных войсках (ВДВ). В первом фильме три диверсионные группы « ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Прекрасная дилогия о воздушно-десантных войсках (ВДВ). В первом фильме три диверсионные группы «Южных» в тылу условного врага должны в течение двух суток обнаружить и захватить замаскированный командный пункт. Во втором в тыл «Сев...
Тэги: (ссср), советские, фильмы
Главная / Главные темы / Тэг «советская»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|