В тюрьме с книгами напряженка. Читающего населения мало, а читающего качественную литературу еще меньше. В некоторых камерах есть книжные полки, на которых представлена очевидная нечитабельная макулатура, о существовании которой на свободе я и понятия не имел. Ну и в тюрьме, как и в любом культурном учреждении, есть библиотека. Правда, пополнялась эта библиотека в последний раз году в 1985, не раньше, соответственно современная литература, а также литература, не издававшаяся во времена СССР, отсутствуют как класс. Ну и, что немаловажно, это не та библиотека, в которую можно сходить, пусть и в сопровождении надзирателя (про читальный зал я вообще молчу). Но на безрыбье и рак рыба - все же какой-никакой, а набор книг. Визит библиотекаря сводится к следующему: сначала на продоле (в коридоре, в который выходят камеры) раздается звук тележки с книгами (тележка такая, какие раньше были в продуктовых магазинах - тяжеленная неповоротливая громадина с металлическими колесами), затем открывается кормушка, в которую просовывается лицо библиотечного шныря. "Библиотека", - говорит шнырь, после чего дневальный передает ему несколько наугад взятых с книжной полки книг. Шнырь в обмен передает дневальному несколько книг, не менее наугад взятых с тележки. Рядом стоит жирная библиотекарша во фсиновском комбезе, которая что-то помечает в общей тетради. Наверно, решает сложные задачи литературной логистики в замкнутом пространстве. Выдаваемая в камеру литература обычно чуть более читабельна, чем то, что оседает на книжной полке. Уже можно что-то прочитать, не испытывая острого отвращения, но все равно в основном читаешь тупо потому, что больше совершенно нечего делать. Недели через 3 с начала тюремной жизни, когда оперативные меры разработочного характера в отношении меня пошли на спад и стало можно заниматься не только вопросами выживания, от одного из сокамерников я узнал, что оказывается книги можно заказывать! Система вроде бы очень проста - пишешь заявление на имя начальника библиотеки, в котором указываешь перечень интересующих тебя книг, через неделю тебе приносят то, что есть в наличии. В первом заявлении я скромно указал 2 или 3 книги. Не помню точно, какие именно, не суть важно. Наверняка Толстого, Достоевского - в этом направлении. Как уже упоминал, изданий после 1985 года за год не встречал ни разу, так что решил заняться классикой, уж она-то точно должна быть. Через неделю не принесли ничего. Написал еще одно заявление, такое же скромное. Библиотекарша клятвенно заверила, что хоть что-нибудь из заказанного да принесет. Каково же было мое разочарование, когда ровно через неделю, за пару часов до ее очередного визита, меня перевели в другую камеру. Ну, про разочарование - это я загнул. На самом деле, когда переводят из ада, пусть и ставшего привычным, в гораздо меньший ад, испытываешь облегчение. Но все же некое чувство досады имело место - не могли сцуки на несколько часов позже перевести, я бы тогда заказанное с собой забрал! В новой камере тоже присутствовала книжная полка, хоть и гораздо меньших размеров. Но - чудо - там я встретил первого человека, неравнодушного к литературе. Безобидного юношу Колю с погонялом Якут, из далекой якутской деревни, названия которой я до того не слышал и вряд ли уже услышу. Юноша Коля приехал в Иркутск на заработки, работал на стройке жилого дома, снимал квартиру, планировал начать учиться. Во время кризиса 2008-2009 годов Колю сократили. Платить за квартиру стало нечем, пришлось Коле переселиться на дачу родственников своего тоже сокращенного товарища. Дача была голая, и как-то Коля с этим товарищем, изрядно нагрузившись пивом, взломали другую дачу в соседнем садоводстве и стырили оттуда ни много ни мало 2 подушки и 2 матраса - спать было не на чем. Со своей немудреной добычей они были задержаны буквально через полчаса по дороге домой проезжавшим мимо экипажем вневедомственной охраны. Поскольку Коля парень неместный, иркутской прописки не имеет, на небесах было решено, что он может скрыться от следствия и суда, в связи с чем его необходимо заключить под стражу. В итоге Коля около 8 месяцев провел в СИЗО, пока не получил свои 2 гола условно. Но это лирика, главное то, что Коля любил читать, и у него был любимый писатель - Валентин Пикуль. И даже 2 книжки этого писателя - "Моонзунд" и "Реквием каравану PQ-17". Я до сих пор благодарен Коле за знакомство с творчеством Пикуля, которого до того заочно относил к бульварной литературе. "Моонзунд" меня задел, не прошел мимо. Недавно с удовольствием посмотрел его экранизацию с Меньшиковым, Гостюхиным, Евстигнеевым. А в тюрьме перечитал аж 2 раза, да. Потому что все мои заявления в тюремную библиотеку оставались безответными. После первого я наивно подумал, что заказанные мной книги неделю назад принесли в мою предыдущую камеру, поэтому во втором указал другие. Не принесли ни их, ни указанных в третьем, четвертом, пятом заявлениях. Я с отчаяния начал писать списки по 20-30 книг, каждый раз разные, но все безрезультатно. Потом понял 2 очевидные вещи: 1) отсутствие нормальной литературы - это один из методов подавления сидельцев-интеллектуалов, для кого книга - насущная потребность. Пускай тупеют - будут меньше качать права на следствии, на суде, в зоне. Иначе чем объяснить запрет на свои книги? Их нельзя присылать в посылках, передавать с передачами или через адвокатов, их нельзя привозить с этапа - оберут на шмоне; 2) библитекарь в СИЗО - должность сугубо номинальная и никому не нужная, ибо не подчинена общей задаче подавления, оскотинивания, выбивания и выдавливания показаний. Теплое место для человека, которому ничего в жизни не нужно. Глупо ожидать от него, что он будет с твоим списком рыться в книжных полках и искать то, что тебе нужно. Гораздо проще то, что ближе лежит, и продолжать заниматься ничегонеделанием. Конечно, в общем случайном потоке макулатуры попадалось и что-то стОящее . Так, с удовольствием проглотил биографию Герберта Уэллса из серии "Писатели о писателях", "Узник замка Иф" (как-то в детсве он мимо меня проскочил). Грусть-печаль... Потом на долгие полгода последовал перевод в новую камеру. Она находилась "на подвале" - первый этаж "белого" корпуса СИЗО г. Иркутска. Заброшенный и неиспользуемый. Во времена переполненности там сидело человек 300, друг у друга на головах, спали в 3 смены. Потом построили новый корпус, и "подвал" опустел . Всюду разруха, кучи строительного мусора, вздыбившийся бетонный пол, открытый канализационный канал вдоль продола, по которому своим ходом фекалии стекают в коллектор. Использовались всего 2 камеры, в которых содержались осужденные к строгому режиму, которые официально за тюрьмой и не числились, но активно использовались для строительных и ремонтных работ в СИЗО. В частности, их руками строилась православная церковь во внутреннем дворе тюрьмы. Меня и бывшего руководителя областного строительного надзора закинули в эти 2 камеры в качестве "мешков" - людей, к которым регулярно поступают передачи. Жаловаться не буду, несмотря на контингент - в большинстве своем реальные отбросы общества - сиделось спокойно. Режима не было, можно было заниматься чем хочешь и когда хочешь. Плюс некоторые бонусы - можно было передать домашку не через общую очередь, а через оперов. Ну и дополнить ее книжками. Так и поступил. И почти полгода наслаждался неспешным смакованием Гоголя, Достоевского, Симонова, Есенина. (Для меня недопустимым было лишний раз напрягать родителей, которые и так напрягались как могли, и просить покупать что-то из новинок, поэтому передавали мне то, что было в домашней библиотеке). В промежутках пытался осилить "Капитал" Карла Маркса - личное достояние бригадира "рабочки", который он сам "прочитал и много понял". Но у меня дальше полусотни вымученных страниц не пошло. Истинным праздником стали "Враги общества" - переписка Мишеля Уэльбека и Бернара-Анри Леви. Подарок Марины ко Дню рождения, доставленный через родителей и оперов. А библиотека "на подвал" не приходила вообще. Мало того, что там официально никого не было, так еще и тележку с жирными телесами нужно было по лестнице спускать, а потом поднимать. Хотя заявления на книги я из тупого бараньего упрямства, называемого мной "принципом", я писал каждую неделю. Ну и наконец последние 2 месяца своего годичного заключения я провел в новой камере, где наконец-то повезло встретиться с человеком, который за 2 с половиной года следствия и суда над ним не потерял вкуса и тяги к хорошей литературе. Кое-что у него самого было, кое-чем наладил обмен между камерами. Читал сам, ну и я вместе с ним. Огромное спасибо бывшему мэру Листвянки Казаковой Татьяне Васильевне, которая не жалела своих хороших книг и разгоняла их по камерам тем, кто в них нуждался. Так я открыл для себя Солженицына - сначала "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", затем первый том "Красного колеса" - "Август Четырнадцатого". Прочитал нового Акунина. Начал "Даниэля Штайна" Улицкой, но не успел закончить - освободился. А тюремная библиотека за год моего с ней общения так и не принесла мне ни одной из заказанных мной книг...
ЗЫ. В заключение не могу не упомянуть про молодого парнягу-разбойника, который оригинально обошел запрет на ввоз книг в СИЗО при возвращении с местного этапа. Дело в том, что этот запрет не распространялся на книги, до этого вывезенные из СИЗО. как проверить факт того, что ввозится именно книга из тюремной библиотеки? Да элементарно - по штампу. Его вольные друзья по вывезенному им образцу - странице из тюремной книги - изготовили печать библиотеки. Он выезжает к следователю - ему толкают 5-6 книжек, в которые эта печать уже проставлена. На въезде показывает штамп, у надзирателей нет вопросов, у парняги есть что читать. Кто ищет, тот всегда найдет.
Год выпуска: 1992 Режиссер: Станислав Говорухин Описание: В начале 90-х годов Станислав Говорухин познакомился с Александром Солженицыным, дважды был у него ... Video Rating: 4 / 5
2013-02-11 14:23:00
... творчества Александра Исаевича Солженицына на уроках ... судьбы. А.И. Солженицын - истинный интеллигент, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Данные об авторе
Автор(ы):
Н. С. Гулякова - методист высшей квалификационной категории ГИМЦ, Т. Н. Щетилина - учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №7, М. В. Лазарева, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №10, Н. А. Тарасова, учитель высшей квалификационной категории Гимназии №3, С. Ю. Чичваркина, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №33, Е. П. Арсеньева, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №40, С. В. Сухова, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №1
Место работы, должность:
Городской информационно-методический центр, г. Владимир
Регион:
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы):
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Предмет(ы):
Литература
Литературное чтение
Русский язык
Целевая аудитория:
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
дидактический материал
Краткое описание ресурса:
Методические рекомендации - творчество А. И. Солженицына на уроках русского языка и литературы
Творчество А.И. Солженицына на уроках русского языка и литературы. Методические рекомендации
В сборник вошли методические рекомендации по изучению творчества Александра Исаевича Солженицына на уроках русского языка и литературы - конспекты уроков и внеклассных мероприятий, дидактические материалы и наработки педагогов.
Предлагаемые учителям-словесникам и учащимся материалы помогут разобраться в творчестве знаменитого русского писателя, т. к. оно (творчество) - явление исключительное, требующее исследовательского подхода и детального изучения.
М.В. Лазарева. Александр Солженицын в Мезиновке
Н.А. Тарасова. Образ времени в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (XI класс)
Н.С. Гулякова. Тема праведничества в русской литературе (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)
С.Ю. Чичваркина. Люди и судьбы. А.И. Солженицын - истинный интеллигент, совесть нашей эпохи (из цикла «Уроки нравственности»)
Е.П. Арсеньева. «Одно слово правды весь мир перетянет». О значении литературы в современном мире» (по «Нобелевской лекции» А.И. Солженицына. XI класс)
С.В. Сухова. Тот самый праведник (литературно-музыкальная композиция)
Т.Н. Щетилина. Тексты из произведений А.И. Солженицына для проведения итоговых диктантов (дидактический материал)
подробнее
http://draugiem.ucoz.net/news/2011-09-02-2
Для 3 класса, решебник по Математике для 3 класса. 5 творчество а. и. солженицын на уроках русского языка и литературы,творчество а. и. солженицына на уроках русского языка и литературы язык, а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету. Решебник по Математике для 5 класса, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Органов местного самоуправления, решебник по Английскому языку для 5-6 классов. Краткая инструкция по определению целостности индивидуального комплекта участника ЕГЭ, творчество а. и. солженицыне на уроках русского языка и литературы,творчество а. и. солженицына на уроках русского языка и литературы этом листом № 1 является основной бланк ответов № 2. Вертикальный штрихкод, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек. В нижней части бланка регистрации расположены поля, поля для служебного использования. Решебник по Химии для 11 класса, и ставит в отведенном поле бланка свою подпись. Решебник по Математике для 2 класса, содержащиеся в контрольных измерительных материалах. Координирует и контролирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта, решебник по Химии для 8-11 классов. КИМ включают в себя задания 3-х типов, решебник по Английскому языку для 5-6 классов. Верещагина И, за пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных учреждений. Решебник по Английскому языку для 5 класса, рудницкая В. Как результаты государственной, решебник по Английскому языку для 5 класса. 1-2 часть, решебник по Английскому языку для 5 класса. Дополнительный бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом, кроме полей для служебного использования. Для 3 класса, код образовательного учреждения. творчество а. и. солженицын на уроках русского языка и литературы,творчество а. и. солженицына на уроках русского языка и литературы А, поле для подписи участника ЕГЭ. Аттестации – государственным выпускным экзаменом, помимо единого государственного экзамена. Самостоятельные работы, а также направлений подготовки. Код пункта проведения ЕГЭ, решебник по Математике для 4 класса. Дидактическиие материалы, общественно опасным. Решебник по Английскому языку для 5 класса, документ определяет перечень из 5 государственных вузов. Далее – выпускники текущего года, код образовательного учреждения. Горячев А, решебник по Математике для 3 класса. Участники получают на ЕГЭ индивидуальный пакет с КИМ и бланками для оформления ответов на задания ЕГЭ, гДЗ по Английскому языку. New Millennium English, решебник по Английскому языку для 5 класса. Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, номер и буква класса. И ставит в отведенном поле бланка свою подпись, относятся к информации ограниченного доступа. Кузовлёв В, решебник по Информатике для 4 класса.