... а еще ранее –
, занимавшиеся в советское ... – это преемник
и Агентства печати ...
Журналистское и экспертное сообщества потрясены новостью о ликвидации агентства Владимир Путин подписал Указ «о некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ», по которому в России на базе «РИА Новости» и «Голоса России» создается новое «Международное информационное агентство «Россия сегодня». Возглавит его известный российский журналист государственных взглядов Дмитрий Киселев.
Казалось бы, ничто в публичной сфере не предвещало таких событий. Только что блистательно прошел юбилейный десятый Валдайский форум, на котором Светлана Миронюк, экс-главный редактор РИА, как всегда, задавала тон среди преимущественно мужской аудитории. Напомню, что Валдайский клуб – совместный проект РИА и Совета по внешней и оборонной политике по работе с зарубежной экспертной и журналистской элитой (СВОП), реализуется по заказу и при финансовой поддержке администрации. Конечно, в кулуарах давно поговаривали о возможных подвижках в руководстве агентства, но такие слухи естественны для этой среды и тем более - вокруг персон такого уровня, как Светлана Миронюк, но такой масштаб трансформаций, тем более под Олимпиаду, основным информационным спонсором которой является агентство, никто и предположить не мог.
Цепная реакция на ресурсах так называемых либеральных СМИ не заставила себя долго ждать. Тут же блоггеры и журналисты стали высказывать свои соболезнования по поводу «уничтожения» агентства, заговорили о превращении РИА в кремлевский рупор. Тот же факт, что все годы работы под управлением ушедшей команды агентство продолжало оставаться федеральным унитарным бюджетным предприятием, никогда даже не пытавшимся примерять на себя роль «светоча свободы слова», о ликвидации которого вдруг все забеспокоились, в расчет даже не принимается. Что РИА работало на крупных имиджевых проектах во все сроки президентства Путина, осуществляя главный политологический проект путинской администрации, нацеленный на иностранную экспертную аудиторию – Валдайский клуб – об этом тоже как-то забыли. При этом странными выглядят возмущения по поводу того, что новое агентство теперь будет, заниматься пропагандой. Все как-то забыли, о первоначальной функции РИА. Забыли, что РИА – преемник Агентства печати «Новости», а еще ранее – Совинформбюро, занимавшиеся в советское время ничем иным как пропагандой советского образа жизни за рубежом. И при Путине РИА оставалось бюджетной государственной организацией.
Неизвестно, что больше вызвало раздражение в либеральной информационной среде – трансформация РИА или же назначение такого «одиозного» для либералов «рупора Кремля», которым они привыкли считать Киселева, и которому буквально за день до этого киевский Майдан вручил своего «анти-Оскара». В любом случае, реакция либералов - предсказуема.
Во всей этой кутерьме на второй план ушла суть Указа, в котором обозначен тренд на системную трансформацию российских государственных СМИ, работающих на зарубежную аудиторию.
Этот тренд подсказан глобальным развитием информационной работы крупнейших государственных игроков, которые после «холодной войны» отнюдь не отказались от пропаганды, но, наоборот, лишь усилили свое информационное присутствие во всем мире. Россия в этом плане серьезно, лет на двадцать, отстала. В начале девяностых она наивно полагала, что период информационных войн двух систем закончен, что теперь информация носит объективный характер и трактуется в универсалистском ключе. Россия ошибалась. Началось быстрое выстраивание однополярного информационного мира с доминированием западной точки зрения в ее безграничной трансляции. Холодным информационным душем стали события в Югославии, Косовский кризис. С изумлением российское общество наблюдало также за информационной пропагандой Запада, разворачивавшейся вокруг событий в Чечне, излюбленной темой стали «права человека» и «демократия». Только в начале правления Путина в российской элите начало зреть понимание того, что без собственной информационной политики нынешняя Россия также не может существовать, что одностороннее доминирование западной точки зрения в информационном пространстве ведет к ущемлению российских национальных интересов и формированию демонизированного образа современной России. Однако только после войны августа 2008 года руководство страны всерьез задумалось о причинах нашей информационной беспомощности в мире. За несколько лет до этого, осенью 2005 года, был запущен информационный канал RussiaToday, который сегодня вещает на английском, арабском, испанском, трансформирована старейшая иновещательная радиостанция «Голос России», создан Фонд «Русский мир». В 2010 – 2012 гг. произошел серьезный всплеск интереса к понятию «мягкая сила», были созданы несколько крупных фондов, работающих в гуманитарной области и публичной дипломатии (Российский совет по международным делам, Фонд Горчакова, Фонд поддержки прав соотечественников и др.). Россия постепенно укрепляла инструменты своей «мягкой силы».
На фоне этих событий в РИА Новости в 2000-е годы шел обратный процесс. Агентство активно избавлялось от наследия советского времени, причем как плохого, так и хорошего. Забыли, точнее, предпочли забыть, что РИА Новости – это преемник Совинформбюро и Агентства печати «Новости», которое в советское время очень эффективно занималось той самой «мягкой силой». Решили, что в новом мире рыночной экономики и отказа от информационного противостояния агентству не нужна эта сфера деятельности, предпочли сосредоточиться только на производстве и продаже новостей.
А ведь даже в самые трудные 90-е годы в агентстве под разными названиями функционировало направление по информационному сопровождению внешней политики России. Вплоть до кризиса 2008 года существовала дирекция международного сотрудничества, которая делала интересные проекты в области того, что теперь модно называть «мягкой силой». И только уже в кризис, под шумок, эту дирекцию новая команда сократила по максимуму, выставив на улицу «по собственному желанию» десятки людей. И все, что дожило до наших дней от этой редакции – это скромная команда, которая и осуществляет Валдайский проект.
Да, Светлана Васильевна Миронюк сделала РИА лидером среди российских агентств, вывела его на международный, технологичный, современный уровень, упрочила его конкурентоспособность среди мировых СМИ. В агентстве появилось много интересных мультимедийных тематических проектов.
Но именно при Миронюк агентство по факту отказалось от своего второго столпа – информационного сопровождения в пользу производства новостей, причем активно подведя под этот процесс коммерческую жилку. Об огромном количестве коммерческих различных пиар-мероприятий, желании заработать буквально на воздухе: предоставлении в аренду для пресс-конференций залов пресс-центра РИА, перманентном ремонте в здании - знала вся Москва. Безусловно, в условиях рынка нельзя полагаться только на бюджетные средства, тем более, если есть возможность для заработка. Но когда коммерческий интерес становится основной темой жизни, забывается, ради чего, собственно, создана организация, тогда интересы страны, которые она призвана блюсти, отходят на второй план. Так произошло и с РИА.
Конечно, Указ президента можно рассматривать и как «похороны» агентства, но можно и как акт исторической справедливости, возвращение РИА прежних функций, целей и задач. А задача нового агентства – освещение за рубежом государственной политики России, ее общественной жизни, та самая «мягкая сила», о которой Владимир Путин упоминал в предвыборной статье «Россия и меняющийся мир». Скорее всего, коллектив РИА, «Голоса России» будет сохранен, а агентство ждет содержательная реконструкция и переосмысление своей текущей деятельности. Да, бренд РИА известен во всем мире, так же как в свое время во всем мире было известно Совинформбюро. Но дело ведь не в названии – Совинформбюро – РИА Новости – Россия современная – это не так уж важно, важно, чтобы агентство, как инструмент информации, выполняло свои традиционные функции, которые были заложены в него при создании, при этом, не теряя своего современного и технологичного лица, созданного командой Миронюк. Сейчас главное, чтобы новому руководству РИА хватило мудрости найти баланс между накопленным мультимедийным опытом, инструментарием организации и новыми-старыми целями и задачами. Получится ли это - покажет только время.
Наталья Бурлинова - к.п.н., президент "Центра поддержки и развития общественных инициатив - "Креативная дипломатия", работала в агентстве "РИА Новости" в 2006 - 2008 гг.
ertata