Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма(1)2013-07-27 22:21:40... вывода - социал-демократическое, ... теоретического, социал-демократического аристократизма, ... + развернуть текст сохранённая копия Продолжаю публиковать части из второй главы научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ 2.2.Ленинская концепция авангардной партии “нового типа" - краеугольный камень политической доктрины большевизма 2.2.1.Вводные замечания Одним из краеугольных камней ленинской/большевистской политической доктрины, без которого невозможно понять сущность и своеобразие большевистской концепции "демократии", является ленинское учение о пролетарской партии"нового типа". Зная, что в России, а затем в СССР сложился однопартийный, антилиберально-демократический политический режим и в то же время была провозглашена, но так и не реализована пролетарская демократия, необходимо дать ответ на естественно возникающий в связи с этим вопрос: не сыграли ли значительную роль (наряду с другими факторами) вформировании характера политического режима в стране: а) ленинское понимание характера взаимоотношения (доминирование, руководство, отрицающее представительство интересов) социал-демократической партии "нового типа" как с пролетариатом в целом и соответственно с другими пролетарскими организациями, так и с непролетарскими социальными слоями и демократическими политическими силами; б) характер внутрипартийного режима? Второй вопрос может быть переформулирован и так: не оказали ли определяющее воздействие на "физиономию" партии в послеоктябрьский период, меру ее внутрипартийной демократии (далее везде аббревиатура - ВПД)48 ленинско-большевистские традиции внутрипартийной жизни, перенесенные затем на общество в целом ? Официальная советская историография долгие десятилетия утверждала, что в "новых исторических условиях В.И.Ленин развил ... выводы К.Маркса и Ф.Энгельса в стройное учение о партии", которое составляет "важнейший вклад В.И.Ленина в марксизм"49. Многие ученые на Западе давно опровергли данный тезис, причем как с позиции самого марксизма, достаточно аргументированно указывая, что ленинское учение о партии "нового типа" является антимарксистским (М.Восленский50), в лучшем случае - "не вполне марксистским"(Э.Карр, Л.Шапиро51), так и находя значительное его сходство с концепцией боевой централизованной конспиративной организации народника П.Ткачева (М.Карпович, Л.Фишер52 ), хотя Л.Фишер и полагал, что, несмотря на сходство, непосредственно ленинское учение о партии ничем П.Ткачеву не обязано. Однако имелась и другая точка зрения, согласно которой между организационными взглядами народника П.Ткачева и основоположника большевизма наблюдалось не случайное сходство, а прямое заимствование В.И.Лениным в учении о партии идей П.Ткачева, а также близких последнему по духу - П.Заичневского и С.Нечаева (А.Авторханов53). Кроме того, прямыми духовными предшественниками ленинского учения о партии назывались французские революционеры Г.Бабеф и 0.Бланки. Отмечалось также, что организационный план В.И. Ленина сродни идеям на взеот счет П.Лаврова (Р.Такер54). Вместе е тем, и это главное, многие западные ученые уже в ленинском учении о партии "нового типа", организационных постулатах раннего большевизма (времен II съезда РСДРП) усматривали субъективные, идеологические предпосылки большевистского тоталитарного режима . Советские обществоведы до конца 80-х гг., по известным причинам не имели легальной возможности для свободных, неподцензуршх исследований. Это сказалось как на выборе тем, так и на качестве работ. Рассматриваемой теме, как одной из приоритетных, было посвящено много тысяч монографий, диссертаций, статей. Конечно, огульное охаивание их неприемлемо, меру научности каждой из них должно установить скрупулезное исследование, но и без этого понятно, что в целом литература была апологетической и с научной точки зрения недоброкачественной55. Проблемы же ВПД специально практически не анализировались. В основном рассматривался принцип демократического централизма или шире - организационные принципы, основы строительства и деятельности КПСС56. На рубеже 80-90-х гг. появились публикации, в которых авторы получили возможность для выражения собственных взглядов 57. Наряду с другими стала разрабатываться и малоисследуемая проблема ВПД58 . Тогда же в русле широко проводимой в советском обществознании кампании "очищения" ленинского теоретического наследия от догматизма, искажений, фальсификаций была предпринята попытка нового прочтения трудов В.И.Ленина, возрождения ленинской концепции партии59. Были высказаны ряд интересных и адекватных суждений. Но в целом аутентичного воспроизведения ленинской концепции партии, по нашему мнению, не произошло.
2.2.2.Ключевые идеи ленинской концепции партии: политический бестселлер В.И.Ленина "Что делать?" Вдаваться в подробности эволюции и детали ленинской концепции партии мы не будем. Для нас достаточно выделить и проанализировать ключевые положения учения о партии В.И.Ленина, содержащиеся в его сочинении "Что делать?" - политическом бестселлере коммунистов и их критиков60. Именно этот труд, по справедливому замечанию Р.Такера, дал изначальный импульс большевизму, вдохнул в него жизнь, а не раскол II съезда РСДРП из-за формулировки первого параграфа Устава партий61. Предварительно выскажем несколько соображений методологического характера и уточним некоторые понятия и термины. Первое.Необходимо проводить различие между теоретическими и организационными основами партии "нового типа", сформулированными и обоснованными Лениным в "Что делать?", и практической реализацией их по мере становления большевистской партии. Те или иные идеи ленинской концепции партии реализовывались постепенно и асинхронно. Так, к примеру, одни - организационные принципы – закреплялисьв пунктах устава РСДРП, хотя и не сразу становились практически выполняемыми нормами внутрипартийной жизни, но рано или поздно воплощались в плоть и кровь организации и деятельности фракции, а затем и партии большевиков. Другие - идея политического руководства, а точнее, доминирования социал-демократической партии по отношению к другим российским социалистическим партиям, правда, не выраженная в такой словесной форме, - материализовызались в ходе революционного процесса 1917-1918гг. Второе.В "Что делать?" В.И.Ленин еще не использует термин “партия нового типа". Более того, обосновывая свой организационные план, он полагал, что применительно к условиям России создает основы революционной партии, подобной партиям II Интернационала, т.е. старого, испытанного революционного типа62. Термин "партия нового типа” как антипод партиям II Интернационала вождь большевизма систематически стал употреблять в годы Первой мировой войны . Третье.Ленинская концепция партии, основы которой были заложены в "Что делать?", получила полное развитие лишь в контексте разработки других ленинских основополагающих концепций: ленинского понимания особенностей капитализма в России, ленинской концепции гегемонии пролетариата в демократической революции как базовой идеи ленинского учения о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, ленинской теории социалистической революции, ленинского учения о государстве. Поэтому аутентичная и полная интерпретация концепции партии "нового типа" может быть осуществлена лишь в контексте указанных концепций. Четвертое.Упрощением, ведущим фактически к искажению ленинской концепции партии, является определение партии "нового типа" как последовательно марксистской и революционной в противовес оппортунистическим и реформистским партиям "старого типа", в которые превратились партии II Интернационала и фракция меньшевиков. Подобная точка зрения царила в советской историографии КПСС на протяжении долгих десятилетий коммунистического господства. Но эта позиция не выдерживает критики беспристрастного исследования, что будет осуществлено в дальнейшем. Здесь же ограничимся следующими аргументами. Во-первых, в контексте упомянутых ленинских "творческих" концепций партия "нового типа" могла сохранить и сохраняла свою перманентную революционность лишь вопреки классическому марксизму, в частности, вопреки указанным К.Марксом необходимым объективным и субъективным условиям перерастания демократической революции в социалистическую: зрелость капитализма, преобладание пролетариата в составе населения, определенный уровень общей и политической культуры, образованности рабочего класса, зрелости его классового сознания и одновременно обострение экономических, социальных и политических антагонизмов. Россия же, по широко распространенному тогда среди европейских марксистов мнению, страдала не от развития капитализма, а от его недоразвития. Революционность в этих условиях могла быть только демократической, но никак не социалистической . Дальше углубляться в проблему здесь мы не будем. Во-вторых,отличительной чертой партии "нового типа" - наряду с перманентной революционностью практически любой ценой - являлись еще две краеугольные идеи: а) политического доминирования, господства (эти термины более адекватно выражают суть идеи, чем традиционное и лицемерное выражение официального "марксизма-ленинизма" , являющееся эвфемизмом, - политическое руководство, руководящая и направляющая сила) социал-демократической партии "нового типа” (уже по определению являющейся единственным обладателем единственно научной теории общественного развития - марксизма, что и обусловливает ее политическое господство) по отношению к пролетариату, его организациям, другим классам, а также б) отрицания ВПД как принципа строительства и деятельности партии "нового типа". Взамен ВПД в партии "нового типа" постулируется принцип демократического централизма, являющегося в действительности просто централизмом, чуть приукрашенным псевдодемократическим фасадом, прикрывающим господство олигархов партии во главе с харизматическим вождем. Ленинская концепция партии "нового типа" зиждется на нескольких идеях, лаконично сформулированных основателем большевизма: а)"Без революционной теории не может быть и революционного движения”65 ; б)"Классовое политическое сознание" не может "вырасти из" стихийности, а "может быть принесено рабочему только извне"66; в)"Стихийная борьба пролетариата не сделается нестоящей "классовой борьбой" его до тех пор, пока эта борьба не будет руководима крепкой организацией революционеров"67. И квинтэссенцией ленинского учения о партии является его знаменитый парафраз слов Архимеда: "Дайте нам организацию революционеров - и мы перевернем Россию!”68.
Наконец, имеется еще одна идея, ясно, определено и в афористичной форме (как три предыдущие) не сформулированная Лениным, но "рассыпанная” по всему его тексту ("вплетенная" в него)69 и еще в большей степени подразумеваемая, - идея "харизматического вождизма", согласно которой во главе партии по праву особых личных качеств (харизмы, от греч. charisma- милость, божественный дар70), политической ауры стоит вождь, опирающийся на партийную олигархию. Кроме того, идея харизматического вождя носила не только первичный - apriori- по отношению к партостроительству характер, была его демиургом, но и вторичный - aposteriori- отражала статус родоначальника и верховную, харизматическую роль Ленина в большевистскойфракции. В данном случае, как в никаком другом,идея харизматического вождизма в прямой и косвенной форме высказанная Лениным, и реально выполняемая им среди большевиков роль вождя взаимно обусловливали друг друга. Нам следует рассмотреть эти тезисы по пунктам, сопоставляя их по мере необходимости с суждениями о пролетарской партии К.Маркса и Ф.Энгельса. Это тем более необходимо, что в первой части работы мы специально не анализировали марксистскую концепцию пролетарской партии. Прежде всего, укажем, что приведенный нами первый тезис В.И. Ленина является антимарксистским. Действительно, согласно "Предисловию" К.Маркса к его работе "К критике политической экономии", во-первых, эпоха социальной революции наступает тогда, когда производственные отношения из форм развития производительных сил превращаются в их оковы, а, во-вторых, способ "производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”71. Таким образом, если следовать логике материалистического понимания истории К.Маркса, то и без революционной теории может возникнуть, более того, должно возникнуть революционное движение. Другой вопрос, к какому результату это революционное движение приведет и какой характер оно будет носить. Последнее зависит от зрелости субъективного фактора, к элементам которого относится и революционная теория. Но отсутствие марксистской революционной теории вовсе не означает, что не будет революционного движения, пролетарской революции в негативной ее части. Революционная теория нужна прежде всего для того, чтобы знать, как строить новое общество; для разрушения старого общества теория вовсе не обязательна , тек как причины революции, согласно К.Марксу, кроятся в остроте экономического и социального антагонизмов, зрелости материальных условий нового строя, а эти все факторы объективные. Но наше объяснение неполно. Согласно марксизму, революционная теория не может не возникнуть при определенном состоянии объективных антагонизмов капиталистического общества и тем более у пролетариата не может не сформироваться осознание необходимости революционного переворота. Здесь мы подошли к вытекающему из первого второму тезису В.И.Ленина, согласно которому пролетариат стихийно не может выйти за рамки экономической борьбы и не способен самостоятельно осознать необходимость пролетарской революции, поэтому нуждается в помощи извне, со стороны интеллигенции, для выработки революционной теории, которая сформирует у пролетариата "классовое политическое сознание" В.И.Ленин всячески подчеркивает безусловность своего вывода - социал-демократическое, революционное сознание "может быть принесено толькоизвне" рабочего движения. Он не допускает никаких исключений. Еще и еще отмечает, что и в России "теоретическое учение социал-демократии возникло совершенно независимоот стихийного роста рабочего движения”73. Будущий вождь большевизма не замечает, как допускает некорректность с точки зрения самого марксизма: в России, стране в 1902г. капиталистически слабо развитой, социал-демократическое теоретическое учение, "классовое" политическое сознание в рабочем движении, собственно говоря, и не должно было и не могло возникнуть . Ленин не различает две разные ситуации: первая - рабочее движение стихийно уже сформировалось, формируется стихийно политическая сознательность, и в этих условиях рабочее движение нуждается в социал- демократической теории, и вторая - рабочее движение еще не сформировалось, и в этих условиях теория сама по себе, без объективного, стихийного хода вещей сформировать его не может, но зато может способствовать волюнтаризму, экстремизму. В.И.Ленин явно преувеличивает, чуть ли не абсолютизирует роль политической сознательности в ущерб стихийности в условиях, когда стихийно рабочее движение в целом еще не созрело для политической борьбы, для марксизма, для пролетарской революции. Ведь политическая сознательность может стать решающим фактором лишь при наличии стихийно уже сформировавшегося рабочего движения. Сознательность может ускорить политическое развитие рабочего движения, придать ему революционную целеустремленность, но создать его не может, ибо рабочее движение формируется стихийно по мере формирования капиталистической экономики, обострения экономических и социальных антагонизмов. В условиях незрелости капитализма в России и соответственно незрелости рабочего движения Ленин формулирует тезис, который должен оправдать необходимость искусственного внесения политического сознания в стихийно еще не сформировавшееся рабочее движение. Но будущий вождь большевизма не ограничивает действие своего тезиса Россией, а распространяет его и на капиталистические страны Западной Европы. За помощью в обосновании этого тезиса он прибегает к авторитету и аргументации К.Каутского. "Современное социалистическое сознание может возникнуть только на основании глубокого научного знания, - пишет К.Каутского… - носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция(выделено К.К.- Э.B.-П.): в головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и ими уже был сообщен выдающимся по своему умственному развитию пролетариям, которые затем вносят его в классовую борьбу пролетариата там, где это допускают условия. Таким образом, социалистическое сознание есть нечто извне внесенное ... в классовую борьбу пролетариата, а не нечто стихийно ... из нее возникшее"74. Прежде всего бросается в глаза то, что В.И.Ленин, как и К.Каутский в процитированном фрагменте, понимает исторический (и революционный) процесс одномерно, однолинейно, механистически безальтернативно и к тому же с позиции интеллигентного, теоретического, социал-демократического аристократизма, элитаризма, о котором предостерегал М. А.Бакунин. Удивляет, что В.И.Ленин и К.Каутский даже не рассматривают альтернативный, гипотетический вариант, когда отдельные пролетарии могут самостоятельно разработать, пусть и позже, чем революционная интеллигенция, но независимо от нее, отдельные положения революционной политической теории. Это тем более странно, что В.И.Ленину и К.Каутскому были известны реальные случаи, когда, например, немецкий рабочий-кожевенник И.Дицген самостоятельно пришел к философским положениям, идентичным марксистским. Кроме того, механистично само представление В.И.Ленина и К.Каутского о реальной возможности лишь двух вариантов: или пролетарий самостоятельно "доходит" до всей политической теории марксизма сразу, "в один присест", или же не "доходит" вообще. А ведь вполне правдоподобно предположить и другие варианты: или частично самостоятельное - со стороны того или иного пролетария или группы пролетариев - теоретическое постижение "социал-демократической истины", или постижение тех или иных положений марксизма путем практических проб и ошибок в ходе развертывания рабочего движения и осознания его опыта, или то и другое одновременно. Другими словами, согласно классическому марксизму, а не ленинско-каутскианской интерпретации, вероятно переплетение стихийного влечения пролетариев к социализм в силу объективного хода экономических и социальных процессов в капиталистическом обществе и теоретического осознания отдельными пролетариями этого объективного процесса. Наконец, ни В.И.Ленин, ни К.Каутский не различают два разных случая: первоначальную, исходную разработку политической теории марксизма и вторичное ее усвоение, применение и пропаганду в других странах, например в России. Во втором случае и многие квалифицированные, политически активные и интеллектуально развитые пролетарии в принципе без участия интеллигенции могут взять на себя миссию внесения социалистического сознания в рабочее движение. Конечно, и в данном случае "пролетарская" политическая теория - "классовое политическое сознание" - первоначально разработана вне рабочего движения, но она может проникнуть сначала в другой стране (а не там, где создана) в рабочее движение изнутри, через пролетариев, а не интеллигенцию. Таким образом, хотя исторически социал-демократическая революционная теория возникла изначально вне рабочего движения, это вовсе не означает, что, согласно марксизму, в принципе в дальнейшем в той или иной стране было невозможно ее возникновение и внутри рабочего движения. Парадоксальность и противоречивость высказываний К.Каутского и В.И.Ленина, рассматриваемых под углом зрения марксистской ортодоксии, очевидна: с одной стороны, постулировать всемирно-историческую миссию пролетариата, а с другой стороны, объявлять, что он самостоятельно никогда не способен выполнить эту миссию без поводыря - революционной интеллигенции, вооруженной революционной теорией, - без которого у него никогда не "прояснится" сознание. То, что идея ’’привнесения" революционного сознания по сути своей является антимарксистской, следует, как мы убедились, из критического осмысления ее с позиции материалистического понимания истории, Но есть и прямые высказывания на этот счет классиков марксизма. Приведем только два из них. Одно мы уже цитировали в первой части. Речь идет о сочинении К.Маркса "Чартисты", в котором классик марксизма полагал, что сам пролетариат в результате капиталистического развития Англии и в ходе длительной классовой борьбы может выработать "ясное сознание своего положения как класса"75. Ф.Энгельс, в свою очередь, в 1891 г. отметил, что "для того, чтобы отстранить имущие классы от власти, нам прежде всего нужен переворот в сознании рабочих масс... для того же, чтобы этот переворот совершился, нужен еще более быстрый темп переворота в методах производства ... большая осязательность и более массовый характер неизбежных результатов современной крупной промышленности… мероприятия, действительно ведущие к освобождению, станут возможны лишь тогда, когда экономический переворот приведет широкие массы рабочих к осознания своего положения и тем самым откроет им путь к политическому господству”76. И, наконец, уже в первый день последнего года своей жизни (1января 1895 г.) Ф.Энгельс в письме к Г.Шлютеру прямо писал: "В массах социалистический инстинкт становится все сильнее"77. И хотя далее он отличает социалистический инстинкт от ясных социалистических требований и мыслей, суть дела от этого не меняется: пролетариат не нуждается во внесении в свою среду "классового" сознания, пролетарского мировоззрения - оно формируется в рабочем движении стихийно и единственно, в чем пролетариат нуждается, так это в просвещении и в ясной формулировке и теоретическом обосновании своего социалистического инстинкта. И В.И.Ленин и К.Каутский в интерпретации данного вопроса более далеки от классического марксизма, чем И.В.Сталин. В 1905 г„ в своей брошюре "Коротко о партийных разногласиях” будущий демократический диктатор, а пока "молодой марксист", изобразил в образной форме, но близко к классическому марксизму взаимоотношения рабочего движения и теории "научного социализма": "Что такое рабочее движение без социализма?- Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей"78. Конечно, сравнение И.В.Сталина тоже небезупречно. Но было бы поспешно и поверхностно понимать приведенную цитату буквально: рабочее движение достигнет социализма вовсе без теория, пусть к позже, и с большими трудностями, чем с теорией социализма. Если быть последовательным в аналогии, то и без компаса курс надо все равно прокладывать: то ли по звездам, то ли другим способом, - а это означает, что рабочему движению все равно придется — по мере углубления экономического и социального кризиса — методом проб и ошибок изнутриделать выводы, теоретически обобщать политическую практику. Именно в последнем моменте выявляется преимущество сталинской интерпретации, перед ленинско-каутскианской, отвергающей политически-эмпирический способ разработки революционной политической теории внутрирабочего движения и силами наиболее передовыхпролетариев. Возникает естественный вопрос, почему мы уделяем так много внимания первому и второму тезису В.И.Ленина из "Что делать?". Суть здесь в том, что эти тезисы служат обоснованию монопольного права партийной элиты - "знатоков" марксистской теории - на истину в последней инстанции и, следовательно,отводят пролетариям-партийцам роль рядовых исполнителей, а всех беспартийных пролетариев превращают в конечном счете в послушную авангардной партии массу. Именно эти два тезиса являются теоретическими основами концепции авангардной партии "нового типа". Западная историография, советология давно отмечали элитарный характер ленинской концепции партии большевизма в их подходе к рабочему классу. Для объективных исследователей подобная оценка естественна. В связи с этим занятными выглядят былые попытки аргументации теоретиков, пропагандистов КПСС опровергнуть данную оценку. К примеру, Н.В.Романовский прибегал к такого рода "доказательствам”. Во-первых, у партии, задачей которой является социалистическая революция, характер связи с классом должен быть иным, чем у партии, ориентированной на парламентаризм, на реформы. Именно поэтому Ленин и разрабатывал концепцию авангардной роли партии79. Понятно, что никакого доказательства здесь нет: элитарный характер связи партии с классом здесь не опровергается, а только подтверждается: партия, ориентированная на революцию, и должна быть авангардной, то есть элитарной. Рассматривать другие, столь же "доказательные" аргументы смысла нет. Укажем лишь, что в дальнейшем, противореча самому себе и вне связи с каким-либо конкретным анализом ленинской концепции партии, автор голословно, абстрактно и демагогично утверждает, что большевистская партия вовсе не была узкой, закрытой-, а являлась массовой, ибо "только она выражала интересы рабочего класса, всех трудящихся, только она указывала правильные пути решения назревших проблем российского общества...Ит.д. и т.п. Весь "джентльменский” набор доводов советской пропаганды. Демагогия, конечно, не может служить объектом научной критики, особенно когда она столь беспардонна. Мы привели пассаж, связанный с Н.В.Романовским для того, чтобы проиллюстрировать титанические задачи, стоявшие перед идеологами КПСС: доказать недоказуемое или опровергнуть неопровергаемое, - и посочувствовать им в связи с этим. Вернемся к основному сюжету. Одно из возможных возражений против нашей оценки тезисов основателя большевизма "лежит на поверхности”: К.Каутского причислить к основателям большевизма лишь из-за того, что он высказывал идентичные с В.И.Лениным суждения, будет весьма трудно. Строго говоря, антимарксистская позиция К.Каутского по данному вопросу и В.И.Ленина лежит в русле мессианства, имманентно присущему марксизму. Правда, их позиция преобразовывает мессианство рабочего класса в элитарность партийных вождей — интеллигентов. Но и в первом, и во втором случае новое общество научно может быть построено лишь в связи с открытой классиками марксизма "истиной" "научного социализма". Вместе с тем в этом же пункте заключается и различие между позицией классиков марксизма, с одной стороны, и К.Каутским и В.И.Лениным, с другой. По К.Марксу, один раз открытую "Истину" можно в принципе независимо открыть и во второй, и в третий раз и "вне", и "внутри" рабочего движения, если только присутствуют объективные и субъективные условия. А то, что это сделали первоначально К.Маркс и Ф.Энгельс, - дело случая. Можно предположить, что и образованный рабочий, овладевший "немецкой диалектикой" и с ее помощью анализирующий капиталистические экономические и политические условия, мотет открыть истину "научного социализма", если только последняя отражает объективные законы экономического, социального и политического бытия капитализма. Позиция К.Каутского и В.И.Ленина не допускает для рабочего такой возможности. Несмотря на общность воззрений К.Каутского и В.И.Ленина по проблеме "привнесения" "классового” сознания извне, аргументы и мотиву обусловливающие общую позицию, у каждого из них разные. Думается, что К.Каутский, убедившись на практическом опыте германского рабочего движения и его социал-демократии, что не происходит автоматического расширения и углубления социал-демократического сознания среди рабочего класса вслед за увеличением доли пролетариата в составе населения, циклическим обострением экономического и социального антагонизмов капитализма, попытался объяснить выдвижением рассматриваемой идеи, почему не оправдался марксистский прогноз. И его попытка скорректировать теорию марксизма, даже выходя за ее рамки, вполне оправдана. Мотивы же В.И.Ленина были иными. Условия России (самодержавие, ранний этап капитализма с его дикой эксплуатацией, сохранение феодальных и дофеодальных отношений, национальное угнетение) вообще не давали объективного основания для того, чтобы ставить социал-демократические революционные цели не то что в ближайшем будущем, но даже в отдаленной перспективе. Точно так же условия России не благоприятствовали формированию у пролетариата "классового" (по Ленину), а не тред-юнионистского сознания. Перед Россией стояли задачи решения буржуазно-демократических, аграрных и национальных проблем. Что же касается российского пролетариата, то в этих условиях вполне естественным было "тред-юнионистское" классовое сознание и соответственно требование повышения материального благополучия, равноправия, а не умозрительные цели пролетарской революции. А нищета, голод, бесправие, малокультурье российского пролетариата делали его восприимчивым к разрушительным, революционным лозунгам. Именно поэтому ленинская идея привнесения "классового" сознания (в действительности таковым не являющегося)в пролетариат "извне" превращала рабочее движение в придаток партии профессиональных революционеров. Последнее и являлось главным, невысказываемым мотивом В.И.Ленина. Точно так же эта идея должна была бы (по еще одному главному замыслу Ленина) способствовать формированию у пролетариата России в качестве его классового интереса установки на свержение существующего в стране строя революционным путем в неблагоприятных, а точнее, несозревших (по Марксу и Энгельсу) для этого условиях81. Однако общая позиция К.Каутского и В.И.Ленина является лишь одной необходимой предпосылкой, но еще недостаточной для того, чтобы создать ту концепцию партии, которая станет носить название большевистской. Одним из таких необходимых, но также недостаточных условий является третий тезис В.И.Ленина. Он и разводит позиции К.Каутского и В.И.Ленина. Однако, прежде всего обозначим тезисно концепции самих родоначальников марксизма - К. Маркса и Ф.Энгельса - по данному вопросу. (Продолжение последует) ПРИМЕЧАНИЯ 48Понятие "внутрипартийная демократия" по своему содержанию сложно, многомерно, многоаспектно, что является следствием сложности и противоречивости ключевого понятия "демократия". В статье, посвященной сравнительному анализу современных концепций ВПД, Ю.К.Малов, обобщая многообразие подходов в западной партологии, сводит их к следующим основным представлениям о ВПД как: "а) о власти большинства; б) способе реализации взглядов и ожиданий партийных членов; в) консенсусе руководителей и руководимых; г) процедуре принятия ответственных политико-управленческих решений; д) взаимодействии отдельных структурных звеньев; е) совокупности мер для сочетания специфических интересов; ж) гарантий политического самовыражения личности; з) морально-психологической ценности и т.п." (Малов Ю. К.' Внутрипартийная демократия: Опыт сравнительного анализа марксистско-ленинской и буржуазных концепций// ВИ КПСС. 1989. № 7. С.82). Автор правильно указывает, что мера полноты и форма реализации ВПД в значительной степени производны от характера той роли, которую партия выполняет в политической и общественной жизни, от идеологии и политической доктрины, которыми она руководствуется, а также от конкретно-исторических условий, в которых ей приходится действовать, характера решаемых задач, наличия демократических традиций в партии и обществе, уровня сознания и политической культуры партийных масс, степени их идейно-политического и организационного единства, зрелости руководящих партийных кадров и др. (См.: Там же, С.84). Вместе с тем он явно переоценивает различия в природе и атрибутивных чертах ВПД в буржуазных и пролетарских партиях, что является следствием недооценки, а фактически игнорирования имимманентных критериев ВПД, присущих любой партии вне зависимости от ее социального состава и политической ориентации. Отмеченная недооценка, в свою очередь, является следствие, надо полагать, убеждения автора в существовании двух принципиально различных демократий: буржуазной и пролетарской - и соответственно разных критериев их полноты. А между тем при всей специфике своего проявления ВПД в любой партии в самом общем виде означает одно и то же: власть партийных масс, а более конкретно - реальное участие партийных масс в подготовке и принятии программных, стратегических и важнейших тактических решений, в реальном контроле за избранными ими же партийными функционерами и партийными органами и многое, многое другое. И будь то пролетарская или буржуазная партия, критерии ВПД одни и те же. 49См.; например: Основы марксизма-ленинизма. Учебное пособие / Кол. авт.: О.В.Куусинен (рук.) и др. М.: Госполитиздат,1959. С.350. 50См.: Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза.London: OPI, 1984. С.86-104.Или см.: Он же. Номенклатура... М.: Советска Тэги: 5849, большевизм, большевистский, в.и.ленин, демократия, демократия,свобода,права, доктрина, к.маркс, коммунизм,большевизм, концепция, ленинизм, любознательный, марксизм, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, социо-гуманитарные, текст, тексты), теория, учение, философия «Царь горы» в Интернете2013-07-26 00:58:02Есть такая детская игра «Царь горы», когда один забирался на вершину холма и объявлял себя царем, а ... + развернуть текст сохранённая копия Есть такая детская игра «Царь горы», когда один забирался на вершину холма и объявлял себя царем, а остальные пытались его оттуда стащить и занять его место. Борьба сайтов за то, чтобы быть вверху поисковых запросов, очень ее напоминает. Только мест здесь чуть больше, да и ставки совсем другие. Занимается человек каким-нибудь видом деятельности. Все знают, [...] Тэги: пиар, продвижение, раскрутка, рубрика, сайт, сеть, соц. Facebook борется с суицидом2013-07-22 21:19:40Ученые убеждены, что можно прогнозировать возможные суицидальные наклонности, исключительно на ... + развернуть текст сохранённая копия Ученые убеждены, что можно прогнозировать возможные суицидальные наклонности, исключительно на основе мониторинга сообщений. Они могут назвать, с точностью целых 65 процентов, пользователей социальной сети Facebook, кто может на самом деле покончить с собой. Социальная сеть Facebook стала местом, где большинство людей пытаются достичь своих пятнадцати минут славы с публикацией того, что происходит с ними в жизни или того, что они думают. Хотя это уже неоднократно доказано, что это является очень опасным для психологического развития, особенно, хотелось бы больше всего отметить записи на стенах пользователей, которым действительно там не место. Из-за [...] Тэги: facebook, сеть, соц., суицид Политическая теория и политическая практика большевизма(1)2013-07-20 22:01:23 Публикую первую часть первого параграфа из второй ...
Публикую первую часть первого параграфа из второй главы научной монографии - Волков-Пепоянц Э.Г. МЕТАМОРФОЗЫ И ПАРАДОКСЫ ДЕМОКРАТИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА БОЛЬШЕВИЗМА: ИСТОКИ, СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, АЛЬТЕРНАТИВЫ. 19I7-I929 гг. В 2-х книгах. Кн.1. - Кишинев: “LEANA”.1993. - XXXII+ 464 с. Глава вторая. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ (ЛЕНИНСКОЙ) КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ В ПЕРИОД ДО 1917 г.: РОДОСЛОВНАЯ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, КОНТЕКСТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ 2.1.Политическая теория и политическая практика большевизма: проблема аутентичной интерпретации и объективации. "Марксизм” - "большевизм" - "ленинизм": субординация и координация понятий(1) По нашему мнению, точно так же, как существует специальная дисциплина - источниковедение, занимающаяся критическим осмыслением источников, на основе которых реконструируется история, необходима и историко-теоретическая критика политических "слов" и текстов деятелей ВКП(б) для аутентичной интерпретации их политических взглядов. Причин к этому несколько. 1.Первая, исходная, общечеловеческая состоит в том, что любая позиция человека, а тем более политическая позиция (включающая в себя три элемента: а) эмоциональные состояния, касающиеся политических явлений; б) политические убеждения; в) предрасположение к политической деятельности1), не поддается непосредственному наблюдению, и как следствие в связи с этим возникают теоретические (и практические) трудности в исследовании и интерпретации политической позиции любого человека, в том числе "рядового" большевика. 1.1.Во-первых, мы можем судить о наличии определенной позиции, ее характере лишь на основании того, что люди говорят (пишут), или того, как они действуют. Поэтому, как правильно предостерегает Е.Вятр, мы должны отдавать себе отчет в том,"что высказывания людей об их отношении к различным политическим явлениям могут быть искажены сознательным желанием представить свою позицию не такой, какой она является на самом деле, или же неосознанной тенденцией к высказыванию оценок, принятых в обществе, хотя и не совпадающих с подлинными взглядами индивида"2. 1.2.Во-вторых, дополнительная трудность в интерпретации позиции заключается в том, что в ситуациях практического выбора, определяющих поведение людей, часто дело доходит до конфликта мезду позициями, которые различными, внешне противоречивыми способами влияют на поведение. По всем этим причинам определение соотношения между внутренними позициями человека, их внешними проявлениями и поведением относится "к числу самых сложных проблем социологии и социальной психологии, а в сфере политических отношений эти сложности возрастают из-за многообразия политических явлений и многочисленных связей политических позиций с другими позициями и с особенностями социальной обстановки"3. 2.Вторая причина носит также универсальный характер с той только разницей, что распространяется в той или иной мере на высказывания и тексты практически всех активно действующих политиков, стремящихся в силу специфики самой политической деятельности расположить к себе максимальное количество граждан, убедить их в преимуществе именно своей программы, одним словом, добиться согласия управляемых или скрыть "до поры, до времени" свои подлинные намерения. Данное политическое явление известно давно и описано многократно, вытекает из "разрыва" между политикой и моралью и состоит в том, что существует иерархия уровней соответствия, тождества убеждения, мысли (обозначим "У-М") и слова, текста (обозначим "С-Т") субъектов политики. По крайней мере можно говорить о трех уровнях тождества, а точнее соответствия ”У-М"/"С-Т". 2.1.В первом уровне, в который входят мысли и слова-тексты партийно-политической элиты, существует максимальная тождественность между тем, что мыслится, и тем, что произносится, печатается в узком кругу элиты4. 2.2.Слова-тексты второго уровня ("С-Т2"), то, что говорит элита своим рядовым сторонникам, прежде всего рядовым членам партии, отличаются, как правило, порой незначительно, редко - существенно (а иногда и нет никакого различия) от слов-текстов первого уровня ("С-Т1")5. 2.3. И, наконец, высказывания-тексты третьего уровня ("С-Т3"), то, что публично обращено элитой к широким слоям народных масс, отличается как от того, что произносится в партийном кругу ("С-Т2"), так тем более от того, что произносится в узком кругу элиты ("С-Т1”)6. Сразу же сделаем оговорку: все вышеизложенное не относится ктекстам "чистых" ученых - нулевой уровень; речь в данном случае идет о возможной мере соответствия (несоответствия) содержания мыслей, убеждений с содержанием слов, текстов политиков. Мы не утверждаем категорически, что отмеченное политическое явление носит закономерный характер, но нетрудно убедиться на опыте политической истории "цивилизованного" человечества, что это весьма часто, вплоть до настоящего времени, встречающийся феномен, различающийся лишь масштабом распространения, степенью лицемерия и возможностью умолчания (ибо о нем становится известно в подавляющем большинстве случаев "задним числом") в зависимости от характера политического режима по шкалам: демократический - автократический; б) либеральный – тоталитарный7. 3.Применительно к большевикам универсальная причина, затрудняющая аутентичное прочтение текстов политиков, дополняется воздействием трех факторов, усугубляющих действие основной причины и еще в большей степени осложняющих выявление подлинных политических воззрений вождей большевизма, его политических деятелей.
3.1.Большевики, особенно В.И.Ленин, непомерно преувеличивали, в определенном смысле абсолютизировали роль государственной власти в проведении социалистических преобразований во всех основных сферах общества. Государственная власть для большевиков, как мы убедимся в дальнейшем, - своеобразный демиург новой социалистической реальности8. Если для любого политика власть - сверхценность, что, естественно, часто оборачивается политическим лицемерием и неискренностью, то для В.И.Ленина, Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина, И.В.Сталина и других большевиков власть - абсолют, идея-фикс собственной жизни, и ради нее лидеры большевизма, по сравнению со многими другими политиками, были готовы жертвовать много больше, и не только истиной, но и человеческими жизнями. Эту особенность большевизма точно и образно охарактеризовала в своем этюде о Н.И.Бухарине Дора Штурман: "На потребу власти, ее достижению и укреплению они манипулируют любой словесностью, в том числе и риторикой исходной доктрины"9 . Однако с категоричностью вывода Д.Штурман, ставящей под сомнение право всех лидеров большевистской партии называться теоретиками: "Среди лидеров большевистской партии... теоретиков нет и неможет быть, ибо идеология этой партии несовместима с честным научным мышлением"10 , - думается согласиться нельзя. Можно привести много примеров, когда лидеры оппозиции в 20-е гг. проявляли своеобразную интеллектуальную честность (и личное мужество) в отстаивании своих политических убеждений: будь топредставители группы "демократического централизма" - Н.Осинский в 1919 и 1920 гг. на VIIIи IX съездах РКП(б) и Т.Сапронов в1920г. на том же IX съезде 11, Л.Каменев в 1925г. на ХIVпартсъезде12, Л.Д.Троцкий в многочисленных выступлениях в 1927г.13 или Х.Раковский в 1928г14. Они могли заблуждаться, но не лукавить. Однако, несомненно, в общем и целом ко многим и многим деятелям большевизма вывод Д.Штурман вполне справедлив. 3.2.Непосредственно с вопросом об идеологической мотивации "разрыва" между убеждением и словом/текстом (и поведением, но это другая проблема) лидеров большевизма связан малоисследованный и спорный вопрос о наличии (а точнее формировании) особого большевистского менталитета и его роли в детерминации вышеупомянутого "разрыва"15. (Строго говоря, проблема аутентичной интерпретации политической доктрины большевизма в связи с наличием особого большевистского менталитета, предполагая, что он все же имел место, не относится к нашему аспекту исследования вопроса, а касается герменевтики. Несколько подробнее об этом - в конце параграфа). Другими словами, в качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что "специфика большевизма в политике" стала проявляться со временем в высказываниях и поведении лидеров большевизма уже помимо их намерений и воли, превратилась в автоматизм и привычки сознания, а не только обнаруживалась ,в результате сознательного следования максимам политической доктрины, что автоматически отражалось в "разрыве" мысли и слова, слова и дела. Мы выносим за скобки важный, но прямо не относящийся к данному случаю вопрос о том, что первично, а что вторично: большевистская политическая идеология способствовала формированию особой ментальности лидеров большевизма, или же особая ментальность, "разлитая в культуре и обыденном сознании" народов России, благоприятствовала распространению политической идеологии большевизма? Реальный процесс, тем более учитывая плюралистичность истоков политической доктрины большевизма и относительный политический плюрализм самого большевизма в первое десятилетие после захвата власти, был, конечно, много сложнее, что требует особого исследования. Думается, что большевистский менталитет формировался (а у "старых" партийцев-подпольщиков и сформировался) по крайней мере на основе взаимодействия нескольких моментов: особого психического типа личности, присущего лидерам большевизма (тоже малоисследованный вопрос), большевистской политической идеологии в культурно-историческом контексте России начала XX в. и на фоне менталитета части ее народных масс - пролетариата, люмпен-пролетариата, маргинализированных слоев города. 3.3.Кроме проявления "фактора власти" в исследуемом ракурсе в двух указанных смыслах (уровни политического убеждения и политической ментальности) он действовал также как психологический (фактор, когда само "пользование", обладание властью и укрепление ее безотносительно к целям, ради которых она завоевывалась, для ряда вождей в силу особых черт характера (думается, можно говорить об особом психическом типе личности) являлось первейшей жизненной потребностью, самоцелью деятельности, важнейшей "внутренней пружиной" их поведения и обусловило дополнительный импульс к "разрыву" между политической доктриной и ее выражением, то ли вербальным, то ли невербальным. Современный историк в постперестроечной коллективной публикации "Наше отечество. Опыт политической истории" пишет: "Ленин всю свою сознательную жизнь вел борьбу и, начиная примерно с 1903года,- борьбу за власть. Сначала власть большевиков-ленинцев в РСДРП, затем за монопольную власть в РСДРП(б) - РКП(б), а (соответственно) последней - в стране и в международном коммунистическом и рабочем движении. Труднее ответить на вопрос, нужна ли была ему власть для победы революции или же революция виделась средством для достижения власти”16 . Думается, последнее предположение (из двух) применимо и к многим другим вождям большевизма (Л.Д.Троцкому, Г.Е.Зиновьеву, И.В. Сталину и др.). Наиболее полно, в силу понятных причин, этот вопрос исследован по отношению к И.В.Сталину. А.Авторханов в своей "Технологии власти" (как и многие другие западные ученые, а в последние 3-4 года и в бывшем Союзе, а ныне СНГ),в частности, доказывал, что для И.В.Сталина власть являлась единственной целью и святыней. В центре его интересов находилась всегда только власть, а жизнь - это борьба за нее и владение ею17. К "фактору власти" (в тройном проявлении) добавляются еще два фактора: "почва" России и готтентотская (классовая)мораль большевизма , усиливающие действие "фактора власти", а все три фактора, в свою очередь, кумулятивно усиливающие действие универсальной причины, еще в большей мере затрудняющей аутентичное прочтение политических текстов лидеров большевизма. 4.Во-первых, большевистской партии приходилось бороться за государственную власть, а затем ее защищать, апеллируя к широким трудящимся массам, являющимся в условиях России: 4.1. в большинстве своем малограмотными или вовсе не грамотными; 4.2. более двух третей (состоящих из крестьян) с мелкобуржуазной психологией и значительной долей в городе маргинализированных слоев со спецификой психики и сознания; 4.3. со значительной долей нерусского населения, с особой национальной психологией; 4.4. со своеобразной политической ментальностью русского сельского и отчасти городского населения: с сильными патриархальной и автократической политическими традициями, "разбавленными" чуть-чуть демократическим и либеральным опытом; наконец, 4.5. с динамичными, "все дозволено" и ожесточившимися, агрессивными настроениями военного, революционного и двухвластного времени18. В этом социально-культурном контексте весьма динамичной, конкретно-исторической ситуации большевистским лидерам приходилось для достижения политического успеха потворствовать и эмоциям, и страстям масс, следить и следовать за их сиюминутными, "летучими" настроениями, "оседлывать" стихийные выступления и соответственно примитивизироватъ политическую пропаганду и агитацию, приспосабливать слова/тексты - в разрыве с убеждениями (речь не идет о случаях, когда теория развивалась или, более того, сменялась парадигма под воздействием нового опыта. Достаточно сравнивать экономические и политические идеи В.И.Ленина времен "военного коммунизма" и НЭПа) - к возможностям понимания,менталитета,ожидания и настроения широких трудящихся масс. Приведем два наглядных и характерных примера того, как нельзя в ряде случаев по текстам, документам, составленным лидерами большевизма, судить об их подлинных взглядах, так как эти документы по сути своей отражают не доктрину большевизма, а настроения крестьянской стихии, "страсти-мордасти" маргиналов, чаяния дезертиров. 4.А. Пример первый. Все документы I и IIсъездов Советов, написанные большевиками, в том числе знаменитые Декреты о мире и земле, были объявлены II съездом действующими "впредь до созыва Учредительного собрания". Правительство - Совет Народных Комиссаров - наименовано съездом "временным", "впредь до созыва Учредительного собрания". В "Воззвании к рабочим, солдатам и крестьянам", принятом съездом, декларировалось, что будет обеспечен "своевременный созыв Учредительного собрания". Немедленно вслед за II съездом Советов издается декрет "Временного Советского правительства" о созыве Учредительного собрания в срок19. В.И.Ленин, сочиняя декреты или А.В.Луначарский, предлагая "Воззвание…” знали (как и их соратники), ибо это соответствовало их политическим убевдениям, что ни у Учредительного собрания, ни тем более у демократической республики, которую могло конституировать Учредительное собрание, нет никакого будущего, так как эти политические институты не являются государственными формами диктатуры пролетариата (республика Советов - искомая государственная форма диктатуры пролетариата, и она учреждалась именно П съездом Советов), Только политические ожидания и настроения широких трудящихся масс и соответственно политическая целесообразность - реальная возможность захвата власти - "продиктовали" большевикам включение в документы II съезда Советов слов "впредь до созыва Учредительного собрания" вопреки своей политической доктрине. Спустя одинадцать лет после IIсъезда Советов, в 1928 г. , ответственному за выпуск протоколов съезда Г.Котельникову пришлось как-то объяснить читающей публике "разрыв" между политическими убеждениями вождей большевизма и содержанием выступлений на съезде Советов Ленина, Луначарского и др. Но так как политическое лицемерие и преднамеренный обман с целью захвата власти, "чистейшей воды” макиавеллизм, называть собственным именем было непозволительно, то составитель представил свою правдоподобную версию хода мыслей, логики большевистских вождей, оправдывающую их имморализм и, в свою очередь, "прогнозирующую" поведение трудящихся масс в ближайшие 2-3 месяца после Октябрьского переворота: "...Пусть Учредительное собрание собирается... после 2-3 месяцев опыта пролетарской власти, после того, как земля будет взята крестьянством во исполнение декрета съезда Советов, после того, как мир и по меньшей мере перемирие из области предположений перейдут в область действительности, любой отсталый рабочий, огромное большинство колеблющихся крестьян скажет: к черту Учредительное собрание, пусть живет советская власть"20. Однако предпринятая попытка "обелить" большевистских лидеров для любого непредубежденного и честного исследователя не выдерживает критики. Попытка идентификации автором цитаты себя с вождями большевизма и прогноз поведения через 2-3 месяца "отсталого рабочего" и "колеблющегося крестьянства" оказались явно несостоятельными. Во-первых, большевики обосновали необходимость перехода власти к Советам тем, что Советы, не откладывая, проведут выборы в Учредительное собрание и созовут его. Советская власть имела право на существование, легитимировала себя тем, что декларировала свой условный (скорейший созыв У.С.) и временный (до созыва У.С.) характеры. Отказ от этой условности и временности означал потерю легитимности и узурпацию власти. Кроме того, перед пролетарием, солдатом или крестьянином не стояла дилемма: советская власть или Учредительное собрание, так как советская власть была средством, а Учредительное собрание - целью. Во-вторых, Учредительное собрание было такой же самодостаточной целью, как мир и земля. Его созыв не ставился в зависимость от меры успешности реализации принятых декретов, а должен был осуществляться безусловно. В-третьих, выборы в Учредительное собрание, проведенные уже после установления советской власти, показали, что только четвертая часть избирателей, проголосовавших за списки большевиков в принципе, готовы послать "к черту Учредительное собрание" и продлить жизнь иллегальной, самопорожденной власти меньшинства. 4.Б. Пример второй. Декрет о земле и "Наказ земельным комитетам", предложенные на II съезде, были списаны В.И.Лениным, причем "слово в слово", с эсеровского "Примерного наказа", разработанного на основании 242 наказов, данных крестьянами делегатам I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, и напечатанного в "Известиях Всероссийского Совета крестьянских депутатов" 19 августа 1917 r.21 Большевики, конечно, не разделяли основных положений Декрета и Наказа и знали, что, реализованные в жизни, они рано или поздно будут отменены, но предложили их для принятия, ибо те соответствовали опять-таки ожиданиям и интересам большинства населения России - крестьянства (причем находившегося в состоянии возбуждения, стихийных выступлений, поджигавшего и грабившего помещичьи усадьбы, пускавшего дворян по миру). Это позволяло большевикам привлечь крестьян на свою сторону и завоевать власть по всей стране. Сложилась парадоксальная ситуация. Декрет о земле отражал аграрную программу эсеров. Они, таким образом, вполне могли взять власть, но не хотели этого делать самостоятельно, ибо боялись развязать гражданскую войну (как и меньшевики). Большевики же, выдав чужие идеи за свои (но не разделяя их), получили возможность благодаря этому взять власть по всей стране в свои руки и воспользовались этой возможностью, так как власть для них была демиургом и абсолютной ценностью. Они в отличие от эсеров и меньшевиков разжечь гражданскую войну не боялись, а наоборот, несмотря на все призывы, осуждения и увещевания Мартова, Хинчук, Гандельмана, Абрамовича, Гуревича и других на II съезде Советов , "твердо" встали на путь неизбежной гражданской войны лишь бы (любой ценой) взять власть. Впечатляющим примером макиавеллизма, политического лицемерия большевизма, несоответствия между тем, что думает,или тем, что говорит политик,и тем, что он собирается делать, является речь В.И. Ленина на II съезде Советов в связи с Декретом о земле (уровень"С-Т3”). "Здесь раздаются голоса, что сам декрет и наказ составлен с.- -р. Пусть так. Не все ли равно, кем он составлен, - ничтоже сумняшеся, произнес В.И.Ленин, - но, как демократическое правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя бы мы с ними были несогласны... И если даже сами крестьяне пойдут и дальше зас.-р. и если они даже этой партии дадут на Учредительном собрании большинство, то и тут мы скажем: пусть так(невероятно, но именно так, смиренно и скромно, в роли послушного слуги народных масс, выступал вождь большевизма. - Э.В.-П.). Жизнь - лучший учитель, а она укажет, кто прав, и пусть крестьяне с одного конца, а мы с другого конца будем разрешать этот вопрос. Жизнь заставит нас сблизиться в общем потоке революционного творчества, в выработке новых государственных форм... мы должны предоставить полную свободу творчества народным массам"23. Примечательное и достойное высказывание "первого среди равных" вождя большевизма, служащее отличным учебным материалом для анализа макиавеллизма большевизма. В процитированном фрагменте содержатся сразу несколько лицемерных утверждений (и одно умолчание). Во-первых отметим, что В.И.Ленин сам подтверждает факт "разрыва", нетождественности убеждения и слова - хотя большевики с Наказом "были несогласны", тем не менее они его, фактически украв у эсеров, предложили съезду Советов. При этом В.И.Ленин, "не удержавшись", прибегает к умолчанию в виде подмены понятия: ведь дело не просто в том, что Наказ - это "постановление народных низов", а в том, что данное "постановление народных низов" отражало взгляды, убеждения эсеров, так как именно последние выражали интересы народных масс - крестьянства, аккумулировали их чаяния, настроения. Большевики же не могут похвалиться тем, что их воззрения соответствуют интересам большинства "народных низов", и, сделав хорошую мину при плохой игре, как ни в чем ни бывало, переворачивая ситуацию, ставят себе это в заслугу. Насквозь лицемерным является утверждение, что большевики не могут "обойти постановление народных низов, хотя бы... с ним были несогласны”. В действительности В.И.Ленин и другие лидеры большевизма могли поддержать "постановление народных низов", с которым были несогласны, лишь в том единственном случае и постольку, поскольку оно способствовало их приходу к власти (Декреты о земле и о мире) или же позволяло удержаться у власти (НЭП), и то только кратковременно, пока власть не окрепнет. ; Еще одно лицемерие в процитированном отрывке состоит в провозглашенной готовности подчиниться воле Учредительного собрания даже в том случае, если на нем большинство будет у эсеров. Известно, что в то самое время или почти в то самое время В.И.Ленин, большевики вынашивали планы отсрочить выборы в Учредительное собрание, а если большинство в нем получит эсеро-меньшевистский блок,то ивовсе разогнать его . Целиком лицемерным является и утверждение о том, что большевики "должны, предоставить полную свободу творчества народным массам". В действительности никакой свободы, тем более полной свободы для творчества, народным массам большевики предоставлять не собирались. Опять-таки за исключением того единственного случая, когда свобода творчества народных масс - попросту говоря стихия народных масс - способствовала завоеванию и укреплению власти большевиков: как это было летом, и осенью 1917 г. в Петрограде и на фронтах войны или красный террор осенью 1918 г. 5.Объяснение вышеприведенных фактов кроется как раз в классовой, или,как ее еще называют, готтентотской, морали большевиков. Вообще-то подавляющее большинство политиков всех времен и народов (но все же не все),вплоть до настоящего времени, действовали и действуют, руководствуясь прежде всего политической целесообразностью (другой вопрос - степень адекватности понимания ими политической целесообразности). В этом нет ничего удивительного. Однако при этом им, вынужденным публично (в новое, особенно в новейшее время) объявлять о своей приверженности общечеловеческой, "христианской" и т.д. морали, приходилось в выборе средств достижения цели останавливаться (хоть и не всегда) на более гуманных, учитывать общественное мнение, основанное на моральных ценностях. Большевистские же лидеры, открыто провозгласив разрыв своей политики с общечеловеческой моралью и намерение действовать лишь в интересах пролетариата и беднейшего крестьянства, строительства коммунизма, понимаемого по-большевистски, что и является, с их точки зрения, критерием моральности25, не были сдерживаемы моральными нормами и как следствие могли использовать, а зачастую и использовали самые безнравственные средства для достижения цели: кровепад лавинообразного террора по классу в целом, а не по выявленным цивилизованным судом преступникам, разжигание низменных инстинктов масс и гражданской войны, опора на стихию малокультурных, а порой и одичавших масс под названием свободного творчества народа, захват заложников, эскалация страха, - перед которыми демагогия,лицемерие или умолчание выглядели шалостями политических малолеток . Именно поэтому, из-за нравственного релятивизма и ригоризм еще в большей степени, чем у обычных политиков новейшего времени, затруднено аутентичное прочтение текстов, выявление политической доктрины вождей большевизма. Исходя из изложенного, исследователю политических убеждений вождей большевизма следует различать агитационную речь на митинге большевистского активиста перед широкими массами рабочих и солдат (3-й уровень) от речи на открытом заседании партсъезда (2-й уровень); пропагандистскую статью на злобу дня в популярном массовом издании - "Правде" или "Бедноте" (3-й- уровень, порой 2-й) от доверительного письма одного вождя к другому (1-й уровень); теоретическую статью, книгу (1-й уровень или 0-й, чисто научный, вообще выходящий из рамок данной иерархии, как, например, монография А.А. Богданова "Тектология", что, конечно, крайне редко для действующего политика-практика, а для большевика - уникальное, просто фантастическое исключение. Здесь, безусловно, надо руководствоваться двумя дополнительными обстоятельствами: а) отошел ли большевик от активной политики, что имело место в случае с А.А.Богдановым; б) в какой период написана работа: дореволюционный или в революционный, после февраля 1917 г. - и где: в эмиграции, в подполье, - легальным или эзоповским языком) от выступления в одной из дискуссий первого десятилетия завоевания власти. Если судить о политической доктрине большевизма только по публичным речам, пропагандистским статьям,выступлениям на съездах Советов или партсъездах, не сопоставляя содержание вышеупомянутых "слов-текстов" с суждениями, изложенными большевистскими вождями в доверительных письмах друг к другу, редких теоретических статьях, то получится явно деформированная картина. Поэтому необходимо коррелировать содержание слов-текстов 3-го и 2-го уровней со словами-текстами I-го или 0-го уровня того же пространственно-временного континуума в том случае, когда они имеются. Необходимость такой корреляции и корректировки при реконструкции доктрин большевизма проиллюстрируем на тексте В.И.Ленина .В "Письме к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным" он, излагая суть своих взглядов на национальную политику, отмечал: "Мы хотим добровольногосоюза наций ... который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии. Такой союз нельзя осуществить сразу, до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью ...”26. А спустя несколько-дней, 28 декабря 1919 г., В.И.Ленин пишет записку Л.Б.Каменеву, в которой были слова, до середины 199Iг. не публиковавшиеся и раскрывающие истинное намерение вождя: "Давайте мы, великороссы, проявим осторожность, терпение и т.п. и понемногу заберем опять в руки всех этих украинцев, латышей …”27. Вполне очевидно без каких-либо комментариев, что " братское единство" и "добровольное согласие” не создаются на основе стремления одного из братьев "забрать в руки" другого брата. Поэтому подлинные воззрения В.И.Ленина по национальному вопросу, реконструированные с учетом "выпадавших" до последнего времени слов из записки к Каменеву, сильно отличаются от тех, которые могут быть выявлены на основе его "Письма к рабочим и крестьянам Украины...". Насколько трудна задача аутентичной интерпретации доктрины большевизма, и прежде всего политической, можно судить хотя бы по тому, что в архиве КПСС, как выяснилось совсем недавно для широкой общественности, вплоть до путча 1991 г. хранились неопубликованными от 6до 7 тысяч документов, связанных с В.И.Лениным и Октябрьской революцией, и около 4 тысяч, вышедших из-под пера вождя революции28 . Вместе с тем думается, что если, в частности, касательно отдельных документов или периодов деятельности большевизма требуется дальнейшая работа по корректировке, то сущность политической доктрины в целом, даже сущность входящих в нее концепций, в том числе концепции демократии, могут быть в общем и целом реконструированы на базе всей совокупности слов-текстов, без особых искажений, конечно, с учетом плюрализма и дискуссий.
(Окончание последует) ПРИМЕЧАНИЯ 1См. подробнее: В я т р Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. С.387-388. 2Там же. С.388. 3Там же. С.390. 4Алгебраически и условно (и схематично) проблему для наглядности можно представить следующим образом (цифры взяты произвольно). Предположим, что 98% тезауруса политического убеждения политической элиты адекватно выражено в 99%произнесенных и напечатанных ею слов (98% "У-М1" - убеждения, мысли, отражающие убеждения - = 99% "С-Т1"- слова, тексты). Тогда из нашего предположения следует, что,с одной стороны, 2% ∑ убеждений не произнесены и не напечатаны вообще (2% "У-М1 " = 0% "С-Т1"), а с другой стороны, I% слов элиты, произнесенных в своем кругу, не соответствуют ее собственному убеждению (I% "C-T1л " - слова лицемерия - ≠ "У-М1"). Таким образом, все слова, тексты, высказанные и напечатанные политической элитой в своем кругу, в целом алгебраически можно представить уравнением: "С-Т1" = 99% "C-Ту1" (слова, тексты, отражающие убеждения) + I% "С-Тл1" (слова,не отражающие убеждения, слова лицемерия) = 98% "У-М1"+ 1%"C-Tлl” . В свою очередь, все убеждения политической элиты, высказанные (невысказанные) в своем кругу, можно представить уравнением: 2) "У-М1" = 98% "У-М199%C“(98% ∑ убеждений, выраженных в 99% слов) + 2% "У-М10%с" (2% убеждений, не выраженных в словах). 5Условно и произвольно предположим, что 95% тезауруса политического убеждения элиты в ходе обращения ее к рядовым сторонникам выражено в 90% произнесенных и напечатанных на этом уровне слов (95% "У-М2” = 90% "С-Т2"). Тогда из этого следует, что 5% ∑ "У-М2" не произнесены и не напечатаны вообще (5% "У-М2” = 0%"С-Т2"), а, в свою очередь, 10% слов, текстов большевистской элиты,обращенных к своим рядовым сторонникам, не выражают ее собственного убеждения (10% "С-Т2" ≠ "У-М2"). По содержанию У1 = У2. Таким образом, аналогично первому случаю ситуацию на втором уровне алгебраически можно представить в виде системы двух уравнений: I) "С-Т2" = 90% "С-Ту2" + 10% ”С-Тл2"= 95% "У-М2" + 10% "С-Тл2" = 95% "У-М" + 10% "С-Тл2". 2) "У-М2" = 95% "У-М90%С2" + 5% "У-М0%С2". 6Примем, что 90% "У-М3" = 85% "С-Ту3. Из этого предположения следует, что 10% "У-М3" = 0%"С-Т3", а 15% "С-Тл3" ≠"У-М3". По содержанию У1 = У2 = У3. Таким образом, как и в первых двух случаях, слова, тексты, публично обращенные элитой, партийными функционерами к широким народным массам, алгебраически можно представить системой уравнений: I) "С-Т3” = 85% "С-Ту3" + 15% "С-Тл3" = 90% "У-М" +15% "С-Tл3"; 2) "У-М3" = 90% "У-М385%С" +10% “У-М30%C".
7Конечно, зависимость существует и от других факторов, к примеру, от моральных свойств правителей или президента, премьера и т.д. 8В.И.Ленину как теоретику общественного развития и практику- реализатору определенной идеологии, декларирующей, что она базируется на материалистическом понимании истории, хотя это и может показаться парадоксальным, так как он, безусловно, один из талантливейших политиков-тактиков в истории человечества, а масштаб политика, как известно, определяется умением своевременно и адекватно учитывать социальную реальность и вносить коррективы в политику, свойственен волюнтаризм и идеализм. Вряд ли кто из объективных исследователей возьмется оспаривать, что по-иному никак и нельзя интерпретировать его утверждение о возможности произвольного (подчеркиваем это специально - именно произвольного) видоизменения обычного исторического порядка. ("Для создания социализма, говорите вы, требуется цивилизованность, - вопрошает Ленин и отвечает: ну, а почему мы но могли сначала создать такие предпосылки цивилизованности Тэги: большевизм, в.и.ленин, демократия,свобода,права, доктрина, и.в.сталин, коммунизм,большевизм, л.д.троцкий, ленинизм, ликбез, любознательный, марксизм, н.бухарин, наука, немного, оригинальный, политика(видео, политический, политология, портрет, социо-гуманитарные, текст, тексты), теория, учение, философия Как в твиттере изменить фон и сделать его неповторимым.2013-07-16 15:13:0215:11 16.07.2013 Как в твиттере изменить фон и сделать его неповторимым.< ... + развернуть текст сохранённая копия 15:11 16.07.2013 Как в твиттере изменить фон и сделать его неповторимым. Как поставить в твиттере фон. Мне, как и любой женщине, хочется быть неповторимой. Это касается всего. В том числе и твиттер аккаунта. Вместо скучного «как у всех» хочу иметь нечто свое. Поэтому сегодня мы и поговорим о том, как в твиттере изменить фон на тот, который вам больше нравиться. Я уже касалась оформления аккаунта в… Как в твиттере изменить фон и сделать его неповторимым. пост с блога: Блог Алены Марченко. О раскрутке сайта и не только. read more at Про создание и продвижение блога, доступно. rss2lj
Тэги: раскрутка, сайт, сеть, соц.
Главная / Главные темы / Тэг «соц»
|
Категория «IT»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|