2016-11-07 20:11:49
Шестнадцатого января 2006-го года Владивосток… Пожар в офисном центре. Горят три последних этажа, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Шестнадцатого января 2006-го года Владивосток… Пожар в офисном центре. Горят три последних этажа, где располагается местное отделение Сбербанка России. Люди, отчаявшись, что их спасут, выбрасываются из окон горящей восьмиэтажки. Эти страшные кадры, показанные по телевидению, помнят многие.
2016-11-07 20:04:34
Многие люди утверждают, что им снятся вещие сны. Но далеко не все понимают, что это такое. Ученые ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Многие люди утверждают, что им снятся вещие сны. Но далеко не все понимают, что это такое. Ученые дают такое определение вещим снам: это сны, в которых человек может увидеть ситуацию, которая может произойти в будущем в реальности. Не все сны можно назвать вещими, и зачастую какие-то определенные места, события или люди снятся только потому, что [...]
2016-11-07 19:57:36
Как часто в последнее время мы стали слышать о страшных катастрофах, уносящих человеческие жизни. И ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Как часто в последнее время мы стали слышать о страшных катастрофах, уносящих человеческие жизни. И с такой же завидной частотой мы слышим рассказы людей о том, как им не хотелось ехать или лететь, и как какая-то неведомая сила удержала их, и они не оказались в потерпевшем крушении самолете, поезде или круизном лайнере…
В статье «Что определяет наш духовный уровень?» мы писали о том, что линия духовного фронта не находится в застывшем состоянии, она постоянно изменяется.
Три основных фактора определяют, где проходит линия фронта:
1) сознание;
2) привычка;
3) окружение.
Постараемся прояснить каждый из них.
Сознание подобно фонарям, которые освещают нам путь
Постараемся объяснить этот фактор на основе следующей выдуманной истории.
Один деревенский парень, ни разу в жизни не покидавший своей родной деревни, страстно мечтал побывать в городе. Он слышал множество рассказов о небывалых чудесах и удовольствиях городской жизни, которые нельзя даже вообразить в деревне. И еще он слышал, что в городе ничего не бывает бесплатно, за все удовольствия надо платить, поэтому он решил год экономить на всем, чем можно, скопить деньжат и выбраться в город, посмотреть чудеса.
Вот, наконец, он накопил приличную сумму и отправился в город. Поразмышляв, он решил захватить с собой фонарь, чтобы как можно лучше разглядеть чудеса и рассказать о них «бедной деревенщине» – односельчанам, у которых нет шанса выбраться в город.
Сказано – сделано, и вот наш герой уже в городе. Он идет по улице и смотрит по сторонам в поисках чудес. Конечно, всё совсем не так как в деревне, но пока еще на настоящие чудеса не похоже. И тут он видит очередь. О! Очередь – значит, что-то интересное. Он подходит к очереди и расспрашивает, за каким таким удовольствием выстроился такой длинный хвост. Оказалось, это очередь в кинотеатр. Наш молодой человек никогда не слышал такого слова и понял – вот оно, чудо! Он купил билет, прошел в зал и устроился поудобнее на своем месте в ожидании чуда. Тут в зале погас свет, а на стене появились дома, машины, люди, всё это двигались, издавало звуки, люди разговаривали. Молодой человек включил фонарь и направил его на экран. Изображение на экране исчезло, а зрители зашикали на него, требуя выключить фонарь. «Ну уж нет, вы меня не проведете, я хочу получше рассмотреть эти чудесные картинки», – отвечал молодой человек публике. «Глупец, эти чудесные картинки видимы только в темноте, чем меньше света в зале, тем лучше они видны!» – отвечали ему из зала.
Эта история демонстрирует силу ецер ѓа ра – его сила действует в духовной темноте и отсутствии знаний. Подобно тому как при свете нет места для иллюзий и невозможно «обмануть» человека, также у дурного начала нет возможности соблазнить человека, когда он явно понимает и осознает истинную сущность мира.
И так пишет Рамхаль («Дерех Эц Хаим»): «Если бы знание об истине было бы просторно и прочно бы крепилось в сердце людей, они не только не грешили бы, но ецер ѓа-ра даже не приближался к ним».
Изучая Тору и задумываясь над жизнью, мы сможем озарить свою жизнь светом мудрости и тем самым исправиться к лучшему. Привычка
Стих в книге Йешаяу (49, 9) гласит: «Сказать узникам: «Выходите!» и тем, кто во тьме: «Появитесь!»». Пишет Виленский Гаон, что тут есть намек на две тактики йецер ара: «тьма» (когда человек совершенно не знает, где истина) и «тюрьма» (человек знает, где истина, но ему тяжело не прислушиваться к соблазнам дурного начала, особенно если речь идет о страсти, к которой он очень привык). привычки - духовная тюрьма «Сказать узникам: выходите»
Зачастую, даже если человек знает, где истина, ему тяжело поменять свои привычки. И это по причине того, привычки считаются второй натурой; для многих поменять привычку подобно смерти.
Каким же образом возможно «выйти из заключения» злых привычек?
Это возможно посредством добрых привычек. Если человек приучит себя делать добрые дела и вести себя мудро, он тем самым отдалится от злых привычек и, соответственно, изменится к лучшему.
Дополнительный совет, как избавиться от дурных привычек, мы находим в словах Рамбама (Законы образа жизни), который пишет:
«Как лечат (дурные привычки)? Тому, кто вспыльчив, говорят вести себя так, чтобы, даже если его бьют и проклинают, ничего не чувствовал; и должен вести себя так долгое время, пока не исчезнет вспыльчивость из его сердца. А если был гордецом — пусть ведет себя униженно, и держится ниже всех, и носит старые тряпки, унижающие надевающего их, и тому подобное, пока не уничтожит свою гордыню; затем пусть вернется к среднему пути, который является правильным — и когда вернется к среднему пути, пусть идет по нему все дни свои. И так же пусть поступает со всеми остальными качествами: если был удален до одной крайности — удалит себя до другой крайности, и ведет себя в соответствии с ней долгое время, пока не вернется к правильному пути, который является средним уровнем в каждом качестве».
Из этих слов мы учим, что, для того чтобы побороть дурные привычки, следует на некоторое время вдаться в противоположность, только после того, как тем самым мы освободимся от них, следует вернуться к «золотой середине». Окружение
ОкружениеСказал царь Соломон: «Идущий с мудрецами наберется мудрости, а дружащий с глупцами – ухудшится». Этими словами мудрейший из всех людей определил третий важный фактор, который оказывает на нас подавляющее влияние, и это – окружение. Окружение, в котором мы находимся, оказывает на нас, на наши мысли и поступки настолько сильное влияние, что практически нет возможности его окончательно избежать.
Рамбам (Законы об образе жизни, 6, 1) определяет этот фактор следующими словами: «В природе человека — подражать в образе жизни и действиях близким людям и друзьям и следовать обычаям своих соотечественников».
Каким образом мы сможем воспользоваться этим фактором, чтобы измениться к лучшему?
Ответ на этот вопрос мы также находим в словах Рамбама. В продолжении он пишет: «Поэтому обязан человек выбирать в друзья праведников и всегда быть среди мудрецов, чтобы учиться от их поступков, и отдаляться от грешащих, блуждающих во тьме, чтобы не научиться от них».
Находясь среди праведных людей, мы сможем стать лучше и праведнее.
Интересно привести мнение Рамбама, что стремиться к общению с мудрецами является повелительной заповедью Торы, ведь тем самым мы научимся их добрым делам. Рамбам пишет: «(Поскольку общаться с мудрецами является заповедь Торы), каждый человек должен стараться жениться на дочери знатока Торы, выдать свою дочь за знатока Торы, участвовать в трапезах со знатоками Торы, помогать им материально и всячески стараться с ними объединяться». Заключение
Теперь, когда мы знаем эти три фактора, которые оказывают на человека решающее влияние, мы сможем воспользоваться ими, чтобы постоянно улучаться только в лучшую строну.
Согласно открытиям палеопсихологов, генетическая память человека хранит модели предкового поведения всей цепочки предшествующих поколений, вплоть до архантропов и даже дальше.
Но эти модели заморожены позднейшей культурной надстройкой сапиенского порядка. Тем не менее, он могут быть разморожены в силу разных причин, и тогда вместо интеллигентного профессора перед нами оказывается кровожадный троглодит (результат зависит от глубины разморозки).
То же самое касается мозгов: на катушке ментальной памяти записаны программы не только самой личности, начиная с первого дня ее рождения, но и всей предковой линейки, вплоть до первых второсигнальных пращуров.
И здесь та же картина: древние паттерны мышления заморожены последующими напластованиями культурного порядка.
Вместе с тем, архаичные программы никогда не заблокированы полностью, всегда существуют каналы утечки, поскольку без них невозможна работа механизма тормозной доминанты и связанного с последним процесса мотивационного смыслообразования.
Разморозка архаичных программ возможна с помощью магии как продвинутого гипноза, действующего в обход обычному рассудку и даже бессознательным установкам личностного порядка. Такие трюки составляют основу тайных магических практик, не имеющих ничего общего с популярным пониманием слова «магия». В этом смысле магические эффекты невозможно проследить с позиций критического разума, они не поддаются рациональной интерпретации. Магическая прагматика никак не привязана к культурному наследию, но она может его инструментально использовать в виде конструктивных кирпичиков при выстраивании запредельных второсигнальному охвату перспектив.
Элементарный пример магии - человеческая речь: произношением определенных звуков или начертанием абстрактных знаков в воображении вызываются сложные экзистенциальные картины, подчас красочнее, чем сама физическая реальность.