Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «социолог»

Amnesty International требует от Канады задержать Буша-младшего во время визита 2011-10-12 22:47:16
РИА "Новости" со ссылкой на AFP. Как отмечают представители ...
+ развернуть текст сохранённая копия
РИА "Новости" со ссылкой на AFP. Как отмечают представители организации, во время пребывания у власти Буш отдал распоряжение применять пытки к подозреваемым в террористической деятельности.  Международная организация Amnesty International требует от Канады задержать экс-президента США Джорджа Буша-младшего, который планирует 20 октября прибыть в страну, обвиняя его в ряде преступлений  По словам представителей Amnesty International, документы с требованием задержать Буша были переданы властям Канады еще 21 сентября. "Так как власти США до настоящего момента не привлекли к ответственности бывшего президента Буша, международное сообщество должно вмешаться", - говорится в заявлении организации. Там также сказано, что отказ Оттавы отреагировать на требование правозащитников будет расценен как нарушение конвенции ООН против пыток. "Канада, согласно своим международным обязательствам, должна задержать и преследовать по закону бывшего президента Буша, который ответственен за преступления против международного права, в частности за пытки", - заявила директор Amnesty International в Северной и Южной Америке Сьюзан Ли. Напомним, три месяца назад американская правозащитная организация Human Rights Watch "призвала иностранные правительства начать преследование бывшего президента США Джорджа Буша-младшего и некоторых высокопоставленных чиновников его администрации за военные преступления", если администрация нынешнего президента Барака Обамы "не проведет расследование растущего массива свидетельств против бывшего президента по фактам применения пыток". Осенью прошлого года 146 центров реабилитации жертв пыток в 73 странах призвали нынешнего хозяина Белого дома Барака Обаму привлечь к судебной ответственности бывшего президента США Джорджа Буша-младшего, который продолжал в тот момент открыто поддерживать пытки. В своем обращении члены Исполнительного комитета Международного совета по реабилитации жертв пыток, призвали также Обаму "выполнить соответствующие обязательства США, гарантировав, что все люди, подвергшиеся пыткам в американских застенках, могли бы получить репарации, включая адекватную медицинскую и психологическую помощь".  Осенью прошлого года 146 центров реабилитации жертв пыток в 73 странах призвали нынешнего хозяина Белого дома Барака Обаму привлечь к судебной ответственности бывшего президента США Джорджа Буша-младшего Незадолго до этого бывший президент США в интервью телекомпании NBC выступил с оправданием широко практиковавшихся его администрацией пыток над заключенными, включая имитацию утопления. Буш утверждал, что эти методы были законными. "Я могу сказать одно - использование этих методов спасло жизни", - рассказывал бывший хозяин Белого дома, подчеркнув, что принял бы точно такое же решение и сегодня. По мнению Буша, информация, собранная американскими спецслужбами у предполагаемых террористов с применением пыток, помогла в свое время предотвратить несколько терактов, в том числе в лондонском аэропорту "Хитроу" и в деловом центре Канари-уорф. Согласно признанию, сделанному в 2008 году на Капитолийском холме бывшим директором ЦРУ Майклом Хейденом, в период с 2002 по 2006 годы его сотрудники задержали и подвергли допросам около 100 человек, и к некоторым из них применялись крайние методы. В докладе американской организации "Врачи за права человека" приводятся свидетельства участия медперсонала ЦРУ в преступных экспериментах, которые проводились после нападения террористов на США 11 сентября 2001 года.
Тэги: amnesty, human, international, right, watch, б.обама, бедствие, биология,психология,социология, буш-мл., военный, демократия,свобода,права,правосудие, дж., жертва, канада, любознательный, новость, правосудие, преступление, происшествие, пытка, реабилитация, сша, центр, человек,его
Лаура Ли:Чему он нас научил? Прощаемся со Стивом Джобсом 2011-10-10 21:24:19
страха. Мы жалки и слабы духом, чтобы вынуть ту самую, с косой, из-за шкафа и предоставить ей равное ...
+ развернуть текст сохранённая копия
страха. Мы жалки и слабы духом, чтобы вынуть ту самую, с косой, из-за шкафа и предоставить ей равное место в мире своих ценностей, дать жизни своей вектор на смерть не как на прощальный венок, а как на прекрасный венец своей жизни. Верх – низ, добро – зло, вчера – завтра, жизнь – смерть… Как слепы мы и глухи, как неразумны и самообманны, что, вертясь в двуликой, двоякой мерности, реальности, одну данность принимаем, а вторую игнорируем. Как дети неразумные… И только немногим дано строить свою жизнь в двухмерном пространстве ее данностей. Наверное поэтому людям, получившим дар провидения времени и смерти, даны и гениальность, и бессмертие – не умер для нас играющий в мячики времени-пространства простой гений Альберт Эйнштейн. Не умер и этот гениальный парень в вечно черном свитерке и синих джинсах. Просто в среду его не стало физически: вышел в тамбур покурить. Я никогда его живьем не видела, никогда не знала лично, чайник тупой в этих андроидах и вообще больше по филологии книжно-бумажной. Не мое… А вот чувство было, как будто у меня лично из кармана украли, у меня лично отняли, меня лично лишили чего-то очень моего, личного. Так было, когда ушел покурить такой же всехний Владимир Высоцкий. С чего бы это? И к чему бы это? К магазину Apple на Мичиган авеню (где я впервые за мою жизнь в США видела очередь за первой проделкой Стива Джобса!) на машине не пробраться – нет паркинга нигде. Хорошо за углом автобус, который «приседает» каждые 15 минут. Вхожу и вижу: у всех пассажиров в руках подняты джобсовские игрушки – каждого входящего ими приветствуют и приглашают почтить память Стива. А на Мичигане уже не продохнуть – народ валит под магазин проводить Стивена под зажженную свечу, надкусанное яблоко, скорбный букет осенних цветов. Пишут записки, лепят их на витрины, а то и просто на асфальт. Детки оставляют свои игрушки, взрослые обнимаются, верующие молятся. Подгребают музыканты, тормозят машины и сотрясают Мичиган прощальными гудками. (Так гудели на гибель самолета перед польским консульством!) Продавцы эппловские тусуются в толпе горожан, принимают соболезнования. Им еще работать, а руки – плетью. Вот приехали студенты Трайбека колледжа, вот вышел медперсонал соседнего Норс-вестерн госпиталя, вот остановился огромный туристический автобус и выплюнул с полсотни приезжих гостей города постоять перед магазином Apple. Вот и я, злостный непользователь, со своим яблоком и хризантемами… Нет ощущения какой-то черной скорби у всех нас (я дух толпы чувствую кожей). Нет давящей тоски, обычной для картины смерти. Даже трудно объяснить словами, чем дышит эта человеческая масса: светлая печаль, примирение с человеческим уходом, счастье сопричастности ко времени, в котором жил этот человек, гордость за Америку прежде всего, за принадлежность к великому народу и стране, где почетно быть умным, успешным, богатым, талантливым, щедрым, упорным. Но главный выдох толпы – благодарность. Благо-дарность, благо-дарение, признательность, нравственная коленопреклоненность, что ли… Я, пожалуй, знаю немножко, чем он близок нам всем навсегда: он – парень из нашего двора, такие не умирают. Он – воплощение американской мечты. Он – олицетворение народного американского «облико морале»: мультимиллиардер в стоптанных кроссовках, пацан родом из гаража, мужик в полный рост перед съедающим его раком, мужчина перед лицом смерти, мудрец и философ перед лицом вечности… Если бы мне избавиться от аналогий! Но не могу – так устроена. Вот видится мне в поэзии Стив Джобс Уолтом Уитменом, в музыке – неистовым Вагнером, в прозе, пожалуй, снайперски прицельным Хэмом, в живописи тонким сверкающим Чюрленисом. И если уж сравнивать по значимости эмоционального накала состояние американского общества на уход (не поднимается, черт, рука на это слово!) Стива, то я бы могла назвать только два события, равные этой величественной смерти: Перл Харбор и 11 сентября. Пассионарность нации после Перл Харбора вылилась в военный подвиг американского народа, теракт 2001 года снова смог объединить нацию в кулак (мы одной крови – ты и я!), и вот, уход этого человека… Что ж мы так устроены, что когда нам хорошо, плеча другого не чувствуешь? Беда, что ли, нам всеобщая нужна, чтобы ай-фоны, ай-пады вверх одним махом поднимать? Странный мы народ, пользователи… Даже свою смерть этот парень сумел обернуть во благо нового духовного единения – он и тут гениален и по-царски щедр! Изгоняли нас из Рая за Яблоко. Apple познания. («Компания будет называться Apple, если до 5 часов не поступит других вариантов!», – рявкнул Стив Джобс на совещании). На шестой день он сотворил мир. И теперь отдыхает. P.S. Ребята, давайте помнить. Давайте застолбим день и ныне, и присно, и во веки веков Днем Стивена Джобса. Amen. Пройдем всемирным флешмобом: черный верх, джинсовый низ, экраны своих гаджетов неугасимой свечой – up! Посветим ему на дорожку в вечную память, он заслужил. 
Тэги: "apple", ipad, iphone, ipod, бедствие, биология,психология,социология, видео, джобс, жзл, жизнь, изобретатель, интернет, коммуникация, компания, компьютер, любознательный, наука, персональный, плеер, происшествие, смерть, ссылка, стив, технология, технология,естествознание, фото, человек,его
Транссексуализм: природа заложила в них другую программу 2011-10-10 17:33:45
www.vrachinfo.ru Тел. (925) 505-33-55
< ...
+ развернуть текст сохранённая копия
www.vrachinfo.ru Тел. (925) 505-33-55 Тел. (499) 190-00-90,(499) 193-52-98 Тел./факс: (495) 737-78-27
Тэги: биология,психология,социология, вселенный, геи, гомосексуализм, любознательный, нетрадиционный, ориентация, природа, природа,фауна,флора,земля,, сексуальный, ссылка, транссексуализм, человек, человек,его
Саркози в Ереване: Цицернакаберд напоминает Яд ва-Шем и маленький музей в Кигали 2011-10-09 00:23:14
ИА REGNUM в Ереване, об этом заявил на пресс-конференции 7 октября президент Франции ...
+ развернуть текст сохранённая копия
ИА REGNUM в Ереване, об этом заявил на пресс-конференции 7 октября президент Франции Николя Саркози, который находится с двухдневным государственным визитом в Армении. По словам Саркози, признание Геноцида армян со стороны Анкары будет восприниматься Арменией и Францией, как жест мира и сигнал к готовности нормализовать армяно-турецкие отношения. "Между странами не может существовать продолжительный мир, когда одна отрицает исторические факты и страдания второй", - подчеркнул французский лидер. При этом он отметил, что Франция не ставит ультиматумов Турции, так как это не соответствует ее государственной политике и не может помочь примирению двух народов. "Тем не менее, нужно читать между строк и понять, что время не бесконечно, с 1915 года прошло достаточно времени для принятия решения, и ответом Франции на решения руководства Турции будут скорейшие шаги. Думаю, это произойдет в период моего президентства", - сказал Саркози, выразив надежду, что турецкие власти и общество проявят мудрость и разумность. Президент Франции также рассказал о своих впечатлениях от посещения накануне мемориала жертвам Геноцида армян "Цицернакаберд", сказав: "Это напомнило мне Яд ва-Шем и маленький музей в Кигали, который имеет большое значение для сохранения памяти о геноциде в Руанде. Это навсегда останется в моей памяти. Я отлично понимаю, почему миллионы армян каждый год посещают это место". Новости по теме «Геноцид армян в Османской Турции»: Тюрколог: Внутренние тенденции в Сирии - угроза нацбезопасности Турции(http://www.regnum.ru/news/1453840.html) Даже после визита Саркози, лидерство в Закавказье остается за Россией: экс-глава МИД Армении(http://www.regnum.ru/news/1453846.html) Шарль Азнавур считает бессмысленным зацикливаться на слове "геноцид" (Армения)(http://www.regnum.ru/news/1453841.html) Франция использует армяно-турецкие разногласия для своей внутриполитической повестки - МИД Турции(http://www.regnum.ru/news/1453796.html) Глава МИД Турции советует Саркози "посмотреть в зеркало" прежде, чем говорить о Геноциде армян(http://www.regnum.ru/news/1453661.html) Все новости в сюжете «Геноцид армян в Османской Турции»: http://www.regnum.ru/dossier/199.html (1771 новость) Новости по теме «Армяно-турецкие отношения»: Шарль Азнавур считает бессмысленным зацикливаться на слове "геноцид" (Армения)(http://www.regnum.ru/news/1453841.html) Франция использует армяно-турецкие разногласия для своей внутриполитической повестки - МИД Турции(http://www.regnum.ru/news/1453796.html) Глава МИД Турции советует Саркози "посмотреть в зеркало" прежде, чем говорить о Геноциде армян(http://www.regnum.ru/news/1453661.html) Турция советует Саркози заниматься проблемами Франции и ЕС, а не копаться в истории(http://www.regnum.ru/news/1453578.html) Франция, Россия и США готовы установить сроки долгосрочного мира в Закавказье - Саркози(http://www.regnum.ru/news/1453521.html) Все новости в сюжете «Армяно-турецкие отношения»: http://www.regnum.ru/dossier/1498.html (1802 новости)
Тэги: "цицернакаберд", армения, армения,армянский, армянин, бедствие, биология,психология,социология, ва-шем, геноцид, демократия,свобода,права,правосудие, история, кигали, любознательный, мировой, музей, николя, османский, политика,геополитика, происшествие, саркози, ссылка, турции, турция, франций, человек,его, язык,арцах(н.карабах)
Раскол.В обществе не прекращается дискуссия по поводу нашумевшей телепремьеры года - сериала «Раскол» 2011-10-08 22:48:34
(По материалам «Литературной газеты») Из откликов на ...
+ развернуть текст сохранённая копия
(По материалам «Литературной газеты») Из откликов на исторический сериал, показанный каналом «Культура» Похищенный «Раскол» Киностудия «Аврора» не впервые обращается к сюжетам нашей истории. Вспоминаются сериалы о Несторе Махно, об Иване Грозном. В наше безвременье такое направление «Авроры» во главе с Николаем Досталем не может не вызывать уважения. А уж то, что кинематографисты взялись за столь сложную и драматическую тему, как церковный раскол XVII века, и вовсе удивляет.
Впрочем, удивление проходит, когда понимаешь, что работа создателей фильма была сильно облегчена. Придумывать ничего не пришлось. В качестве сценария взяты на вооружение книги Владислава Бахревского: «Тишайший», «Никон», «Аввакум», «Страстотерпцы», «Столп», а также пьеса «Утаённый царь», – охватывающих весь период царствования царя Алексея Михайловича Романова и его сына Фёдора. Даже для 20-серийного фильма такой материал необъятен. Потому на экране лишь фрагменты исторического полотна Бахревского.
При чтении романов писателя у меня неизменно возникало впечатление: труд Владислава Бахревского – это такой густой, насыщенный вкусовыми тонами и сочетаниями ставленый мёд, а лучше даже сказать, наваристая гурьевская каша. По сравнению с книгами фильм – это, конечно, жидкий киселёк, водичка.
Несомненной удачей режиссёра является подбор актёров. Хорошие, красивые русские лица. Особенно стоит отметить женские персонажи. А уж актриса Юлия Мельникова в роли боярыни Морозовой достойна самых высоких кинематографических наград. Беда только в том, что времени на экране героиням отведено очень мало. Жизнь Терема – важного элемента государства XVII века, где царица и царевны, например, принимали посольства иностранных государств, – сведена к надутым губкам постоянно беременной Марии Ильиничны.
Подбором актёров успех режиссуры фильма и ограничивается. Из романов Владислава Бахревского можно было сделать нечто гораздо более впечатляющее. Само письмо Бахревского очень кинематографично. Повествование строится на ярких лаконичных сценах. Фильм воспринял эту стилистику. Но второпях каждую сцену смазывает, обедняет.
Видимо, у режиссёра в распоряжении был не слишком роскошный бюджет. Потому с массовыми сценами в фильме туго. А те, что есть, срежиссированы слабо. Невразумительна соколиная охота. Улыбку вызывает осада Смоленска. Где-то грохочут пушки, а у стен крепости человек десять ожесточённо рубятся на саблях. Соловецкая осада – начата и забыта. «Пропагандистская акция» старообрядцев в Кремле – сцена жидкая и невразумительная. Сцены церковных соборов, где участвуют греки, – большая удача. А вот ужас чумы в Москве, которая по сюжету книги является сразу после того, как Никон рубит иконы и выкалывает им глаза, не показан. Для фильма это несомненная потеря. Мелкой выглядит сцена ареста боярыни Морозовой и провоза её по Кремлю – а ведь это одна из драматических кульминаций эпопеи!
Драматизма фильму очень не хватает. А события-то грозные и предельно трагические. Актёры стараются изо всех сил. Да вот режиссёр с оператором актёрам не помогают. Роль музыки в фильме – никакая. Нет музыкальных тем раскола, царства, народа. А ведь для драмы музыка – это половина успеха! Она должна говорить нашим сердцам то, что не могут сказать видеоряд и реплики персонажей.
Неудачна работа художника фильма. Русь XVII века вышла серо-коричневой. А она такой не была. В фильме нет подлинного образа России, образа Москвы – Москвы теремной, затейливой, сказочной. А этот образ можно увидеть хотя бы в том же Коломенском, где сейчас восстановлен исторический дворец Алексея Михайловича. Так же обстоит дело и с Тобольском, и с Пустозёрском. Во-первых, Пустозёрск – это отнюдь не тайга, а самая настоящая тундра на берегу Ледовитого океана. Во-вторых, в XVII веке это был богатый город. Через него шла валюта XVII века – соболя и моржовый клык. Была деревянная, но вполне приличная крепость. В фильме же ни одного приличного тына – худые заборы. Воевода Пустозёрска сам сервирует пустой грязный стол для человека, меньшего его в чинах.
Нет и магии исторической детали, внимания к быту времени. Между тем деталь и музыка – это как раз и есть волшебная ткань воссоздаваемой на экране исторической эпохи. Вот и получаются картинки на тему, сериал, а не художественное полотно, не большое кино, каким, без всякого сомнения, этот фильм мог бы стать при ином подходе.
В заключение хочется затронуть тему добропорядочности. Да, за то, что Николай Досталь в принципе взялся за такой фильм, его следует горячо благодарить. Но вот то, как он обходится с именем создателя эпопеи и фактически истинным автором сценария для фильма Владиславом Бахревским, – порядочным и честным назвать нельзя. Официальные авторы сценария – Михаил Кураев и Николай Досталь – поместили имя писателя в самый конец титров: после гримёров, водителей, бухгалтеров. Рядом с «книгами Владислава Бахревского», которые даже постеснялись назвать, стоят «Житие протопопа Аввакума», сочинения царя Алексея Михайловича, а также Карамзин, Ключевский и все остальные историки России, на которых только можно было в данном случае сослаться, но использовать для кино весьма проблематично. В интервью «Российской газете» Николай Досталь говорит: «…Также были куплены права экранизации на четыре книги Владислава Бахревского: «Аввакум», «Никон», «Страстотерпцы» и «Тишайший». Эти книги – чистая беллетристика. Мы использовали их для создания собирательных, не исторических персонажей, например, образа Саввы».
Утверждение режиссёра легко опровергается: 99% эпизодов, почти все реплики героев отыскиваются в текстах Бахревского. Работа сценаристов заключалась в основном в отборе сцен из романов. В фильме нет ничего, чего не было бы в романах и в пьесе «Утаённый царь», на который, кстати сказать, авторские права у писателя не приобретались.
При обсуждении фильма на канале «Культура» кто-то из участников заметил: как ни странно, всех главных героев, которые являются антагонистами друг друга, жаль. Жаль царя, жаль Никона, жаль Аввакума. Подмечено тонко. И в этом исключительная заслуга создателя эпопеи Бахревского. Он признаёт и показывает правду каждого участника исторических событий, идёт ли речь о внутрирусских делах или делах международных. Своя правда у русских, но своя и у поляков, у татар, у турок, у шведов.
Кое-какие вольности сценаристы, впрочем, допускают. Например, юродивый Васька Босой, который в романе находился при Никоне и князе Хованском во время переноса мощей св. Филиппа с Соловков в Москву, в фильме почему-то становится царским шутом. Но шут и юродивый – разные понятия. Шуты и карлы у царя были. Он забавлялся с ними в свободное время. Но на обсуждение государственных вопросов их не приглашали и к болтовне их никто всерьёз не прислушивался. Иное дело юродивые! К их пророчествам и обличениям относились с вниманием и страхом. Да только вот во дворце юродивые не сидели. Они сторонились дворцов…
Личным творчеством сценаристов является и эпизод с письмом патриарха Никона к царю, в котором он призывает отправиться в поход на Стокгольм. В книге этого нет. И сам этот призыв с исторической точки зрения сомнителен. Война со Швецией возникла достаточно неожиданно. Шведы вмешались в войну России с Польшей. Пользуясь слабостью Польши, шведские войска заняли большую часть её территорий. Так что это была война за Польшу. Поход на Стокгольм, который русские тогда называли Стекольней, был, мягко говоря, нереалистичен. И такой трезвомыслящий государственный муж, как Никон, не мог этого не сознавать. Вряд ли он взялся бы слать царю письма с такими раздражающе-бессмысленными призывами.
Символический финал с проходом потешного войска отрока Петра Алексеевича вопреки утверждению режиссёра о том, что он придумал его сам, как и многие другие эпизоды последней серии, взят из пьесы «Утаённый царь». Вот и возникает вопрос об элементарной порядочности создателей фильма. В нормальном случае автора исходного текста зритель видит сразу после имени режиссёра. Например, авторы «Властелина колец», несмотря на то что они-то как раз внесли в сценарий достаточно много сюжетных изменений и, в общем, фильм и книга – вещи несколько разные, написали имя Дж. Р.Р. Толкина в самом начале и на весь экран. Иначе обстоит дело с создателями фильма «Раскол». Пренебрегая элементарным уважением к автору эпопеи о расколе, пытаясь скрыть настоящего первооткрывателя эпохи раскола в нашей художественно-исторической литературе, они пытаются – и пока что небезуспешно! – приписать всё исключительно себе. В интервью – о писателе – ни гугу. Николай Досталь готов говорить о Солженицыне, о Рерихе – к теме, в общем, отношения не имеющих, – но только не о Бахревском. Пригласить его на телевидение – да разве можно!.. Не дай бог, правда откроется! Ни слова признательности и благодарности заслуженному писателю, кстати, отмечающему в этом году свой 75-летний юбилей. Участники телеобсуждения – священнослужители и историки – не скупятся на похвалы: «Как вы всё точно ухватили! Как здорово обобщена и отражена эпоха!» Вот и получается в итоге «Раскол», да похищенный.
Леонид Бороздичев Неукротимый Крайне трудно судить о жанровых и даже художественных особенностях фильма, снятого Николаем Досталем по сценарию Михаила Кураева (если следовать титрам – написанному совместно). По живописи – фреска, по сюжету – исторический триллер с мелодраматическими вкраплениями, по духу – народная трагедия. Что преобладает в зрительском восприятии: головной ли опыт, или непосредственное чувство, или просто «нервы»? Бесспорно одно: собранный воедино материал обжигает.
Когда теперь я открываю книгу протопопа Аввакума (а мне, потомку старообрядческого крестьянского рода, она давно знакома и близка), то прочитываю многие места будто впервые. Ровнее укладывается череда протопоповых странствий, острее переживаются его муки. Лучше различимы детали. Сам тюремный «струб» в земле, место последнего земного пребывания страдальца, теперь во всех подробностях стоит перед глазами и другим, кажется, быть не мог.
«Житие» Аввакума, однако, полно самоиронии, горьких попрёков в свой адрес, признаний в немалых (с точки зрения пишущего) грехах: «Слабоумием объят и лицемерием, и лжею покрыт есм, братоненавидением и самолюбием одеян, во осуждении всех человек погибаю». Эта жёсткая нота в фильме приглушена. Авторам важно было вызвать симпатию и сострадание к мученику. (И как минимум понимание в отношении царя Алексея и патриарха Никона, что также вполне удалось.) Упорство, ведущее Аввакума к огненной казни, в «Житии» предстаёт не как слепой рок или русская дурь, но как вполне сознательный выбор, в нём светится благодать искупительного подвига. В фильме, несмотря на его живописную прозрачность, всё выглядит темнее и безысходнее.
В этом сказывается, думаю, более поздний исторический опыт. Авторы уверяют, что не проводили параллели с сегодняшним днём и не стремились к аллюзиям. Позволю себе в этом усомниться. Даже если бы мы не знали Михаила Кураева как мастера злободневных исторических памфлетов (например, «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург»), а Николая Досталя – как создателя изощрённой социальной сатиры (фильм «Облако-рай»), трудно вообще поверить в возможность рафинированного взгляда на историю из нашего сегодня. Неустройство и смятение заставляют людей искать в прошлом прежде всего спасительные уроки – даже там, где их нет и быть не может. Что же говорить об эпохе, в которую зримо уходят корни национального сознания!
Надо отдать должное мастерству создателей фильма. Зловещее напряжение, обозначившись уже в первых кадрах предчувствием беды, по ходу народной трагедии только растёт. Здесь нет фальши, а то, что поначалу видится таковой (скажем, слишком «нынешние» внешность и интонация отдельных персонажей), быстро растворяется в общем раскалённом потоке. Кому-то, впрочем, могут показаться избыточными многократные толкования конфликтных церковных установлений (с последующим разжёвыванием их значения в бытовых диалогах). От раза к разу – всё о Никоновом троеперстии, уподобляемом кукишу, о «латинском крыже» взамен восьмиконечного креста, об утрате «единого аза» в Символе веры («рождённа, а не сотворённа»), о противопоставлении смыслов старого «несть» и нового «не будет» в утверждении «его же царствию несть конца»… В старину на этих примерах народ становился грамотеем, по складам вникал в тончайшие оттенки понятийных смыслов, не всегда очевидные сегодня и учёным людям. Русские поневоле развивали в себе филологический слух – не ему ли обязаны мы появлением впоследствии богатейшего языка и великой литературы? Но не только это: наряду со слухом и зрением обострялись другие чувства, и важнейшее среди них – чувство человеческого достоинства. Да кто захочет разбираться в этом сегодня! Попытаемся представить себе реакцию «среднестатистического» зрителя. Какого-нибудь заброшенного жителя наших всё ещё бескрайних просторов – малообразованного, не всегда сытого, но слишком часто пьяного, притерпевшегося ко всяческой лжи, развращённого грязью и пошлостью, агрессивно отлучённого от морали, равнодушного и циничного. Что ему здесь глянется, что застрянет в памяти? Наверное, такая мысль: кто правит, тот и богат. «Давно бы самый убогий и распоследний нищий был бы сыт и доволен, когда бы не воровство начальников». Или вот это: «Сблядовалась Москва. Начальные люди только и зрят, как бы подороже кому душу свою продать». Или ещё: «Говорил мне Васька Босой: не бери Украйну! Как фальшивая монета, в любой час подведёт»… А что зрителю до честолюбивых мечтаний Никона? Зачем ему, до рвоты изнурённому современной бесовщиной, волноваться ещё спорами вокруг какой-то «колпашной камилавки», троеперстия и «аза»?
Это, впрочем, шутка. Не верю я в подобного «среднестатистического», образ которого усердно рисуют наши СМИ. Не верят, конечно, и авторы фильма – иначе не хватило бы у них запала на создание своей страстной эпопеи: для кого стараться? Такой народец – мечта правителя-идиота. Не удалось Алексею и последующим земным царям добиться благочестивой покорности подданных (ни постом, ни молитвою, ни плетью, ни костром) – так пусть лучше будет, мол, эта безобразная жижа, не люди – грязь, которую легко соскоблить с лица земли. Может быть, вопрос о качестве народа, о моделях его поведения, прямо зависящих от уровня гражданского самосознания и личной ответственности каждого, и составляет суть обращения создателей «Раскола» к далёкому и такому близкому прошлому.
Ведь природа тогдашнего конфликта отнюдь не в церковных разногласиях. И урок его не в том. Конечно, для православных людей той поры эти разногласия не были пустяками, но много ли осталось в большинстве из нас от религиозного рвения трёхсот-четырёхсотлетней давности? Долгие годы, будучи вполне зрелым, я всё не мог уразуметь, как можно идти на смерть за два перста, за малозначащее слово и единую букву молитвы. Виделась мне в этом ущербность нашего политического сознания, фантастическая способность русских стоять насмерть в мелочах и легко покоряться в крупном, то и дело меняя «убеждения» в угоду власти. В моём скептицизме сказывался, конечно, тоже позднейший (в ту пору советский) опыт. Но не таковы были характеры и нравы времён раскола. Его главный урок – как раз в незыблемости убеждений, в несгибаемости воли, в массовом распространении сопротивляющейся личности (той самой, в которой до сих пор отказывают русскому народу «западники»). Именно тогда явления эти приняли всенародный размах, так или иначе затронув каждого. Выстоишь ты за правду или предашься лжи? Тут не столь важно, о какой правде речь (и была ли вообще таковая). Дело в выработке характера – убеждённого, неуступчивого, неистового. Только такая фанатичная сила могла положить пределы бесчинствам при молодом и сладкоречивом «истовом» государе и отстоять в бесчеловечном мире достоинство человека. На протяжении веков благодаря этой силе (вспомним некрасовского «Власа») «Вырастают храмы Божии // По лицу земли родной…». Сохранилась она и в наши дни. И сейчас, вглядываясь в русские лица, я вдруг узнаю аввакумовскую породу. Бывает, по знакомому очертанию скул, твёрдо сомкнутым губам и особому разрезу скромно опущенных глаз даже угадываю происхождение: да, когда-то были в роду этого человека «ревнители древлего благочестия»… Молодые, как правило, не ведают, за что стояли насмерть их прапрадеды. (Может, теперь проникнутся?..) Но в них течёт та же кровь, и если придётся – они столь же неистово встанут за свою правду. И любой властитель на Руси, кто б он ни был, будет обречён следом за царём Алексеем (прознавшим о массовых самосожжениях не желающих покоряться новым порядкам людей) с изумлением и гневом стенать: «Да что за народ такой!»
Канал «Культура» анонсировал «Раскол» как «всероссийскую премьеру». Что может и может ли что-то противопоставить окружающей мерзости запустения каждый из нас, рядовых граждан России? Опыт Раскола показывает: может, и очень многое. Надо лишь собраться с духом.
Сергей Яковлев Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии 07.10.2011 | 14:20 Специально для Столетия
Тэги: "раскол", аввакум, алексей, атеизм,религия,церковь, бедствие, биология,психология,социология, досталь, история, кураев, любознательный, мировой, михаил, михайлович, николай, никон, патриарх, православие, происшествие, протопоп, раскол, россия, россия,ссср,русский, сериал, ссылка, старовер, старообрядец, царь, человек,его, язык
Главная / Главные темы / Тэг «социолог»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|